Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Поиск

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Предмет изучения конституционного права – общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности.

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организация государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в КНР).

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

  1. законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;
  2. регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;
  3. акты главы государства и исполнительной власти;
  4. акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;
  5. судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
  6. конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);
  7. религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);
  8. правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
  9. международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

Понятие и сущность конституции, виды конституции

Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.

Конституция в материальном смысле – совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:

  1. конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);
  2. конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);
  3. конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);
  4. конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;
  5. конституция – отражение определенного соотношения политических сил.

Классификации конституций:

1) по форме:

а) писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);

б) неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания);

2) по структуре:

а) кодифицированные (в виде единого акта – большинство стран);

б) некодифицированные (конституционные нормы

Xсодержатся в актах, не сведенных в единую систему, – Великобритания);

3) по содержанию:

а) по новизне содержания (на момент принятия):

  • оригинальные (т. е. содержащие оригинальные принципы регулирования общественных отношений или новые институты – британский парламентаризм, федерализм и президентство в США и др.);
  • заимствованные (т. е. адаптирующие к собственным условиям идеи и принципы оригинальных конституций – большинство конституций);

б) по политическому режиму (демократические, авторитарные);

в) по установленной форме правления (монархические (Бельгия); республиканские (США, ФРГ));

г) по порядку издания:

  • октроированные, т. е. дарованные монархом (Катар, Кувейт), метрополиями колониям (Канада, Австралия);
  • принятые представительным органом (парламентом);
  • принятые специально созываемым для этого органом (Великим народным собранием – Болгария);
  • одобренные на референдуме (Армения, Испания);

д) по способу изменения:

  • гибкие (изменяются в том же порядке, что и законы) – Израиль, Новая Зеландия;
  • жесткие (изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами) – большинство конституций;
  • смешанного типа, разные части которых изменяются по-разному (Индия);

е) по срокам действия:

  • постоянные (срок действия не зафиксирован в самой конституции) – большинство конституций;
  • временные;

ж) по уровню конституционного регулирования:

  • конституции федеративного государства (США, ФРГ);
  • конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).

Государственный режим

В теории государства и права государственный режим рассматривается как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

В науке конституционного права государственный режим – понятие, раскрывающее фактическое распределение «центров концентрации власти» в ее верхнем эшелоне. В этом смысле для абсолютной монархии определен абсолютистский режим, для дуалистической монархии, президентской и смешанной республик – дуалистический режим, для парламентарной монархии и парламентарной республики – парламентарный и министериальный режимы, для республики советского типа – партократический.

Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Демократический государственный режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;

2) политическим плюрализмом;

3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);

4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;

5) свободой пропаганды любой политической идеологии.

В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).

Авторитарный (властный) режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;

2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;

3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).

Тоталитарный режим характеризуется следующим:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;

2) существует одна легальная партия;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;

4) разделение властей отвергается;

5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности.

Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. Фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм нельзя отождествлять с фашизмом.

Референдум

Референдум – способ принятия государственных решений или решений в сфере местного самоуправления путем голосования лиц, обладающих правом участия в референдуме.

С точки зрения конституционного регулирования вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (предмет референдума), они могут быть разделены на 2 группы:

  1. вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум;
  2. вопросы, вынесение которых на референдум отнесено на усмотрение государственных органов или избирателей.

Вопросы, которые не подлежат вынесению на референдум:

  1. налогообложения, бюджета и другие финансовые вопросы;
  2. амнистии и помилования;
  3. ратификации международных договоров.

Исходя из особенностей политической ситуации, исторических традиций, уровня политической культуры и других обстоятельств каждый законодатель создает свой перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум.

Обычно право участия в референдуме предоставляется всем избирателям, обладающим активным избирательным правом по выборам в нижнюю или единственную палату парламента, а на региональных и местных референдумах – в соответствующий орган регионального представительства или местного самоуправления.

Порядок организации и проведения референдума следующий.

Инициатива проведения референдума может исходить от правительства, групп депутатов, региональных органов власти, групп избирателей, палат парламента и т. д.

Решение о назначении референдума принимает:

  1. глава государства;
  2. парламент.

Виды референдума:

1) общегосударственный и местный референдум;

2) обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей);

3) конституционный и обыкновенный. В первом случае на референдум выносится проект конституции (во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);

4) допарламентский (до принятия закона парламентом), послепарламентский (после того как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума), внепарламентский (когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента);

5) утверждающий (или ратифицирующий) (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;

6) решающий и консультативный.

Существуют и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т. д.).

Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственном референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги.

Компетенция парламента

Полномочия парламента устанавливаются конституцией страны.

Парламент обладает:

  1. законодательными полномочиями (т. е. полномочиями по принятию законов, внесению в них изменений и отмене, поскольку он – единственный законодательный орган страны);
  2. полномочиями в финансовой сфере (осуществляет утверждение бюджета, контроль за его исполнением, дает разрешение на непредвиденные расходы и т. д.), что позволяет ему контролировать деятельность исполнительной власти;
  3. полномочиями по ратификации международных договоров;
  4. полномочиями по назначению референдумов;
  5. полномочиями по формированию других органов и назначению (выборов должностных лиц);
  6. полномочиями в области обороны и безопасности (производит объявление войны, заключение мира, введение и отмену режима чрезвычайного положения и др.);
  7. судебными полномочиями (по процедуре импичмента).

Конституция США

Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Филадельфийским Конвентом и после ратификации ее 9 штатами (21 июня 1788 г.) вступила в силу. Изменение Конституции США осуществляется путем принятия поправок, которые не инкорпорируются в основной текст, а следуют за ним, что сохраняет и первоначальный текст.

Характерные черты Конституции США 1787 г.:

1) Конституция США 1787 г. – акт, несущий отпечаток эпохи раннего конституционализма как по выраженным в нем идеям, так и по стилистике;

2) недостающие «фрагменты» конституционного регулирования были восполнены так называемой живой Конституцией, создаваемой Конгрессом, Президентом и Верховным судом.

В западной конституционно-правовой литературе особо отмечаются новаторский характер данного акта, выдающийся вклад отцов-законодателей в формирование представлений о демократии, президентской республике и концепции федерализма;

3) основные аспекты регулирования в статьях не исчерпывают ее содержания, поскольку наряду с указанными вопросами в текст вкраплены многочисленные детали и оговорки, которые стали основой для разработки принципов правового регулирования на уровне текущего законодательства и судебной практики, в том числе и по прямо не сформулированным аспектам (например, о правах и свободах граждан);

4) большая часть норм о правах и свободах граждан сосредоточена не в основном тексте, а в поправках к Конституции. Первым 10 из них придается особое значение, поэтому они в научной литературе называются Биллем о правах.

Конституция США 1787 г. состоит из Преамбулы, 7 статей (имеющих деление на разделы) и 27 поправок.

В преамбуле (не имеющей такого заголовка) говорится о том, что конституцию принимает народ, и перечислены цели, к достижению которых стремились при ее принятии:

  1. образование более совершенного союза;
  2. утверждение правосудия;
  3. обеспечение внутреннего спокойствия;
  4. организация совместной обороны;
  5. содействие общему благосостоянию;
  6. обеспечение себе и потомству благ свободы.

Статьи Конституции в соответствии с традициями англосаксонской системы права содержат, помимо основного содержания, значительное число «деталей».

Статья I содержит положения о Конгрессе США, включая порядок формирования палат, требования к депутатам и сенаторам и др.

Статья II посвящена в основном исполнительной власти.

Статья III содержит положения о судебной власти.

Статья IV направлена на некоторую унификацию федеральной системы: признание актов, официальных документов и судебных решений, принятых в одном штате, другими штатами, право граждан одного штата на все льготы и привилегии граждан других штатов, а также вопросы выдачи граждан одного штата правосудию другого и разграничение юрисдикции штатов.

Статья V регулирует вопросы изменения Конституции.

Статья VI содержит нормы о признании долгов и обязательств конфедерации и др.

Статья VII определяет порядок ратификации данной Конституции и сообщает о принятии ее Конвентом.

По порядку изменения Конституция США относится к особо жестким.

Избирательная система в США

Институты непосредственной демократии (выборы) регулируются Конституцией США и федеральным законодательством только частично или вообще не регулируются.

В федеральном конституционном законодательстве США не фиксируются принципы избирательного права. Практически выборы являются всеобщими (ценз оседлости составляет 30 дней для избирателей, участвующих в президентских выборах, и от 1 до 30 дней – для других, что устанавливается законодательством каждого штата), равными, так как каких-либо преимуществ для определенных социальных групп или категорий населения не существует, приняты законы (1972 г.) и решения Верховного суда (1964 и 1969 гг. и др.) о необходимом равенстве избирательных округов.

В большинстве штатов США регистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателей недееспособные и осужденные к лишению свободы. Во все представительные органы выборы прямые (в Сенат – с 1913 г.), но Президент и Вице-президент США избираются путем косвенных выборов (выборщиками). На выборах применяется тайное голосование (через бюллетени, избирательные машины, специальные электронные карточки избирателей).

Избирательные округа в палату представителей одномандатные, в сенат – двумандатные (от каждого штата избираются два сенатора, обычно выдвинутые той или иной партией). Для выборов Президента и Вице-президента вся страна составляет единый национальный (федеральный) избирательный округ.

Центрального органа по проведению выборов в США не существует, Федеральная избирательная комиссия, созданная в 1970-х гг., организацией выборов не занимается, она в основном наблюдает за исполнением тех законов о федеральных выборах, которые приняты Конгрессом (она также регистрирует кандидатов для президентских выборов). Подсчет голосов по выборам Президента и Вице-президента проводится в Сенате в Вашингтоне.

Для кандидатов в парламент, на высшие федеральные должности, кроме обладания полнотой политических и гражданских прав, устанавливаются дополнительные условия: повышенный возраст (для президента – не менее 35 лет), срок пребывания в гражданстве США (для сенатора – 9 лет, для кандидата на должность Президента – 14 лет), проживание в штате, от которого лицо избирается (это относится к членам Конгресса). Существует и норма обычного права, согласно которой кандидат в парламент должен проживать в том округе, от которого баллотируется.

Победитель определяется в США на основе мажоритарной системы относительного большинства (Президент и Вице-президент – на основе абсолютного большинства выборщиков).

Какого-либо обязательного процента явки избирателей для голосования не существует, выборы признаются состоявшимися при любом числе голосующих (в парламентских выборах обычно участвует менее половины зарегистрированных избирателей, в президентских – более половины).

Народная законодательная инициатива используется в единичных штатах, и то очень редко, референдумы проводятся в штатах и на муниципальном уровне чаще.

Конституция КНР

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;

2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);

3) восстановлен целый ряд институтов, упраздненных в период «культурной революции»: они отражают трансформацию подхода КПК к регулированию ряда общественных отношений. В результате на конституционном уровне появились такие новаторские понятия, как «социалистическое правовое государство», «социалистическая рыночная экономика» и др.;

4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;

5) в Конституцию вносятся «апробированные» изменения, т. е. такие, которые отражают «сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве».

Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Первая глава («Общие положения») содержит положения о государственном строе КНР.

Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей.

Третья глава («Государственная структура») делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») содержит положения о соответствующих символах государства и столице.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран

Предмет изучения конституционного права – общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности.

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организация государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в КНР).

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

  1. законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;
  2. регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;
  3. акты главы государства и исполнительной власти;
  4. акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;
  5. судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;
  6. конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);
  7. религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);
  8. правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
  9. международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.011 с.)