Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы и показатели территориальной организации хозяйства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Территориальная организация хозяйства является одным из основных понятий региональной экономики. Под ним подразумевается территория, насыщенная разнообразными объектами (промышленные предприятия, населённые пункты, транспортные и инженерные сети) с устойчивыми взаимосвязями между ними. Формами территориальной организации хозяйства являются экономические зоны, макро-, мезо-, и микрорайоны, а так же более мелкие территории такие как: - агломерация – территориальные экономические образования, имеющие высокую концентрацию предприятий различных отраслей, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а так же высокую плотность населения; - промышленный узел – группа производств, компактно размещённых на небольшой территории, имеющих производственные взаимосвязи и общую систему расселения, социальную и производственную инфраструктуру; - промышленный центр – группа производств, компактно размещённых на относительно небольшой территории и щаще технологически не связанных между собой. Эффективной формой территориальной организации хозяйства являются программно-целевые территориально-производственные комплексы, формирующиеся на базе уникальных месторождений природных ресурсов и развивающиеся в рамках утверждённых правительством программ. Территориальная организация хозяйства имеет определённые качественные показатели: степень хозяйственной освоенности территорий, численность населения, объём валового регионального продукта, основной капитал на единицу площади; концентрация, специализация производства; развитость и интенсивность внешних и внутренних связей между отдельными элементами и их сочетаниями; условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) 10. Топливно- энергетический комплекс (ТЭК) представляет собой систему добычи природных энергетических ресурсов, их обогащения, преобразования в мобильные виды энергии и энергоносителей, передачи и распределения, потребления и использования во всех отраслях национального хозяйства. Объединение таких разнородных частей в единый национально-хозяйственный комплекс объясняется их технологическим единством, организационными взаимосвязями и экономической взаимозависимостью. Неразрывная цепь добычи - преобразования - передачи -распределения - потребления - использования энергоресурсов определяет технологическое единство топливно-энергетического комплекса. Организационно комплекс разделяется на отрасли, подотрасли, объединения и предприятия ТЭК: • добывающие: угледобыча, нефтедобыча, газодобыча, добыча торфа и сланцев, добыча урана и других ядерных материалов; • преобразующие (перерабатывающие): углепереработка, нефтепереработка, газопереработка, переработка торфа и сланцев, электроэнергетика, атомная энергетика, котельные, получение местных энергоносителей - сжатого воздуха и газов, холода и т. п.; • передающие и распределяющие: перевозка угля, торфа и сланцев, нефтепроводы и другие способы транспорта нефти и нефтепродуктов, газопроводы, транспорт газовых баллонов, электрические сети, включая высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП) и низковольтные распределительные электросети, паро- и теплопроводы, трубопроводы местных энергоносителей, газобаллонное хозяйство; • потребление и использование во всех отраслях национального хозяйства технологических, санитарно-технических и коммунально-бытовых нужд, объединяемых понятием «Энергетика отраслей национального хозяйства», разделяемое на промышленную энергетику, энергетику транспорта, энергетику сельского хозяйства, коммунальную энергетику и т.п. Организационного единства топливно-энергетического комплекса нет, хотя в него входит значительное количество отраслей Министерства промышленности и энергетики. В современных условиях произошло еще большее организационное обособление отдельных частей ТЭК с образованием локальных хозяйственных единиц, как правило, акционерных обществ (АО) с участием государственного капитала и капитала вышестоящих административно-производственных структур. Тем не менее технологическое единство производства и потребления топливно-энергетических ресурсов приводит к необходимости очень тесных информационных и технологических связей между различными частями ТЭК и особенно в электроэнергетике. Здесь существует единая система оперативного управления, объединяющая все электро энергетические объекты независимо от принадлежности (электростанции, сети, системы, Единая энергосистема страны) и формы собственности (государственная, акционерная, смешанная). Различные отрасли и составные части ТЭК экономически объединяются на российском и мировом энергетическом рынке по различным формам, будучи хозяйственно самостоятельными субъектами рынка. В то же время технологическое единство ТЭК делает субъектов энергетического рынка взаимозависимыми. Факторы размещения: водоемкие. ТЭЦ (тепло электроцентраль). Поэтому выбор места положения определяется не только сырьевым, Нои водным ресурсом. Результат: высокая доля в производстве электроэнергии, себестоимость 1 кВт/ч величина средняя по отрасли, но имеет тенденцию к росту. Гидроэнергетика –отрасль жестко привязана к гидроэнергоресурсам (районы – верховья горных рек). Поэтому размещены они в основном в Восточной Сибири и Дальнем Востоке, на Северном Кавказе(местное значение). На равнинных реках экологически строить ГЭС не целесообразно (огромнейшие затраты). Построено 2 крупных каскада ГЭС. Камско-Волжский (14 ГЭС); Ангаро-Егнисейский (рентабельный) – Красноярская, Братская, Саянская. Самая низкая себестоимость электроэнергии в России. Поэтому современная цветная металлургия (алюминиевое, никелевое производство) размещено в этих районах. Особенности ГЭС: неровное размещение гидроэнергоресурсов, поэтому они выполняют особые стратегические задачи в экономике при размещении производств. Концентрация гидроэнергересурсов в Восточной Сибири и Дальнем Востоке. Главная цель ГЭС передача электроэнергии в энергодефицитные районы (потребление 16%, 84% передается в другие районы) Создаются в районе ГЭС крупные: производства энергоемкие(целлюлозно-бумажная, лесохимическая, цветная металлургия).Просты в эксплуатации: автоматический пуск, имеют большой КПД, высокая маневренность, производит самую дешевую электроэнергию, так как использует возобновляемые ресурсы. Управляется небольшим рабочим персоналом. Строительство ГЭС затратное, но быстро окупаются в течение1.5-2 лет, следовательно прибыльные. Недостатки: при строительстве наносится ущерб территории: затопление земель, ущерб рыбному хозяйству, судоходству. Поэтому идут дополнительные затраты в ходе производственной деятельности ГЭС: рыбозаводы, специальные подъемники для транспортировки рыб. В современных условиях строительство ГЭС экономически нецелесообразно – огромные финансовые затраты, районы мало освоены экономически, недостаточно производительных сил. Отсюда сделан акцент на строительство малой и средней гидроэнергетики (с учетом потребностей районоразмещения). 3 – на Северном Кавказе, достраиваются начатые. Крупные объекты – Богучанская. По возможности строительство ГЭС в районах остродефицитных, но обладающих гидропотенциалом (Камчатка, Чукотка, дальний Восток горный). Атомная энергетика – новое направление (с 60-х гг. 20 века). Размещены в основном в Европейской части России в силу недостаточного обеспечения топливно-энергетическими ресурсами. 80% производительных сил страны в Европейской части. Крупный потребитель энергии, особенно в отраслях специализации, черная и цветная металлургия, химия органического синтеза. Первая в 1957 году в Свердловской области – Белоярская, реконструирована по новой технологии, новые атомные реакции. Прошла экспертизу МАГАТЭ. На потребителя(принцип) – факторы (водный, людность территории) - малонаселенные районы Тверская, Смоленская области. Особенности: (+): используют экономически выгодное органическое топливо (уран), использование новых технологий позволяет экономить минеральные ресурсы – уран(на быстрых нейтронах атомная энергетика); величина себестоимости занимает второе место после ГЭС; малый персонал обслуживания; работает круглосуточно; практически экологически чистое. (-): огромное количество воды; возвращает воду в окружающую среду; не решена проблема захоронения технических атомных отходов. 3 вида производство: АЭС, АСТ -теплоснабжение (в Воронеже Билибинская); АТЭЦ – атомная тепловая электроцентраль, энергия и тепло одновременно (под Нижним Новгородом строится первая). АЭС строятся мощные 4 млн кВт/ч. Крупные: Ленинградская (МАГАТЭ). Кольская – прошла ревизию, Ново-Воронежская, Курская, Смоленская, Тверская, Балаковская, Белоярская (МАГАТЭ). Строятся в Нижнем Новгороде, в Воронеже. Всего на сегодняшний день 9. На сегодняшний день малая атомная энергетика будет на территории Азиатской части. Создана программа по атомной энергетике, она рассчитана до 2010 года. Программа реализована и в перспективе, рост производства энергии будет за счет атомной энергетики.
Горнодобывающая промышленность представляет собой комплекс отраслей, занимающихся добычей и обогащением полезных ископаемых – таких как базовые металлы (руды полиметаллические, медные, свинцовые, алюминиевые и т.д.), благородные металлы, железная руда, урановые руды, уголь, алмазы, известняк, калиевый полевой шпат (поташ), графит, асбест, слюда, глины и другие минеральные строительные материалы. В широком смысле к горнодобывающей промышленности иногда относят также добычу нефти и газа, хотя чаще всего они выделяются в отдельную отрасль. Разработки ведутся как открытым (карьеры), так и подземным (шахты) способом.
Горнодобывающая, горная промышленность - комплекс отраслей по добыче полезных ископаемых: добыча черных и цветных руд, угля, нефтегазодобыча, добыча драгоценных металлов и камней, добыча рзличных видов строительных материалов, сырья для химической промышленности и сельского хозяйства. Ежегодно в России и мире из недр извлекаются десятки миллиардов тонн различного сырья. Добывающая промышленность оказывает очень важное влияние на социально-экономическую ситуацию. Многие населенные пункты исторически возникали возле месторождений. Многие современные добывающие предприятия являются градообразующими, основными поставщиками налогов в бюджеты всех уровней, и местом работы большинства населения. Приуменьшать значение отрасли нельзя и государство должно способствовать развитию горной промышленности. 12. Металлургический комплекс. Металлургия относится к числу важнейших базовых отраслей экономики и занимает видное место в промышленном производстве России, выпуская 18,6% промышленной продукции (данные за 2002 г.). В металлургическом комплексе занято около 10% промышленно-производственного персонала. Это в значительной степени экспортно-ориентированная отрасль, в середине 1990-х годов Россия вышла на первое место в мире по экспорту металлопродукции. Металлургический комплекс включает отрасли черной и цветной металлургии. Помимо выплавки металлов и производства готового проката отрасль включает также добычу и обогащение руд. В территориальном аспекте отдельные стадии металлургического производства могут быть расчленены. Концентрация производства в цветной металлургии крайне высока: на 10 ведущих регионов приходится почти 80% объема производства отрасли. На первом месте по выпуску цветных металлов находится Красноярский край, на втором — республика Саха (Якутия), на третьем — Свердловская область. Эти три региона обеспечивают производство свыше 50% продукции отрасли. Организация производства тяжелых цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.) характеризуется комбинированием и кооперированием с другими отраслями (например, с химическими производствами, промышленностью строительных материалов). Основной регион выплавки тяжелых металлов — Урал. Наиболее сложные территориальные сочетания различных производств возникают в процессе выплавки легких цветных металлов. В 1990-е годы произошли существенные изменения в территориальной организации алюминиевой промышленности. В настоящее время два крупнейших производителя — Красноярский и Братский алюминиевые заводы контролируют свыше половины отраслевого объема производства, еще два — Саянский и Новокузнецкий заводы стремятся к доминирующему положению в отрасли. Остальные предприятия не играют существенной роли. Уральские алюминиевые заводы практически неконкурентоспособны вследствие неудачного размещения — с ориентацией на сырье (бокситы), а не на дешевую электроэнергию. Черная металлургия полного цикла (производство чугуна, стали и готового проката) обладает большим районообразующим значением, так как притягивает многие производства тяжелой промышленности: металлоемкое машиностроение, теплоэнергетику, промышленность строительных материалов, химическую промышленность и др. В качестве трудозамещающих отраслей в центрах, где расположены комбинаты, формируются легкая и пищевая промышленность. Полный металлургический цикл требует больших транспортных потоков, поэтому в районах размещения комбинатов развивается транспорт, который является важным системообразующим фактором ТОН. Таким образом, основной формой ТОН в районах концентрации черной металлургии полного цикла являются городские агломерации на базе промышленных узлов. Крупные комбинаты черной металлургии сосредоточены в следующих центрах: Новокузнецк, Череповец, Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новотроицк, Тула, Липецк и Старый Оскол. Эти города относятся к категории крупных, являются ядром городских поселений. Территориальная организация населения в районах добычи железной руды также характеризуется преобладанием взаимосвязанных городских поселений на базе промышленных узлов. Например, в Курской области видное место занимает Железногорский промышленный узел, в Белгород-ской — Старооскольско-Губкинский. Передельные металлургические предприятия обычно дополняют производственный профиль городов. Передельная металлургия развита в машиностроительных районах и центрах с ориентацией на потребителя. Характерной особенностью российской металлургии является преобладание крупных предприятий и развитие интеграционных процессов. Многие комбинаты и заводы входят в состав холдинговых компаний и финансово-промышленных групп. Например, в состав ФПГ включены такие промышленные гиганты, как Магнитогорский, Западно-Сибирский, Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Красноярский алюминиевый завод, Челябинский трубопрокатный завод. Велико влияние отрасли на региональное развитие. Например, металлургический комбинат в Череповце стал основным фактором, повлиявшим на то, что именно этот город, а не областной центр является экономическим центром Вологодской области.
13. Значение химико-лесного комплекса в народном хозяйстве России огромно. Он играет важную роль в расширении ассортимента производства товаров народного потребления. Его отрасли связаны со всеми другими отраслями. Химизация хозяйства позволяет успешно решать крупные технические и экономические проблемы, постоянно увеличивать выпуск новых видов химических материалов для удовлетворения нужд народного хозяйства. Химический комплекс имеет сложную структуру, включающую различные отрасли основной химии и органического синтеза. Сернокислотная промышленность - одна из важнейших отраслей. Серная кислота находит широкое применение при производстве минеральных удобрений, в металлургической, нефтеперерабатывающей, текстильной и пищевой промышленности и во многих других отраслях. Сырьем для получения серной кислоты служат серный колчедан (пирит) и сера. Серная кислота также вырабатывается из сернистого газа, улавливаемого при плавке сульфидных руд, переработке сернистой нефти, сероочистке коксового и природного газа. Сернокислотные заводы размещаются в основном в районах потребления серной кислоты. Основное сырье для ее производства (серный колчедан) приходится перевозить на дальние расстояния. Это объясняется тем, что серная кислота является малотранспортабельным грузом. В ряде районов получение серной кислоты совмещается с основными производствами на базе использования их отходов: например, серная кислота вырабатывается на Среднеуральском медеплавильном, Челябинском цинковом, Волховском алюминиевом и других заводах цветной металлургии. Сернокислотная промышленность развита почти во всех экономических районах. Важнейшие предприятия по производству серной кислоты размещены в центральных районах - Воскресенский, Щелковский (Московская область), Новомосковский (Тульская область), Чернореченский (Дзержинск, Нижегородская область) заводы; на Урале - Березниковский, Пермский заводы. Содовая промышленность, продукция которой применяется в стекольной и химической, а также в цветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, текстильной и в быту, размещается в Пермской области - Березниковский комбинат; в Башкортостане - Стерлитамакский; в Алтайском крае - Михайловский содовый комбинат. Важной отраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений - фосфорных, калийных и азотных. Основным сырьем для выпуска суперфосфата служат апатиты и фосфориты. Крупнейшими предприятиями суперфосфатной промышленности являются химические заводы и комбинаты: Воскресенский (Московская область), Невский (Санкт-Петербург). Самым крупным является комбинат "Апатит" на Кольском полуострове. Большое внимание обращается на производство суперфосфата в гранулированном виде (т. е. в виде мелких зерен), выпуск концентрированных фосфорных удобрений. Особенностью в размещении суперфосфатной промышленности является то, что большинство суперфосфатных заводов России работает на хибинских апатитах. Это приводит к перевозкам огромного количества сырья на большие расстояния. Однако следует иметь в виду, что хибинские апатиты даже в Сибири являются более дешевым сырьем, чем местные фосфориты. Производство калийных удобрений представлено Соликамским и Березниковским комбинатами на Урале. Азотная промышленность имеет более широкий ареал размещения. При производстве азотных удобрений основным сырьем является аммиак, исходными элементами для получения которого служат водород и азот. Существует несколько способов получения синтетического аммиака. При производстве аммиака способом конверсии кокса требуется большое количество угля, а при производстве электрическим способом (разложение воды на водород и кислород электрическим током) - большое количество электроэнергии. Поэтому предприятия, выпускающие аммиак, раньше размещались в районах угольных месторождений или у источников дешевой электроэнергии. В настоящее время азотная промышленность в качестве сырья использует природный газ (технология получения аммиака из природного газа широко внедряется). Это позволит обеспечить наиболее рациональное размещение промышленности азотных удобрений по территории страны, приблизить производство к районам потребления, использовать местные виды сырья, топлива и дешевой энергии. Такие районы, как Поволжье, Западная Сибирь и Северный Кавказ, обладают весьма благоприятными условиями для развития этой отрасли промышленности. Построены крупные азотно-туковые предприятия в важнейших угольных и металлургических центрах. На базе использования низких сортов угля сооружены Березниковский химический комбинат в Пермской области, Новомосковский химический комбинат в Тульской области (в настоящее время при производстве аммиака используется газ) и другие предприятия. На основе коксового газа построены азотно-туковые предприятия в Кузбассе (Кемеровский химический комбинат), на Урале и в некоторых других районах. В комбинировании с черной металлургией центрами производства азотных удобрений стали также Липецк и Череповец. Введен в действие азотно-туковый комбинат на Северном Кавказе (Невинномысск). Важнейшими отраслями химии органического синтеза является производство синтетического каучука и резиновых изделий, пластмасс и химических волокон. Предприятия по производству синтетического каучука и резины находятся в Санкт-Петербурге - "Красный треугольник", Москве - "Каучук" и "Красный богатырь"; построены новые крупные заводы в Воронеже, Омске, Красноярске и других городах. Создан резино-асбестовый комбинат в Ярославле, имеются шинные заводы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Кирове, Омске и других городах. Большое значение для быстрого развития резиновой промышленности имело создание отечественной базы производства синтетического каучука. В качестве исходного сырья при производстве непищевого спирта используются углеводороды нефти и газа, отходы лесопиления и деревообработки, отходы щелоков сульфит-целлюлозных заводов, ацетилен (из карбида кальция) и некоторые другие виды сырья. Применение непищевого сырья для производства синтетического каучука приносит народному хозяйству огромную выгоду. Так, например, на получение 1 т синтетического каучука расходуется около 3 т жидких газов вместо 9 т зерна или 22 т картофеля. Так как для производства 1 т синтетического каучука требуется около 2 т спирта, то заводы синтетического каучука всегда размещались вблизи спиртового производства. В довоенный период спиртовые заводы (на пищевом сырье) и заводы синтетического каучука размещались главным образом в центральных районах (Воронеж, Ефремов, Ярославль). С переходом промышленности синтетического каучука на новые виды сырья (непищевого) появились большие возможности для развития этой промышленности в нефте- и газоносных районах (Поволожье, Северный Кавказ и др.), где получают синтетический каучук из углеводородного сырья. Производство синтетического каучука и синтетических материалов организуется также в районах нефтеперерабатывающей промышленности (Западная и Восточная Сибирь). Введены в действие Омский, Красноярский, Стерлитамакский, Волжский, Нижнекамский, Пермский и другие заводы синтетического каучука. В перспективе эта отрасль будет наращивать мощности в восточных районах страны, которые хорошо обеспечены водой и дешевым топливом. Пластические массы находят широкое применение в самых разнообразных отраслях промышленности как заменители металлов (в особенности дефицитных цветных металлов - меди, никеля и т.д.), а также стекла, дерева и других материалов. Для производства пластических масс используется различное углеводородное сырье, получаемое в нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности, коксохимическом производстве, газосланцевой и лесохимической промышленности. Большие заводы пластических масс построены в Центре (Москва, Владимир, Орехово-Зуево) и на северо-западе (Санкт-Петербург). Организованы новые крупные базы промышленности пластических масс в Поволжье (Казань, Волгоград), на Урале (Нижний Тагил, Уфа, Салават, Екатеринбург), в Западной Сибири (Тюмень, Кемерово, Новосибирск), на Северном Кавказе (Грозный) и в других районах страны. Производство волокон включает вискозные и ацетатные волокна. Вискозное волокно производится химической переработкой целлюлозы древесных пород. Сырьем для ацетатного волокна служит хлопковый линт. По прочности эти волокна превосходят хлопковую пряжу и находят широкое применение. Синтетические волокна (нейлон, капрон, лавсан, анид и др.) обладают очень высокой прочностью на разрыв и объемной эластичностью. Эти волокна широко используются при изготовлении различных высококачественных тканей и мехов, трикотажных и ковровых изделий, корда для шин, парашютного щелка, рыболовных сетей, кожаных изделий и многих других видов продукции. При выработке искусственных и синтетических волокон потребляется большое количество сырья и материалов, топлива, воды. Для производства 1 т вискозного волокна требуется, например, 1,1 т целлюлозы, для обработки которой в свою очередь необходимо значительное количество химикатов -около 2,5-3 т (едкий натр, серная кислота, сероуглерод) и 7-15 т условного топлива. На изготовление 1 т капрона расходуется свыше 1 т бензола и большое количество серной кислоты, аммиака и других вспомогательных материалов. Вот почему главным фактором в размещении производства химических волокон является близость к источникам топлива и воды. До недавнего времени основными производителями химических волокон были центральные и северо-западные районы, в которые, как известно, завозится большое количество топлива. Заводы искусственного волокна размещаются в Твери, Рязани, Балаково (Саратовская область), Барнауле, заводы синтетического волокна - в Курске, Красноярске, Волжском, Саратове. В условиях становления рыночных отношений структурная перестройка хозяйства России должна включать приоритетное развитие химической промышленности для решения социальных проблем, научно-технического прогресса в строительстве, машиностроении, АПК. Намечается строительство крупных химических комплексов в регионах, обладающих богатыми ресурсами углеводородного и горно-химического сырья, топлива, воды, прежде всего в Западной и Восточной Сибири, создание крупного экспортного потенциала полимерных материалов импортозамещающих производств. Большое внимание уделяется развитию Томского и Тобольского нефтехимических комплексов, расширению производства полиэтилена высокого давления, изобутилена и бутилкаучука. На Красноярском ПО "Химволокно" расширяется производство капроновых нитей для кордных тканей и технических изделий. Особое внимание обращено на развитие полимерной химии. Россия - крупнейшая лесопромышленная страна мира, в которой сложился мощный лесохимический комплекс, включающий заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. России принадлежит первое место по лесопокрытой площади, составляющей более 750 млн га. Она превосходит лесопокрытую площадь таких крупных лесных стран мира, как Канада, США, Швеция, Норвегия и Финляндия вместе взятых. В лесах России сосредоточено свыше половины мировых запасов ценнейших хвойных пород. Общие промышленные запасы древесины достигают 30 млрд м3 - это более чем в три раза превосходит запасы США, Канады. В лесах России произрастает около 1500 видов деревьев и кустарников, господствуют ценные хвойные породы, составляющие 9/10 всех запасов. При заготовке древесины используют в первую очередь спелые и перестойные насаждения (возраст спелых пород от 80 до 100 лет, перестойных свыше 100 лет). Спелые и перестойные леса занимают в настоящее время более 65% всей лесопокрытой площади и свыше 95% их сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке. Наибольшее количество древесины в России дают сосна, ель, лиственница. Древесина хвойных пород используется в значительной степени для строительства и в целлюлозно-бумажной промышленности. Древесина лиственных пород - дуба, бука, березы, осины, липы и других широко используется как поделочный материал. 14. Машиностроение имеет огромное значение в хозяйстве. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и т. д.). Об уровне развития любой страны судят и по уровню развития ее машиностроения. 15. Транспорт – важная составная часть экономики Российской Федерации. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Транспорт оказывает влияние на концентрацию производства. При концентрации производства важно определить оптимальные размеры предприятий. От этого зависит уровень трудовых затрат и себестоимости продукции. Увеличение мощности предприятия, как правило, сопровождается их снижением. При установлении границ целесообразной концентрации производства определяют совокупные затраты на производство и транспортировку продукции, т. е., кроме технических, технологических и финансовых вопросов, учитывают особенности размещения предприятий и издержки транс порта, включаемые в себестоимость продукции. Концентрация производства приводит к расширению района потребления продукции. Если транспортная слагающая, включающая в себя расходы на доставку сырья и топлива в районы производства и готовой продукции в районы потребления, будет возрастать в результате увеличения дальности перевозок в большей степени, чем снижаются издержки при концентрации производства, то увеличение размеров предприятия не будет эффективным. Например, повышение мощности тепловой электростанции, работающей на торфе, может оказаться нерентабельным, если из-за увеличения дальности перевозки торфа транспортные расходы превысят экономию от снижения себестоимости электроэнергии. В условиях рыночных отношений концентрация производства поднялась на качественно новую ступень - создаются комплексы промышленных предприятий на одной территории с общими вспомогательными производствами, инженерными сооружениями и коммуникациями, социально-бытовыми и культурными объектами - территориально-производственные комплексы. Велико влияние транспорта на концентрацию производства в сельском хозяйстве. Для концентрации сельскохозяйственного производства важное значение имеет комплексное использование железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивающего материально-техническое снабжение, а также подвоз сельскохозяйственной продукции к железнодорожным станциям. Учет транспортной слагающей является обязательным при определении оптимальных границ специализации производства. До тех пор, пока экономия от снижения издержек производства на специализированном предприятии не будет превышать дополнительные транспортные расходы по перевозке продукции этого предприятия, специализация считается эффективной. Транспортные расходы необходимо учитывать и при установлении границ целесообразного кооперирования производства. Кооперирование как специализация и концентрация экономически целесообразно, если экономия от снижения производственных издержек кооперированных предприятий превышает дополнительные издержки транспорта, вызванные увеличением дальности перевозок продукции этих предприятий. Транспорт оказывает влияние и на комбинирование промышленности- объединение разных отраслей в одном предприятии, характеризующихся производственным и территориальным единством. Транспортная слагающая, определяя зону распространения продукции, оказывает влияние на размещение и масштабы комбинатов. В отличие от промышленности специализация производства в сельском хозяйстве не связана с выделением отраслей или предприятий, производящих определенную продукцию или часть ее. Специализация здесь заключается не в выделении, а в преимущественном развитии отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные условия. При размещении производства учитываются и потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее созидании (поэтому транспортная продукция не накапливается, она просто не успевает создаться, если даже эта продукция создается, то она в тот же момент потребляется. Ведь «продуктом» транспорта является транспортировка. Люди и товары едут вместе с определенным средством транспорта и движение последнего его перемещение, и есть тот процесс производства, который оно создает...), обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Тем самым, создавая транспортные издержки. Транспортные же издержки включаются в себе6стоимость продукции. Также необходимо сказать, что учет и минимизация транспортных издержек
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.013 с.) |