Особенности организации местного самоуправления в Республике Башкортостан



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации местного самоуправления в Республике Башкортостан



После принятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ 6 октября 2003 года в Республике Башкортостан проводится работа по поэтапному реформированию и совершенствованию местного самоуправления.

В целях активизации и реализации в Республике Башкортостан Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. был принят Указ Президента РБ «Об утверждении перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республики Башкортостан на 2004-2007 годы» №УП-412 от 26 июля 2004 года. Важную роль в совершенствовании модели местного самоуправления в Республике Башкортостан отводилась Совету по местному самоуправлению при Президенте РБ. Им был внесен перечень мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан. Основными задачами Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Башкортостан являются:

- содействие органам государственной власти Республики Башкортостан в разработке государственной политики в области местного самоуправления и мер по ее реализации;

- обеспечение взаимодействия органов государственной власти, а также органов местного самоуправления при реализации государственной политики в области местного самоуправления;

- рассмотрение проектов законов Республики Башкортостан, а также проектов указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан по вопросам местного самоуправления;

- рассмотрение проектов республиканских государственных программ, затрагивающих вопросы местного самоуправления;

- подготовка ежегодных докладов о положении дел в области местного самоуправления и направлениях его развития, об исполнении органами государственной власти законов Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, постановлений Правительства Республики Башкортостан по вопросам местного самоуправления;

- развитие сотрудничества с субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации, иностранными государствами, иностранными и международными организациями в области местного самоуправления;

- осуществление взаимодействия с общественными объединениями, научными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления;

пропаганда и разъяснение целей и задач государственной политики в области местного самоуправления.

Вышеупомянутым Указом четко конкретизированы сроки исполнения и ответственные органы государственной власти за реализацию мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республики Башкортостан.

В качестве основных аспектов, подлежащих реформированию и совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004-2007 годы отнесены:

1. Территориальные основы местного самоуправления.

2. Организационные основы местного самоуправления.

3. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

4. Учебно-методическое обеспечение местного самоуправления.

Местное самоуправление представляет собой один из уровней политико-территориальной организации публичной власти страны наряду с субъектами Российской Федерации и государством в целом. В ходе идущей реформы 17 декабря 2004 года в Республике Башкортостан был принят Закон РБ «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан». В соответствии с данным законом устанавливаются границы муниципальных образований в республике, наделяются соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, определяются административные центры сельских поселений и муниципальных районов. За этим законом были приняты Законы РБ, «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан, изменениях границ и преобразованиях муниципальных образований в Республике Башкортостан» № 125-3 от 17.12.2004г. (ред. от 20.07.2005г.), «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан» № 178-3 от 20.04.2005г., «О внесении изменений в административно-территориальное устройство РБ в связи с образованием, объединением, упразднением статуса населенных пунктов, переносом административных центров» № 211-3 от 20.07.2005г., в которых определены основные принципы административно-территориального устройства Республики Башкортостан, порядок образования, упразднения и объединения административно-территориальных единиц.

Изданию данных законов предшествовала следующая работа по организации территориальных основ местного самоуправления:

Администрацией Президента РБ организованы мероприятия по сбору, анализу и обобщению предложений по статусу муниципальных образований.

Государственным комитетом РБ по земельным ресурсам и землеустройству совместно с местными органами государственной власти РБ и органами местного самоуправления по (согласованию) проведена работа по сбору и анализу предложений местных органов государственной власти РБ и органов местного самоуправления по границам муниципальных образований.

Советом по местному самоуправлению при Президенте РБ, местными органами государственной власти РБ и органами местного самоуправления (по согласованию) было проведено согласование предложений местных органов государственной власти РБ и органов местного самоуправления по границам муниципальных образований.

Правительством РБ совместно с государственным комитетом Республики Башкортостан по земельным ресурсам и землеустройству было подготовлено картографическое описание границ муниципальных образований.

Так же Правительством РБ и местными органами государственной власти РБ были представлены материалы для подготовки проектов законов Республики Башкортостан об установлении границ муниципальных образований и наделении их соответствующим статусом.

Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан и Администрацией Президента РБ муниципальные образования республики были наделены статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа, в связи с чем был принят соответствующий Закон РБ «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» № 126-3 от 18 декабря 2004 года.

Государственным Собранием - Курултаем - Республики Башкортостан и Правительством РБ были утверждены границы территорий вновь образуемых муниципальных образований (сельских и городских поселений, муниципальных районов и городских округов) в виде картографического описания.

Так же Госсобранием - Курултаем - Республики Башкортостан совместно с Правительством РБ была проведена работа по описанию и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства

Федеральный закон от 6.10.2003г. № ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», с которым связано начало реформы местного самоуправления, установил широкие возможности граждан для непосредственного участия в муниципальном управлении. Так, статьей 34 указанного Федерального закона гражданам, проживающим во вновь образованных муниципальных образованиях, предоставлена возможность проведения местного референдума по вопросам определения структуры (перечня) и наименований органов местного самоуправления, а также порядка избрания главы муниципального образования и установления его полномочий.

На основании этой нормы в Республике Башкортостан были созданы инициативные группы в 104-х вновь образованных муниципальных образованиях для выдвижения инициативы проведения местных референдумов, которые организовали сбор подписей в их поддержку. На референдум вынесен вопрос о согласии или несогласии местных жителей с тем, чтобы была установлена новая структура органов местного самоуправления с представительным органом муниципального образования, председателем которого является глава муниципального образования, и местной администрацией, руководителем которой является глава местной администрации.

Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан 4 февраля 2005 года приняла постановление о назначении соответствующих референдумов. В результате 27 марта 2005 года все референдумы состоялись, и населением была принята новая структура органов местного самоуправления.

Современное общероссийское законодательство о местном самоуправлении допускает использование разных моделей организации местной власти.

Следующий шаг на пути к реформированию, связанный с организационными основами местного самоуправления, - формирование на выборах представительных органов вновь образованных муниципальных образований.

15 апреля 2005 года Президент РБ своим Указом № УП-136 «О назначении выборов в представительные органы первого созыва вновь образованных поселений, городских округов» назначил выборы депутатов представительных органов городских округов и поселений на 26 июня 2006 года.

В 764 избирательных округах были зарегистрированы 1908 кандидатов. Во всех вновь образованных 50 городских округах и поселениях выборы признаны состоявшимися, представительные органы сформированными.

Конкурсы на замещение должностей глав администраций во вновь образованных муниципальных образованиях республики прошли в начале декабря 2005 года. Конкурсные комиссии в соответствии с Законом №162-з от 17.03.2005г. «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» были сформированы представительным органом муниципального образования и Государственным Собранием - Курултаем - РБ по представлению Президента республики. Сначала все желающие участвовать в конкурсе подали заявления в квалификационную комиссию, которая провела тщательный отбор кандидатов с помощью квалификационного экзамена. Проверялись знания кандидатами Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, различных нормативных актов. Из 211 человек, подавших заявление на замещение должностей глав администраций муниципальных районов и городских округов, 136 сдали этот экзамен и получили соответствующие свидетельства.

В среднем на одно место претендовало 2 -3 человека. Изначально, согласно Положению о проведении конкурса конкурсной комиссией рассматривался вопрос о допуске кандидатов к его участию[47].

Таким образом, при помощи Совета по местному самоуправлению при Президенте РБ республике удалось благополучно решить многие организационные вопросы, которые возникали в процессе реформы. Можно согласиться с мнением Шакирова А., что муниципальная реформа, это очень непростая перестройка организации работы местной власти. По сути, это ломка действующего механизма, создание новой системы местного самоуправления. Безусловно, будут еще проблемы. Остается надеется, что слаженная работа всех республиканских структур позволит провести эту работу достойно, четко, не нанося ущерба социальным и политическим интересам республики[48].

В рамках реформирования экономических основ местного самоуправления в республике на наш взгляд пришлось столкнуться с наибольшим количеством проблем. Среди них важнейшей стало формирование доходной части местных бюджетов. В рамках работ по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальные образования формируют фонды финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (в размере 5,5 миллиарда рублей), компенсаций и самофинансирования социальных расходов.

В связи с дотационностью местных бюджетов становится актуальным вопрос о поисках источников их пополнения, т.к. в соответствии с Законом РБ № 162-3 от 17.03.2006г. «О местном самоуправление в Республике Башкортостан» переходный период, когда республиканский бюджет возьмет на себя основную финансовую нагрузку продлиться до 2009 года.

Вторым направлением в рамках реформирования экономической основы стало передача органам местного самоуправления имущества в муниципальную собственность. Функции по управлению муниципальной собственностью, на основании соглашений, заключенных между органами местного самоуправления и Комитетами по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан, переданы территориальным органам КУС Министерства имущества.

Контрольные вопросы:

1) Как регламентировано местное самоуправление в РБ?

2) Как определяется местное самоуправление в столицах?

 

 

Литература к изучению тем

Основная литература

1. Акмалова А.А. Муниципальное право России. - М., 2002.

2. Арбузкин.А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2004.

3. Баранчиков В.А. Муниципальное право. - М., 2000.

4. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. Ростов-на-Дону, 2000

5. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 2004.

6. Глученко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. - М., 2004.

7. Данилина И.Е. Муниципальное право в вопросах и ответах. - М., 2004.

8. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Правовые аспекты. М., 2001

9. Иванцова Г.А. Концепция местного самоуправления. - Уфа, 1998.

10. Институты самоуправления: историко-правовое исследование./ В.Г. Графский, Н.Н. Ефремова, В.И. Карпец и др. - М.: Наука, 1995.

11. Игнатюк Н.А. Замотаев А.А. Павлушин А.В. Муниципальное право. - М, 2004.

12. Коваленко А.И. Муниципальное право. - М., 1998.

13. Кутафин О.Е.. Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. - М., 2002.

14. Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации. - М., 2002.

15. Маликов М.К. Концепция государственной власти и самоуправления. - 1997.

16. Муниципальное управление: Учеб.пособие для вузов / под общ.ред. Иванова В.Н., Патрушева В.И. – М.,2002

17. Муниципальное право / под ред. Н.С. Бондаря. - М., 2002.

18. Муниципальное право РФ / под ред. Ю.А. Дмитриева. - М., 2000.

19. Муниципальное право России: Учеб.пособие / Под ред. С.Е. Чаннова.- М.: ТЕИС, 2005.

20. Муниципальное право России: Учеб.пособие / Под ред. С.Е. Чаннова.- М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005.

21.

22. Мысляева Н.С. Правовое опосредование института земства Уфимской губернии: учебное пособие. – Уфа. РИО БашГУ,2004.

23. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.: РИЦ «Федоров», 1995.

24. Постовой Н.В. Муниципальное право. М., 2006

25. Правовые основы российского федерализма / Авт.-составитель Маликов М.Ф.- Уфа: РИО БашГУ, 2004.

26. Пылин В.В. Муниципальное право РФ. - СПб., 2003.

27. Усманова Р.М. Системность в местном самоуправлении. - Уфа, 2003

28. Усманова Р.М. Органы местного самоуправления: понятие и правовой статус-Уфа, 2005

29. Усманова Р.М. Система местного самоуправления - Уфа, 2006

30. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 2004.

31. Четверикова В.С. Муниципальное право. –М.: ИНФРА-М, 2003.

 

Дополнительная литература

1.Авакьян С.А. Библиография по конституционному и муниципальному праву России. М.: 2002.

2. Анисимова А., Вербицкий М. Особенности организации местного самоуправления в г. Москве // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 2.

3. Актуальные проблемы теории и истории государства и права на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции 17 апреля 2006г. В. III ч. Ч. II.- Уфа: РИО БашГУ, 2006.

4. Ашлей П. Местное и центральное управление. Сравнительный обзор учреждений Англии, Франции, Пруссии и Соединенных Штатов. СПб., 1910.

5. Бажинов М.А. Гражданское общество и местное самоуправление: Опыт концептуального анализа // Вестник Москов­ского университета. Сер. 12. Политические науки. 2002. №4.

6. Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации: Монография. М.. 2005.

7. Берг О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: Организационные и территориаль­ные аспекты//Журнал российского права. 2001. №4,

8. Бакушее 8.6. Модели организации местного самоуправления. Актуальные проблемы реформы местного самоуправ­ления в современной России. М., 1998.

9. Вагин И.О. О необходимости включения органов местного самоуправления в единую систему государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 3.

10. Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: От идеи к практике (Конституционно-правовой аспект): Монография. Екатеринбург, 1998.

11. Васильчиков А.О. О самоуправлении: Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений: В З т. Т. 1-3. СПб., 1869-1870.

12. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

13. ГильченкоЛ.В. Реформа местной власти в России: Анализ состояния и исследование проблемы становления мест­ного самоуправления//Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998.

14. Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы ежегодной международной конференции факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова.- М.: 2006

15. Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России (XII - начало XX в.): Учебное пособие. М., 1998.

16. Избирательный процесс / Материалы конференций. Уфа: РИО Башкирской Академии Государственной Службы и Управления при Президенте, 2006.

17. Замотаев А.А. Учет мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное само­управление // Муниципальная власть. 1999. № 16.

18. Защита прав местного самоуправления органами конституционного правосудия России / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М., 2003. Т. 1.

19. Защита прав местного самоуправления арбитражными судами России/Под ред. А.А. Арифулина. М., 2003. Т, 3.

20. Защита прав местного самоуправления в судак общей юрисдикции России / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 2003. Т. 2.

21. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: Теоретико-правовые основы взаимодействия. М.,2001.

22. Конституционно-правовое регулирование и политическая практика административной реформы в Российской Федерации и её субъектах. Сборник научных статей республиканской научно-практической конференции. – Уфа: РИО Башкирской Академии Государственной Службы и Управления при Президенте, 2006

23. Конституция как символ эпохи: в 2 т./ Под. Ред. Проф. С.А. Авакьяна - М.: Изд-во МГУ, 2004.

24. Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2006

25.Либоракина М. Атрибут вертикали власти или основа гражданского общества? // Конституционное право 2003. № 3.

26. Миронова Н. Город как открытая социальная система: Некоторые тенденции управления и самоорганизации // Го­родское управление. 1998.№4.

27. МокшинаМ.А. Территориальные основы местного самоуправления в РФ// Вестник Удмуртского университета. 1998. № 1.

28.Мокрый В.С. Местное самоуправление: Пути становления и развития//Журнал российского права, 2002. № 10.

29. Мокрый В.С. Развитие в России местного самоуправления как института публичной власти // Конституционное пра­во: Восточноевропейское обозрение. 2003. № 3.

30.Нехвядович Э.А. Государственный механизм и местное самоуправление: Основы местного самоуправления а городах России. СПб.. 1995.

31 Организация местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации.// Конституционные основы 4 Всероссийская научная конференция по конституционному праву СПб. СПИЭФ, 2006

32. Парламентаризм в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы развития (к 100-летию учреждения Государственной Думы в России) Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006

33.Правовые проблемы экономической, административной и судебной реформы в России. Материалы Общероссийской научно-практической конференции..Научные труды. Выпуск 5, Том 1.- Москва, 2005

34. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления («Круглый стол») // Государство и право. 2004. № 3.

35. Проблемы теории и юридической практики в России: материалы Международной научно-практической конференции. 28-29 апреля.- Самара: Изд-во Самарской государственной экономической академии, 2005

36. Проблемы соотношения и взаимодействия. СПб.. 2000.

37. Республика Башкортостан в составе обновляющейся Российской Федерации: десять лет государственного развития: Сборник. - Уфа: РИО Башкирской Академии Государственной Службы и Управления при Президенте, 2000.

38.Реформа местного самоуправления в РФ и РБ: приоритеты, механизмы и этапы осуществления. Сборник научных статей - УФА: РИО Башкирской Академии Государственной Службы и Управления при Президенте, 2004.

39.Российский парламентаризм: государство и общество. Сборник научных статей Республиканской научно-практической конференции. – Уфа: РИО Башкирской Академии Государственной Службы и Управления при Президенте, 2006

40.Сапов О.А., Королева-Конопляная Г.И. Местное самоуправление: Историческая практика и современное! М., 2003.

41.Совершенствование российского законодательства в условиях социально-экономического развития России: материалы Всероссийской научной конференции юристов РФ. - Калуга, 2004.

42. Социально- правовые гарантии прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. Материалы Международной научно-практической конференции - Оренбург: Издательский центр Оренбургского Государственного Аграрного Университета, 2006

43. Савранская О. Территориальные основы местного самоуправления // Городское управление. 1997. № 4.

44.Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации. М.. 1996.

45.ТоболинВ.В. Самоуправление в крупных городах/Академия управления МВД России. М., 1999.

46.Уваров А.А. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление- 2002. № 3.

47. Усманова Р.М. Реализация права на обращения в системе местного самоуправления (статья).// Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции – Пенза, 2005. С.150-153

48.Усманова Р.М. Отношение местного самоуправления и гражданского общества// Философия и право: материалы Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2006 года. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С.146-148

49.Усманова Р.М. Механизм ответственности на муниципальном уровне// Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Материалы ежегодной международной конференции факультете государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова.- М., 2006. С.906-909

50. Усманова Р.М Население как субъект местного самоуправления// Конституционное право. №5, 2006

51. Усманова Р.М Характеристика экономической основы местного самоуправления //Конституционное право. №3, 2005

52.Фадеев В. И. Территориальная организация местного самоуправления а Российской Федерации. М., 1996.

53.Централизм, демократия, децентрализация в современном государстве: конституционно-правовые вопросы Материалы международной научной конференции. Москва, 7-9 апреля 2005г./ под ред. С.А. Авакъяна. – М.: ТК Велби, 2006.

54.Четвертакова Е.С. Организационно-правовые особенности местного самоуправления в малых городах Российской Федерации (На материалах Уральского региона): Монография. Челябинск, 2000.

55. Элерс Д. Местное самоуправление в Германии // Государство и право. 2002. № 3.

 

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.009 с.)