Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и признаки конституционного строя, его соотношение с общественным и государственным строем.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В К. РФ 93 г. впервые в нашей истории вводится понятие «основы К. строя» котор, отличается от таких понятий, как «обществ, строи», «гос. строй», т.к. гос. строй м. и не б. К. К. (или правовым) гос. становится в гражд. общ., где признаны, надёжно защищены и обеспечены основные права и свободы. Осн. принцип правового или К. гос. состоит в том, что гос. власть в нем ограничена. Ограниченность гос. власти в правовом гос. Создается признанием за личностью неотъемлемых, неотчуждаемых прав и свобод. Отсюда К. гос. хар-ся тем, что в нём обеспечено подчинение гос-ва праву. Чтобы гос. в полной мере подчинилось праву, это подчинение д.б. обеспечено определ. гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности образуют К. строй, а важнейшие из них возводятся К. в ранг К. принципов и образуют основы К. строя. Основы К. строя- это совокупность КП норм, регулир. ключевые К. отношения. => нормы К. закрепляющие основы К. строя, составляют фундамент на котор. строятся все последующие КП институты. ОКС служат своего рода «К. в К.», т.е, выступают как комплекс высших принципов, содержащих исходные начала всей правовой системы это нормы, котор. следует мерить собственно К. ОКС хар-ся целым рядом специфич. черт: они имеют основополагающее, фундамент., обобщающее значен., они носят политико-правовой характер; их нормативность и общеобязательность; юр. верховенство по отношен, к др. положениям К. и всем иным НПА. определенность и категоричность; постоянность действия; общепризнанность, сжатость и концентрированность положений: целостность и устойчивость: особый порядок изменения.
Существуют 2 подхода 1. формальный – под конст-ым строем понимается любая форма или способ организации гос-ва которые нашли закрепление в К страны. 2. материальный- К-ый строй- правопорядок при котором действует демократич.К, гарантируются основные права и свободы личности. Признаки К-ого строя: 1 в стране действует демократ.К или режим К-ой демократии 2 должна гарантироваться судебная защита прав и свобод. 3. органы гос.власти осуществляют свою деятельность на основе разделения властей и разграничения полномочий. 4. формирование органов гос.власти основывается на процедуре выборов и своевременной смены носителей властных полномочий. Понятие и виды основ К-ого строя под основами К-ого строя понимаются принципы организации общества и гос-ва, а также принципы взаимоотношения гос-ва котор.закрепляются в К и обеспечивают демократич правовой порядок. Особенности правовой природы основ как строя: 1)обладают повышенной юр. силой по сравнению с другими положениями к-ции. 2) Данные положения отличаются особой устойчивостью и не могут быть изменены при действующей к-ции. 3) При осуществлении конституционного правосудия основы конст. строя, используются как критерии конституционности права. Основы конст строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы Конст. строя РФ закреплены в главе 1 Конституции РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений Виды: 1) Констпт. хар-ки (элементы статуса) российского гос-ва. 2) Констпт. принципы орг-цип и деят гос. власти, (принцип разделения властей, разгранич. предметом ведения и т.п.) 3) Сон-политические основы констит. строя, (принцип политич, идеологич. многообразие и т.п.) 4) Эк. основы канстптуц. строя (формирование и защита форм соб-ти, зашита экономических прав и прочее). Закрепленние конституционного строя в КРФ. Поскольку К строй РФ включает в себя все отросли праваРФ, то в его закрепление участвоют все отросли права. Первичны йхарактер носят нормы, закреп. в КРФ(база текущего зак.),где закоеп. основы К строя,- гуманизм, демокр., респ., правовое гос., соц., светское, конст. – гл. 1 КРФ, услажнённый порядок изменения. Закреплено народом на референдуме. Раскрытие и более широкая детализация К строя произведена в текущем законодательстве
Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства Основные характеристики демократического государства: 1)единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ РФ, который осуществляет ее непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы гос. власти и МСУ (представительная демократия); 2) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум — это всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа. Две эти формы волеизъявления считаются высшим выражением власти народа, так как волеизъявление ничем опосредуется, парод имеет возможность сам выразить свое решение по наиболее важным вопросам государственной жизни (референдум), вопросам функционирования государственной власти (выборы); 3)Легитимность государственной власти. Легитимность власти означает ее формирование и. осуществление в соответствии с волей народа. Легитимность как свойство власти может иметь разные основания (харизма лидера, традиционное подчинение власти, страх, рациональное подчинение законно сформированной власти). В современных демократических государствах легитимность власти устанавливается прежде всего в процессе выборов, когда население выражает свои политические предпочтения, вручая государственно-властные полномочия определенным лицам; 4) демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти. Данная характеристика означает, во-первых, наличие в государстве демократического избирательного законодательства, гарантирующего осуществление всеобщего и равного избирательного права, периодическое проведение свободных, подлинных, нефальсифицированных выборов. Во-вторых, в законодательстве и. прежде всего в Конституции должны быть закреплены демократические процедуры осуществления государственной власти, такие как порядок принятия законов, компетенция и полномочия государственных органов, порядок издания ими актов, иерархия различных актов в правовой системе государства и т. д.; 5) Принцип разделения власти. Согласно ст. 11 гос.властн в РФ осуществляют президент, ФС, Правительство РФ, суды РФ. Президент выполняет функцию главы гос-ва, его полномочия носят комплексный характер. Значительная часть президентских полномочий осуществляется в сфере исполнительно- распорядительной, поэтому фактически президент осуществляет общее рук-во прав-вом и исполнительной властью. ФС является законодательным и представительным органом гос.власти, которая обладает законодательной, бюджетной, контрольной и внешнеполитической полномочиями. Правительство является органом исполнительной власти общей компетенции, которой руководит председатель правительства. Суды созданы на основе К-ции и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года. Три ветви суд власти: Конституционное правосудие(его образует Констит.суд и (конституц.Устав.суды субъектов РФ);суды общей юрисдикции, которые возглавляет Верховный суд РФ.; арбитражный суд, который возглавляет высший арбитражный суд. Доминирование президента в РФ объясняется следующими причинами: 1)проект К. разработан под политическим руководством адм-ции президента и закрепил этот проект полит.победу президента над Верх.Советом и Съездом народных депутатов. 2) реформирование правительственной системы России с конца 80-х осуществлялся по инициативе президента и правительства, которые нуждались в значительном объеме исполнительно-распорядительных полномочий. 3)Президент РФ как единоличный глава гос-ва стал наследником руководящей роли партии. 6) Принцип политического многообразия (плюрализм). - Политические партии обладают равными правами при участии в выборах, независимо от своих социальных и экономических программ; К. гарантирует создание и деятельность различных политических партий с определенными ограничениями (установленными в К - г.5ст13 и ФЗ «о Полит.партиях» - не допускается создание партий по признакам проф,рассовой,религиозной,нац. принадлежности;не допускается создание и деят-ть полит.партий иностр.гос-в и их струк. подразделений; структурные подразделения пол.партий создаются и действуют только по территории признаку, они не могут создаваться в органах гос.власти,мест.самоуправленця,воор.силах РФ,в правоохранит. И иных гос.органах.а также в гос. и негос. орг-циях); Могут создаваться и действовать только фед.полит.партии и их структурные подразделения на территории РФ; 7)Принцип идеологич. многообразия. К. гарантирует признание и распространение различных идеологий, идей и взглядов на территории старны; Гос.органы и органы мест.самоуправления не могут быть выразителями к-либо одной обязательной или официальной идеологии; В гос.органах представители различные политические партии могут отстаивать и проводить в жизнь различные идеи и взгляды в соотв-ии с политическими программами партии и действующим законодательством.- запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону. Конституция РФ устанавливает данный принцип в ч. 4 ст. 3. Обладание властными полномочиями может быть правомерно только в случае приобретения их в установленном законом порядке. Выборные органы государственной власти формируются посредством демократических выборов, иные органы — в результате определенной законом процедуры назначения, конкурса, другими способами: Получение властных полномочий незаконным способом влечет установленную ответственность.
Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека -обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конст. строя. Основные характеристики данного принципа: права и свободы человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека; содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве РФ. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение. также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав; все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод; установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.3 ст.3 К референдум и свобод выборы являются высшим непосредственным выразителем власти народа. На территории РФ могут провод. 3 вида Общероссийский, референдум субъекта РФ, местный р. Общероссийски й р-м. порядок проведения регулируется ФКЗ от 28 июня 2004года «О Референдуме РФ».ст1. Р. - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в р. по вопросам гос. значения. Новый закон установил круг лиц, имеющих право на участие в референдуме. ст5.1. Таким правом обладают граждане РФ, достигнутые 18 лет и являются дееспособными.2. Не имеют права участия лица, признанные судом недееспособными; лица в местах лишения свободы по приговору суда.3. граждане проживающие за пределами тер-рии страны, также обладают правом на участие в реф-м. Инициативой проведения референдума обладают: 1) Конституционное собрание (проект новой К) – оно вправе на всенарод. голосов, проектировать новую К –это связанная инициатива. 2) Граждане РФ (.требует подписи 2млн граждан) – требует сбора подписей 2 млн. чел. 3) Федеральные органы гос. власти если проведение референдума вытекает из международных обязательств РФ. Вопросы которые могут быть вынесены: вопросы новой конституции. проект нормативного акта или иной вопрос, обязательное вынесение которого предусмотрено международным договором. вопросы которые отнесены или к ведению РФ или к совместному ведению России и ее субъектов. Новый зак. Запрещает выносить на реф вопросы ограничивающие, отменяющие права и свободы человека. вопросы которые не могут быть вынесены на реф-м: Вопрос об изменении статуса субъекта РФ Вопрос о досрочном прекращении продлении срока полномочий президента, ГосДумы, а также о проведении досрочных выборов президента и депутатов.вопрос об избрании, о назначении не должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц замещающих гос.должности РФ. вопрос о персонал. составе Фед органов гос власти и иных гос органов, вопрос об избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с м/ународным договором России либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с м/ународным договором, а также о создании таких органов или назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено м/ународным договором. Вопрос о принятии и об измене фед бюджета, исполнении или изменении внутри фин. обязательств. о введении, изменении и отмене фед налогов и сборов атакже об освобождении от их уплате. о примени чрезвыч и срочных мер о обеспечении здоровья и безопасности населения. об амнистии и помиловании. Региональный реф-м. Порядок проведения референдума суб.фед. регулируется 2-мя законами. Фед. требования устанавливают ФЗ 2002г. «Об основных гарантиях избир. прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - это закон конкретизируется в каждом СФ РФ. Местный референдум. Может проводиться только по вопросам местного значения, которые входят в компетенцию органов мест.самоуправления. Действ.2 закона: порядок проведения регулируется тем же ФЗ 2002 года. Каждый субъект Фед. принимает собств.закон о местном референдуме. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение признается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Данное решение является общеобязательным, не нуждается в дополнительном утверждении и действует на всей территории РФ. Это же правило применяется в отношении решения, принятого на референдуме субъекта Федерации и на местном референдуме. Решение, принятое на референдуме субъекта Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Федерации, местном референдуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке.
Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение права и свобод человека.Традиционно выделяется несколько основных признаков (принципов) правового государства: 1) господство права; 2) обеспеченность прав и свобод человека; 3) разделение властей. Основным принципом, выражающим сущность правового государства, является господство (верховенство) права. Верховенство права выражается в нескольких моментах: 1) единство права и закона. Законы и деятельность государства и его органов должны быть правовыми, то есть соответствовать естественным правам и свободам человека. Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; 2)верховенство Конституции, ее прямое действие. Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ; 3) соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов. Правом принятия законов обладают только законодательные органы государственной власти. Законы в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения; 4) соблюдение иерархии источников права. Верховенством в этой системе обладает Конституция РФ, а также в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Далее следуют иные источники права РФ. Принцип обеспеченности прав и свобод человека и гражданина корреспондируется с главным принципом основ конституционного строя - приоритетом человека, его прав и свобод как высшей ценности и выражается не только в номинальном признании и закреплении в законодательстве основных прав и свобод человека, но и в реальном их действии. Можно назвать несколько признаков, характеризующих обеспеченность прав человека: 1)непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, возможность применения судами непосредственно конституционных норм, в которых закреплены права и свободы, для защиты нарушенных прав; 2) наличие в законодательстве эффективных и адекватных содержанию прав и свобод механизмов их реализации; 3) наличие различных форм защиты нарушенных прав: административной, судебной Принцип разделения властей данный принцип был впервые закреплен в К 1978г после принятия К 1993 он закрепляется в статье 10. В К закреплен перевес полномочий Презта – его доминирующая роль в системе органов гос власти. К не установила разделение властей в соответствии с парламентским или презид-им режимом. Согласно ст.11 гос власть в РФ осущ През-ом, ФС, Правом, Суды РФ. Значительная часть Презих полномочий осущ-ся в исполнит-распоряд сфере, поэтому Презт осущ-ет общее руководство Прав-ом и Исполн-ой властью. ФС по К является законод-ым предст-ым органом гос власти, котор.облад-ет законод-ыми бюджет-ыми, контроль-ми внешнеполит-ми полномочиями. Правит-во РФ по К явл-ся исполнит-ым органом гос-власти, котор руководит председ-ль прав-ва. Суды РФ созданы на основе К и ФЗ о судебной системе РФ. Доминирование Презта в РФ объясняется следующими причинами 1. проект К разрабатывался под политич руководством администрации Презта и закрепил этот проект политич победы Презта над Верховн Советом и Съездом Народных Депутатов.2. реформирование правовой системы России осущ-сь по инициативе Презта 3. Презт РФ как единоличный глава гос-ва стал наследником правящей партии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.013 с.) |