Территориальное общественное самоуправление населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальное общественное самоуправление населения



Территориальное общественное самоуправление (далее — ТОС) является одним из видов общественного самоуправления, формой участия населения в осуществлении местного самоуправления,

объективным правом граждан на участие в осуществлении муни­ципальной власти.

Федеральный закон 2003 г. в ст. 27 «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» дал определение территориальному общественному самоуправлению и закрепил основные его положения.

Под территориальным общественным самоуправлением пони­мается самоорганизация граждан по месту их жительства на час­ти территории поселения для самостоятельного и под свою от­ветственность осуществления собственных инициатив по вопро­сам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориаль­ное общественное самоуправление, устанавливаются представи­тельным органом поселения по предложению населения, прожи­вающего на данной территории. Территориальное общественное са­моуправление может осуществляться в пределах следующих терри­торий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого до­ма; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселе­нием; иные территории проживания граждан.

Территориальное общественное самоуправление осуществля­ется в поселениях непосредственно населением посредством про­ведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправле­ния.

Органы территориального общественного самоуправления из­бираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается уч­режденным с момента регистрации устава территориального обще­ственного самоуправления уполномоченным органом местного са­моуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации Устава территориального общественного самоуправления определя­ется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального об­разования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит госу­дарственной регистрации в организационно-правовой форме неком­мерческой организации. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается право­мочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего воз­раста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществле­ния территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граж­дан, осуществляющих территориальное общественное самоуправле­ние, относятся:

1) установление структуры органов территориального общест­венного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправ­ления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного само­управления;

4) определение основных направлений деятельности территори­ального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соот­ветствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содер­жанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хо­зяйственную деятельность, направленную на удовлетворение соци­ально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответст­вующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общест­венного самоуправления и органами местного самоуправления с ис­пользованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного само-. управления, к компетенции которых отнесено принятие указанных

актов.

В уставе территориального общественного самоуправления ус­танавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общест­венного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользо­вания и распоряжения указанным имуществом и финансовыми

средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального об­щественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального обще­ственного самоуправления органами местного самоуправления ус­танавливаться не могут.

Порядок организации и осуществления территориального обще­ственного самоуправления, условия и порядок выделения необхо­димых средств из местного бюджета определяются уставом муници­пального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, впервые закрепив новую форму осуществления местного само­управления, дал понятие территориального общественного само­управления. Под ним законодатель понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципаль­ного образования (территориях поселений, не являющихся муни­ципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, Дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопро­сах местного значения непосредственно населением или через соз­даваемые им органы территориального общественного самоуправ­ления.

---------------------

СЗ РФ. 1995, № 35. Ст. 3506.

 

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. в ст. 27, дав определе­ние территориального общественного самоуправления, установил также, что порядок его организации и осуществления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По существу, этот один из важнейших институтов местного са­моуправления в указанном Федеральном законе неоправданно остался неразработанным. Вследствие этого, в ст. 56 Федерально­го закона 2003 г. было установлено, что правовое регулирование территориального общественного самоуправления осуществляется статьями 80 — 86 Закона РФ «О местном самоуправлении в Россий­ской Федерации» «в части, не противоречащей Конституции Рос­сийской Федерации и указанному Федеральному закону, до приня­тия субъектами Российской Федерации своих законов по данному вопросу».

Законодатели субъектов, основываясь на федеральном законо­дательстве, регулируют механизм осуществления территориаль­ного общественного самоуправления собственными правовыми актами.

Прежде всего территориальное общественное самоуправление закреплено Конституциями, Уставами субъектов Федерации.

Субъекты Федерации приняли законодательство, регулирую­щее механизм осуществления территориального общественного са­моуправления.

В Московской области принят Закон «Об основах территори­ального общественного самоуправления в Московской области» от 25.12.1998 (ред. от 23.09.2003). Об организации территориального общественного самоуправления населения приняты законы Коряк­ского автономного округа от 14.01.1998 г., Вологодской области от 27 октября 1999 г., Амурской области от 27.12.1996.

В Иркутской области принят Закон «О порядке организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Иркутской области» 25.05.1999.

Остальные субъекты Федерации приняли законы о территори­альном общественном самоуправлении. Так, приняты законы о тер­риториальном общественном самоуправлении в Рязанской области от 29.12.2001 г.; Новгородской области от 30.09.1998 г.; Саратов­ской области от 20.07.1998 (ред. от 27.11.2000); Смоленской облас­ти от 20.09.2001 г.; Тамбовской области от 24.06.1997 г.; Томской области от 20.07.2000 г., Брянской области от 18.10.1999 (ред. от

0 Q6.2002)1; Владимирской области от 21.01.1997 (ред. 09.06.2000)2; Волгоградской области от 16.07.20033; Воронежской области от <5 06.20004; Читинской области от 22.01.2003 г.5; Калининградской области от 16.02.99 г.6; Оренбургской области от 10.11.2000 г.7; Ор­ловской области от 31.10.2000 г.8; Ростовской области от 04.03.1997 (ред. от 08.06.1998)9; Ленинградской области от 12.07.2000 (ред. от 26 07.2002)10. Аналогичные законы о территориальном обществен­ном самоуправлении приняты в Республиках Башкортостан от, 25.07.200111; Мордовия от 18.07.2000 (ред. от 23.05.2002)12; Кабар­дино-Балкарской Республики от 29.11.2001 г.13; Карелия от 19.06.2002 г.14

В Алтайском крае15, Красноярском крае16, Ставропольском крае17, Хабаровском крае18, в Ямало-Ненецком автономном округе существуют законы о территориальном общественном самоуправле­нии.

Так например законодательную основу территориального обще­ственного самоуправления в городе Москве составляют Конститу-

------------------------------

1 «Брянские известия», № 174, 11.11.1999.

2 Правовая система Консультант Плюс.

3 «Волгоградская правда», № 130, 23.07.2003.

4 «Коммуна», № ПО, 27.06.2000.

5 «Забайкальский рабочий», № 30 — 31, 12.02.2003.

6 «Дмитрия Донского, 1», № 11, 20.02.1999.

7 «Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области от 25.10.2000 (22-е заседание)».

8 «Орловская правда», 12.11.2000.

9 «Наше Время», № 47, 13.03.1997.

10 «Вестник Законодательного собрания Ленинградской области», вып. 6(49), 29.08.2000.

" «Известия Мордовии», 20 июля 2000 г., №121

12 Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Мини­стров Республики Башкортостан, 1999, № 13 (97), ст. 850; «Ведомости Госу­дарственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Баш­кортостан», 2001, № 14 (134), ст. 1015.«Известия Мордовии», 20 июля 2000 г., № 121.

13 «Кабардино-Балкарская правда», № 241, 05.12.2001; Собрание законо­дательства РК № 6, 2002 г.

«Комсомольская правда» в Петрозаводске от 10.07.2002 № 121. 7 «Сборник законодательства Алтайского края», 1996 г., № 8(28), с. 101.

16 Красноярский рабочий», № 43, 06.03.2001; «Информационный бюллетень 13 Краснодарского края», № 40 (1), 18.11.2002.

17 «Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края», ** 1-2(31-32), 1997, ст. 391.

18 «Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края» № 12 (2 часть), 30 января 2000 г.

 

ция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города Москвы, Законы города Москвы <<О местном самоуправлении в городе Москве», «О терри­ториальном общественном самоуправлении в городе Москве» от 10 июля 1996 года и другие законодательные акты Российской Феде­рации и города Москвы1.

Устав города Москвы2 весьма лапидарно подошел к регулиро­ванию одной из новых форм осуществления местного самоуправле­ния. Во-первых, нормы Устава закрепили субъективное право на эту форму народовластия: «Жители домов, микрорайонов и других территорий, составляющих территориальную общину, вправе изби­рать комитеты общественного самоуправления и другие органы тер­риториального общественного самоуправления». Во-вторых, нормы императивно установили наличие специального закона и Типового устава органа местного самоуправления3. В-третьих, ус­танавливается основополагающий принцип деятельности органов территориального общественного самоуправления: Устав обязыва­ет их представлять интересы жителей соответствующей территории в пределах своих полномочий, действовать в соответствии с Уста­вом города, другими правовыми актами города, руководствуясь своими уставами, принятыми на основе типового устава.

Законодатели некоторых субъектов Федерации прямо преду­сматривают обязанности органов местного самоуправления по регу­лированию этой формы народовластия.

Например, в целях развития и реализации положений Закона Томской области и уставов муниципальных образований, предста­вительный орган местного самоуправления принимает норматив­ные правовые акты по вопросам организации и деятельности терри-

----------------------------

1 «Вестник Мэрии Москвы», 1997 г., № 14.

Ведомости Московской городской Думы, № 4, 1995 г. 3 Типовой устав органа территориального общественного самоуправления в городе Москве является законодательным актом города и принимается Думой по представлению мэра с учетом предложений граждан и органов территори­ального общественного самоуправления. В связи с принятием Закона города Москвы «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» принятие типового устава органа территориального общественного самоуправ­ления законодательным актом города Московская городская Дума решила счи­тать нецелесообразным / / Постановление Московской городской Думы от 10 июля 1996 г. № 77 «О введении в действие Закона города Москвы «О террито­риальном общественном самоуправлении в городе Москве» / / Ведомости Мо­сковской городской Думы, 1996, № 7.

 

ториального общественного самоуправления в границах террито­рии соответствующего муниципального образования, в которых регулируются:

а) порядок установления территориальных границ деятельно­сти ТОС и органов ТОС;

б) порядок организации и деятельности органов ТОС;

в) порядок учета ТОС и органов ТОС в органах местного само­управления;

г) порядок реорганизации и прекращения деятельности органов территориального общественного самоуправления;

д) порядок создания и деятельности ассоциаций (объединений) органов ТОС;

е) иные вопросы в соответствии с действующим законодательст­вом.

Правомочия, составляющие право граждан на территориальное общественное самоуправление, закреплены в некоторых законах субъектов РФ. Например, Законом Ленинградской области субъек­тивное право граждан состоит из следующих правомочий:

Граждане, участвуя в осуществлении территориального общест­венного самоуправления на территории Ленинградской области, вправе:

а) избирать и быть избранными в органы территориального об­щественного самоуправления;

б) принимать участие в проводимых органами территориально­го общественного самоуправления мероприятиях;

в) получать информацию о деятельности органов территориаль­ного общественного самоуправления;

г) вносить предложения в органы и должностным лицам мест­ного самоуправления, а также согласовывать в установленном по­рядке решения указанных органов и должностных лиц по вопросам местного значения на территории осуществления территориального общественного самоуправления;

д) участвовать в разработке и реализации комплексных про­грамм развития муниципального образования;

е) осуществлять иные инициативы в вопросах местного значе­ния в соответствии с уставом муниципального образования и уста­вом территориального общественного самоуправления.

Закон Рязанской области, помимо широкого перечня правомо­чии, закрепляет цензы для обладателей субъективным правом на территориальное общественное самоуправление: граждане РФ, Проживающие на территории Рязанской области, имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права на участие в территориальном общественном самоуправлении граждане, признанные судом недееспособными.

Граждане РФ, проживающие на территории Рязанской облас­ти, имеют право:

— учреждать территориальное общественное самоуправление;

— участвовать в решении вопросов местного значения, отнесен­ных к ведению территориального общественного самоуправления, посредством участия в собраниях (сходах), конференциях граж­дан, иных формах непосредственной демократии;

— избирать и быть избранными в органы территориального об­щественного самоуправления;

— обращаться в органы территориального общественного само­управления с предложениями, жалобами, заявлениями, а также за­просами о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления обя­заны обеспечить каждому гражданину, проживающему на террито­рии органа общественного самоуправления, возможность ознаком­ления с документами и материалами, а также возможность получе­ния иной полной и достоверной информации о своей деятельности.

Аналогичные положения закреплены в ст. 3 Закона Томской об­ласти и др.

Самый широкий перечень составных права граждан на террито­риальное общественное самоуправление закреплено в Законе Вол­гоградской области:

• организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать проведению таких акций органами государственной власти Российской Федерации и области, органами местного само­управления муниципального образования, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участвовать в распре­делении гуманитарной и иной помощи;

• контролировать осуществление пользования муниципальной собственностью;

• содействовать правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

• участвовать в работе по воспитанию граждан в духе соблюде­ния законов, бережного отношения ко всем формам собственности, по укреплению общественного порядка;

• содействовать в проведении культурных, спортивных, лечеб­но-оздоровительных и других мероприятий;

• вносить предложения о проведении независимой экспертизы градостроительной и проектной документации, реализация которой затрагивает интересы населения, проживающего на данной терри­тории, в соответствии с действующим законодательством;

• запрашивать информацию в сфере градостроительной дея­тельности у органов государственной власти области и органов ме­стного самоуправления;

• вносить предложения в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления муниципального об­разования по вопросам:

• использования земельных участков под строительство, дет­ские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, под площадки для выгула собак и другие общественно по­лезные цели, если это затрагивает интересы жителей той террито­рии, на которой осуществляется территориальное общественное са­моуправление;

• создания на территории, на которой осуществляется террито­риальное общественное самоуправление, объектов торговли, обще­ственного питания, бытового обслуживания, здравоохранения;

• содействовать мерам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля и безопасности;

• осуществлять общественный контроль за качеством уборки территории, вывозкой мусора, работой диспетчерской службы по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций;

• осуществлять иные инициативы в вопросах местного значе­ния.

Закон города Москвы от 10 июля 1996 года «О территориаль­ном общественном самоуправлении в городе Москве»1, определяя роль и значимость территориального общественного самоуправле­ния как формы участия населения в местном самоуправлении на Данной территории, дает понятие территориального общественного самоуправления в городе, закрепляет порядок его организации и осуществления.

Территориальное общественное самоуправление в городе Москве — самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собст-

--------------------

1 Ведомости Московской городской Думы. 1996. Mb 7.

 

венных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.

Территориальная община — добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан — жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома и иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности и интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Следует отметить, что система территориального общественно­го самоуправления в разных субъектах весьма разнообразна. Такой организационно-правовой формы, как территориальная община в г. Москве, больше не встречается. Как правило, законодатели в субъектах воспринимают единую форму определения территори­ального общественного самоуправления — самоорганизация граж­дан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципаль­ными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответствен­ность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Территория территориального общественного самоуправле­ния.

Границы территории, на которой образована территориальная община в г. Москве, устанавливаются жителями самостоятельно, с учетом исторических, культурных, социально-экономических, ком­мунальных и иных признаков целостности территории общины с одним ограничением: территория общины является частью террито­рии района, ее границы не могут выходить за границы территории района.

Законом Вологодской области установлено, что границы терри­тории, на которой действует орган территориального общественно­го самоуправления, устанавливаются соответствующим органом местного самоуправления на основе предложений жителей этой территории, исходя из исторических, культурных, социально-эко­номических и иных признаков целостности конкретной террито­рии, и утверждаются органом местного самоуправления.

Законом Томской области установлены территориальные осно­вы общественного самоуправления:

• ТОС осуществляется на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и иных территориях).

• Границы территории, в пределах которой осуществляют дея­тельность органы ТОС, устанавливаются решением представитель­ного органа местного самоуправления муниципального образова­ния по предложению (инициативе) жителей соответствующей тер­ритории. При этом учитываются:

— административно-территориальное деление муниципального

образования;

— исторические, культурные, социально-экономические усло­вия развития территории.

• Органы местного самоуправления ведут учет органов терри­ториального общественного самоуправления.

• Запрещается осуществление ТОС на одной и той же террито­рии более чем одним одноименным органом ТОС.

Законодатели в субъектах устанавливают принципы осуществ­ления территориального общественного самоуправления.

В Законе Смоленской области территориальное общественное самоуправление осуществляется на основе следующих принципов:

— законности;

— соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

— гласности и учета общественного мнения;

— самостоятельности в принятии решений по вопросам ведения территориального общественного самоуправления;

— выборности органов территориального общественного само­управления и подконтрольности их гражданам соответствующей

территории;

— сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов населения всего муниципального образования;

— участия граждан в выработке и принятии решений по вопро­сам местного значения;

— свободы выбора гражданами форм осуществления террито­риального общественного самоуправления;

— учета исторических и иных местных традиций.

Аналогичные положения закреплены в законодательстве Том­ской, Московской, Ленинградской, Брянской, Волгоградской об­ластей.

Механизм реализации права жителей Москвы на осуществле­ние территориального общественного самоуправления состоит из следующих этапов: учреждение территориальной общины, осу­ществление территориального самоуправления, прекращение деятельности. Этапы, в свою очередь, состоят из нескольких сле­дующих стадий.

Этап учреждения включает в себя стадию инициирования с оп­ределение субъектов — носителей права, оформления и принятия Устава, регистрацию территориальной общины.

Этап осуществление территориального самоуправления более сложен, в него включены следующие стадии: определение и закреп­ление полномочий, непосредственного и представительного осуще­ствления территориального самоуправления и их компетенция, фи­нансирование и взаимоотношение с органами государственной и публичной власти, создание общественных организаций.

Этап прекращения деятельности территориальной общины включает основание, процедуру и последствия прекращения дея­тельности территориальной общины.

Рассмотрим процедуру реализации этапов, составляющих меха­низм реализации права жителей Москвы на осуществление терри­ториального общественного самоуправления.

 

 

Первый этап — учреждение территориальной общины.

Жители, проживающие в г. Москве и достигшие 18-летнего воз­раста (далее — жители), могут принимать участие в осуществлении территориального общественного самоуправления в Москве.

Право на осуществление территориального общественного са­моуправления состоит из следующих правомочий:

— житель любой территории г. Москвы имеет право быть ини­циатором и участвовать в учреждении территориальной общины на этой территории;

— принимать участие в собраниях (сходах), конференциях и опросах, проводимых общиной, избирать и быть избранным в ее органы;

— решать вопрос о прекращении деятельности общины.

Учреждение территориальной общины осуществляется на учре­дительном собрании (сходе) или конференции жителей соответст­вующей территории.

Организацию учредительного собрания (схода) или конферен­ции осуществляет инициативная группа жителей соответствующей территории в количестве не менее десяти человек.

При учреждении территориальной общины инициативная группа:

— принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) или конференции в зависимости от числа жителей, прожи­вающих на данной территории, местных условий и других обстоя­тельств;

— инициативная группа информирует районную Управу о своем создании и дате проведения учредительного собрания (схода), конференции и представляет план (схему) территории общины с указанием ее границ.

Законом г. Москвы установлена корреспондирующая обязан­ность главы районной Управы в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с предлагае­мыми границами, либо предлагает мотивированное изменение гра­ниц территории общины1;

— устанавливает норму представительства делегатов конферен­ции при обязательном представительстве жителей каждого дома территории.

Выборы делегатов конференции проходят на собраниях (схо­дах) жителей по группе квартир, подъездам, домам и проводятся в следующем порядке. Решением организатора конференции выдви­жение и выборы делегатов могут проходить в форме сбора подпи­сей избирателей (петиционными листами).

Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приня­ли участие жители большинства квартир дома (подъезда) или груп­пы домов или более половины жителей данной территории. Если выдвинуто несколько кандидатов в делегаты, то избранным счита­ется кандидат, набравший наибольшее количество голосов от числа принявших участие в голосовании.

Собрание (сход) правомочно, если в нем принимает участие бо­лее половины жителей, составляющих общину. Конференция счи­тается правомочной, если в ней приняло участие более половины избранных делегатов.

Районная Управа может направить для участия в учредитель­ном собрании (сходе), конференции своего представителя.

Учредительное собрание (сход) или конференция принимает Решение о создании территориальной общины, утверждает грани-

---------------------

' Границы территории общины, утвержденные жителями на собрании (сходе), конференции, если они не совпадают с границами, предложенными главой районной Управы, подлежат рассмотрению и утверждению на очеред­ном заседании районного собрания по представлению комитета (совета) данной общины с участием его представителей. В границах данной территории общины не может быть учреждено более одной территориальной общины. Учреждение новой территориальной общины на территории или ее части, относящейся к уже зарегистрированной общине, может быть проведено по истече­нии срока полномочий комитета (совета) действующей территориальной общины.

 

цы ее территории и избирает ее органы — комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию.

Решения учредительного собрания (схода), конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в районную Управу.

Избранный комитет (совет) решает с районной Управой вопро­сы его размещения и юридического адреса общины.

Территориальная община имеет устав, который принимается на собрании (сходе) или конференции жителей, учреждающих терри­ториальную общину.

Распоряжением мэра Москвы от 22 января 1997 г. «О порядке регистрации органов территориального общественного самоуправ­ления в городе Москве»1 поручено регистрацию органов территори­ального общественного самоуправления осуществлять Московской регистрационной палате2, она же осуществляет ведение единого Реестра органов территориального общественного самоуправления г. Москвы.

Регистрация органов территориального общественного само­управления производится по представлении следующих документов3:

— заявления о регистрации территориальной общины и Коми­тета (Совета) территориального общественного самоуправления;

— решения собрания (схода) или конференции жителей о соз­дании территориальной общины и Комитета (Совета)4;

— устава территориальной общины (4 экземпляра)5;

-------------------------------

1 «Тверская, 13», № 7 от 13 - 19 февраля, № 8 от 20 - 26 февраля 1997 г.; «Вестник мэрии Москвы». 1997, № 14.

2 В соответствии с Положением государственной регистрации подлежат вновь создаваемые территориальные общины. Положения настоящего Закона о государственной регистрации органов территориального общественного само­управления распространяются на созданные и зарегистрированные до вступле­ния в силу настоящего Закона органы территориального общественного само­управления, которые должны в срок до 30 декабря 1997 года подтвердить свои полномочия. Органы территориального общественного самоуправления, не прошедшие государственную регистрацию в установленные сроки, по истече­нии данного срока утрачивают права юридического лица.

3 Образцы документов, представляемых для регистрации, утверждаются председателем Московской регистрационной палаты.

4 В решении о создании территориальной общины и Комитета (Совета) территориального общественного самоуправления должны быть зафиксирова­ны факты: создания территориальной общины; утверждения устава; избрания Комитета (Совета) территориального общественного самоуправления.

D Все экземпляры Устава должны быть идентичны, каждый из них про" шит, пронумерован и заверен подписью и круглой печатью учредителя.

 

— карты (схемы) с описанием границ территории общины;

— документа о согласии главы районной Управы с границами территории общины или документа об утверждении границ район­ным собранием1;

— документа о юридическом адресе;

— списка участников собрания (схода), делегатов конференции с указанием нормы представительства2;

— списка избранных членов Комитета (Совета) территориаль­ного общественного самоуправления3;

— протокола собрания (схода) жителей домов по выдвижению делегатов конференции или петиционных листов;

— квитанций об уплате регистрационного сбора.

Территориальная община с момента государственной регистра­ции приобретает гражданские права и принимает на себя граждан­ские обязанности как юридическое лицо через свой Комитет (Со­вет).

Устав должен предусматривать:

— наименование территориальной общины и Комитета (Сове­та) территориального общественного самоуправления и юридиче­ский адрес Комитета (Совета);

— основные цели деятельности общины;

— границы территории, на которой осуществляется деятель­ность общины;

— полномочия территориальной общины и Комитета (Совета) территориального общественного самоуправления;

— формы участия жителей в территориальном общественном самоуправлении;

— порядок формирования, структуру и сроки полномочий Ко­митета (Совета) территориального общественного самоуправле­ния;

---------------------------------

' При согласовании границ территориальной общины главы Управ (а до их избрания — супрефекты) следят за тем, чтобы границы территории общины совпадали с границами территорий районов и административных округов; не пересекались с границами территорий, на которых уже существуют органы тер­риториального общественного самоуправления, если срок их деятельности не истек.

Список участников учредительного собрания (схода), конференции со­ставляется с указанием их паспортных данных и подписывается председателем и секретарем собрания (схода), конференции.

Список состава избранных членов Комитета (Совета) территориального общественного самоуправления включает: фамилию, имя, отчество, номер и серию паспорта (документа, удостоверяющего личность), когда и кем выдан, домашний адрес, телефон и год рождения.

 

— периодичность отчетов Комитета (Совета) территориального общественного самоуправления перед общиной;

— порядок контроля общины за его деятельностью;

— основания и виды ответственности Комитета (Совета) территориального общественного самоуправления и его членов перед жи­телями;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав;

— источники образования денежных средств и иного имущест­ва общины, права Комитета (Совета) по распоряжению денежными средствами и управлению принадлежащим ей имуществом;

— порядок реорганизации (ликвидации) общины и Комитета (Совета);

— иные разделы, предусмотренные федеральным и городским законодательством для данного типа самоорганизации граждан.

Устав территориальной общины утверждается учредителями и первый экземпляр его заверяется печатью Московской регистраци­онной палаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.125 с.)