Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Муниципальное право – право местного самоуправления.↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Местное самоуправление в дореволюционной России. Формы местного самоуправления (из лекции): 1) Вечевая демократия (Новгород, Псков). 2) Слободское самоуправление (сходы). 3) Крестьянское общинное самоуправление (1551 г. – Уставная Земская грамота, введены земские избы вместо наместников). 4) Земское и городское самоуправление по положениям 1864 и 1870 гг. 1864 г. – Положение «О губернских и земских учреждениях». 1870 г. – Городовое положение (земское самоуправление – губернии и уезды). Древнерусское государство по типу относилось к раннефеодальным монархиям, основными характеристиками которых являются слабая связь между отдельными частями государства, опора княжеской власти на совет, состоящий из дружинников и земских людей (представителей местной знати), значительная роль общинного управления. В этот период практически отсутствует разделение функций и компетенции между уровнями власти. Немногочисленные города и сельские общины являлись объектом управления и не представляли самостоятельного уровня власти. Княжеская власть стремилась к централизации, но повседневная жизнь на местах в значительной степени определялась началами самоуправления. В Древнерусском государстве внутреннее управление строилось главным образом на началах самоуправления. Центр осуществлял лишь самую общую координацию жизнедеятельности составляющих государственную целостность территорий. Входящие в состав Древнерусского государства земли выплачивали киевскому князю дань за осуществление данных функций. Формами местного самоуправления в России Средних веков являются самоуправление городских слобод и крестьянское общинное самоуправление. Основные социальные вопросы решались на слободских сходах. Преобразование местного управления в Русском государстве середины XV в. предполагало проведение сначала губной, а затем и земской реформы. Губное самоуправление стало оплотом дворянства, занявшего ведущие позиции в губных органах, действовавших в рамках уезда (основная территориальная единица Русского государства в XVI - XVII вв.). Крестьянское общинное самоуправление получило свое развитие в ходе земской реформы Ивана IV Грозного. Основой реформы стала "Уставная земская грамота" 1551 г. Проводилась замена в общегосударственном масштабе института наместничества выборными земскими учреждениями. Земская реформа предполагала осуществление самоуправления непосредственно путем проведения сходов, на которых крестьянскими общинами выбирались должностные лица. Представительным органом местного самоуправления являлась земская изба, которая наделяла своих избранников широкими полномочиями, оставляя за собой право контролировать их деятельность, назначать перевыборы земских властей и утверждать их отчеты, а также осуществлять текущий контроль при рассмотрении наиболее важных вопросов на местных сходах. Земская реформа Ивана IV позволила перестроить местное самоуправление на сословно-представительных началах и значительно усилила централизацию государственной власти. Принципы выборности и относительной автономии в управлении на местах были вытеснены аппаратно-бюрократическими. Указом Петра I от 30 января 1699 г. земские избы были преобразованы в органы преимущественно городского правления с весьма ограниченной самостоятельностью. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись Бурмистрской палате. В 1702 г. Петр I упразднил губных старост. Вместо губного управления на местах был введен элемент нового самоуправления. В каждом уезде при воеводах на выборной основе формировались дворянские советы. Решение местных вопросов согласовалось с этими советами. В 20-х годах XVIII столетия вновь организуется городское самоуправление. В Санкт-Петербурге вместо Бурмистрской палаты учреждается Главный магистрат, а в других городах - подчиненные ему магистраты и ратуши. Создание ратуш способствовало обособлению городского управления от органов местной администрации. Городовые магистраты являлись коллегиальными учреждениями. Должностные лица этих учреждений выбирались постоянными жителями на сходах. Магистраты не подчинялись губернаторам и воеводам. Такая структура управления была заменена Екатериной II на органы с более развитыми формами городского самоуправления. В 1775 г. в стране было введено новое административно-территориальное деление: на губернии и уезды. Привилегии дворянского сословия как опоры императорской власти были существенно расширены с принятием "Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства" (1785). Одной из таких привилегий было право образовывать дворянские общества и собрания. Органом самоуправления было собрание всех городских обывателей. Ими решались лишь вопросы благоустройства, развития торговли, промыслов, защиты сословных прав. Таким образом, в середине XVIII века местное самоуправление в России развивалось на сословных началах и включалось в централизованный аппарат государственного управления. В 1800 г. Павел I укрепляет государство путем дальнейшей централизации власти, усиления военно-политического режима. Он отменяет созданное Екатериной городское самоуправление и заменяет его бюрократическим управлением. Вводятся городские правления, которым подчиняются магистраты и ратуши. В их состав входили назначаемые правительством чиновники и выборные от городского общества, утвержденные императором. Стадии. I. Назначение выборов. Назначаются представители органов муниципального образования, не ранее 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Должны быть образованы избирательные округа (количество: сколько мест. В Калининградской области 27 депутатов – 27 избирательных округов). Регистрация депутата: · подача заявления; · регистрация в качестве депутата, требования: - определённое количество подписей 1% от данного избирательного округа (в Калининградской области 100 подписей); - внести избирательный залог (сужается возможность для избрания); - самовыдвижение; - выдвижение через партии (7% барьер) – партии получили возможность не представлять подписи (т.к. они узнаваемы). II. Предварительная агитация. Если избираются депутаты:
Предвыборная агитация: 1) через СМИ (всем кандидатам предоставляются равные условия – листовки, плакаты); 2) путём выпуска печатной продукции; 3) путём непосредственной встречи с избирателями (митинги, шествия). Публичные слушания. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, окружного Совета депутатов города Калининграда, главы городского округа "Город Калининград". Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или окружного Совета депутатов города Калининграда, назначаются окружным Советом депутатов города Калининграда, а по инициативе главы городского округа "Город Калининград" - главой городского округа "Город Калининград". Публичные слушания – носят консультативный характер. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа, назначаются представительным органом, а по инициативе главы - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься: 1. Проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав 2. Проект местного бюджета и отчет о его исполнении 3. Проекты планов и программ развития муниципального образования 4. Вопросы о преобразовании муниципального образования Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. Собрание граждан. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. 2 функции: 1) высший орган территориального общественного самоуправления; 2) для обсуждения вопросов местного значения. Собрание граждан созывается по инициативе: - населения (назначается представительным органом) - главы муниципального образования (назначается главой этого МО) - по инициативе представительного органа МО (назначается представительным органом МО). Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. В случае проведения собраний граждан по инициативе населения окружной Совет депутатов города Калининграда в срок не более одного месяца со дня поступления обращения инициативной группы принимает решение о назначении собрания граждан либо об отказе в его назначении и письменно информирует о принятом решении инициативную группу. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются ФЗ, уставом и (или) нормативно правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию. Опрос граждан. Проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решении органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан могут участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе: · представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения · органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правом акте представительного органа о назначении опроса граждан устанавливаются: 1. дата и сроки проведения опроса 2. формулировка вопроса (вопросов), предлагаемых при проведении опроса 3. методика проведения опроса 4. форма опросного листа 5. минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Жители должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Муниципальная служба. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются. Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. Муниципальная служба основана на следующих принципах: верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных и региональных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий; профессионализма и компетентности муниципальных служащих; ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций; правовой и социальной защищенности муниципальных служащих; внепартийности муниципальной службы. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов. Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно взаимосвязаны между собой. Согласно ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" эта взаимосвязь обеспечивается посредством: единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы; единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы; единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих; учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца. Местный бюджет. 1) местный бюджет находится в ведении муниципального образования; 2) распоряжение местным бюджетом осуществляется исключительно органами местного самоуправления; 3) местный бюджет имеет исключительно целевой характер (цель – реализация местных интересов); 4) местный бюджет имеет специальную правовую форму (нормативно-правовой акт представительного органа); 5) бюджетные средства подлежат специальному учёту; 6) бюджетные средства предполагают непрерывный специальный контроль за всеми получателями бюджетных средств; 7) нарушение целевого характера бюджетных средств влечёт изъятие их у получателя, наступление публично-правовой ответственности. Принципы местного бюджета: 1) единство бюджетной системы; 2) самостоятельность местных бюджетов; 3) сбалансированности местного бюджета. Структура местного бюджета: 1) доходы местного бюджета: - налоговые доходы; - неналоговые доходы (штрафы, доходы от приватизации имущества); - безвозмездные перечисления (ф.л., юр.л.) В местные бюджеты осуществляются отчисления с федеральных налогов (НДС, подоходный налог), ставку отчисления в местный бюджет определяет представительный орган субъекта РФ. Местные налоги (земельный, на имущество физических лиц) – 15% бюджета. Налоговые режимы: · единый налог на вменённый доход; · единый налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения. 2) расходы: - ЖКХ; - Образование; - Здравоохранение; - Содержание органов местного самоуправления, оплата работы муниципальных служащих; - Физкультура спорт. Этапы бюджетного процесса. I. Составление проекта бюджета на основании решения главы муниципального образования. II. Проект бюджета рассматривается представительным органом. III. Утверждение местного бюджета. IV. Исполнение местного бюджета. V. Утверждение отчёта от исполнении местного бюджета. 41. Понятие предметов ведения местного самоуправления и их содержание. Предметы ведения местного самоуправления – закрепляемые нормами муниципального права области жизнедеятельности населения муниципального образования. На которые распространяется его юрисдикция. Конституция РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» характеризуют предметы ведения как «вопросы местного значения». Вопросы местного значения можно условно разделить на три группы: а) по обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение, образование, социальное и бытовое обслуживание, снабжение жилищ водой и энергоносителями и т.д.); б) по обеспечению условий жизни населения в целом (охрана общественного порядка, информационные службы, благоустройство и озеленение, транспортное обслуживание и т.д.); в) по обеспечению осуществления населением муниципального образования прав собственника в отношении муниципальной собственности. В главе 3 ФЗ указан перечень вопросов местного значения, но он не является исчерпывающим. Этот перечень может быть расширен законами субъектов РФ. Конкретный перечень вопросов находится в его уставе. Компетенция и полномочия – совпадают (1 точка зрения). Компетенция – более широкое понятие, чем полномочия (2 точка зрения). Компетенция сложное понятия, которое включает: - предметы ведения и - полномочия. Компетенция относится не только к органам, но и к населению и физическим лицам (должностным лицам). Предмет ведения – круг вопросов, которые вправе решать данный орган. Предметы ведения местного самоуправления – это круг вопросов, определяемых КРФ, федеральным законодательством, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, обусловленный его задачами и целями, местом и ролью в осуществлении населением власти, решение по которым принимается населением непосредственно, а также через представительные органы местного самоуправления. Ст. 130 КРФ. 1 круг вопросов (ст. 130 КРФ) – вопросы местного значения. 2 круг вопросов (ст. 132 КРФ) – вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. 3 круг вопросов (п. 2 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления») – иные вопросы, которые не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции ФЗ и законами субъектов РФ. 1. Содержание предметов ведения местного самоуправления. Вопросы местного значения – ст. 14 (поселение), 15 (муниципальный район), 16 (городской округ) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». В ФЗ 2003 года перечень вопросов местного значения закрепляется отдельно для городских и сельских поселений, для муниципальных районов и для городских округов. Самое сложное было разграничить поселение и муниципальный район. Поселение входит в муниципальный район, но независимо. Вопросы местного значения можно разделить на несколько групп: 1) вопросы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; 2) вопросы, связанные с оказанием населению различного рода услуг: а вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживание населения; б вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта; в вопросы благоустройства, озеленения территории, охраны окружающей среды; г охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности населения; д вопросы, связанные с формированием и содержанием муниципальных архивов. Вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. 1) регистрация актов гражданского состояния; 2) в области социальной защиты населения (поддержка ветеранов труда, детей сирот, многодетных семей, безнадзорных детей); 3) в сфере сельского хозяйства (субсидии на производство сельскохозяйственной продукции); 4) организация и поддержка деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, административных комиссий и т.д. ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» - порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: 1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется путём принятия закона; 2) отдельные государственные полномочия не могут передаваться органам местного самоуправления поселений, а могут передаваться органам местного самоуправления муниципальных районов или городских округов; 3) органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями либо на неограниченный срок, либо на определённый срок действия; 4) вместе с передачей отдельных государственных полномочий, происходит финансовое обеспечение органов местного самоуправления (в виде субвенций). В случае передачи этих полномочий органы государственной власти имеют контрольные полномочия по отношению к органам местного самоуправления (за осуществлением государственных полномочий и за использованием, предоставленных финансов.) Иные вопросы (ст. 14 (прим.), 15 (прим.) ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Требования: 1) они не должны входить в перечень вопросов местного самоуправления других муниципальных образований; 2) они не должны входить в компетенцию органов государственной власти; 3) они не исключены из компетенции органов местного самоуправления ФЗ и законами субъектов федерации; 4) иные вопросы могут решаться только за счёт собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, которые не могут быть использованы на решение собственных вопросов). Муниципальное право – право местного самоуправления. 2 значения: 1. МП – правовое образование в системе права – отрасль права (институты, нормы). 2. МП – научная дисциплина (теории, идеи). МП – комплексная отрасль Российского права, представляющая собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципального образования вопросов местного значения. Комплексные отрасли – это вторичное, производное образование, нормы права, составляющие комплексные отрасли, как бы «распределены по двум адресам», они выступают как нормы основных отраслей права (КП, АП) и, будучи включенными, в основные отрасли права, они одновременно входят в комплексную отрасль. Предметом МП являются качественно однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Группы общественных отношений, составляющих МП: - общественные отношения, связанные со способностью населения непосредственно решать вопросы местного значения; - отношения, связанные с организацией и деятельностью органов или должностных лиц местного самоуправления; - отношения, связанные с функционированием различных отраслей местного хозяйства; - отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Метод правового регулирования – совокупность приёмов и способ, которые осуществляют регулирование общественных отношений. МП использует 2 метода: 1) императивный (преимущественный) – предполагает установление категорических предписаний и требований относительно поведения участников муниципально-правовых отношений; 2) диспозитивный – предоставляет участникам муниципально-правовых отношений право выбора поведения по своему усмотрению или выбора между возможными вариантами поведения. В муниципальном праве используются императивные методы: 1) предписания - предписание заключается в установлении для субъекта правоотношения определенного порядка действий, который не может быть нарушен. 2) запрета - заключается в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия. В муниципальном праве используются диспозитивные методы: 1) дозволения - заключается в предоставлении участникам муниципальных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору. 2) согласования - согласования применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними. Метод согласования может применяться, например, при взаимодействии органов местного самоуправления двух и более муниципальных образований; 3) рекомендаций - заключается в указании законодателем предпочтительной (но не обязательной) модели поведения участников муниципальных правоотношений. 4) поощрения - тесно примыкает к методу рекомендаций. Разница состоит в том, что при использовании метода поощрений законодатель не только рекомендует какую-либо модель поведения, но и предоставляет какие-либо льготы или иные блага при ее выборе. Отдельные ученые выделяют в муниципальном праве также метод гарантий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, и Конституция РФ гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Отрасль муниципального права характеризуется сочетанием публично-правового и частноправового методов правового регулирования. 2. Источники муниципального права. 3 группы (из лекции): - федеральные законы (ст. 3, 8, 9, 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 71, 72, 130, 133 Конституции РФ, ФЗ); - региональное законодательство (Уставы, Конституции областей, республик, законы (о местном референдуме, о выборе депутатов)). - местный уровень (уставы муниципальных образований, постановления, распоряжения исполнительно-распорядительных органов, решения представительных органов). Источниками муниципального права являются: 1. Конституция Российской Федерации, содержащая нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления. Правовому регулированию местного самоуправления в КРФ посвящена гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. ст. 130 - 133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления: 2. Федеральное законодательство. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления. Конкретизация правовых основ деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяется в иных законах Российской Федерации и федеральных законах, как, например: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"; "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"; "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"; Бюджетном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации; Семейном кодексе Российской Федерации; Градостроительном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, "О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации", "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и др. В указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований. Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В настоящее время постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации. 3. Конституции (уставы), законы и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Федерации. 4. Муниципальные правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Среди муниципальных правовых актов местного самоуправления особое значение имеет устав муниципального образования. В уставе, являющемся своеобразной муниципальной конституцией, указываются основные положения по организации и деятельности местного сообщества. 5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписала вышеназванную Хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировала ее. 3. Муниципально-правовые отношения, их субъекты. Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами МП общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения носят локально-территориальный характер. Они возникают, развиваются и прекращаются исключительно на территории муниципального образования. Муниципально-правовые отношения носят комплексный характер. Задачи и функции местного самоуправления реализуются во всех сферах местной жизни: экономической, финансовой, социально-культурной, в сфере строительства, транспорта, охраны общественного порядка и др. Под субъектами муниципально-правовых отношений понимаются физические и юридические лица, участвующие в конкретных отношениях, урегулированных нормами муниципального права, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления. Субъекты муниципально-правовых отношений. 3 группы: 1 группа. Муниципальное образование – населённая территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. 2 группа. Субъекты, которые наделены правом принимать решения по вопросам местного значения – граждане (население, жители), обладающие праводееспособностью, представительные органы, глава местного образования и др. 3 группа. Субъекты, которые содействуют в вопросах местного значения – государственные органы, ассоциации, союзы, общественные объединения, организации и др. Субъекты муниципально-правовых отношений имеют следующие особенности: - во-первых, некоторые из них могут быть участниками только муниципально-правовых отношений, выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных только в муниципально-правовых предписаниях; - во-вторых, все субъекты муниципально-правовых отношений участвуют в процессе осуществления местного самоуправления, в решении вопросов местного значения либо осуществляют непосредственно связанную с этим деятельность; - в-третьих, большинство субъектов муниципально-правовых отношений способны принимать решения властного характера. Властными полномочиями наделены как население, так и органы местного самоуправления. Все субъекты муниципально-правовых отношений по публично-территориальному признаку подразделяются на: а) индивидуальные (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, депутаты представительных органов местного самоуправления, глава муни<
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.85 (0.018 с.) |