Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сельское хозяйство славянских племён Восточной Европы во второй половине↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сельское хозяйство славянских племён Восточной Европы во второй половине I тысячелетия н.э. Земледельческий характер экономики славянских племен Восточной Европы середины и второй половины I тысячелетия н. э. в настоящее время является общепризнанным. Решающим аргументом в пользу этого стали археологические материалы. К концу I тысячелетия н. э. славяне представляли собой крупнейший этнический массив в Восточной Европе, заселяли территорию от Приладожья на севере до Молдавии на юге. Южная граница этой территории в целом соответствовала границе степи и лесостепи. Наиболее восточные славянские памятники расположены по Дону, верхней Оке, северо-западным притокам Волги. Западная граница славянского ареала в Восточной Европе в основном совпадала с современной границей расселения восточнославянских народов. Исключение составляет Днестровско-Прутское междуречье, ныне занятое романоязычными молдаванами, где в VIII—IX вв. обитало славянское население. Выделяются две, несомненно, славянские археологические культуры. Одна из них — культура Корчак (иначе — пражского типа), часть ареала которой находится на территории Польши и Чехословакии. В России ее памятники, датируемые VI—VII вв., располагаются по среднему течению рек Припятского бассейна: Ужа, Случи, Стыря, Турий и Стохода, а также по верхнему и среднему течению Тетерева, Днестра и Прута. Другая связываемая со славянами культура VI—VII вв. представлена памятниками типа Пень-ковки, расположенными к югу от корчакских по Днепру, в междуречье Днестра и Прута, а также на Северском Донце. Ареал этих древностей по мнению многих исследователей, соответствует данным письменных источников о славянских племенах антов. Уже ранние сведения письменных источников о славянах свидетельствуют, что они были оседлым земледельческим народом. Тацит, сравнивая славян (венетов) с германцами и сарматами, указывает, что они близки германцам, так как «строят дома» и ведут оседлый образ жизни. Авторы рубежа V—VI вв. сообщают, что у славян имеется «большое количество... плодов земных... в особенности проса и пшеницы». Древность славянской земледельческой традиции подтверждается данными лингвистики. Такие термины, как «рало», «орать» (пахать), «жать», названия основных сельскохозяйственных культур — овса, ячменя, пшеницы, ржи—и общее наименование зерновых («жито») являются общеславянскими. Из-за все еще недостаточной изученности археологических памятников VI—VII вв. сельское хозяйство славянского населения Восточной Европы может быть охарактеризовано лишь в общих чертах. Тем не менее признаки достаточного развития земледельческого хозяйства довольно многочисленны. Так, поселения культуры Корчак сосредоточиваются в основном в районах распространения черноземов и оподзоленно-черноземных почв. Там же, где преобладают торфянисто-болотные и подзолисто-песчаные почвы, поселений гораздо меньше. Это следует связать, очевидно, с земледельческим характером хозяйства. О земледелии говорят находки зерен культурных растений или их отпечатков на глине. Наиболее часто встречаются пшеница, просо и ячмень, известны находки зерен гороха и вики. Отпечатки соломы на обожженной глине и примесь половы в керамическом тесте, из которого изготовлялись сосуды, являются несомненными признаками земледельческого быта. Сравнительно часты находки ротационных жерновов или их обломки. Есть находки серпов, небольших и слабоизогнутых, сходных с более ранними, известными со скифского времени, а также современного типа. Эти последние со временем становятся характерными в Восточной Европе прежде всего для славян. Находки наконечников пахотных орудий на корчакских памятниках пока неизвестны, что может быть объяснено недостаточной их изученностью. Это обстоятельство, а также значительная разбросанность и небольшие размеры поселений породили представление, что земледелие у населения корчакской культуры было подсечным. Такая точка зрения вызывает, однако, серьезные возражения. Находки железных наконечников пахотных орудий на памятниках пеньковского типа, прямо свидетельствуют о пашенном земледелии славян рассматриваемого региона в VI—VII вв. О применявшихся в то время системах земледелия нет надежных сведений. Относительно редкое и сравнительно подвижное славянское население VI—VII вв. могло широко использовать экстенсивные системы земледелия: залеж, перелог, а также и подсеку. Тем не менее земледельческое хозяйство славян Восточной Европы VI—VII вв. представляется в некоторых моментах стоящим на более низком уровне, чем в период существования черняховской культуры. Многочисленное население черняховского времени жило в крупных поселениях, которые, несомненно, были окружены сплошными массивами обрабатываемых земель. Мелкие поселки славян VI—VII вв. рисуют иную картину хозяйственного освоения территории. Эти изменения могут быть объяснены катастрофическими последствиями гуннского нашествия. Остеологический материал славянских памятников VI—VII вв. свидетельствует, что именно скотоводство, а не охота доставляла основную часть мясного питания. На всех памятниках преобладают остатки крупного рогатого скота, в Рипневе, например, более половины. Меньше остатков свиньи и мелкого рогатого скота, мало — лошади. Разводились также куры. Была известна заготовка кормов на зиму, о чем свидетельствуют находки кос. Большое значение имели, вероятно, солома и веточный корм. Не исключено, что часть исследованных на поселениях хозяйственных построек использовалась для содержания скота. Скотоводство было придомным, тесно связанным с земледелием. Рабочий скот, прежде всего волы, быки, лошадь, использовался на пашне; вероятна также молотьба с помощью скота. После снятия урожая скот, вероятно, выгонялся на поля, как и в более позднее время (толока). В целом экономика славян Восточной Европы VI—VII вв. носила вполне определенный земледельческо-скотоводческий характер при ведущей роли пашенного земледелия. Охота и рыболовство имели подсобное значение. В VIII—Х вв. у восточных славян происходило дальнейшее развитие земледелия, причем пути такого развития были различными в лесостепи, с одной стороны, и в лесной зоне — с другой. Основным орудием обработки почвы оставались рала различных разновидностей, чаще, чем в предшествующий период, снабжавшиеся железными наконечниками. Последние нередко были весьма совершенных форм, мало изменившихся вплоть до недавнего времени. В конце периода появляется соха, ставшая в более позднее время важнейшим пахотным орудием русского крестьянства в лесной зоне и отчасти в лесостепи. Железные наральники обнаружены преимущественно на памятниках лесостепи и южных окраин лесной зоны. У большей части их были широкая лопасть и небольшой длины втулка. Это свидетельствует, что они использовались на орудиях с горизонтальной рабочей частью — полозом и были приспособлены преимущественно для работы на сравнительно мягких, очевидно старопахотных, землях. Такие рала близки к позднейшим украинским, у которых рабочая часть и рукоять были образованы одной деталью. Часть рал с полозом снабжалась череслами. Такие орудия могли использоваться и при работе на сильно задернованных участках. Бытовали также рала без полоза, ширина лопасти наконечников которых не превышает ширины втулки, а длина последней составляет значительную часть общей длины наральника. Рала без полоза также могли употребляться не только на старопахотных землях, но и для поднятия сильно задернованных почв. В южной части славянского ареала они встречались реже, чем более совершенные рала с полозом. К VIII—IX вв. у славян лесной зоны формируются новые пахотные орудия — сохи. Происхождение сохи в настоящее время связывается с однозубым ралом. Одной из характерных ее особенностей было наличие двух рабочих заострений. Древнейшие сошники происходят из Старой Ладоги и городища Холопий городок под Новгородом, где датируются второй половиной VIII — началом IX в. Серпы, характерные для славянских памятников рассматриваемого времени, значительно отличаются от более ранних. Для них характерна уже современная форма: черешок сильно отогнут, изгиб лезвия значителен и представляет собой асимметричную дугу, отрезок эллипса или параболы. Такая форма лезвия серпа является оптимальной. Более архаичные слабоизогнутые серпы встречаются редко, в основном на памятниках, славянская принадлежность которых не бесспорна. Судя по довольно многочисленным находкам палеоботанического материала, славяне Восточной Европы в VIII—Х вв. продолжали выращивать пшеницу, главным образом мягкую, а также полбу, просо и ячмень. Очень важен процесс постепенного увеличения посевов ржи, особенно в лесной зоне. В раннем железном веке рожь в лесостепи и лесной зоне не имела еще, очевидно, существенного значения в посевах. На большинстве памятников VIII—Х вв. она также составляет незначительную часть среди найденного зерна. Исключение составляют городище Новотроицкое (VIII—IX вв.) и поселения Свила I (IX в.), где эта культура преобладает. На городище Новотроицком обнаружены семена костра ржаного, сорняка, характерного для озимых посевов ржи. Этот факт весьма показателен, так как широкое распространение ржи связано именно с озимыми посевами. Увеличение роли ржи на территории лесной зоны и как следствие этого уменьшение посевов пшеницы и проса объясняются устойчивостью этой культуры к суровым климатическим условиям, меньшей чувствительностью к сорнякам, что было особенно ценным при переходе к обработке старопахотных почв, когда посевы сильно страдали от сорняков. Таким образом, возрастание посевов ржи может служить одним из свидетельств перехода от экстенсивных систем земледелия к более интенсивным. Процесс вытеснения рожью пшеницы и проса происходил в лесной зоне постепенно в течение всего средневековья. Находки из Новотроицкого городища и поселения Свила I знаменуют его начало. Состав зерновых культур и сопутствующих им сорняков, а также характер пахотных орудий позволяют предполагать, что славяне VIII— IX вв. в лесостепи практиковали преимущественно краткосрочные перелоги и различные переходные формы от перелога к паровой системе земледелия. В лесной зоне ведущей системой земледелия был, по-видимому, лесной перелог. Собранный хлеб у славян просушивался на солнце в копнах или специальных сооружениях — овинах — с помощью огня. Простейший овин представлял собой яму, в которой разводили огонь, с покрытием из жердей, которые обкладывались снопами колосьями внутрь. Остатки такого овина обнаружены, например, на городище Новотроицком. Обмолот зерна мог производиться вручную, цепами или палками, а также с помощью скота. Слово «цеп» относится к числу общеславянских и появилось задолго до рассматриваемого периода. Для хранения зерна повсеместно использовались «житные ямы», нередко упоминаемые и в позднейших письменных источниках. Форма их обычно грушевидная, размеры сильно варьируют; отдельные ямы могли вмещать несколько центнеров зерна. Стенки ям нередко обмазывались глиной и обжигались, во многих случаях прослежены следы кровель, закрывавших ямы сверху. Существовали также наземные сооружения для хранения зерна — клети, закрома, представлявшие собой столбовые или срубные постройки. Размол зерна производился ротационными жерновами; находки зернотерок единичны. Как и в предшествующий период, скотоводство у славян VIII - IX вв. было важной, но подчиненной земледелию отраслью хозяйства. Судя по соотношению остатков важнейших сельскохозяйственных животных в остеологическом материале, в составе стада по-прежнему преобладал крупный рогатый скот. Меньше разводили свиней, овец и коз. Весьма невелико на памятниках количество остатков лошади, что, безусловно, связано с широким использованием лошади в хозяйственных и военных целях. Кости крупного рогатого скота из славянских памятников рассматриваемого времени принадлежат обычно взрослым особям, что свидетельствует о развитии молочного хозяйства. Мелкий рогатый скот и свиньи, наоборот, забивались обычно в молодом возрасте, что в значительной мере обусловливалось трудностью заготовления кормов и содержания животных в зимний период. Впрочем, находки кос на памятниках VIII—IX вв. довольно часты. Домашние животные у славян VIII—Х вв., как и эпохи Киевской Руси, были, как правило, малорослыми, что объясняется, прежде всего, условиями содержания. Сельское хозяйство славян Восточной Европы третьей и четвертой четверти I тысячелетия характеризуется вполне сложившейся устойчивой формой.
Жилище Сельское население жило в деревянных небольших домах площадью 12—20 кв. м, с печью, сложенной из валунов, обмазанных глиной, или вылепленной из глины. Такие дома топились по-черному, имели земляной пол и не имели потолка, но двускатная их крыша с коньком иногда была покрыта слоем земли, защищавшим от холода и пожара. В раннее время, в VIII — первой половине Х в., основным типом домов, господствовавшим на южной лесостепной и среднерусской — лесной зонах, была полуземлянка с полом от полуметра до метра ниже поверхности земли. Это делало жилище теплым, но сырым. Освоение восточными славянами богатых строительных возможностей, которые давал хвойный лес, способствовало тому, что в течение X—XI вв. наземные срубные жилища-избы с деревянным полом, прежде характерные только для севера, стали распространяться к югу, включая и лесостепную зону. См. рис. русской избы на стр. 83. Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом «изба», но в узком смысле этот термин и его варианты: ыстьба, истъба, истба, истобъка, истопка – означал «жилое помещение». В южных районах использовался термин «хата», а в Сибири – «дом». Для постройки использовали сосну, реже – ель, нижние венцы сруба часто были из дуба. На углах сруба применялись широко распространенная позднее рубка в обло с выпуском остатков бревен. Чашу и паз при рубке всегда выбирали в верхней части каждого нижнего бревна. Переход к более рациональному способу вырубать паз в нижней части верхнего бревна относится к XVII в. В пазы между бревнами закладывали мох. Крыши домов были двускатными, досчатые плахи покрытия – тесины или дранницы – упирались на бревенчатый конек, а внизу – на загнутые сучья – курицы. Размер построек определялся средней длиной бревен (от 6,5 до 8,5). Простейшим был четырехугольыый сруб. Уже в X – XIII вв. выработался более сложный тип жилища, состоящий из нескольких срубов, соединенных между собой или стоящих отдельно. Чаще всего встречались двухкамерные постройки, в которых сруб разделен внутренней рубленной стеной на два неравных по площади помещения, причем глинобитная печь почти всегда была в большем из них. Сруб ставился или прямо на землю, или под первый венец сруба подкладывали деревянные столбики либо камни. В северных районах в условиях более сурового климата избы строились на подклетах (под-ызбица), в подклете держали скот, хранили продукты, имущество. Иногда подклет использовали как жилое помещение. Над подклетом располагалась клеть – неотапливаемая жилая посторойка., а также горница- отапливаемая часть жилища.. Сенник, поветь – хозяйственные постройки, располагавшиеся на других сооружениях (на хлеве, на конюшне). Двери в избе были низкие, окна маленькие, волоковые, ини прорубались в двух соседних бревнах, в половину толщины каждого бревна и изнутри задвигались («заволакивались») деревянным щитком (волоком). У русских по фасаду избы обычно прорубали три волоковых окна., причем среднее для выхода дыма располагалось выше других, часто на линии потолка. Среднее волоковое окно уже в XVIIв. стали заменять красным, или косящим, с массивной колодой. Во многих избах не было потолков. Конструкция потолка из досок, брусьев или плах с центральной балкой – матицей упоминается с XVII в. Центральное место в избе занимала большая глинобитная печь, которая не имела дымохода. По диагонали от печи был красный угол, где располагался обеденный стол, висел киот (божница) с полками для икон. В северных селениях России возводились большие высокие срубные постройки в одно целое жилые и хозяйственные помещения. Двухэтажный двор также был перекрыт двухскатной крышей. Для юга характерен открытый тип двора.
Трехчастное строение (три сруба под одной кровлей): 1.-косящее окно (красное окно), 2- подызбица (подклет) – нижние пять рядов бревен, 3 – нижние горницы (9 рядов бревен), 4- верхние горницы (повалиши) из бруса, 5- волоковые окна, 6- слеги, 7- поток (желоб), 8- пчелина, 9-огниво, 10 –охлупень (шелом), 11 –самцовые бревна (самцы), 12- Князевая слега, 13- тес по слегам в зубец, 14- драницы (колотые доски), 15-гнет, 16-черный пол чердака, 17-площадка крыльца, 18-сени, 19- курицы, 20-подкладки под окладной самец засыпаются землей, 21-полица, 22- хозяйственные помещения.
Феодальная рента
С образованием Русского централизованного государства начался бурный рост владельческих имений. Это были имения мелких (военных и дворцовых) слуг князей, бояр, церковных вотчинников. Земли давались в бессрочное, пожизненное или наследственное владение. К концу XV — началу XVI в. относится период становления поместной системы как особой формы феодальной собственности, противостоящей привилегированной княжеской и боярской вотчине. Первым крупным районом поместного землевладения становится Северо-Запад. После присоединения Новгорода на месте конфискованных боярских, монастырских, владычных вотчин создается обширный фонд великокняжеских земель, которые пошли в раздачу главным образом рядовым служилым людям с поселением их на постоянное жительство. В 1500 г. поместья занимали здесь почти 47% всех культивируемых площадей. К 1540 г. их фонд возрос более чем в полтора раза, в основном за счет поглощения земель, принадлежавших оброчным крестьянам (одной из разновидностей государственных крестьян). Вслед за Новгородом поместная система распространяется на Псков, Торопец, Тверь идр. Районами преобладающего поместного землевладения, помимо Северо-Запада, являлись некоторые пограничные западные (например, Вязьма) и большинство южных уездов (Кашира, Орел, Тула, Венев, Коломна, Епифань, Дедилов, Медынь, Рязань). Развитие поместного землевладения на юге шло частично путем освоения целинных и запереложенных земель («дикого поля»). Несмотря на процесс сближения поместий и вотчин, нивелировку некоторых их особенностей, главным образом в связи с уложением 1555/56г., уравнявшим вотчинников и помещиков в поземельных нормативах воинских обязанностей, правительство, тем не менее, предпочитало в пограничных районах насаждать поместное землевладение. Увеличивалось число поместий и в центре страны. Уже в первой четверти XVI в. поместные земли встречаются, чуть ли не во всех уездах Замосковного края. К 70-м годам в Васильцеве стане Московского уезда поместный земельный фонд составлял треть всех владельческих имений. Вотчины Троице-Сергиева монастыря располагались, чуть ли не во всех уездах страны и насчитывали 143 тыс. четвертей (в одном поле). Владения Симонова монастыря находились в 19 уездах. Их размер достигал 18 тыс. четвертей. Хотя в целом роль холопа в сельскохозяйственном производстве была второстепенной, его удельный вес в мелких хозяйствах был в несколько раз выше, чем в крупных имениях, т. е. помещик среднего достатка значительно больше зависел от наличия или отсутствия в его хозяйстве холопов, чем его могущественный сосед, у которого холопы составляли всего 3—5% населения. При этом мелкий помещик нуждался не столько в холопах-приказчиках или холопах-ремесленниках, сколько в холопах-земледельцах. Холоп мог жить как на собственном наделе, так и на месячине. Повышенная заинтересованность помещиков в труде холопов была обусловлена следующими факторами. Во-первых, в условиях существования права свободного перехода крестьян в Юрьев день «маломочным» помещикам было трудно соперничать с могущественными представителями феодальной знати, которые в состоянии и предоставить крестьянину больше льгот, и обеспечить его более существенной ссудой и безопасностью, оградив его от бесконечных набегов «людей» соседних феодалов. Поэтому, чтобы не «запустошить» свое поместье, мелкие служилые люди были вынуждены «строить» хозяйство, используя подчас исключительно труд холопов-земледельцев, не имеющих юридического права покинуть своего господина. Во-вторых, оброки крестьян были в значительной мере ограничены традицией. Холопьи повинности зависели исключительно от произвола господина. Особенно велика была нужда в холопах при первично экономическом становлении поместий. Тяжесть эксплуатации крестьянства зависела как от размеров окладной единицы (обратно пропорционально), так и от величины норм ренты (прямо пропорционально). Если государственные налоги взимались, как правило, с крупной окладной единицы — сохи, включавшей несколько сот четвертей земли, то размеры сеньориальной ренты устанавливались с учетом существования более мелких единиц, соответствующих обычно десятку-другому четвертей пашни (выть, жеребий, обжа, сошка, лук). Преобладала среди них выть, фигурирующая во всех среднерусских и южных районах. На Севере и Северо-Западе натуральные и денежные поборы взимались в большинстве случаев с обжи. Первоначальное значение слова «выть», известное историкам с 1434 г.,— часть, доля. В таком значении оно неоднократно встречается в документах XV—XVI и даже XVII вв. Одновременно уже во второй половине XV в. под вытью стали понимать не только участок земли (надел), но и окладную единицу: «вытные люди» начинают выступать как синоним «тяглых людей». Нормированная выть становится официальной поземельной окладной единицей вначале в великокняжеских и поместных хозяйствах, затем в течение XVI в. распространяется и на другие типы социальных владений. На величину выти оказал влияние широко бытовавший на территории Северо-Восточной Руси принцип обычного права, согласно которому при всевозможных расчетах, платежах, денежных операциях с целого числа взыскивалась пятая часть (20%), как говорили «на пять шестой». В правосознании крестьянина достаточно прочно укоренилось представление, что доходом с обрабатываемого им надела он вправе распоряжаться сам, взамен он должен обработать какую-то часть господской земли. Таким образом, согласно его представлениям, доход господину шел не с надела, а с дополнительной господской земли. Класс феодалов в лице правительства при введении выти в качестве окладной единицы сохранял традиционно сложившийся стереотип восприятия распределения доходов между крестьянином и господином. На выть клалось 5 дес. в одном поле плюс дополнительная десятина (при трехполье — 2 десятины в двух полях), которые в качестве своеобразной платы за надел обрабатывались на сеньора: Очень важно, что вплоть до 70-х годов XVI в. фискальное описание не отделяло перелог от пашни. В состав пятидесятинного надела-выти входили не только посевные площади, но и заброшенные выпаханные земли. Норматив 5 дес. крестьянской земли в одном поле на выть отнюдь не означал, что все 10 дес. (в двух полях) были засеяны. Реальная площадь обрабатываемого в каждый данный момент крестьянского надела была значительно меньше, распахать же и засеять господскую десятину надо было полностью. С 50-х годов официально вводится подразделение земли на добрую, среднюю, худую. Соответственно в выть стали класть 6, 7, 8 дес. В ряде хозяйств функционирует выть без дополнительной, шестой десятины. Пятидесятинная выть (в пересчете на «добрую» землю) во второй половине XVI в. существует не только в промысловых селениях, платящих оброк рыбой, медом, несущих груз всевозможных отработочных повинностей (строительство, повоз, и т. д.), но и в селах, обязанных поставлять хлеб. Исчезновение декларативно дополнительной десятины из окладной единицы, замена шестидесятинной выти пятидесятинной при сохранении тех же размеров ренты означали следующий шаг по пути усиления эксплуатации крестьянства (в расчете на окладную единицу). Крайне важно и то, что из социального сознания постепенно окончательно исчезло представление, что обложению подлежал не сам надел, а дополнительная господская земля. В течение XVI в. правительство пытается распространить нормированную выть на все социальные категории крестьянства и на большую часть окраинных районов. В 60-х годах регламентируется величина окладной единицы на землях черносошных крестьян: выти — в центре (6 дес.), обжи — на севере (5 дес.) Выть не была адекватна крестьянскому наделу, хотя, вероятно, была задумана как унифицированный («поравненный») надел. С ростом эксплуатации количество крестьянских семей на одной выти увеличивалось. С рапространением окладной единицы «выти» нормой барщины с выти становится шестая десятина. Во второй половине XVI в. отработочная повинность в форме барщины (десятинной пашни) наблюдалась в крайне незначительном количестве дворцовых хозяйств: только на восточных и южных окраинах. Подавляющее число дворцовых владений были обложены натурально-денежными повинностями. Главной составной частью натуральной ренты были рожь и овес. Другие виды хлеба имели вспомогательное значение. Степень и формы эксплуатации монастырских крестьян были крайне разнообразны. Население вотчины делилось на «больших людей из сел», под которыми подразумевались жители, имеющие лошадей, пахотные орудия производства и «пешеходцев». Повинности для них были различны. Первые должны были пахать монастырскую пашню и выполнять весь комплекс работ, связанный с ceвoм и уборкой хлеба. Молотьба вменялась в обязанности «пешеходцев», но видимо, только части хлеба («к празднику и на семя»). Остальной хлеб обмолачивали сами монахи. Вся монастырская пашня пахалась «взгоном», т. е. определенной нормы для крестьянского дворохозяйства не существовало. Сенокошение на монастырь регулировалось в соответствии величиной надельной земли («косить десятинами»). Большое значение имели промыслы. Крестьяне должны были изготовлять орудия ловли чинить их, добывать рыбу и бобров. В их же обязанности входила постройка монастырских «хоромов», устройство изгороди вокруг монастыря. Итак, основная повинность — отработочная, но собственно барщина в монастырском поле занимала не столь большое место. Натуральный оброк незначителен. Его размер и состав не нормирован. Скорее всего, это продукты животноводства, бортничества. Денежных платежей нет. Через 100 лет, к концу XV в., на первое место выдвигается барщина. Еще через 100 лет, в конце XVI в., тяжесть барщины возрастает: с одной выти надо было распахать и засеять 1,5 дес. в поле (3 десятин в двух полях). Причем силами крестьян предусматривалось выполнение всего цикла сельскохозяйственных работ: от унавоживания земли и пахоты до размещения обмолоченного зерна в монастырских житницах. Существует фиксированный натуральный оброк. Помимо традиционных «столовых запасов» (масла, сыра, яиц) и некоторой части продукции животноводства (овчина, поярка), с крестьянской выти взимается по осмине пшеницы и конопли. Крестьяне должны были предоставлять подводы под монастырские товары и сопровождать груз в Москву. «Повозная» повинность надолго отрывала крестьянина от хозяйства считалась одной из тяжелых. Нормы «повоза» еще не фиксированы, что свидетельствует о недостаточно прочных и постоянных связях с главным рынком страны. Положение крестьян в поместьях и светских вотчинах наиболее обстоятельно исследовано на материалах, относящихся к северо-западному району страны. Доля господско-служней запашки на протяжении первой половины XVI в. возрастает абсолютно и относительно. Это объясняется главным образом увеличением числа помещиков и поместий. Рост господской запашки не приводил к сокращению крестьянской. К 80-м годам XVI в. в условиях нарастающего экономического кризиса абсолютные размеры господской пашни падают в несколько раз, становясь подчас равной крестьянскому наделу в докризисный период. Барское поле, помимо крестьян, обрабатывали часто холопы. Общий размер оброка в первые 40—45 лет XVI в. по существу оставался без изменений. Можно лишь отметить тенденцию к возрастанию денежной ренты. На 50-е годы приходится подъем хлебных цен, поэтому в некоторых пятинах именно в этот период натуральная часть оброка росла быстрее, чем денежная. Накануне кризиса помещиков больше устраивала денежная рента в сочетании с хлебными платежами, чем издолье. В 70—90-х годах наделы крестьян резко сокращаются. Крестьянское население отказывается от обработки тяглой пашни, предпочитая распахивать пустоши. С такой «пашни наездом» не взимались подати. Итак, в вотчинах и поместьях наблюдается самое разнообразное сочетание феодальных повинностей. Но, судя по северо-западному району, абсолютные размеры барской запашки к концу века не возросли. Под термином черносошные крестьяне в литературе объединяется несколько групп непосредственных производителей, именуемых в источниках: черными, волостными, государевыми оброчниками. Их характерной чертой является то, что они эксплуатируются непосредственно государством. Вплоть до второй половины XVI в. они обладают известной внутренней автономией: в отличие от земель дворцовых и помещичьих их владения только описывались в кадастровых книгах, но не подлежали учету (измерению). Поэтому можно судить лишь об относительных размерах черносошных окладных единиц первой половины XVI в. В 1540 г. в Торопецком уезде соха включала в среднем 26—30 селений, или 36— 50 дворов. Не указаны и фиксированные нормы платежей с «сошные пашни». Помимо дани, черные крестьяне давали «оброк за мелкий доход»: в среднем 2,5 рубля с сохи или около 13 денег с двора. Кроме того, отдельно взимались деньги за рыбные ловли (по полтине за оброчную бочку щучины). Кроме того, взыскивалось с сохи 2 пуда 33 гривенки меда + пошлины дворцовые и ключников (с 1 пуда меда — 5 денег). Количество селений в сохе примерно такое же, как и в Торопецком уезде, число же дворов 60—70. В начале 60-х годов правительство вводит в черных волостях фиксированный размер окладной единицы и наместничьего окупа с нее. В центральных уездах в выть клалось 12 четвертей доброй земли. На севере было сохранено старое название единицы обложения (обжа), и в нее клалось 10 четвертей доброй земли. Таким образом, черносошные крестьяне во второй половине XVI в. облагались главным образом всевозможными денежными платежами. Натуральные поборы (хлебом, медом, рыбой) были не столь велики.
Классификация холопства
Холопство бывало: (1) наследственное, не в первом поколении (старинное); (2) полное, также передававшееся потомкам до самого позднего времени; (3) докладное, для привилегированных холопов, в частности для управляющих поместьями; (4) долговое, отбываемое несостоятельными должниками и преступниками, неспособными уплатить штраф в размере 5 рублей в год со взрослого мужчины, 2,5 рубля в год с женщины и 2 рублей в год с ребенка десяти и более лет; (5) жилое или договорное, в которое человек продавал себя на определенное количество лет, по истечении которых должен был быть освобожден часто с деньгами, а иногда и с женой и имуществом; (6) добровольное, в которое человек, проработавший на кого-либо от трех до шести месяцев, мог быть обращен по просьбе нанимателя; (7) кабальное, которое представляло собой холопство по договору ограниченной продолжительности и до 1586-1597 гг. было годичным самозакладом. При невозможности расплатиться оно превращалось в самопродажу или полное холопство, а после этих лет стало самопродажей на время жизни покупателя; (8) военнопленные.
Докладное холопство
Докладное холопство, похоже, было предназначено, в основном, для «холопьей аристократии»; Закон требовал, чтобы облеченные доверием компетентные люди были холопами - «по ключи холоп». Институт этот возник в конце XV в., а последний документ о холопстве относится к концу XVII в. Указ царя Василия Шуйского Холопьему приказу от 21 мая 1609 г. связал докладное и кабальное холопство в том отношении, что оба они должны были прекращаться со смертью хозяина, на чье имя была составлена грамота. Признавая зависимое положение, в которое холопство ставит большинство людей, закон идет дальше и указывает, что докладные холопы, отпущенные на волю по смерти хозяев, свободны, подписать кабальную грамоту, с кем хотят, и что будут признаваться именно эти документы, а не те, что принадлежали покойным хозяевам. Исчезновение докладного холопства отчасти может быть связано со снижением роли холопьей аристократии в русском обществе. К важнейшим факторам, обусловившим это снижение, следует отнести превращение центральной власти из княжеского двора (обслуживаемого и управляемого в основном холопами) в администрацию, управляемую назначенными чиновниками, ставшее заметным в середине XV в. Следующим фактором стала отмена системы кормлений в управлении провинциями. Наместники перепоручали свою работу управляющим - приставам, которыми подчас бывали и холопы. В середине XVI в. эта система преобразовалась в местное самоуправление, в котором участвовали конные лучники - поднимающийся средний слой служилых людей, горожане и зажиточные крестьяне, купившие себе право самостоятельно решать некоторые свои дела и, таким образом, избегнувшие произвола наместников и приставов. Третьим фактором был быстрый упадок в правление Ивана IV больших родовых владений (вотчин), требовавших большого числа слуг. Им на смену во все большем количестве приходили меньшие по размеру выслуженные владения (поместья), которые все чаще управлялись выходцами из среднего слоя служилых людей, жившими непосредственно в поместьях. Это нашло отражение в Судебнике 1550 г.: если раньше требовалось, чтобы слуга был непременно холопом, то теперь холопство по согласию предусматривалось только для сельских слуг, городские же вообще не могли быть похолоплены. (Это, в свою очередь, могло быть вызвано, по крайней мере, отчасти, бурным и разносторонним экономическим подъемом первой половины XVI в.). Четвертым фактором упадка холопьей аристократии было снижение числа холопов, сопровождавших своих хозяев на войну «конно и оружно». Это произошло довольно быстро. Рост вооруженных сил Московии сопровождался увеличением спроса на военных слуг, что привело к росту цен на людей, желавших продаться на эту роль. В результате в 1550 г. стоимость кабального, и это важно подчеркнуть, холопа была ограничена пятнадцатью рублями. Прежде признавались и более дорогие сделки по кабальному холопству, если они были креплены боярской печатью и подписью дьяка; не оформленные таким образом купчие могли быть опротестованы в судебном порядке. Важный импульс конкуренции за обладание военными слугами придал закон 1556 г., потребовавший вставлять одного вооруженного конного воина от каждых ста четвертей (400 акров) земли одного поля. Эта система была окончательно уничтожена пороховой революцией, превратившей кавалерию во второстепенный фактор в военном деле. Однако снижение роли холопов в коннице было ускорено широким участием холопов в беспорядках Смутного времени: и Хлопко, и Болотников были, вероятно, беглыми военными слугами; важную роль сыграли холопы и при осаде Тулы. Это показало власти, что холопы, обученные военному делу, несут угрозу установленному порядку, и поэтому так быстро, как только было возможно, холопы были переведены в охрану обозов. Снижение роли военных слуг в коннице завершило упадок холопьей аристократии как значимой социальной группы Московии. Докладное холопство продолжало существовать как законная возможность и XVII в.; можно предположить, что некоторые управляющие поместьями относились именно к этому типу холопов, но прямых документальных подтверждений этому у меня нет. Некоторые управляю
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.237 (0.015 с.) |