Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.



Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.

Достоверно известно, что наши предки в 1-6 вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов предки славян именуются венедами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, тогда этнически единых и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.Византийские историки 6в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи.Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их

разделения, протекавшего в 6-8 вв. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" монаха Нестора.Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десне, Суле и Северскому Донцу; дреговичи - между реками Припять и Западная Двина; полочане - в бассейне реки Полоты; кривичи - в верховьях рек Волги и Днепра; радимичи и вятичи - на реке Сож(приток Днепра)

и Вятко - на реке Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и реки Волхов; бужане или дулебы в верховьях реки Буг; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между реками Днестр и Дунай. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором. О занятиях восточных славян известно, что, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. В 6в. славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Произошли изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща,

приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями и верованиями. В пвл летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княжений". Местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам (норманнам). Восточные славяне, сохраняя основы общинного строя, претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности

и привело к образованию государства. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Образование Древнерусского государства, его социально-политический строй. Критика норманской теории.

Древнерусское государство сложилось в результате как внутренних, так и внешних факторов - социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в 7-9вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос его престиж. Он наделялся в сознании общинников сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства (8-середина 9вв.) складываются межплеменные союзы и их центры - княжения. На втором этапе (вторая половина 9-середина10в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Сторонники норманской теории приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в 6в.) уже сложилось, и использовались как наемная военная сила. "Русь" по его мнению, производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - реальная историческая личность. Его появление в Новгороде никак не связано с зарождением государства. Норманская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство. Третий (зав-ий) этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", ставшие опорой княжеской власти на местах. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Владимир идет на своеобразную "духовную революцию" сверху - вводит в 988г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. К концу 10в. сложились основные признаки древнерусского государства: династическая княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая княжескую власть. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В древнерусском государстве происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. В древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основным населением древней Руси являлись свободные общинники - люди. В древней Руси и в 11в. земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце 10в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов чьи ряды пополнялись за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. В начале 12в. появляется новая группа зависимых людей - закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды - "купы". "Русская правда" не раз упоминает и такую группу людей как смерды, зависимые от князя. Это люди, работающие в княжеских селах. Форма политической власти в древней Руси определяется как раннефеодальная монархия во главе с великим князем киевским - защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани. Характер наследования власти в древней Руси был родовым. Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019-1054) начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.

Возвышение Москвы. Образование Русского централизованного государства.

Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние оказывали социально-политические и духовные факторы. Среди социально-экономических предпосылок необходимо учитывать и возрождение к концу 14в. экономического потенциала русской земли, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли в восстановленных городах во второй половине 15в. Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях Северо-восточной Руси. Образованию единого государства способствовало и развитие поместного землевладения, получившее распространение во второй половине 15в. во многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Среди социально-политических предпосылок следует отметить то обстоятельство, что князьям, заинтересованным в укреплении своих военно-служилых сил, становилось тесно в рамках небольших княжеств. Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию. Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига. Культурные и духовные предпосылки облегчали будущее объединение, кроме того, в условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное - православную веру. Первый этап объединения - возвышение Москвы. Основное соперничество развернулось между Москвой и Тверью. Экономическое, политическое и военное укрепление Московского княжества произошло при Иване Калите и его сыновьях. В 1327г. в Твери вспыхнуло стихийное народное восстание. Во главе московско-ордынского войска Калита подавил народное движение. В качестве награды в 1328г. он получил ярлык на Великое княжение и не упускал его до самой смерти. Право на сбор дани, установление контроля над рядом соседних территорий (Угличем, Костромой, Северным Галичем и др.), а в связи с этим - расширение земельных владений (что притягивало боярство) в итоге усилили Московское княжество. Ивану Калите удалось в 1325г. перенести кафедру митрополита в Москву. Авторитет и влияние Москвы значительно возросли в связи с ее превращением в религиозный центр Северо-восточной Руси. Некоторые преимущества заключались в географическом положении: ч\з Москву проходили важные торговые пути, она обладала сравнительно плодородными землями, притягивающими к себе трудовое население и бояр, была защищена от набегов отдельных монгольских отрядов лесами. Москва являлась духовным центром русских земель, но стала она им уже после первых побед в борьбе за право возглавить процесс объединения. Главную роль сыграла политика московских князей и их личные качества. Унижаясь перед ханом и жестоко подавляя антиордынские выступления, скопидомничая, обогащаясь и по крохам собирая русскую землю, они сумели возвысить свое княжество и создать условия как для объединения земель, так и для вступления в открытую борьбу с Ордой. Второй этап объединения - борьба Москвы за независимость и единство. Если на первом этапе Москва лишь стала наиболее значительным и сильным княжеством, то на втором этапе (вторая половина 14-середина 15вв.) она превратилась в бесспорный центр объединения. Власть московского князя усилилась, началась активная борьба с Ордой, зависимость постепенно ослабевала. Воспользовавшись ослаблением Орды внук Калиты, Дмитрий Иванович отказался платить дань. Столкновение становилось неизбежным. После первого поражения русских на реке Пьяне в 1377 г, Дмитрий Иванович в 1378г. лично возглавил полки и нанес сокрушительное поражение войскам мурзы Бегича на реке Воже. Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8сентября 1380г. Силы сторон (примерно по 50 тыс. человек) были равны. Благодаря патриотизму и мужеству русских воинов, сплоченных общей верой и единым руководством была одержана блестящая победа. Историческое значение победы заключалось в том, что Русь была спасена от разорения. Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья - защитников русской земли. Во второй четверти 15в. процесс объединения принял более напряженный и противоречивый характер. Здесь борьба за лидерство происходила уже не между отдельными княжествами, а внутри московского княжеского дома. Кровавые события второй четверти 15в. ускорили объединение русских земель, что, в свою очередь, привело к окончательному освобождению от ига и созданию единого Русского государства. Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы управления. Власть великого князя неуклонно крепла, что проявлялось в распространении служебно-подданнических отношений между князем и всеми слоями общества, включая и высшие. В их основе лежали не договорные отношения, а жесткое подчинение и покорность воле великого князя. Помимо подданничества, авторитет великокняжеской власти укреплялся и благодаря появлению новой государственной символики. Новый титул - "государь всея Руси", также поднимал престиж великокняжеской власти, отражал намерения взять под контроль все русские земли, в том числе и те, которые находились в составе Великого княжества Литовского. Однако самовластие князя было ограничено. Сохранялась Боярская дума. Она выполняла совещательные функции и действовала по формуле: "Государь указал и бояре приговорили". Возникали и новые органы управления. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а кроме того, государственная канцелярия, занимающаяся еще и внешнеполитическими вопросами. В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды, а те на волости. Уезды управлялись боярами-наместниками, получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Основной военной силой единого государства становилось войско, составленное из служилых людей. В 1497г. был принят Судебник - первый свод законов единого государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Кроме того, он вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала. Однако основной политической тенденцией стало развитие деспотизма. Великокняжеская власть в противоборстве с традиционными нормами и институтами управления стремилась к установлению самодержавной формы правления. Создание единого государства создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа. Благодаря ликвидации раздробленности Россия добилась независимости, расширила свою территорию.

Отечественная война 1812г.

В самом начале 19в. Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона, с 1804г. французского императора, заставили Александра1 выступить против него. В 1805г. сложилась коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшаяся война оказалась крайне неудачной для союзников. В ноябре 1805г. их войска потерпели поражение под Аустерлицем. Австрия вышла из воины, коалиция развалилась. Россия, продолжая бороться в одиночку, пыталась создать против Франции новый союз. В 1806г. образовалась новая коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Однако французская армия в течение всего нескольких недель вынудила Пруссию капитулировать. Вновь Россия оказалась одинокой перед грозным и сильным противником. Это заставило Александра1 вступить с Наполеоном в переговоры о мире. Летом 1807г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а потом и союзный договор. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России. Тильзитский мир был невыгоден для России. Вместе с тем он дал ей временную передышку в Европе, позволив активизировать политику на восточном и северо-западном направлениях. Русско-турецкая война 1806-1812гг. была вызвана стремлением России усилить свои позиции на Ближнем Востоке. Война проходила с переменным успехом и имела затяжной характер. В мае 1812г. был подписан Бухарестский мирный договор. К России отошли Бессарабия и значительный участок Черноморского побережья Кавказа с городом Сухум. Бухарестский мирный договор имен большое значение. Он был заключен за месяц до нападения Наполеона на Россию и расстроил его надежды на помощь турецкой армии. Договор позволил русскому командованию сосредоточить все силы на отражении наполеоновской агрессии. В начале 19в. противоречия России с Ираном и ее успехи на Кавказе привели к русско-иранской войне 1804-1813гг. Война закончилась Гюлистанским мирным договором 1813г., по которому Иран призвал русское владычество над большей территорией Закавказья, Дагестаном и западным побережьем Каспийского моря. Этим завершился первый этап присоединения Кавказа к Российской империи. На севере Европы в результате русско-шведской войны 1808-1809гг. была завоевана Финляндия, что в значительной степени укрепило северо-западные границы России. Таким образом, в начале 19в. Россия, не достигнув успеха в борьбе с наполеоновской Францией, на других внешнеполитических направлениях укрепила свои позиции и значительно расширила территорию. Отечественная война 1812г. является крупнейшим событием русской истории. С 1810г. обе стороны готовились к войне. В военном конфликте двух сторон агрессором стал Наполеон. Он начал военные действия и вторгся на российскую территорию. В связи с этим для русского народа война стала освободительной, Отечественной. В ней приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы. Деятельная подготовка к войне, которую Россия вела с 1810г., принесла свои результаты. Ей удалось создать современные дня того времени вооруженные силы, мощную артиллерию, которая, как выяснилось в ходе войны, превосходила французскую. Войска возглавляли талантливые военачальники - М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион и др. Однако на начальном этапе войны французская армия численно превосходила русскую. Наполеон планировал захватить значительную часть русской территории вплоть до Москвы и подписать с Александром новый договор, чтобы подчинить Россию. Русский император и его окружение еще накануне войны приняли решение не идти с Наполеоном ни на какие компромиссы. При успешном исходе столкновения они собирались перенести военные действия на территорию Западной Европы. В случае поражения Александр был готов отойти в Сибирь, чтобы оттуда продолжать борьбу. Соотношение сил заставило русское командование избрать стратегию активной обороны. Как показал ход войны, это было наиболее правильное решение. Утром 12июня 1812г, французские войска переправились через Неман и форсированным маршем вторглись в Россию. 8августа Александр назначил М.И. Кутузова Главнокомандующим русской армией. Кутузов принял командование объединенными русскими силами 17августа. Он не изменил тактику отступления. Однако армия и вся страна ждали от него решающего сражения. Поэтому он отдал приказ искать позицию для генеральной битвы. Она была найдена у села Бородино в 124 км от Москвы. Кутузов избрал оборонительную тактику. Рано утром 26августа французы начали наступление. Продолжавшееся более 12 часов сражение постепенно затихало. Потери с обеих сторон были огромные. Бородино явилось моральной и политической победой русских: боевой потенциал русской армии был сохранен, наполеоновской - значительно ослаблен. Далеко от Франции, на бескрайних русских просторах его было трудно восстановить. После Бородино русские войска начали отступление к Москве. Наполеон шел следом. 1сентября в деревне Фили Кутузов принял решение оставить Москву. Французская армия вошла в нее 2 сентября 1812г. Занятие Москвы не принесло пользы Наполеону, потому что в Москве не было продовольствия. Однако все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты Кутузовым и Александром. 7 октября французы покинули Москву. Наполеон двинул свои войска на Калугу. 12 октября произошло еще одно кровопролитное сражение. Французы были остановлены и вынуждены отступать по ими же разоренной Смоленской дороге. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских войск. Патриотический подъем начался буквально сразу после вступления Наполеона в пределы России. Русский народ не мог мириться с присутствием захватчиков на родной земле. На заключительном этапе войны Кутузов избрал тактику параллельного преследования. Серьезный урон был нанесен французам под г.Красным в начале ноября. Опасаясь окружения, Наполеон поспешил переправить свои войска 14-17 ноября через реку Березина. Сражение при переправе довершило разгром французской армии. Наполеон бросил ее и тайно уехал в Париж. Приказ Кутузова по армии 21 декабре и Манифест царя 25 декабря 1812г. ознаменовали завершение Отечественной войны. Отечественная война 1812г. - величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества к своей Родине. Однако война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд. рублей. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы страны были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

Потсдамская конференция о послевоенном устройстве мира. Образование мировой системы социализма.

Потсдамская (Берлинская) конференция трех держав-победительниц работала с 17 июля по 2 августа 1945 г. Советскую делегацию возглавлял И.В. Сталин, американскую - Г. Трумэн, английскую - У. Черчилль. Центральное место занял германский вопрос. Было решено сохранить Германию как единое государство, провести меры по ее разоружению и демилитаризации, полной ликвидации остатков фашистского режима. Для осуществления этих задач на территории поверженного противника, разделенной на зоны оккупации, было решено разместить войска стран-победительниц (включая Францию), причем срок их пребывания не оговаривался. Потсдамская конференция определила новые европейские границы. В частности, признавались включение в состав СССР Прибалтийских стран, установленные в 1939 г. границы СССР с Финляндией, Польшей, Румынией. СССР повторил данное им в Ялте обещание вступить в войну с Японией спустя 3 месяца после окончания войны с Германией. Сталинское руководство исходило при этом не только из верности союзническому долгу, но и из вполне определенных интересов в Азии. США и Англия подтвердили данное ранее обещание возвратить СССР Южный Сахалин и Курильские острова, принадлежавшие с 1905 г. Японии. В то же время Трумэн и Черчилль стремились всячески ограничить внезапно выросшие "аппетиты" сталинского руководства, поставившего вопрос о своих интересах в Турции, Греции, Африке и на Ближнем Востоке. При этом впервые был использован ядерный шантаж как, раз в дни работы конференции Трумэн сообщил Сталину об успешном испытании в США ядерного оружия. Конференция приняла также решение о суде над главными военными преступниками.

Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.

Достоверно известно, что наши предки в 1-6 вв. н.э. занимали обширные области Центральной и Восточной Европы. В трудах античных авторов предки славян именуются венедами. Многие современные историки видят в венедах древних славян, тогда этнически единых и занимающих приблизительно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, а также Волыни и Полесья.Византийские историки 6в. были более внимательны к славянам, которые, окрепнув к этому времени, начали угрожать Империи.Иордан возводит современных ему славян - венедов, склавин и антов - к одному корню и фиксирует тем самым начало их

разделения, протекавшего в 6-8 вв. Ценнейшие сведения о славянах сообщает нам "Повести временных лет" монаха Нестора.Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье "в полях" и потому так и прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десне, Суле и Северскому Донцу; дреговичи - между реками Припять и Западная Двина; полочане - в бассейне реки Полоты; кривичи - в верховьях рек Волги и Днепра; радимичи и вятичи - на реке Сож(приток Днепра)

и Вятко - на реке Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и реки Волхов; бужане или дулебы в верховьях реки Буг; белые хорваты - в Прикарпатье; уличи и тиверцы - между реками Днестр и Дунай. Археологические данные подтверждают границы расселения племенных союзов, указанных Нестором. О занятиях восточных славян известно, что, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, они несли с собой земледельческую культуру. Наряду с животноводством они занимались и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства имела внешняя торговля, развивающаяся как на Балтийско-Волжском пути, так и на пути "из варяг в греки", связывающим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом. В 6в. славяне переживали последний период общинного строя - эпоху "военной демократии", предшествующую образованию государства. Произошли изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща,

приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями и верованиями. В пвл летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих "княжений". Местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам (норманнам). Восточные славяне, сохраняя основы общинного строя, претерпевали как внутренние изменения, так и давление внешних сил, что в своей совокупности

и привело к образованию государства. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого, характерное для всех народов древнего мира. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Образование Древнерусского государства, его социально-политический строй. Критика норманской теории.

Древнерусское государство сложилось в результате как внутренних, так и внешних факторов - социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в 7-9вв. Развитие земледелия, особенно пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки. На севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли. К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины. Кроме того, межплеменная борьба приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, рос его престиж. Он наделялся в сознании общинников сверхъестественными силами и способностями, в нем начинали видеть залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям. К внешним предпосылкам следует отнести то "давление", которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны. С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства (8-середина 9вв.) складываются межплеменные союзы и их центры - княжения. На втором этапе (вторая половина 9-середина10в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). Сторонники норманской теории приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - Русь. Академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в 6в.) уже сложилось, и использовались как наемная военная сила. "Русь" по его мнению, производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева). Современные исследователи, преодолевая крайности норманнизма и антинорманнизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик - реальная историческая личность. Его появление в Новгороде никак не связано с зарождением государства. Норманская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство. Третий (зав-ий) этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает "погосты", ставшие опорой княжеской власти на местах. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Владимир идет на своеобразную "духовную революцию" сверху - вводит в 988г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства. Замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую веру и укрепить власть киевского князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. К концу 10в. сложились основные признаки древнерусского государства: династическая княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя; система данничества; территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной; монотеистическая религия, усиливающая княжескую власть. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В древнерусском государстве происходит складывание единой древнерусской народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского. В древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося еще от зрелого феодализма. Основным населением древней Руси являлись свободные общинники - люди. В древней Руси и в 11в. земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце 10в. появляются княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Первые боярские владения появились как своеобразное вознаграждение за службу князю. В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов чьи ряды пополнялись за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. В начале 12в. появляется новая группа зависимых людей - закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.017 с.)