Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суверенное государство как основа конституционного строя.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Суверенитет гос-ва - признак государства, самостоятельно и независимо от власти др гос-в осуществлять внутр. политику и строить м/унар. отн-я с др. госорганами. Суверенитет РФ закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета: 1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась; 2 ) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении РФ, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации; 3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, гос. власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С др. стороны, верховенство власти ограничивается нахождением РФ в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается и передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и.передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конст строя РФ; 4)государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (РФ). На единство, суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты РФ -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве, суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и гос. органами субъекта Федерации; 5)государственный суве ренитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории РФ Конституции РФ и ФЗ; 6)международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории.
Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве как основы конституционного строя. В закреплении этого принципа видна либеральная направленность российской Конституции в отличие от прежних конституций советского периода. Важнейшие стороны принципа экономической свободы сформулированы в ст. 8 Конституции РФ: 1) единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Этот принцип означает, что внутри территории РФ не допускается установление каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ). В соответствии со ст. 74 Конституции РФ ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Такие ограничения вводятся о случае, например, чрезвычайного экологического бедствия в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды». Введение ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается; 2) поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий - Законом РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». 3)свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения; 4)многообразие и равная защита форм собственности. В Конституции РФ, в отличие от прежних конституций, устанавливается равенство всех форм собственности, коих выделяется три: частная, государственная и муниципальная. Конституция РФ допускает также «иные формы собственности», однако других видов собственности, нет. Субъектами частной собственности могут быть физические лица (граждане, иностранцы) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации); Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. Конституция РФ (ст. 9) особо выделяет землю и другие природные ресурсы как объекты права собственности. Устанавливается, что данные объекты могут находиться на праве собственности во всех ее формах. Вместе с тем ч. 1 ст. 9 подразумевает возможность ограничения правового режима собственности на землю и природные объекты. Данная норма устанавливает условие осуществления собственности на эти объекты: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения. Основные конституционные характеристики данного принципа: 1) цели государственной социальной политики - обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь - такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека). 2) основные направления государственной социальной политики Конституция РФ также относит к основам конституционного строя. Это: — охрана труда и здоровья людей; - установление гарантированного минимального размера оплаты труда; - обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; - развитие системы социальных служб; - установление государственных пенсий, пособий; - иные гарантии социальной защиты; 3 ) реальность существования- социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической Обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что РФ - социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.
Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не опускается установление какой-либо государственной религии, в котором гарантируется свобода совести и возможность существования различных религиозных объединений и вероучений. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Признаки: 1) К гарантирует создание и деятельность различных религиозных образований. В РФ в настоящее время действует ФЗ от 26.09.97 «О свободе совести, религиозных объединениях» данный закон позволяет создавать на территории РФ религиозные организации, группы котор пропове-ют различные вероучения 2) религиозные объединения должны быть отделены от гос-ва и его органов – это выражается в том, что религ.объед не в праве выдвигать кандидатов на выборные должности. Гос.органы вправе осущ-ть контроль за религ.объеди-ми их госуд регистрацию, но не в праве вмешиваться в вопросы определения граждан к религии. 3) граждане РФ вступающие в религ.объединения, священнослужители этих объед-ий сохраняют свои избирательные права: могут участвовать в выборах в органы гос.власти и МСУ.4) должност-ые лица должны сохраняти полит-ий нейтралитет к различ-ым конфессиям и не вправе предоставлять каких-либо привилегий или испол-ть свое служеб-ое положение в интере-ах религ-ых объед-ий. 5) религ-ые объед-ия обладают равными правами при осуществлении своей деятельности, если пользуются статусом ЮЛ.6) в образов-ых учреждениях РФ религ-ое образов-ие может осущ-ся по просьбе родителей и с согласия детей по согласованию с админ-ей такого учреждения и ОМСУ, в вузах могут преподоваться только основы различных вероучений. 7) религ.объед вправе на террит. РФ создавать образоват-ые учреждения.
К93 не закрепила опр вид республиканской формы правления. Ст. 1 Россия – республика. РФ существует в форме смешанной полупрезидентской полупарламентской республики с сильным дуализмом исполнительной власти преобладанием президента, как главы гос-ва, что выражается в нескольких признаках: 1)верховную государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ (ст. 11 Конституции РФ); 2)выборность высших органов государственной власти. Президент РФ и Государственная Дума избираются населением РФ. Невозможность какого-либо наследственного или иного недемократического порядка получения полномочий высших государственных органов. Кроме того, Конституция РФ устанавливает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81); 3)Правительство РФ возглавляет Премьер-министр, который назначается Президентом РФ с согласия Гос. Думы – дуализм. 4)Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, а также перед Государственной Думой, которая может выразить ему вотум недоверия, который может не повлечь никаких юридических последствий при несогласии с ним Президента РФ. Для того, чтобы отправить Правительство РФ в отставку, вотум недоверия должен быть «двойным»: Государственная Дума должна в течение 3 месяцев повторно выразить недоверие Правительству РФ, В этом случае перед Президентом РФ встает альтернатива: он может либо отправить в отставку Правительство РФ, либо распустить Государственную Думу. 5)Председатель прав-ва назначается Президентом после одобрения депутатами гос.думы большинством голосов. 6) К. не допускает совмещение мандата депутата с министерским портфелем, поэтому если депутат получит приглашение войти в пр-во, то он должен отказаться от своего дену тат. мандата. 7) Российская форма правления допускает возм-ть развития в сторону парламентско - президентского режима, при котором пр-во будет нести полит.отв-ть перед гос.думой. Для этого необходимо, чтобы Президент при формировании пр-ва учитывал расстановку полит.сил в гос.думе и назначал председателем пр-ва лидера партии парламентерского большинства.
Правовое положение человека, личности, гражданина. Различают общее отраслевое, профессиональное, индивидуальное правовое положение. КПС человека и гражданина: 1)Закреплен в Конституции и в некоторых важнейших нормативных актах. 2)Статус носит относит-но стабильный, устойчивый хар-р, а правовое положение подвижно. Конституционно-правовые нормы, составляющие, составляющие КПС определяют смысл, содержание и применение законов, дея-ть законодат. и исполнит. власти местного самоуправления и обеспечение этих норм правосудием КПС носит комплексный хар-р, он состоит из целого ряда более конкретных правовых институтов, ~ образуют его элементарный состав. Его элементы: 1) Конституционные права и свободы человека (ядро КПС). 2) Принципы, на ~ развиваются и реализуются конституционные права и свободы. 3) Конституционные обязанности граждан РФ.4)Конституционные гарантии прав и свобод.КПС связан с таким институтом, как гражданство РФ. Обеспечение и защита прав человека является необходимым условием свободного развития современного мира. Права человека- самостоятельный правовой институт. Свобода - естественное состояние человека и высшая ценность после самой жизни. Главные положения учения о свободе: 1. Все люди свободны от рождения, и ни кто не в праве ограничить их естественные права, обеспечение и защита этих прав - главное назначение гос. 2. Свобода состоит в возможности делать всё, что не приносит вреда другому. Равенство возможностей для всех, 3. Закон- мера свободы, 4. Часть дозволенного опред. через права человека, поэтому их необходимо закрепить. Правовой статус - положения, обозначающие роль, место, условия участия личности в системе общ. отнош. и подразумевают всю совокупность прав, свобод и обязанностей индивида. Институт прав и свобод включает следующие элементы: 1. Правовые нормы, регулирующие вопросы гражданства, 2. Общие принципы статуса личности - равноправие, гара6нтированность, неотьемлимость прав и свобод. 3. Основные права, свободы и обязанности. КРФ - норм. акт, закреп. основ. права и свободы индивида.
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Правовое положение религиозных организаций определено Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», постановлением Правительства «О порядке регистрации, открытии и закрытии в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» и другими нормативными правовыми актами. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющих деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозной организацией признается добровольное религиозное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц. Религиозные организации в зависимости от территории деятельности подразделяются на: 1) местные, состоящие не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городе, селе, районе); 2) централизованные, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций. Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти и местного самоуправления, воинских частях, иных государственных и муниципальных организациях. Религиозные организации действуют на основании устава, утвержденного их учредителями или централизованной религиозной организацией и зарегистрированного в органах Министерства юстиции РФ. В уставе указываются: наименование, место нахождения, цели, задачи и формы деятельности, структура организации и органы управления, порядок создания и прекращения деятельности, источники образования денежных средств и иного имущества. Не допускается отказ в регистрации религиозной организации по мотивам нецелесообразности ее создания.
Ст. 30 КРФ: 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Конституция РФ гарантирует право граждан на объединение и свободное осуществление деятельности общественных объединений. Право на объединение граждан РФ включает в себя право создавать профессиональные союзы для защиты трудовых интересов граждан. Не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Право граждан на объединение складывается из: 1) права создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; 2) права вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них; 3) права беспрепятственно выходить из общественных объединений. Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, фиксируемых в уставе общественного объединения. Граждане могут учреждать все формы общественных объединений без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением созданий политических партий, для которых установлен особый порядок создания (регистрации). Общественные объединения могут регистрироваться в органах государственной власти, в этом случае они приобретают статус юридического лица. Организационно-правовые формы общественных объединений выделяются в зависимости от порядка вступления граждан в общественное объединение и его целей. Формы общественных объединений: 1) общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; 2) общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения; 3) общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, основанное на участии без членства общественное объединение, целью которого является формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели; 4) общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, цель которого – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; 5) орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания; 6) политическая партия - основанное на членстве общественное объединение, преследующее политические цели оказания влияния на политическую обстановку страны.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ — добровольное объединение граждан, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и органах местного самоуправления. Порядок создания П.п. и ее правовой статус определяются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях". Закон содержит специальные требования, предъявляемые к общественным объединениям, претендующим на статус П.п.: 1) наличие региональных объединений более чем в половине субъектов РФ; 2) общая численность членов политической партии должна составлять не менее 10 тыс. человек (при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов); 3) руководящие и иные органы П.п., а также ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Закон не предусматривает создания и деятельности межрегиональных, региональных и местных П.п., а также иных политических общественных объединений (как это, в частности, характерно для иных, неполитических общественных объединений). П.п. вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ. П.п. создаются и действуют в соответствии с принципами законности и гласности, свободы в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность П.п., цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность П.п. также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами. Кроме того, П.п. не должна вмешиваться в учебный процесс образовательных учреждений. Не допускается создание и деятельность П.п. и их структурных подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях. Исключение составляют законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Закон запрещает создание и деятельность на территории России П.п. иностранных государств. Законом исчерпывающе определены способы и порядок создания П.п.. Она может быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования в П.п. общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения. Специального разрешения органов государственной власти и должностных лиц на создание П.п. не требуется. Непременное условие этого способа образования партии: государственная регистрация преобразуемого общественного объединения должна быть осуществлена не позднее чем за 6 месяцев со дня проведения учредительного съезда П.п., принявшего решение о преобразовании в П.п. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в П.п. образование организационного комитета необязательно. П.п. и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. Документом, подтверждающим государственную регистрацию партии, ее регионального отделения, является свидетельство о государственной регистрации. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации П.п. и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через 6 месяцев со дня регистрации П.п. Только после этого П.п. может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации П.п. утрачивает силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется. Наименование зарегистрированной партии (как полное, так и сокращенное) должно отличаться от наименований уже существующих партий и партий, прекративших свою деятельность вследствие их ликвидации по основаниям, указанным в Законе (ст. 6, 9). Закон допускает использовать в своих наименованиях слова "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без какого-либо специального разрешения. При выборе наименования требуется соблюсти два условия: не нарушать права интеллектуальной собственности и не использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства. В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности П.п. Законом предусмотрены требования к их уставам, соблюдение которых позволяет обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов П.п., а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно Закону членство в П.п. является добровольным и индивидуальным. Членами П.п. могут быть граждане РФ, достигшие 18 лет. Не могут быть членами П.п. иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными. Ограничение права на вступление в П.п. может устанавливаться для определенных категорий граждан федеральными законами. Член П.п. может состоять только в одном региональном отделении данной П.п. — по месту постоянного или преимущественного проживания. Поскольку П.п. играют особую роль в организации электоральных процессов, закон устанавливает, что они являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение 5 лет подряд после создания П.п. ее участие в выборах не установлено, такая партия подлежит ликвидации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.177 (0.01 с.) |