Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция РФ о местном самоуправлении.

Поиск

Местное самоуправление является одной из форм народовластия, в силу чего Конституция Российской Федерации содержит отдельную главу, в которой содержатся нормы, регулирующие основы местного самоуправления.

Принятие новой Конституции РФ положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Термин "местное самоуправление" получил статус конституционного, он используется в ст. ст. 3, 12, 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68, 72 и др. Конституции РФ. Тем не менее нигде в Конституции Российской Федерации не дается определения понятию местного самоуправления.

Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Часть 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также закрепляет государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции. Данная статья устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Признание государством местного самоуправления означает, что государство признает за гражданами возможность создавать социальные управленческие институты, не обладающие свойствами государственной структуры.

Гарантирование государством местного самоуправления означает то, что органы государственной власти и государственные должностные лица не только не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления, но и обязаны осуществлять правовую защиту этой сферы.

Исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти необходимо толковать не как их противопоставление государству, а как установление разделения государственных функций по вертикали. Органы местного самоуправления обладают собственной компетенцией и не подконтрольны государству при решении вопросов местного значения.

Отдельная глава Конституции полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации (глава 8). В данной главе устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия органов местного самоуправления.

В ст. 130 Конституции констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Конституция прямо указывает такие полномочия местного самоуправления, как:

- владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;

- формирование, утверждение и использование местного бюджета;

- установление местных налогов и сборов;

- осуществление охраны общественного порядка.

В Конституции не дается исчерпывающий перечень вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Вместе с тем в ней предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству, с передачей необходимых ресурсов.

Статья 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.

В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Таким образом, организация и деятельность местного самоуправления в Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов, т.е. по этим вопросам осуществляется двойное законодательное регулирование. На практике это означает, что по отдельным вопросам деятельности местного самоуправления принимаются федеральный закон, который определяет общие принципы правового регулирования, и закон субъекта Российской Федерации, который устанавливает особенности организации местного самоуправления в данном субъекте. При этом закон субъекта Российской Федерации не может противоречить Федеральному закону.

Таким образом, в структуре законодательной основы местного самоуправления можно выделить два уровня: федеральное законодательство и законодательство субъектов.

27. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003г. (общая характеристика).

Закон о местном самоуправлении 2003 г. существенно меняет концепцию местного самоуправления. Пожалуй, в наибольшей степени изменениям подвергаются территориальные основы местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении 1995 г. предусматривал существование одноуровневой модели местного самоуправления (лишь в некоторых субъектах допускалось существование муниципальных образований различных уровней). Кроме того, Закон о местном самоуправлении 1995 г. за некоторыми исключениями не допускал различий между муниципальными образованиями. Новый Закон предусматривает необходимость создания пяти видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом территории городских и сельских поселений входят в состав территории муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление.

Особенностью Закона о местном самоуправлении 2003 г. является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Такое нововведение можно только приветствовать. Оно призвано исправить существующую в настоящее время ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.

Важным является также то, что различные муниципальные образования будут иметь различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей. Это полностью соответствует часто повторяемому в последнее время принципу административной реформы: "деньги следуют за полномочиями".

Закон о местном самоуправлении 2003 г. также предусматривает особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, городах-наукоградах, на приграничных территориях.

Существенным изменениям также подверглись организационные основы местного самоуправления. Если Закон о местном самоуправлении 1995 г. был открытым, допуская существование десятков возможных схем организации муниципальной власти, то Закон о местном самоуправлении 2003 г. резко сужает возможности муниципальных образований в данной сфере. Он, в частности, очень подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации.

В связи с этим можно отметить, что Закон о местном самоуправлении 2003 г., по сути, не соответствует своему названию "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так как закрепляет уже не "общие принципы", а практически все вопросы организации местного самоуправления.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. В первую очередь это касается главы, регулирующей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. На практике одним из наиболее сложных в этой сфере является вопрос о государственной или муниципальной природе отдельных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления. В новом Законе делается попытка его решить, устанавливаются обязательные требования к законам о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, формы контроля органов государственной власти за реализацией органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий и пределы вмешательства государства в данной сфере.

Первоначально было намечено, что Закон о местном самоуправлении 2003 г. в полной мере вступит в силу 1 января 2006 г. Однако, как уже указывалось выше, серьезные финансовые, организационные и правовые проблемы вынудили перенести дату полноценного начала функционирования новой модели местного самоуправления на 1 января 2009 г.

В то же время часть норм Закона о местном самоуправлении 2003 г. вступила в силу с момента опубликования (Закон был опубликован в "Российской газете" 8 октября 2003 г.), другие - несколько позже, но также действуют уже в настоящее время.

С 1 января 2009 г. утрачивают силу еще два федеральных законодательных акта, регулирующих организацию местного самоуправления. Это Закон РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с послед. изм.) и Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.). Первый из них с 1995 г. действует частично: после принятия Закона о местном самоуправлении 1995 г. силу сохранили его ст. ст. 49 - 76 (закрепляющие полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления) и 80 - 86 (регулирующие вопросы организации территориального общественного самоуправления). Второй - развивает положения Закона о местном самоуправлении 1995 г. о финансовой деятельности органов местного самоуправления.

28. Устав городского округа «Город Калининград» (общая характеристика).

Устав городского округа «Город Калининград» принят 12.07.2007 г. решением городского Совета депутатов Калининграда.

Состоит из 13 глав и 62 статей.

В Уставе определён статус муниципального образования, вопросы местного значения, установлены основы территориальной организации городского округа «Город Калининград», основы местного самоуправления, формы участия населения городского округа «Город Калининград» в осуществлении местного самоуправления, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа "Город Калининград" и др.

Местное самоуправление в городском округе "Город Калининград" - форма осуществления населением городского округа своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Калининградской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование "Город Калининград" - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа Законом Калининградской области "О наделении муниципального образования "Город Калининград" статусом городского округа".

Город Калининград является административным центром Калининградской области, его статус определяется соответствующими законодательными актами Российской Федерации и Калининградской области.

Территория городского округа "Город Калининград" разделена на административные районы.

Структура (перечень) органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград".

Высшим должностным лицом городского округа "Город Калининград" является глава городского округа "Город Калининград".

С труктуру (перечень) органов местного самоуправления городского округа "Город Калининград" составляют:

- глава муниципального образования - глава городского округа "Город Калининград";

- представительный орган муниципального образования - окружной Совет депутатов города Калининграда;

- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация городского округа "Город Калининград".

Глава городского округа избирается на муниципальных выборах на 5 лет и исполняет полномочия председателя окружного Совета депутатов города Калининграда.

Окружной Совет депутатов города Калининграда является представительным органом местного самоуправления городского округа "Город Калининград". Окружной Совет депутатов обладает правами юридического лица. Окружной Совет депутатов состоит из 27 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по мажоритарной системе по одномандатным округам (один округ - один депутат), и может осуществлять свои полномочия при избрании не менее 2/3 от установленного числа депутатов. Депутаты окружного Совета депутатов осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе может работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности окружного Совета депутатов - 3 депутата. Срок полномочий окружного Совета депутатов составляет 5 лет. Депутатом окружного Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации по достижении возраста 21 года, обладающий избирательным правом.

Администрацию городского округа "Город Калининград" возглавляет глава администрации городского округа "Город Калининград" (далее - глава администрации городского округа) - лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, сроком на 2 года. Глава администрации городского округа назначается на должность окружным Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Администрация городского округа "Город Калининград" (далее - администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа "Город Калининград.

Избирательная комиссия городского округа "Город Калининград" организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата окружного Совета депутатов, главы городского округа, голосования по вопросам изменения границ, преобразования городского округа. Число членов избирательной комиссии городского округа "Город Калининград" с правом решающего голоса составляет 11 человек. Положение об избирательной комиссии городского округа "Город Калининград" утверждается решением окружного Совета депутатов.

В систему муниципальных правовых актов города Калининграда входят:

1) Устав городского округа "Город Калининград";

2) правовые акты, принятые на местном референдуме;

3) нормативные и иные правовые акты окружного Совета депутатов города Калининграда;

4) правовые акты (постановления и распоряжения) главы городского округа;

5) правовые акты (постановления и распоряжения) главы администрации городского округа "Город Калининград";

6) иные правовые акты, принятые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Калининградской области и настоящим Уставом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.01 с.)