Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская крестьянская община глазами иностранцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
П. Б. Струве назвал А. Гакстгаузена одним из лучших знатоков русского хозяйственного быта первой половины XIX в. А. Гакстгаузен особенно внимательно отнесся к русской крестьянской поземельной общине, в существовании которой немецкий путешественник увидел главную причину самобытности русской жизни. (Гакстгаузен А. Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России. Т. 1. М., 1870. С.77-79, 82 - 85.) Все население одной общины составляет единицу, которой принадлежит вся земля, поля, луга, выгоны, леса, озера и т.д. Всякая мужская душа имеет право на равное участие во всех пользованиях данной землею. Это участие, по самому принципу, постоянно меняется, так как всякий, вновь родившийся в общине мальчик получает равное право на участие, равно как участие всякого умершего члена уничтожается с его смертью. Леса и выгоны, право охоты и рыбной ловли не делятся, но каждый получает равное участие в их пользовании. Или в доходах с них. Поля же и луга действительно делятся по числу мужских душ и соответственно доброкачественности земли. Равномерный раздел естественно очень затруднителен. Пашня состоит из хороших, средних и дурных клочков, - одни лежат близко, другие далеко, для одного удобно, для другого нет. Как же все это выровнять? Конечно, это очень трудно, но русские легко побеждают эту трудность: в каждой общине есть опытные землемеры, научившиеся своему делу по преданию и исправляющие его справедливо и к всеобщему удовольствию. Сначала дача разделяется на полосы, смотря по отдаленности, или близости, по качеству земли и по степени ее удобренности, так что каждая полоса бывает совершенно однородна другим полосам во всех отношениях. Потом каждая из этих полос разделяется на столько участников, сколько находится в общине членов-участников и участки разбираются ими по жребию. Таков общий порядок; но в каждой области, а часто и в каждой общине, установились местные обычаи, которыми он видоизменяется. Очень интересно было бы собрать все эти особенности. Например, в Ярославской губернии существуют во многих общинах особенные, чрезвычайно чтимые мерки. Длина этих мерок соответствует достоинству и качеству различных почв, так что, например, для самой лучшей земли - мерка самая короткая; для земли несколько похуже - и мерка несколько подлиннее, и наконец, для самой худшей земли - и мерка самая длинная. Поэтому в этих общинах все участки различной величины, но именно тем самым они уравнены в своей ценности. ...Принцип раздела земли по душам в России сохранился даже у крепостных крестьян, находящихся на оброчном положении, которое прежде было единственно употребительным. Но у барщинных крестьян мы находим видоизменение принципа. Перевод крестьян с оброка на барщину делался прежде, да и теперь делается, когда крестьяне не могут более платить оброка, следующим образом: помещик отрезывает для себя от всей земли часть, большею частию 1/4 или 1/3 пахотной земли. В пользовании у крестьян остается тогда 3/4 или 2/3 на их существование, и за это они должны на свой счет помещичью землю унавозить, запахать, заборонить, засеять (семена идут от помещика), убрать хлеб и свезти его на продажу. При этой простейшей форме, помещик не имеет никакого хозяйственного инвентаря, ни людей, ни даже надсмотрщика (деревенский староста обыкновенно исполняет эту обязанность), ни усадьбы, и разве только овин или ригу. В этом случае крестьяне не плотят оброка, а оплачивают его барщинной обработкой этой 1/4 или 1/3 земли. Для отклонения злоупотреблений правительство постановило, раз навсегда, что барщинная работа ни в каком случае не должна превышать трех дней в неделю. Такое барщинное положение оказывает свое влияние и на раздел земли в общине. При оброчном положении, как мы сказали, каждая мужская душа получает равный участок земли (за малолетних детей получает отец), но за то каждая мужская душа берет на себя и равную часть в оброк. Когда же введена в деревне барщина, то, конечно, дети и старики, не могущие работать, не несут барщинной повинности, потому не могут иметь они и притязания на участки земли, раздаваемой крестьянам взамен барщинной работы. Потому в селах, имеющих барщину, явился другой принцип дележа земель, именно: земля делится не по душам, а по тяглам. Понятие тягла не вполне определенно, по крайней мере оно не передается переводом одним словом на немецкий язык. Нельзя сказать, чтобы тягло составляло семейную чету, равно как и целое семейство - оно стоит по середине. Например, если крестьянин имеет престарелого отца, одного взрослого сына и нескольких малолетних детей, то такая семья составляет одно тягло; она несет барщинную повинность на одно тягло и получает один участок земли. Если сын женится, то хотя бы он остался жить в одной избе с отцом, он составит отдельное тягло как в барщинной работе, так и в участии на землю. Женитьба, таким образом, всегда образует новое тягло. Троякого рода интересы вынуждают молодых людей жениться. Во-первых, помещику обыкновенно выгодно иметь как можно больше тягл. Если у помещика обрабатывается немного земли, то лишние тягла ему не нужны и даже обременительны, потому что, при слишком мелком дроблении участков крестьянской земли, крестьянам не с чего было бы жить и, следовательно, ему пришлось бы прикупить земли или доставить им другие средства к существованию. Но этот случай бывает теперь редко, так как, при распространившейся промышленности, он может таких лишних рабочих поместить на какую-нибудь фабрику или выдать им паспорты и отпустить на оброк. ...Как известно, в определенные сроки производятся народные переписи для распределения подушной подати и рекрутской повинности. Эти переписи называются ревизиями и со времен Петра 1, стало быть, в течение 130 лет, было их восемь. Относительно этих сроков принять за правило, что в год ревизии должен быть производим в общинах новый передел земли. Если б это не было предписано, то поселяне, по крайней мере в здешних местах, даже и в ревизионный год, не стали бы принимать нового передела, потому что, как ни удобен для них этот передел, сколь невыгодным он для них кажется, обнаруживается уже из прозвания, которое они дают ему, именно, они называют его "черный передел", т.е. черный, злой дележ... При последней ревизии в здешней местности поступали следующим образом, и конечно подобным же образом поступали в значительной части России. Прежде всего, общинная дача размеривается и расценивается по качествам почвы деревенскими межевщиками, и каждая полоса делится на известное число участков. В государственных имениях количество этих участков рассчитывается приблизительно по числу ревизских душ, а в удельных и крепостных имениях по числу тягол; но, на случай приращения в населении, нарезывается несколько лишних участков, которые и составляют резерв для общины. Слишком неправильные фигуры, образуемые дорогами, рвами, берегами и пр., трудноизмеримые, обрезываются так чтобы выделялись из них участки правильной формы, и остающиеся таким образом, за границей участков, полосы, концы и углы также причисляются к резервным землям и служат для уравнения между участками, если который-нибудь окажется малоценнее других. Эти углы и концы называются заполоски. После того каждому выдается участок, доставшийся ему по жребию, а резервные земли община отдает внаем, или как-нибудь иначе пользуется ими. Когда теперь, впоследствии времени, родится мальчик или образуется новое тягло, то из резервных земель выделяется и дается ему новый участок. Когда кто умирает, то его участок присоединяется к резервным землям. Но вообще, сколько возможно, соблюдается то, чтобы, например, участок, принадлежавший умершему отцу, вновь был отдан его сыну, так, чтобы существующие земледельческие хозяйства сколь возможно менее нарушались в своем существовании. В последнем обстоятельстве заключается причина и того, почему семьи охотно остаются без раздела в хозяйстве. Когда умирает отец, то часто старший брат заступает его место, как глава семьи, пользуясь совершенно всей его властью, и хозяйство остается нераздельным....
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.006 с.) |