Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды норм Конституционного права.

Поиск

Виды норм Конституционного права.

По содержанию нормы делятся на:

· нормы, регулирующие основы Конституционного строя;

· нормы, регулирующие права человека;

· нормы, регулирующие устройство государства;

· нормы, регулирующие систему органов управления.

По территории действия нормы делятся на:

· общефедеральные;

· республиканские;

· региональные;

· местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на:

· нормы управомачивающие;

· нормы обязывающие;

· нормы запрещающие.

По юридической силе:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

 

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся:

· нормы принципы;

· нормы задачи;

· учредительные нормы;

· нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают:

· императивные;

· диспозитивные.

По особенности выполняемой роли:

· материальные;

· процессуальные.

Конституционный институт – это обусловленная общностью регулируемых общественных отношений, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп Конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.

Конституционные институты обусловлены объективными закономерностями политического, экономического, социального и культурного развития гражданского общества, и составляют основу Конституционного права как отрасли права.

 

3. Конституционные правоотношения.

Правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).

К субъектам относятся:

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ субъектов, население);

3. ассоциации граждан (общественные объединения, в том числе в форме политических партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

4. государство;

5. государственно-территориальные образования (субъекты РФ, части территории и т.д.);

6. органы государственной власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избирательные объединения (комиссии).

Объект конституционных правоотношений – это то, на что направлено правоотношение:

1. государственные территории;

2. материальные ценности;

3. поведение людей;

4. деятельность органов государства;

5. личные неимущественные отношения.

Таким образом, общим для всех объектов конституционно-правовых отношений являются:

· тесная связь с властью государства;

· общественный контроль над властью.

Содержание правоотношения – конкретные права и обязанности, которые приобретает участник правоотношений при возникновении юридических фактов. К содержанию относятся:

1. конкретные правоотношения (подача заявления) и правовые состояния (наличие гражданства);

2. постоянные или временные правоотношения;

3. материальные или процессуальные правоотношения;

4. правоустановительные или правоохранительные правоотношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический факт – это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

 

4. Источники конституционного права.

Источники конституционного права – исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

Конституционное Право это системообразующая отрасль Российского права, определяющая развитие (сокращение) норм, институтов и отраслей, регулирующих правовые отношения в жизни государства и общества.

Ведущее значение Конституционного права в национальной правовой системе определяется:

1. нормы Конституции являются исходными для всех отраслей права, определяя специфическим методом воздействия необходимость принятия законов, формирования компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, наделения граждан правами, обязанностями и гарантиями;

2. регулированием законодательной деятельности, принятием законодательных норм;

3. ведущее значение Конституционного права выражается фиксирование основных прав и свобод человека и гражданина и пределы их ограничений, поскольку нормы других отраслей права не вправе сузить содержание Конституционных прав;

4. закрепление деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которые реализуют все отрасли права и тем самым принимают участие в выявлении соотношения отрасли Конституционного права и других отраслей.

15 статья Конституции РФ части 4 определяет, что в правовую систему входят общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры. При возникновении противоречий между принципами, нормами международного права и Конституцией, ведущее положение занимает Конституция.

 

Виды Конституции.

 

1. По порядку установления:

· октроированные (дарованные монархом);

· не октроированные;

2. По порядку изменению:

· гибкие (Конституция СССР);

· жесткие (Конституция РФ);

3. По форме закрепления политической власти:

· монархические (закрепившие власть монарха);

· республиканские (закрепили власть парламента);

4. По форме государственного устройства:

· унитарные;

· федеративные;

5. По степени отражения реально складывающихся общественных отношений:

· юридические;

· фактические;

6. По месту в правовой системе государства (РФ, республик РФ).

Особенностями Конституции являются черты, отличающие Конституцию от других законов:

1. Верховенство Конституции (ч.2 ст.4) – утверждение в стране того конституционного строя, который закреплен в конституции, идея подчинения всех законов государства Конституции.

2. Высшая юридическая сила (ст.15) означает, что все законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. В случае такого противоречия, Конституция осуществляет прямое действие. Все органы государства обязаны соблюдать требования Конституции.

3. Конституция определяет процесс правотворчества (ст.76, 104, 105, 106, 107, 108, 109 и т.д.).

4. Стабильность Конституции означает, что она принимается на значительный срок для достижения определенности государства и она не должна часто меняться. Частая смена Конституции влечет за собой нестабильность режима.

5. Преемственность Конституции означает, что каждая последующая Конституция «впитывает» все передовое, что достигла конституционно-правовая наука на конкретный период.

6. Особая охрана государством заключается в том, что практически вся система органов государственной власти призвана охранять Конституцию. Для этого существуют особые институты (например, Конституционные Суды), которые осуществляют проверку законодательства государства на предмет соответствия Конституции.

7. Особый порядок принятия и пересмотра Конституции, внесения в нее поправок.

 

9. Функции Конституции.

1.Учредительная функция.

Выражается в том, что Конституция появляется в результате коренных изменений, которые происходят в жизни общества. Конституция – это всегда результат каких-либо «переворотов», изменений в государстве. Эта функция предполагает создание совершенно новых институтов, отношений в государстве и обществе.

Организаторская.

Конституция ставит перед государством, общественными организациями, государственными органами, должностными лицами, гражданами общие задачи.

Внешнеполитическая.

После принятия Конституции страна либо вступает в активные внешнеполитические связи, либо прерывает их.

Идеологическая.

Конституция «пишет» идеологию государства.

Юридическая.

Юридическая функция выражается в следующем:

а. становится основой новой правовой системы правопорядка в стране;

б. регулирует общественные отношения как документ прямого действия;

в. дает импульс к принятию огромного массива новых законодательных актов, воплощающих идеи Конституции.

Конституция – это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом, либо отдельных социальных слоев (групп) общества, и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Конституционализм – это особая разновидность политического режима, конституционной законности: правление, ограниченное конституцией. Его признаками являются:

5. человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью;

6. существует ограничение государственной власти (разделение властей, самоуправление);

7. действуют институты народного представительства и непосредственной демократии;

8. Конституция признается высшим актом юридической силы и прямым источником для всей правовой системы.

Таким образом, Конституционное государство – есть веха на пути к правовому государству.

10. Порядок пересмотра Конституции.

Существует четыре варианты изменения Конституции:

Ст.65 Конституции РФ.

Федеральный Конституционный Закон от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерация и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации (ч.2 ст.137).

 

Реализация Конституции.

Реализация – это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность. Реализация Конституции имеет несколько уровней:

1. Уровень реализации нормы:

· использование права;

· исполнение обязанностей;

· применение полномочий;

· соблюдение запретов.

2. Уровень реализации институтов:

· идеализация;

· прямое действие;

· правотворчество.

3. Уровень достижения цели Конституции.

 

12. Конституционно-правовая ответственность.

Теория ответственности выделяет: конституционно позитивную ответственность и негативную ответственность. Позитивная ответственность-это обязанность дать отчет за конституционно значимые действия, оценить поведение с точки зрения принципов конституционного права. Негативная отетственность-самостоятельный вид ответственности, устанавливающий неблагоприятные последствия для субъектов, нарушивших конституционную норму и направленных на восстановление конституционного порядка.

Основания правонарушений(ст 95)

-нормативное(составы конституц.-правовых деликтов, конституц.-правовые санкции, круг субъектов,применяющ. эти санкции.)

-фактическое

-процессуальное

Конституционно-правовые деликты – деление субъекта конституционного права, несоответствующие поведению, закрепленного нормой конституц. права.

Виды нарушений:

1.нарушение конституционного статуса и его конституционных символов

2. ограничение конституционных прав человека

3. нарушение конституционных принципов

4. нарушения при формировании и деятельности органов гос власти

5. нарушения в сфере местного самоуправления

 

13.охрана конституции

Правовая охрана Конституции – это совокупность средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных Конституцией норм, строгое соблюдение режима Конституционной законности.

Правовые элементы правовой охраны Конституции:

1. Самоохрана закрепление в Конституции норм, обеспечивающих ее выполнение (ст.4, 15, 16, 18, 82, 103, 113, 120).

2. Конституционный контроль деятельность компетентных государственных органов по проверке, выполнению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов и действий правоприменителей в Конституций. Его осуществляют:

· Президент РФ (ст.80, 82);

· Парламентский контроль (гл.5);

· Органы исполнительной власти;

· Органы прокурорского надзора и судебные органы;

· Конституционный суд (ст. 125).

 

14. Конституционный суд

Конституционный суд РФ – это судебный орган конституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Единственных суд, компетенция которого закреплена в Конституции.

Компетенция суда – см. ст 125

Право на обращение в конституционный суд для разных категорий дел урегулированы в 3 разделе в ФКЗ «о конституции РФ»:

-на обращение в конституц.суд с запросом о проверке актом (ст 84)

-споры о компетенции(ст 92)

-не вступившие в силу международные акты и договоры (ст 88)

-право на обращение с жалобами (ст 96)

-толкование конституции (ст 105, 125)

Организация работы конституционного суда: организационными формами конституц.судопроизводства явл.пленарное заседание и заседание палат конституционного суда (ст 21, 22 ФКЗ «о констит.суде)

 

15. 15.Решения Конституционного суда.

ФКЗ «О конституционном суде РФ» 1994

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотренонастоящим Федеральным конституционным законом. В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

16. Э 16. этапы развития конституционного законодательства в РФ

- Первая К была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как КонституцияРСФСР. и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы легли в основу Конституции РСФСР 1918 года, были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций

 

-Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному.

-Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

-Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

-Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны.

 

17. Основы конституционного строя РФ

 

Основы Конституционного строя – это устои государства, его основные принципы, определяющие ключевые черты (сущность) общественного строя, государства, власти, форму правления, государственного устройства, политического режима. Особенности основ конституционного строя (как конституционно-правового явления):

1. «фундамент» Конституционного строя (ст.16);

2. нормы состоят, в основном, из одного вида – нормы-принципы;

3. содержаться в первой главе Конституции;

4. особая юридическая сила (ст.16);

5. особый усложненный порядок пересмотра Конституции (ст.135);

6. максимальная стабильность основ Конституционного строя.

Как модель комплекса общественных отношений государства и общества, основы Конституционного строя подразделяются на три уровня:

1. Базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии Конституционного строя.

2. Основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон Конституционного строя и отрасли Конституционного права.

3. Конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Фундаментальные (или базовые) ценности являются отражением сверхзадачи, которую народ воплощает в Конституционном строе, и выражаются в формулировании в нормах Конституции определенных категориях счастья, добра, справедливости, свободы, равенства, солидарности, порядка. Сформулированные в Конституции базовые ценности формируют правосознание граждан, которые реализуют цели, поставленные в институтах Конституционного строя. Базовыми ценностями являются:

1. Демократия – права и свободы закреплены в качестве высшая ценность, гражданский мир, согласие, демократическое государство;

2. Государственность – сохранение исторически сложившегося государственного единства;

3. Народность – провозглашение принципов равноправия и самоопределение народностей;

4. Преемственность;

5. Нравственность;

6. Патриотизм – благополучие и процветание России;

7. Социальное равенство;

8. Детернационализм – осознание себя как части мирового сообщества.

Принцип гуманистических основ Конституционного строя, закрепленный в ст.2 Конституции РФ, выражается в следующем:

1. Суверенитет личности исходит из суверенитета народа (ст.3);

2. Принцип защиты личности от государства;

3. Содержание прав человека является конституционно защищенным (49 статей посвящено этому вопросу).

 

Народовластие

Формы народовластия.

Власть государства всегда имеет различные формы:

Общие принципы проведения

II. Сбор подписей.

Обязательна проверка Конституционным Судом достоверности документов и соблюдения их Конституции РФ (ст.12 ФКЗ «О референдуме»).

Избирательные комиссии.

Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который формируется в порядке и в сроки, установленные законом, и организует и обеспечивает подготовку и проведение выборов.

Виды избирательных комиссий:

· Центральная избирательная комиссия РФ.

Является главенствующей и осуществляет работу по подготовке и реализации выборов. В комиссию входит 15 человек: 5 человек назначается Президентом РФ, 5 человек назначает Государственной Думой и 5 человек предлагается Советом Федерации (10 членов Центризбиркома назначаются из числа членов фракций в Государственной Думе). Главная функция: осуществление контроля за соблюдение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.

· Избирательные комиссии субъектов РФ.

Закон Воронежской области «Об избирательной комиссии Воронежской области» от 22 июня 2000 года. Избирательная комиссия формируется также на основании предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению мандатов в Федеральном Собрании РФ и в законодательном представительном органе субъекта РФ. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, избирательного объединения и блока. Эти политические объединения не вправе предлагать несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/3 от общего числа членов избирательной комиссии.

Избирательные комиссии по своей сущности являются государственно-общественными, так как:

1. Они выполняют функции, возложенные на них государством.

2. В них принимают участие государственные служащие.

Избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок полномочий – 4 года. Большинство членов избирательной комиссии устанавливаются субъектом РФ (от 10 до 14 человек). Формирование осуществляется законодательным представительным органом субъекта и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений. Половина членов избирательной комиссии назначается законодательным представительным органом субъекта, а половина – высшим должностным лицом субъекта РФ (Главой Администрации).

· Избирательные комиссии муниципальных образований.

Срок полномочий – 4 года. Схема избрания в члены избирательной комиссии аналогична избирательной комиссии субъекта РФ.

· Окружная избирательная комиссия.

Избирательный округ – это территория, которая образована в соответствии с законом и на которой гражданами РФ избирается депутат либо выборное должностное лицо. Одномандатным называется такой округ, на котором избирается один депутат. Многомандатный округ – поименное избрание нескольких депутатов. Единый избирательный округ – вся территория, на которой проводятся выборы. Окружная избирательная комиссия организует работу с кандидатами в депутаты: регистрация кандидатов, выдача удостоверений, организация мероприятий для каждого конкретного депутата, связанного со встречей с избирателями и выступлениями в СМИ, контроль использования фондов избирателей, принятие жалоб на работу нижестоящих комиссий.

· Участковая избирательная комиссия.

Центр по работе с избирателями. Она проверяет списки избирателей, вносит в них исправления, передает жалобы, следит за правильностью проведения агитации и в день голосования работает с наблюдателями. Передает результаты голосования по участку в окружную избирательную комиссию, которая подводит и итоги по голосованию.

· Территориальная избирательная комиссия.

Территориальная комиссия (например, районная, городская) существует для связи участковых комиссий с вышестоящими комиссиями и контролю за ними. Территориальная комиссия осуществляет перевозку бюллетеней и всей информации, полученной в участковых комиссиях, до вышестоящей комиссии (например, муниципальной).

 

Общественная палата РФ.

Общественная палата - совещательный орган, созданный для осуществления связи между гражданским обществом и представителями власти.

Функции: Согласно закону, деятельность Общественной палаты направлена на согласование интересов граждан, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в стране.

Общественная палата проводит общественную экспертизу социально значимых законопроектов, рассматриваемых Государственной Думой.

Состав палаты: Общественная палата формируется следующим образом: после проведения консультаций Президент России определяет кандидатуры 42 членов палаты. Они в свою очередь должны согласиться или отказаться от предложения в течение 30 дней, после чего президент своим указом окончательно утверждает 42 членов Общественной палаты.

Утверждённые члены приступают к окончательному формированию Общественной палаты.

В соответствии с поправками к закону «Об Общественной палате Российской Федерации» принятых 15 июня 2007 года не допускается выдвижение кандидатов в члены палаты организациями, в отношении которых было вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. То же требование распространяется на организации, деятельность которых была приостановлена судом в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности».

В состав Совета Общественной палаты входят председатели комиссий палаты, а также Секретарь палаты и его заместитель.

Аппарат Общественной палаты, в соответствии с законом, обеспечивает деятельность палаты и работает под общим руководством ее секретаря.

Предметы ведения РФ

Предметы Ведения Российской Федерации - это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ.

К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Формулой "в ведении РФ находятся" обозначаются сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.). Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71). В него входят: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России); регулирование и защита прав и свобод человека игражданина

; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; установление правовых основ единого рынка; федеральные фонды регионального развития; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство и др. По П.в. РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ П.в. РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ.

Федеральное собрание- парламент РФ: порядок формирования, структура, компетенция.

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палатаСовет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палатаГосударственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции он неоднократно менялся.

ФС – это парламент РФ, явл. представит. и законод. органом РФ.

ФС состоит из 2-х палат – Совет Федерации и Государственная Дума.

 

Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Порядок деятельности СФ определяется регламентом СФ от 6 февраля 1996 г. Основной формой работы СФ явл его заседания, проводимые открыто с 1 октября по 31 июля. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить закрытые. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов. Деятельность СФ обеспечивается его аппаратом, состоящим из секретариатов председ. СФ, и зам. председателя СФ, а также ряда подразделений.

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994 - 1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996 - 2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001 - 2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Госуд Дума Федерального Собрания РФ

ГД – это нижняя палата ФС, состоит из 450 депутатов, кот. избираются сроком на 4 года.

ГД собирается на сессии: весеннюю и осеннюю.

Понедельник, четверг – заседают комитеты и комиссии ГД. Вторник – парламентские слушания и работа депутатов в комитетах, комиссиях и фракциях.

Среда, пятница – заседание ГД. Каждую пятницу проводится правительственный час для ответов членов Пр-ва на вопросы депутатов (не более 2-х членов в 1 день заслуш.).

Каждая последняя неделя месяца предназн. для работы депутатов с избирателями.

Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ".

Депутаты рассматр. поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет.

Правительство РФ.

ФКЗ "О правительстве РФ" от 31 дек. 1997 г. СЗ РФ" 98 г. № 11, ст. 1.

Указ През. РФ от 14 авг. 1996 г. "О статусе федеральн. органов исполнит. власти"

Указ През. РФ "Об обеспеч. взаим. П-та РФ и ПР-ва РФ" от 10 июня 1994 г.

Состав и порядок формирования ПРФ: Исполнительную власть в РФ осуществляет Пр-во РФ. ПР-во действует в пределах срока полномочий П-та.

П-во формир. П-том с участием парламента.

По решению Президента в состав ПРФ могут входить руководители гос. комитетов, федеральных служб (директор ФСБ, пред. комит. по управлению имуществом и по оборон. стратегиям пр-ти, имеют статус федер. министра).

Пребывание в составе П-ва несовместимо с выполн. другой оплачиваемой работы в гос., коммерч., обществ. организ., кроме преподават., научной и иной творческой работы. Члену ПРФ не могут быть одноврем. депутатами ГД.

Компетенция ПРФ: ст. 114

-разработка и представления Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; - представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.-Без заключения Правительства не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. - создает условия для свободного предпринимательствана основе рационального сочетания всех форм собственности, реализацииправового механизма рыночной экономики- обеспечивает проведение в


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.148.63 (0.017 с.)