Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники конституционного праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Источники конституционного права (в юридическом смысле) – это формы, в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы. Источники конституционного права можно разделить на формализованные и неформализованные. Формализованные – это законы, отдельные акты главы государства и правительства, парламентские регламенты, судебные прецеденты и др. Важнейшим формализованным источником конституционного права является закон. Закон – это изданный в установленном порядке акт верховной власти государства, который содержит правовые нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения, и обладает высшей юридической силой. Понятие «закон» в различных странах (группах стран) имеет неодинаковое содержание. В странах общего права (англосаксонской системы права) различают закон в узком и широком смысле. В узком смысле закон – это всегда акт парламента. При этом под парламентом понимается высший представительный орган совместно с главой государства. Законом в широком смысле признается любая норма писаного и неписаного права, подлежащая судебной защите. В странах континентального права (романо-германской системы права), преобладает концепция закона как акта, принятого исключительно парламентом. Однако, провозглашая парламент высшим, либо единственным органом законодательной власти, конституции большинства стран, принадлежащих к этой группе, дают возможность главе государства или правительству принимать нормативные акты, имеющие силу закона. В ряде стран законы могу приниматься на референдуме. В некоторых государствах сохранилась множественность законодательной власти (например, в Китае законы принимает Всекитайское собрание народных представителей и его постоянно действующий орган – Постоянный комитет). Достаточно широкое распространение в странах континентального права, прежде всего, во Франции, получила концепция закона в формальном и материальном смысле. Сущность ее заключается в том, что наряду с законом в формальном смысле (акт парламента, причем перечень вопросов, по которым парламент может принимать законы, ограничен Конституцией), закрепляется право исполнительной власти принимать нормативные акты по другим вопросам, имеющие силу закона. Концепция закона в доктрине классического мусульманского права (шариата) состоит в том, что источниками мусульманского права являются Коран и сунна. Коран – священная книга, представляющая собой собрание «божественных откровений», ниспосланных Аллахом пророку Мухаммеду. Сунна – собрание имеющих нормативное значение преданий (хадисов) о высказываниях, поступках и даже молчании Мухаммеда. Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, имеют божественное происхождение, они вечны и неизменны и обладают высшей юридической силой. Государственные органы могут принимать нормативные акты только по вопросам, неурегулированным Кораном и сунной. Эти законы должны соответствовать нормам Корана и сунны и не могут противоречить им. Наиболее последовательно этой доктрины придерживаются в государствах Оман и Объединенных Арабских Эмиратах, не имеющих писаных конституций. Идея о вторичности закона признается и в других мусульманских государствах. В зависимости от оснований, принимаемых за основу классификации, законы подразделяются на следующие виды: по юридической силе, по характеру содержащихся правовых норм, по способу принятия, по территориальной сфере действия. Наиболее общий характер имеет классификация законов по такому критерию, как юридическая сила. Она включает следующие разновидности закона: конституция, конституционные законы, органические законы, обычные законы и чрезвычайные законы. Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Конституционный закон – это закон, который вносит дополнения и поправки в конституцию, принимается в особом, усложненном порядке, обладает той же юридической силой, что и сама конституция. Предметом регулирования содержащихся в нем правовых норм являются непосредственно объекты конституционного регулирования. Теоретической основой выделения конституционных законов в особую категорию служит доктрина о двух видах власти: учредительной и законодательной. В порядке осуществления первой принимаются конституция и поправки к ней, в порядке осуществления второй – все иные законы. Это разграничение влечет за собой ряд важных правовых последствий, в частности для процедуры пересмотра конституций, осуществления конституционного контроля, законодательной компетенции парламента. Такой подход является характерным для большинства государств и лишь в некоторых из них (Австрия, Швеция, Словакия, Чехия, Нидерланды) существует мнение, что конституционные законы, дополняя конституцию, остаются самостоятельными. Органический закон – это закон, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия как конституционных, так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними. По общему правилу органические законы содержат нормы, относящиеся к важным конституционно-правовым институтам (об избирательном праве, конституционном контроле, гражданстве, режиме чрезвычайного положения, политических партиях, судоустройстве и т.п.). В странах с романской системой права к органическим относят те законы, которые определяют статус органов государства на основе бланкетных статей конституции. Иногда органическими называют все законы, к которым отсылает конституция. Впервые органические законы были признаны во Франции согласно конституции 1958 г. В Российской Федерации органические законы введены Конституцией 1993 г., которая предусматривает принятие их по 15 вопросам. Обычные законы относятся к источникам конституционного права, если они регулируют общественные отношения (менее важные) составляющие предмет конституционного права. Принимаются они по той же законодательной процедуре, что и иные обычные законы. Чрезвычайные (специальные) законы – это законы, принимаемые парламентом, как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы (в некоторых странах требуется квалифицированное большинство), но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая саму конституцию. Следует отметить, что речь идет не о законах, регламентирующих институт чрезвычайного положения и существующих в большинстве развитых стран (например, ст. 115 Основного закона ФРГ), а законах нарушающих конституцию, которые согласно конституции могут не соответствовать ее положениям (нарушающие права и свободы граждан и т.п.). Специальные законы, хотя и «превалируют» над конституционными положениями, не рассматриваются в качестве поправок к ней. По территориальной сфере действия законы подразделяются на общенациональные и локальные. Локальные законы в свою очередь бывают трех видов: 1. Законы, принимаемые национальным парламентом, но действие которых распространяется лишь на часть территории страны (например, предоставление статуса автономии, введение чрезвычайной ситуации и т.п.). 2. Законы, принимаемые представительными учреждениями субъектов федерации. 3. Законы, принимаемые представительными органами автономных образований (Испания, Италия, Португалия и др.). По характеру содержащихся правовых норм, то есть по степени обобщенности правового регулирования, законы делятся на обычные, законы-принципы или законы-рамки, программные законы и кодексы. Обычные законы содержат нормы-правила, регулирующие отдельные конкретные общественные отношения (закон о политических партиях). Законы-принципы или законы-рамки устанавливают общие принципы организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.) Законы-программы принимаются, как правило, по вопросам экономического и социального развития. Кодексы – это законы, которые обычно содержат нормы, регулирующие комплекс отношений, составляющих основу того или иного правового института. К источникам конституционного права кодексы относятся как исключения, например, в ряде государств (Франция, Алжир и другие бывшие колонии Франции) приняты избирательные кодексы, которые представляют собой специальный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде все основные нормы избирательного права. По способу принятия законы подразделяются на принятые государственными органами: парламентом, постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти (президиумы парламентов социалистических стран), военным советом, его главой (в условиях военного режима) и принятые на референдуме. Нормативно-правовые акты исполнительной власти. Их можно классифицировать по различным основаниям. Главными критериями являются место, занимаемое тем или иным органом в аппарате исполнительной власти и юридическая сила издаваемых этим органом нормативно-правовых актов. Акты глав государств (указы, декреты, ордонансы) принимаются ими как по прямому предписанию конституции, так и по уполномочию парламента. Например, ст. 87 конституции Италии предоставляет право президенту издавать декреты, имеющие силу закона. Во втором случае парламент может делегировать главе государства свои законодательные полномочия на определенный срок и по определенным вопросам (Казахстан, Мадагаскар, Финляндия). Акты правительств, иногда ведомств, принимаются, как правило, по аналогичным основаниям.О них будет подробно сказано в соответствующей теме. Следует отметить, что особенно в странах континентального права достаточно распространенной является практика делегирования законодательных полномочий парламентом именно правительству, а не главе государства. Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (например, решения Конституционного суда). Их специфика зависит от модели конституционного контроля, действующей в соответствующей стране. Регламент парламента (нормы, определяющие порядок деятельности палат и других внутренних структур парламента). Решения органов местного самоуправления относятся к источникам конституционного права в тех случаях, когда они регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти. Судебные прецеденты – решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел (широко применяется в США, Великобритании, Индии и других государствах с англосаксонской системой права). Международные договоры являются источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение. В настоящее время практически создается конституционное право Европейского сообщества, именуемое коммунитарным, формируется единое правовое пространство Западной Европы. Внутригосударственные договоры – являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционные проблемы и когда заключившие их субъекты на это уполномочены (например, территориальные общности между собой или с центральной властью). В отдельных странах действуют своды религиозных правил, заменяющие конституции либо признающиеся по реальному статусу выше конституций. В некоторых странах к источникам конституционного права относят доктрины известных ученых-юристов (мусульманские страны, отчасти Великобритания). Неформализованные источники конституционного права – это, прежде всего, конституционные обычаи и соглашения. Конституционный обычай – это норма, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, складывается в результате длительного и единообразного применения участниками этих отношений и может быть прямо или косвенно санкционирована государством. Как видно из определения, то или иное правило (норма), складывается без участия государства и приобретает качество конституционного обычая лишь при наличии следующих условий: - повторение соответствующего правила в течение длительного времени; - постоянство правила, то есть повторяющиеся случаи применения правила не должны противоречить друг другу; - определенность правила; - консенсус заинтересованных конституционных органов о юридической природе правила, то есть обычай приобретает юридическую силу только в том случае, если соответствующие стороны считают его правом; - юридическую силу обычай приобретает также в результате его санкционирования государством. Конституционный обычай имеет две разновидности: конституционное соглашение и традиционный правовой обычай. Конституционное соглашение – обычай, складывающийся в практической деятельности конституционного механизма, на основе конституционных (законодательных) положений. Конституционные соглашения характерны для Великобритании и ее бывших колоний (например, неприменение права «вето» монархом, назначение Премьер-Министром страны лидера партии, победившей на выборах в Палату общин). Традиционный правовой обычай – обычай, складывающийся вне рамок конституционного механизма и лишь санкционируемый государством. Он является источником конституционного права лишь в очень небольшой группе развивающихся стран с монархической формой правления, где складываются сильные позиции родоплеменной или феодальной знати, действует родоплеменная структура и организации (Свазиленд, Непал). Особую разновидность традиционных обычаев составляют обычаи, действующие в ряде монархий Персидского залива (например, порядок престолонаследия в Омане и ОАР). Различные виды источников конституционного права существуют не изолированно друг от друга, а находятся в определенной соподчиненности, образуя систему, основанную на иерархическом принципе. Эта система является частью общей системы источников права, которая закрепляется конституцией. Такое закрепление может осуществляться в двух формах: путем перечисления видов источников при определении нормотворческой функции отдельных государственных органов (большинство конституций) и путем включения в конституцию положений, специально посвященных системе источников права (редкое явление). Иерархия писаных источников права определяется тремя моментами: 1. Природой государственного органа, принимающего нормативные акты (например, органы законодательной, исполнительной властей). 2. Процедурой его принятия (например, принятие закона парламентом или путем референдума). 3. Его юридической силой, которая во многом обусловлена первыми двумя моментами. Иерархия системы источников конституционного права – одна из важнейших гарантий принципа конституционной законности. Отступления от принципа иерархии источников конституционного права обуславливаются, в первую очередь, особенностями национальной правовой системы. Особо часто они встречаются в развивающихся странах, а так же в мусульманских странах, где писанные конституционные источники подчинены религиозным установлениям. Нарушения принципа иерархичности были присущи и для социалистических государств, где политические решения правящей партии могли привести к подмене или изменению конституционных нормативно-правовых актов. Значительные коррективы в осуществление принципа иерархичности вносит и конституционная практика. Наиболее общим исключением из этого принципа является подмена закона как акта высшей юридической силы нормативными актами главы государства и правительства, которые наделяются силой закона. Системы источников конституционного права отдельных стран различаются по своей структуре: составу, положению каждого из них в этой системе, их взаимоотношения. Так, в отличие от большинства современных государств, в Великобритании, Новой Зеландии и Израиле нет писаной конституции (в формальном или юридическом смысле); в странах, где не создаются органы конституционного контроля, естественно, отсутствует такой вид источника, как их решения; в ряде развивающихся стран источниками являются традиционный обычай, религиозное право; в странах общего права судебный прецедент – важный источник конституционного права, в странах континентального права он либо не признается таковым, либо играет значительно меньшую роль. Один и тот же вид источника конституционного права может занимать различное место в юридической иерархии. В одних странах международно-правовые акты признаются частью внутреннего права, то есть они имеют силу закона; в других - они обладают большей юридической силой, чем национальный закон; в третьих - имеют ранг конституционного закона (Австрия); в некоторых странах они могут стоять выше конституции (Нидерланды). Существенно различаются системы источников конституционного права в государствах с авторитарным и демократическим политическим режимом (при военном режиме конституции вообще перестают действовать). Система источников конституционного права постоянно изменяется. Примером может служить Франция в момент перехода от 4-й к 5-й республике. Это также касается развивающихся стран, в которых происходит процесс демократизации. Аналогичные явления наблюдаются в постсоциалистических государствах, где идет активный процесс формирования новой системы источников конституционного права.
5. Конституционное право как юридическая наука и учебная дисциплина Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы и институты, а также общественные отношения, которые регулируются или могут или должны регулироваться ими. Изучает наука также практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремясь постичь закономерности их развития и дать обоснованные рекомендации законодателю и правоприменителю по совершенствованию и применению соответствующих правоположений, а отдельным лицам – рекомендации по их использованию. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия и взгляды, влияющие на их эволюцию, т.е. наука изучает и сама себя. Методы исследования: сравнительный анализ; формально-логический анализ; исторический подход; социологические исследования; изучение статистики и др. До недавнего времени в науке конституционного права существовало два направления. Условно их можно назвать радикалистским и либеральным. Радикалисты делятся на ученых-марксистов (в ленинском понимании), революционных демократов (отстаивающих социальную ориентацию развивающихся стран) и левых радикалов. Либералы считают, что конституция является выражением социального контакта между различными группами населения. В зарубежной науке конституционного права существует 3 школы: 1. Юридическая школа (первоначально имела определяющее, а до 20-х гг. XX в. - значительное влияние). Для ее представителей характерно изучение государства, его органов, прав человека с юридических позиций. 2. Политологическая школа (одержала победу в середине 50-х гг. ХХ в.). Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда их даже игнорируют), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов. 3. Теологическая школа характеризуется пестротой взглядов. Правое крыло смыкается с радикалистами, но в особой, религиозной интерпретации. Более умеренные представители отстаивают либеральные взгляды, прикрытые религиозной оболочкой. Главным образом, данная школа представлена исследователями мусульманских юристов. Для них характерна пропаганда идей халифата: вселенский суверенитет принадлежит Аллаху; выборы следует заменить консультативным правлением; признается приоритет принципов шариата – неравноправие мужчин и женщин, правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных» важнее прав и свобод человека. Объем и содержание конституционного права как учебной дисциплины определяется учебными программами, которые разрабатываются кафедрами и утверждаются советами факультетов, а иногда и вузов. Учебный материал состоит из 2-х частей: общей, в которой концептуально изучаются основные институты конституционного права и особенной, где излагаются политические институты и основы конституционного права отдельных стран. Конституционное право имеет познавательное значение, позволяет познать закономерности развития данной отрасли права, способствует пониманию специфики его развития, расширяет кругозор и т.д. План семинарского занятия: 1. Понятие и предмет конституционного права зарубежных стран. 2. Система конституционного права. 3. Конституционно-правовые отношения. Субъекты конституционного права. 4. Источники конституционного права зарубежных стран. 5. Конституционное право зарубежных стран как юридическая наука и учебная дисциплина.
Контрольные вопросы к теме:
1. Проанализируйте значение термина «конституционное право». Имеются ли различия в содержании терминов “государственное право” и “конституционное право”? 2. Определите, чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права? 3. Проанализируйте, как строится система конституционного права зарубежных стран? 4. Определите специфику институтов конституционного права. 5. Проанализируйте, в чем заключаются отличия норм конституционного права от норм других отраслей права? 6. Проанализируйте характер и особенности конституционно-правовых отношений. 7. Определите, в чем состоит специфика источников конституционного права зарубежных стран? 8. Определите, чем обусловлена и в чем проявляется ведущая роль конституционного права в правовой системе зарубежных стран? 9. Определите, что изучает наука конституционного права зарубежных стран? 10. Проанализируйте, что представляет собой учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран»?
Практические задания:
1. Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Изучите текст Конституции США и найдите нормы, которые провозглашаются в этой форме. Определите также запрещающие нормы и нормы дозволения. 2. На основе изучения текста Конституции Франции выявите общие и особенные принципы конституционного права. 3. Определите структурные элементы конституционно-правовых норм: а) «Когда установления Республики, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено, Президент принимает меры, которые диктуются обстоятельствами...»; б) «Федеральный канцлер может быть смещен только путем избрания нового Федерального канцлера». 4. На основании изучения Конституции Италии приведите примеры конституционно-правовых отношений, где субъектами выступают общественные образования. 5. Составьте схему: «Источники конституционного права зарубежных стран». 6. Используя конкретные примеры, докажите, что конституционное право занимает центральное место в правовых системах государств. 8. Составьте развернутую схему: «Предмет науки конституционного права зарубежных стран». 9. Какое значение имеет изучение дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» для подготовки юристов?
Основные понятия и термины:
Предмет конституционного права; методы правового регулирования: обязывания, запрещения, дозволения; система конституционного права; принципы конституционного права; конституционно-правовые институты; нормы конституционного права; конституционно-правовые отношения; субъекты конституционного права; источники конституционного права; конституционный закон; органический закон; судебный прецедент; правовой обычай; доктринальные источники.
Тесты:
1. Определите, какой из пунктов относится к классификации норм конституционного права по функциональной направленности: А) регулятивные; Б) управомочивающие; В) обязывающие; Г) запрещающие; Д) материальные. 2. Исключите виды нормативных актов, не относящиеся к источникам конституционного права в зарубежных странах: А) конституции; Б) локальные нормативные акты; В) регламенты парламентов; Г) решения органов конституционного контроля; Д) конституционные обычаи. 3. Установите правильный ответ: «Общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства это»: А) институты конституционного права; Б) отрасли конституционного права; В) нормы конституционного права; Г) принципы конституционного права; Д) субъекты конституционного права. 4. Используя общепринятую классификацию установите пункт в соответствии с которым нормы конституционного права классифицируются по способу воздействия на субъекты права: А) регулятивные; Б) охранительные; В) запрещающие; Г) временные; Д) процессуальные. 5. Классифицируя нормы конституционного права по действию во времени определите верный вариант ответа: А) регулятивные; Б) управомочивающие; В) материальные; Г) процессуальные; Д) постоянные. 6. Установите, какой из вариантов ответа характеризует нормы конституционного права по действию во времени: А) регулятивные; Б) охранительные; В) управомочивающие; Г) исключительные; Д) материальные. 7. Установите пункт, относящийся к классификации норм конституционного права по характеру регулируемых общественных отношений: А) регулятивные; Б) охранительные; В) управомочивающие; Г) обязывающие; Д) процессуальные. 8. Установите, какой из предложенных вариантов ответа относится к классификации норм конституционного права по действию во времени: А) регулятивные; Б) временные; В) охранительные; Г) управомочивающие; Д) материальные; 9. Определите, какой из предложенных вариантов ответа является правильным: «По способу воздействия на субъекты права нормы конституционного права подразделяются на»: А) регулятивные; Б) охранительные; В) обязывающие; Г) временные; Д) процессуальные; 10. Выберите наиболее правильный и полный ответ: «Объект регулирования конституционного права в различных зарубежных странах – это»: А) отношения граждан и юридических лиц; Б) основные ораны государства и отношения главы государства, парламента и правительства; В) борьба с коррупцией в органах государства и коррупцией должностных лиц; Г) народовластие; Д) основы экономической, социальной, политической системы, духовной жизни общества и правового положения личности. 11. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов: «В регулировании конституционно-правовых отношений в зарубежных странах наиболее часто употребляется метод»: А) императивный; Б) диспозитивный; В) субординации; Г) координации; Д) согласительные процедуры. 12. Исключите виды нормативных актов, не относящиеся к источникам конституционного права в зарубежных странах: А) конституции; Б) конституционные законы; В) регламенты парламентов; Г) решения органов конституционного контроля; Д) своды законов. 14. Установите, какой из предложенных вариантов является правильным: «Выраженные в содержании конституционного права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений это: А) институты конституционного права; Б) отрасли конституционного права; В) нормы конституционного права; Г) принципы конституционного права; Д) субъекты конституционного права. 15. Определите правильный вариант ответа: «Определенная система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения это»: А) институты конституционного права; Б) отрасли конституционного права; В) нормы конституционного права; Г) принципы конституционного права; Д) субъекты конституционного права. 16. Определите, какой из пунктов относится к классификации норм конституционного права по функциональной направленности: А) охранительные; Б) управомочивающие; В) обязывающие; Г) запрещающие; Д) материальные. 17. Определите, какой из пунктов относится к классификации норм конституционного права по способу воздействия на субъекты права: А) регулятивные; Б) охранительные; В) управомочивающие; Г) материальные; Д) постоянные. 18. Определите правильный вариант ответа, согласно которому нормы конституционного права классифицируются по характеру регулируемых общественных отношений: А) регулятивные; Б) охранительные; В) управомочивающие; Г) обязывающие; Д) материальные. Список литературы:
Основная литература: 1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности "Юриспруденция" / А. С. Автономов. - М.: Проспект, 2007. - 547 с. 2. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Г. Н. Андреева; Междунар. акад. предпринимательства. - М.: Элит, 2007. - 256 с. 3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: учебник для вузов для студентов по специальности "Юриспруденция" / [И. А. Андреева, А. Ш. Будагова, С. Ю. Кашкин и др.]; рук. авт. коллектива и отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд. - М.: НОРМА, 2007. - 895 с. 4. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / Отв. ред. Д. А. Ковачев; [Л. Л. Алексеева, Л. В. Андриченко, С. А. Боголюбов, ред. Д. А. Ковачев и др.]; Ин-т законодавства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - М.: WoltersKluwer, 2005. - IX, 310 с. 5. Конституционное право зарубежных стран: (Курс лекций) / Авт.-сост. Якушев А.В. - М.: Приор, 2001. - 333 с. 6. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. для студентов вузов, обучающ. по спец. "Юриспруденция" / Баглай М. В. и др.; Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД РФ. - М.: НОРМА: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 632 с. 7. Конституційне (державне) право зарубіжних країн [Текст]: навч. посіб. / В. М. Бечастний та ін.; за ред. В. М. Бечастного. - 2-ге вид. - Київ: Знання, 2008. - 467 с. 8. Конституційне право зарубіжних країн: навч. посіб. / [М. С. Горшеньова, О. В. Журавка, К. О. Закоморна та ін.]; за заг. ред. В. О. Ріяки. - 2-ге вид. - К.: Юрінком Інтер, 2007. - 544 с. 9. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / А. А. Мишин. - 10-е изд. - М.: Юстицинформ, 2003. - 506 с. 10. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / В. Е. Чиркин; Институт государства и права РАН; Академический правов. ун-т (ин-т). - 5-е изд. - М.: Юристъ, 2007. - 606 с. 11. Шаповал В.М. Конституційне право зарубіжних країн. Академічний курс [Текст]: підручник / В. М. Шаповал. - К.: Юрінком Інтер, 2008. - 476 с. Дополнительная литература: 1. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains /Пер. с фр. В. А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1997. — 400 с. 2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003. - 448 с. 3. Загайнова С. К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. — М.: НОРМА, 2002. - 176 с. 4. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристъ, 2001 - 444 с. 5. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., Юристъ, 2001. – 256 с. 6. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – 658 с. 7. Белкин А.А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. – 321 с. 8. Богданова Н.А. Система науки конституционного права.- М.: Юристъ, 2001. – 256 с. 9. Бойцова В.В. Грамматика свободы: Конституционное право России и зарубежных стран (англосаксонская, континентальная и иные правовые системы): Учебные и научно-информационные материалы / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова. - М.: Издательская группа "Юрист", 2001. – 736 с. 10. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права.- М.: Юристъ, 2001.- 444 с. 11. Ющик О.І. Галузі та інститути правової системи (міфи і реальність): Критичний нарис. - К.: Оріяни, 2002. - 110 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.10 (0.02 с.) |