Суверенное государство как основа конституционного строя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суверенное государство как основа конституционного строя.



 

Суверенитет гос-ва - признак государства, самостоятельно и независимо от власти др гос-в осуществлять внутр. политику и строить м/унар. отн-я с др. госорганами. Суверенитет РФ закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:

1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2 ) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении РФ, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации; 3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, гос. власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С др. стороны, верховенство власти ограничивается нахождением РФ в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается и передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и.передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конст строя РФ; 4)государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (РФ). На единство, суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты РФ -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве, суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и гос. органами субъекта Федерации; 5)государственный суве ренитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории РФ Конституции РФ и ФЗ; 6)международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.


36.Экономическая основа конституционного строя.

 

Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ:

1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории РФ не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся о случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается;

2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий - Законом РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 3)свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;

4)многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции РФ, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности, нет. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации); Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.


37.Социальное государство как основа конституционного строя (понятие, главная задача и основные направления социальной политики).

 

Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения. Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). 2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это: — охрана труда и здоровья людей; - установление гарантированного минимального размера оплаты труда; - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; - развитие системы социальных служб; - установление государственных пенсий, пособий; - иные гарантии социальной защиты;

3 ) реальность существования- социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической Обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что РФ - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.


38.Светское государство как основа конституционного строя (понятие и содержательная характеристика).

 

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не опускается установление какой-либо государственной религии, в котором гарантируется свобода совести и возможность существования различных религиозных объединений и вероучений. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством.

Признаки: 1) К гарантирует создание и деятельность различных религиозных образований. В РФ в настоящее время действует ФЗ от 26.09.97 «О свободе совести, религиозных объединениях» данный закон позволяет создавать на территории РФ религиозные организации, группы котор пропове-ют различные вероучения 2) религиозные объединения должны быть отделены от гос-ва и его органов – это выражается в том, что религ.объед не в праве выдвигать кандидатов на выборные должности. Гос.органы вправе осущ-ть контроль за религ.объеди-ми их госуд регистрацию, но не в праве вмешиваться в вопросы определения граждан к религии. 3) граждане РФ вступающие в религ.объединения, священнослужители этих объед-ий сохраняют свои избирательные права: могут участвовать в выборах в органы гос.власти и МСУ.4) должност-ые лица должны сохраняти полит-ий нейтралитет к различ-ым конфессиям и не вправе предоставлять каких-либо привилегий или испол-ть свое служеб-ое положение в интере-ах религ-ых объед-ий. 5) религ-ые объед-ия обладают равными правами при осуществлении своей деятельности, если пользуются статусом ЮЛ.6) в образов-ых учреждениях РФ религ-ое образов-ие может осущ-ся по просьбе родителей и с согласия детей по согласованию с админ-ей такого учреждения и ОМСУ, в вузах могут преподоваться только основы различных вероучений. 7) религ.объед вправе на террит. РФ создавать образоват-ые учреждения.

 


39.Особенности республиканской формы правления в России.

 

К93 не закрепила опр вид республиканской формы правления. Ст. 1 Россия – республика.

РФ существует в форме смешанной полупрезидентской полупарламентской республики с сильным дуализмом исполнительной власти преобладанием президента, как главы гос-ва, что выражается в нескольких признаках: 1)верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ (ст. 11 Конституции РФ); 2)выборность высших органов государственной власти. Президент РФ и Государственная Дума избираются населением РФ. Невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81); 3)Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Гос. Думы – дуализм. 4)Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение 3 месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ, В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу. 5)Председатель прав-ва назначается Президентом после одобрения депутатами гос.думы большинством голосов. 6) К. не допускает совмещение мандата депутата с министерским портфелем, поэтому если депутат получит приглашение войти в пр-во, то он должен отказаться от своего дену тат. мандата. 7) Российская форма правления допускает возм-ть развития в сторону парламентско - президентского режима, при котором пр-во будет нести полит.отв-ть перед гос.думой. Для этого необходимо, чтобы Президент при формировании пр-ва учитывал расстановку полит.сил в гос.думе и назначал председателем пр-ва лидера партии парламентерского большинства.


40.Понятие основ правового статуса личности.

 

Правовое положение человека, личности, гражданина. Различают общее отраслевое, профессиональное, индивидуальное правовое положение. КПС человека и гражданина: 1)Закреплен в Конституции и в некоторых важнейших нормативных актах. 2)Статус носит относит-но стабильный, устойчивый хар-р, а правовое положение подвижно. Конституционно-правовые нормы, составляющие, составляющие КПС определяют смысл, содержание и применение законов, дея-ть законодат. и исполнит. власти местного самоуправления и обеспечение этих норм правосудием КПС носит комплексный хар-р, он состоит из целого ряда более конкретных правовых институтов, ~ образуют его элементарный состав. Его элементы: 1) Конституционные права и свободы человека (ядро КПС). 2) Принципы, на ~ развиваются и реализуются конституционные права и свободы. 3) Конституционные обязанности граждан РФ.4)Конституционные гарантии прав и свобод.КПС связан с таким институтом, как гражданство РФ. Обеспечение и защита прав человека является необходимым условием свободного развития современного мира. Права человека- самостоятельный правовой институт. Свобода - естественное состояние человека и высшая ценность после самой жизни. Главные положения учения о свободе: 1. Все люди свободны от рождения, и ни кто не в праве ограничить их естественные права, обеспечение и защита этих прав - главное назначение гос. 2. Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Равенство возможностей для всех, 3. Закон- мера свободы, 4. Часть дозволенного опред. через права человека, поэтому их необходимо закрепить. Правовой статус - положения, обозначающие роль, место, условия участия личности в системе общ. отнош. и подразумевают всю совокупность прав, свобод и обязанностей индивида. Институт прав и свобод включает следующие элементы: 1. Правовые нормы, регулирующие вопросы гражданства, 2. Общие принципы статуса личности - равноправие, гара6нтированность, неотьемлимость прав и свобод. 3. Основные права, свободы и обязанности. КРФ - норм. акт, закреп. основ. права и свободы индивида.


41.Понятие и виды религиозных объединений в РФ.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», постановлением Правительства «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

Религиозной организацией признается добровольное религиозное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц. Религиозные организации в зависимости от территории деятельности подразделяются на:

1) местные, состоящие не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городе, селе, районе);

2) централизованные, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и местного самоуправления, воинских частях, иных государственных и муниципальных организациях.

Религиозные организации действуют на основании устава, утвержденного их учредителями или централизованной религиозной организацией и зарегистрированного в органах Министерства юстиции РФ. В уставе указываются: наименование, место нахождения, цели, задачи и формы деятельности, структура организации и органы управления, порядок создания и прекращения деятельности, источники образования денежных средств и иного имущества. Не допускается отказ в регистрации религиозной организации по мотивам нецелесообразности ее создания.

 

 


42.Понятие, организационно-правовые формы и виды общественных организаций.

 

Ст. 30 КРФ:

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Конституция РФ гарантирует право граждан на объединение и свободное осуществление деятельности общественных объединений. Право на объединение граждан РФ включает в себя право создавать профессиональные союзы для защиты трудовых интересов граждан. Не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Право граждан на объединение складывается из: 1) права создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; 2) права вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; 3) права беспрепятственно выходить из общественных объединений. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для

реализации общих целей, фиксируемых в уставе

общественного объединения. Граждане могут учреждать все формы общественных объединений без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением созданий

политических партий, для которых установлен особый порядок создания (регистрации). Общественные объединения могут регистрироваться в органах государственной власти, в этом случае они приобретают статус юридического лица. Организационно-правовые формы общественных объединений выделяются в зависимости от порядка вступления граждан в общественное объединение и его целей. Формы общественных объединений: 1) общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; 3) общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, основанное на участии без членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели; 4) общественное учреждение - не имеющее членства общественное

объединение, цель которого – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; 5) орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 6) политическая партия - основанное на членстве общественное объединение, преследующее политические цели оказания влияния на политическую обстановку страны.


43.Порядок создания, организация и деятельность политических партий в РФ.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — добровольное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и органах местного самоуправления. Порядок создания П.п. и ее правовой статус определяются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях". Закон содержит специальные требования, предъявляемые к общественным объединениям, претендующим на статус П.п.: 1) наличие региональных объединений более чем в половине субъектов РФ; 2) общая численность членов политической партии должна составлять не менее 10 тыс. человек (при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов); 3) руководящие и иные органы П.п., а также ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Закон не предусматривает создания и деятельности межрегиональных, региональных и местных П.п., а также иных политических общественных объединений (как это, в частности, характерно для иных, неполитических общественных объединений). П.п. вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ.

П.п. создаются и действуют в соответствии с принципами законности и гласности, свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность П.п., цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность П.п. также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, П.п. не должна вмешиваться в учебный процесс образовательных учреждений. Не допускается создание и деятельность П.п. и их структурных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях. Исключение составляют законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Закон запрещает создание и деятельность на территории России П.п. иностранных государств.

Законом исчерпывающе определены способы и порядок создания П.п.. Она может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в П.п. общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения. Специального разрешения органов государственной власти и должностных лиц на создание П.п. не требуется. Непременное условие этого способа образования партии: государственная регистрация преобразуемого общественного объединения должна быть осуществлена не позднее чем за 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда П.п., принявшего решение о преобразовании в П.п. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в П.п. образование организационного комитета необязательно.

П.п. и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. Документом, подтверждающим государственную регистрацию партии, ее регионального отделения, является свидетельство о государственной регистрации. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации П.п. и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через 6 месяцев со дня регистрации П.п. Только после этого П.п. может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации П.п. утрачивает силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется. Наименование зарегистрированной партии (как полное, так и сокращенное) должно отличаться от наименований уже существующих партий и партий, прекративших свою деятельность вследствие их ликвидации по основаниям, указанным в Законе (ст. 6, 9). Закон допускает использовать в своих наименованиях слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без какого-либо специального разрешения. При выборе наименования требуется соблюсти два условия: не нарушать права интеллектуальной собственности и не использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства.

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности П.п. Законом предусмотрены требования к их уставам, соблюдение которых позволяет обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов П.п., а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно Закону членство в П.п. является добровольным и индивидуальным. Членами П.п. могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет. Не могут быть членами П.п. иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в П.п. может устанавливаться для определенных категорий граждан федеральными законами. Член П.п. может состоять только в одном региональном отделении данной П.п. — по месту постоянного или преимущественного проживания.

Поскольку П.п. играют особую роль в организации электоральных процессов, закон устанавливает, что они являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет подряд после создания П.п. ее участие в выборах не установлено, такая партия подлежит ликвидации.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.032 с.)