Тема 2. Политические партии и партийные системы зарубежных стран



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Политические партии и партийные системы зарубежных стран



КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Донецк 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДОНЕЦК-2011


ББК х 620.2

Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. Издание 4-е перераб. и дополн. (По требованиям кредитно-модульной системы) / Составители: д.ю.н., проф. Гринюк Р.Ф., к.ю.н., доц. Дорошева Е.Н., к.и.н., доц. Захарченко Н.А. – Донецк: ДонНУ, 2011. – 304 с.

 

Предлагаемое учебное пособие состоит из двух частей – общей и особенной. В лекциях общей части дается характеристика основных институтов конституционного права. В особенной части характеризуются конституции, формы правления, государственное устройство, муниципальные системы Великобритании, США, ФРГ, Франции, Италии, Испании, Российской Федерации и Японии. Пособие также включает в себя: программу курса, планы семинарских занятий, вопросы и тесты для контроля и самоконтроля знаний студентов, методические указания по организации самостоятельной работы студентов, темы курсовых работ и рефератов, список нормативных актов и литературы, контрольные вопросы к экзамену.

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов.

При написании учебного пособия использованы материалы учебников: Конституционное (государственное) прав зарубежных стран (под ред. проф. Б.А. Страшун). – Учебник. Том 1-2, издание 2. – М.: БЕК, 1996; Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Белые Альвы, 1996; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрист, 1997; Сравнительное конституционное право (отв. ред. В.Е. Чиркин). – М.: Манускрипт, 1996; Конституційне право зарубіжних країн: Навч. посібник /В.О. Ріяка (керівник авт. кол.), В.С. Семенов, М.В. Цвік та ін.; За заг. ред. В.О. Ріяки. К.: Юрінком Інтер, 2002; Конституционное право зарубежных стран / О.В. Афанасьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, А.В. Малько; Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. – М.: Норма, 2004.

 

Пособие рекомендовано к опубликованию кафедрой конституционного и международного права экономико-правового факультета Донецкого национального университета. Протокол № 9 от 19.05.2011 г.

 

Ответств. за выпуск О.Г. Турченко, к.ю.н., доцент

 

 

© Гринюк Р.Ф. 2011

© Дорошева Е.Н. 2011

© Захарченко Н.А. 2011

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Программа учебного курса…………………………………………………………………..
Тезисы лекций и планы семинарских занятий…………………………………………..
Тесты для входного контроля знаний студентов………………………………………
Тесты для контрольной работы по модулю 1…………...…….……………………….
Тесты контрольной работы по модулю 2………………………….…………………....
Темы рефератов…………………………………………………………………………….
Темы курсовых работ……………………………………………………………………....
Вопросы для итогового контроля ………………………………………………………..
Организация самостоятельной работы…………………………………………………
Критерии оценки знаний студентов………………………………..……………………

ПрограммА учебного курса

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Описание. Учебный курс конституционного права зарубежных стран посвящен обобщающей характеристике государственно-правовой теории и практики более 200 стран мира, которые отличаются по уровню экономического и социального развития, и, как следствие, особенностями национального конституционно-правового регулирования. Основное внимание уделяется конституционному праву ведущих стран мирового сообщества, поскольку именно в них исторически происходил процесс его становления.

Программа состоит из двух частей – общей и особенной. В общей части дается краткая характеристика основных институтов конституционного права. В особенной части характеризуются конституции, формы правления, государственное устройство, муниципальные системы Великобритании, США, ФРГ, Франции, Италии, Испании, Российской Федерации и Японии.

2. Уровень.При изучении конституционного права зарубежных стран студент может использовать знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Конституционное право Украины», «История государства и права зарубежных стран», «История государства и права Украины», «Политология», «История правовых политических учений». Подобная связь с другими дисциплинами определяется спецификой предмета курса. Речь идет не только о том, что в курсе конституционного права зарубежных стран используется понятийный аппарат других юридических дисциплин. Особо важное значение имеет то, что глубокое усвоение студентом материала данной дисциплины предполагает знание истории возникновения и становления зарубежных государственно-правовых институтов, политико-правовых идей и иного материала, являющегося предметом названных дисциплин. В этой связи значительное внимание должно быть уделено возникновению и развитию отечественной науки конституционного права зарубежных стран, ее современному состоянию.

Цели: определять общие принципы, общие черты и отличия конституционного права зарубежных стран; формироватьтеоретические и практические знания в отрасли конституционного права; изучатьзаконодательство и другие нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу конституционно-правовых отношений в зарубежных странах.

Задачи: выявлять общие черты и отличия конституционного статуса государственных и муниципальных органов зарубежных стран, которые закреплены в конституциях и законодательстве, а также правовые основы осуществления их деятельности; учитыватьособенности правового статуса политических партий, конституционного статуса человека и гражданина и форм непосредственной демократии в зарубежных странах; анализироватьконституции и законодательство зарубежных стран для определения конституционного статуса личности, взаимоотношений государства и личности; анализироватьконституции и законодательство зарубежных стран для определения конституционного статуса политических партий и действующих в странах партийных систем; классифицировать зарубежные страны согласно действующих избирательных систем и по видам референдумов, которые в них могут проводиться; приобретать умения анализировать практику применения конституционного права и навыков работы с нормативными актами зарубежных стран.

3. Статус дисциплины. Обязательная.

4.Методика преподавания, формы и методы обучения.

Методика проблемного обучения, эвристическое обучение, модульно-рейтинговая система обучения.

Лекции, семинары, дискуссии и др.

Ролевые игры, дидактические игры и др.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА. ЛИТЕРАТУРА

 

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 1. Конституционное право зарубежных стран: понятие, предмет, метод, система, источники. Конституционное право зарубежных стран как юридическая наука, учебная дисциплина

Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран. Различия в терминах «конституционное право» и «государственное право».

Система конституционного права зарубежных стран: характеристика общих принципов конституционного права, их классификация; конституционно-правовые институты; конституционно-правовые нормы, их отличия от норм других отраслей права.

Конституционно-правовые отношения: содержание, субъекты, объекты.

Источники конституционного права зарубежных стран, их классификация: законы; нормативно-правовые акты исполнительной власти; регламенты парламентов; решения органов местного самоуправления; судебные прецеденты; международные договоры; внутригосударственные договоры; правовые обычаи.

Наука конституционного права зарубежных стран. Характеристика основных школ в зарубежной науке конституционного права.

Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина.


Тема 9. Судебная власть в зарубежных странах

 

Понятие суда. Виды государственных судебных систем. Судебные инстанции.

Конституционное регулирование судебной власти: основные принципы организации и деятельности.

Конституционно-правовой статус судей.

 

МОДУЛЬ 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Тема 13. Основы конституционного права ФРГ

 

Основной Закон ФРГ, его характеристика.

Форма правления. Бундестаг. Бундесрат. Федеральный президент. Правительство.

Германский федерализм. Местное самоуправление и управление.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

 

ЛЕКЦИЯ 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Форма правления

 

1. Форма государства – определенный способ организации и осуществления государственной власти, характеризующийся единством структуры, территориальной организации и методов осуществления государственной власти.

Прямые и непрямые.

Прямые выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане, имеющие избирательные права.

Непрямые выборыосуществляются не гражданами, а избранными ими лицами - выборщиками, депутатами и т.п. Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы могут проводиться в двух вариантах. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией. Например, избрание президента США. При втором варианте выборы проводятся постоянно действующим органом. Например, избрание президентов парламентами Греции, Турции и других стран.

При многостепенных выборах низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают вышестоящее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система действует в Китае.

2. Всеобщие и частичные (дополнительные).

Во всеобщихвыборахдолжны участвовать все избиратели страны. Как правило, это выборы президента, парламента или его нижней палаты.

Частичные проводятся, как правило, с целью пополнения состава представительных органов. Например, выборы депутата вместо выбывшего.

3. Национальные и местные.

Национальныевыборы проводятся по всей стране.

На местных выборах избираются органы местного самоуправления.

4. Очередные и внеочередные.

Очередные проводятся в сроки, установленные в конституции или законе в связи с истечением срока полномочий избираемого органа. Периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов.

Внеочередные проводятся в случае досрочного прекращения полномочий избираемого органа.

Если результаты голосования устанавливаются после однократного голосования избирателей, то считается, что выборы проводятся в один тур. Если проводятся два или более голосования, то выборы проводятся в два или более туров. Второй и последующие туры иногда называют повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Правовое регулирование подготовки и проведения выборов непосредственно связано с понятием избирательного процесса.

Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими специальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций, а также групп избирателей по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и самоуправления.

Избирательный процесс делится на следующие стадии:

1. Назначение выборов - установление даты голосования. Даты очередных либо сроки назначения внеочередных выборов часто устанавливаются в конституциях.

2. Установление избирательных округов.

Избирательные округа - территориальные единицы, объединяющие граждан для избрания в представительные органы государства и местного самоуправления одного или нескольких депутатов. От того, каким образом будет установлена территория округов, в значительной мере зависят результаты выборов. В некоторых странах, например в Китае, избирательные округа могут создаваться не по территориальному, а по производственному принципу. Однако они всегда сочетаются в масштабе страны или административно-территориальной единицы с территориальными округами. В отдельных странах (Сингапур, Фиджи) округа создаются по этническому признаку.

3. Установление избирательных участков.

Избирательные участки - территориальные единицы. объединяющие граждан общим местом голосования.

4. Создание избирательных органов. Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдение избирательного законодательства, определяют результаты выборов. Различаются общегосударственные, территориальные, окружные и участковые избирательные органы (комиссии).

Общегосударственные (центральные, национальные) избирательные комиссии обладают компетенцией, которая распространяется на всю страну, в федеративных государствах свои комиссии создаются в субъектах федерации. Территориальные избирательные комиссии образуются в административно-территориальных единицах, окружные избирательные комиссии - в избирательных округах, участковые избирательные комиссии - на пунктах голосования.

5. Регистрация избирателей - включение лица в списки избирателей. Она может быть публичной (обязательной) или личной (добровольной).

Публичная осуществляется двумя способами:

а) власти составляют списки на основе сведений о проживающих;

б) списки составляются путем обхода избирателей.

Личная - избиратель сам приходит в соответствующее учреждение и заявляет о желании участвовать в голосовании.

Избирателю выдается избирательная карточка.

6. Выдвижение и регистрация кандидатов.

Выдвижение кандидатов может осуществляться в следующих основных формах: самовыдвижение, выдвижение группами избирателей, выдвижение политическими партиями либо иными общественными объединениями.

Порядок регистрации кандидатов устанавливается избирательным законодательством. Как правило, для регистрации кандидат должен внести избирательный залог.

7. Агитационная кампания.

Агитационная кампания начинается после официальной регистрации кандидатов. Устанавливаются определенные условия осуществления агитации. Кандидаты получают доступ к средствам массовой информации. Особое внимание уделяется равенству прав кандидатов. Законодательство большинства демократических государств достаточно жестко регулирует вопросы, связанные с финансированием избирательной кампании.

8. Голосование.

Это главная стадия, так как именно на этой стадии совершается народное волеизъявление. Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень. При заочном голосовании, волю избирателей реализуют другие лица. Такое голосование может осуществляться по доверенности. В некоторых странах (Великобритания, Германия и др.) возможно голосование по почте.

По отношению к избирателям, находящимся в отъезде, применяются самые различные подходы.

Распространенным явлением является абсентеизм – массовое уклонение избирателей от участия в голосовании. В ряде государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Греция, Дания, Италия и др.) закон устанавливает обязательность голосования. За уклонение от голосования предусматриваются различные виды ответственности.

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

10. Возможный второй тур голосования и/или новые выборы.

11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов.

 

 

Избирательные системы

 

Существует две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная.

В свою очередь мажоритарная система делится на следующие основные виды:

Мажоритарная система относительного большинства. При этой системе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем любой из его соперников.

При такой системе выборы, как правило, проводятся в одномандатных округах, то есть от округа избирается один депутат. Гораздо реже встречаются округа многомандатные, когда от округа избирается несколько депутатов. В качестве примера можно привести выборы коллегии президентских выборщиков в США в штате или федеральном округе, в которых соперничают списки выборщиков.

Как правило, при такой системе не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.

Достоинством данной системы является то, что выборы проходят в один тур.

Главный недостаток этой системы заключается в том, что депутат избирается относительным большинством голосов. Абсолютное большинство может проголосовать против, но при этом их голоса пропадают. Кроме того, депутаты, выдвинутые от малочисленных партий, как правило, проигрывают выборы и эти партии теряют представительство. Однако при этом партия победитель зачастую обеспечивает абсолютное большинство в парламенте и может сформировать устойчивое правительство.

Мажоритарная система абсолютного большинства. При этой системе для избрания требуется набрать более половины голосов избирателей.

Абсолютное большинство может быть трояким:

а) от числа зарегистрированных избирателей;

б) от числа поданных голосов;

в) от числа действительных поданных голосов.

При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут - выборы признаются недействительными или несостоявшимися.

Выборы, как правило, проводятся по одномандатным округам.

Недостатки данной системы:

а) партия, получившая в стране большинство голосов, может получить не самое большое количество мест в парламенте;

б) пропадают голоса, поданные против;

в) нерезультативность выборов, особенно при большом числе кандидатов. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре необходимое число голосов, проводится второй тур (повторное голосование), в котором, как правило, участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре (перебаллотировка).

Основными способами преодоления нерезультативности являются следующие:

а) для избрания во втором туре достаточно получить относительное большинство голосов;

б) альтернативное голосование. Данную систему можно рассмотреть на примере Австралии. При голосовании избиратели расставляют номера по предпочтительности (1, 2, 3, 4 и т.д.). Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, то проводится перераспределение голосов между кандидатами начиная с набравшего наименьшее количество по указанным в его бюллетенях двум первым предпочтениям, пока кто-либо из кандидатов не наберет нужное число голосов.

Мажоритарная система квалифицированного большинства. Для избрания по этой системе необходимо набрать 2/3 голосов избирателей. Иногда закон может определять и иной процент голосов.

Своеобразной разновидностью мажоритарной системы являются кумулятивный вотум и система единственного непередаваемого голоса.

Кумулятивный вотум- каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов, либо иное число, установленное законом, но у всех избирателей оно равное. Избиратель может отдать по одному голосу нескольким кандидатам либо все голоса отдать одному кандидату. Такая система встречается на выборах в органы самоуправления в некоторых землях Германии.

Система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная)- в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата из того или иного партийного списка. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. при определении результатов голосования действует принцип мажоритарной системы относительного большинства.

Система пропорционального представительства политических партий.

Сущность данной системы состоит в том, что число депутатских мандатов, получаемых партией, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Партии выдвигают списки кандидатов и избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за список кандидатов от партии.

Списки кандидатов могут быть связанными и свободными. При связанном списке избиратель не имеет права внести изменения в списки, представленные партиями. При свободных списках избиратели имеют такое право.

Основное достоинство системы состоит в гарантированном представительстве даже мелких партий, но все же имеющих свой электорат.

К недостаткам системы пропорционального представительства относятся следующие:

а) неустойчивость парламента, где ни одна партия или их коалиция не могут получить устойчивое большинство;

б) избиратель может не знать всех кандидатов от поддерживаемой партии, то есть фактически он голосует за определенную партию, а не за конкретных кандидатов;

в) система может применяться только в многомандатных округах. Чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Главными средствами преодоления этих недостатков являются избирательная квота и метод делителей.

Избирательная квота (избирательный метр) - это минимальное число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Метод делителей заключается в последовательном делении числа голосов, получаемых каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. В зависимости от того, какие устанавливаются делители, преимущества получают крупные или мелкие партии. Наименьший делитель представляет собой избирательную квоту. В случае выдвижения независимого кандидата он должен получить установленную квоту голосов.

Заградительный пункт может ограничивать участие партий в распределении депутатских мандатов по двум основаниям:

а) не допускаются к участию во втором распределении мандатов те партии, которые не получили ни одного мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов;

б) чаще всего из распределения мандатов исключаются партии, не набравшие определенного процента голосов.

Это недостаток преодолевается следующими способами:

Соединение списков кандидатов (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют эти мандаты между собой.

Преференцированное голосование - голосуя за список, избиратель может внутри списка высказать предпочтение определенным кандидатам.

Панаширование - право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в эти списки новых кандидатов. Панаширование может применяться при мажоритарной системе с многомандатными округами либо по пропорциональной системе. При пропорциональной системе панаширование может сочетаться с преференциальным голосованием.

Смешанные (мажоритарно-пропорциональные системы). При смешанной системе чаще всего половина депутатов избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной.

 

 

Парламент и парламентаризм

 

Термин “парламент” происходит от английского “parliament”, который, в свою очередь, произошел от французского “parler” - говорить.

Родиной парламента считается Англия, где с ХIII века собрание крупнейших феодалов (лордов), высшего духовенства (прелатов), представителей городов и графств ограничило власть короля.

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

В компетенцию парламента входят другие важнейшие вопросы.

Представительная природа парламента характеризуется, прежде всего, его выборностью, но не только выборностью. Во многих странах глава государства также избирается народом, однако, только парламент претендует на роль своеобразного “зеркала общества”. Это связано с важнейшей отличительной чертой всех парламентов - коллегиальностью в принятии решений.

В отличие от других общенациональных коллегиальных представительных органов (конституционных ассамблей, конвентов и др.) парламенты действуют на постоянной основе.

Понятие парламента тесно связано с понятием парламентаризма. Понятия эти взаимообусловленные, но не равнозначные.

Парламентаризм - это система взаимодействия государства и общества, для которой характерными являются признание ведущей или особенной и достаточно существенной роли в осуществлении государственно-властных функций законодательного коллегиального органа, действующего на постоянной основе.

Парламентаризм не связан с какими-либо конкретными формами государственного правления. В той или иной мере явление парламентаризма присуще любому современному демократическому государству. Основой парламентаризма является сильный полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утрачиваться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных политических режимов.

Юридическим выражением парламентаризма и его определяющей чертой является контроль парламента за деятельностью правительства. Именно в нем выражается привилегированное положение парламента. Формы парламентского контроля в значительной степени зависят от формы государственного правления.

Характеризуя современное состояние парламентаризма, следует отметить, что само государственно-правовое развитие стран мира обуславливает необходимость определенной корректировки роли представительных органов. Заинтересованные в сохранении имиджа этих органов и стабильности всего государственного механизма правящие круги многих стран проводят парламентские реформы. Например, расширяются полномочия этих органов в сфере контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В некоторых странах возникли новые парламентские органы - специальные комиссии, которые контролируют деятельность органов исполнительной власти. Там, где такие органы существовали ранее, расширяется их компетенция.

Новацией является также введение в целом ряде стран должности парламентского уполномоченного по правам человека, в компетенцию которого входит рассмотрение жалоб на деятельность органов исполнительной власти.

Парламенты продолжают играть важную роль в сфере идеологического воздействия на общество. Это обусловлено направлением эволюции парламентаризма, которая, в свою очередь, вызвана процессами демократизации избирательного права, расширения полномочий парламентов. Процесс этот даже в демократических странах может переживать спады и подъемы.

 

 

Компетенция парламентов

 

В соответствии с принципом разделения властей парламенты являются, прежде всего, органами законодательной власти.

В двухпалатных парламентах соответствующую компетенцию имеет каждая из палат. В большинстве стран полномочия нижней палаты гораздо шире, чем верхней. В США и Италии компетенция палат примерно одинаковая.

В зависимости от того, каков объем компетенции парламента можно выделить три ее вида.

В большинстве стран англосаксонского права, в связи с концепцией верховенства парламента считается, что парламенты обладают неограниченной компетенцией, то есть они могут принимать решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива. К примеру, в Великобритании это вопросы войны и мира. В этих странах принято жесткое разделение властей. Действуют органы конституционного контроля. Неограниченную компетенцию имели парламенты в странах тоталитарного социализма.

В тех странах, где компетенция парламентов ограниченная, ограничение может быть абсолютным и относительным.

Абсолютно ограниченная компетенция парламентов характерна для Франции и франкоязычных стран Африки. Конституции этих стран устанавливают точный перечень вопросов, по которым парламент может издавать законы.

Относительно ограниченная компетенция парламентов характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Ограничение здесь связано с наличием прав у субъектов федераций или иных территориальных образований.

В ряде мусульманских стран существуют консультативные парламенты. Они не издают законы, либо издают их с одобрения монархов.

По вопросу о классификации компетенций парламентов по видам существуют различные точки зрения. Чаще всего выделяют следующие виды:

1. Законодательная компетенция - это совокупность полномочий по принятию законов - главная компетенция парламентов.

Парламенты могут рассматривать только законопроекты, внесенные установленными субъектами законодательной инициативы. К ним, чаще всего, относятся: глава государства; правительство; палаты парламента, их постоянные комиссии, группы депутатов либо отдельные депутаты; некоторые органы государства, но только по предметам их ведения.

Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация.

Обсуждение законопроекта состоит, как правило, из трех стадий (чтений) и происходит только на пленарных заседаниях. Работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном результате проект снимается с повестки дня. При положительном - проект передается в парламентскую комиссию соответствующего профиля.

Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, а также поправки к статьям.

В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии в него могут вноситься только редакционные поправки.

Принятие закона осуществляется большинством голосов депутатов (квалифицированным, конституционным либо присутствующих на данном заседании).

Промульгация закона главой государства включает следующие элементы: удостоверение закона и того факта, что он принят в соответствии с установленной процедурой; подписание закона; распоряжение о его опубликовании и исполнении.

2. Финансовая компетенция - это прежде всего полномочия парламентов утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги:

- утверждение государственного бюджета (Великобритания, США);

- принятие отдельных законов, регулирующих вопросы финансирования определенных государственных заданий социального, культурного и др. характера (Турция);

- установление налогов (Конституция Болгарии 1991 г.);

- создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии) и др.

3. Ратификация и денонсация международных договоров.

Ратификация - это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме.

Денонсация – это выраженное в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

4. Назначение референдумов.

5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процессах. Круг таких органов и лиц различен в разных государствах:

- выборы Президента (Греция, Чехия);

- формирование правительства (Италия, Германия, КНР);

- формирование судебной власти (Франция – Высокий суд правосудия, Китай – Верховный народный суд) и др.

Выделяют следующие формы и способы участия парламентов в этой процедуре:

- по собственному усмотрению;

- по представлению других органов или должностных лиц;

- формирование органа целиком без определения его руководителя;

- формирование органа с назначением его руководителя;

- избрание или назначение только руководителя либо также его заместителей;

- формирование части органа;

- участие в составе более широких коллегий, формирующих орган;

- дача согласия на формирование органа или назначение должностного лица.

6. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Формы парламентского контроля в президентских республиках (дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях различны.

Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом следственных комиссий).

В.Е. Чиркин выделяет следующие формы парламентского контроля:

- вопросы к правительству. В регламентах парламентов многих государств предусмотрено особое время и установлена процедура рассмотрения данного вопроса. В президентских республиках и дуалистических монархиях эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет);

- дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку общественного мнения;

- интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства или министра, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия и т.п. могут повлечь отставку правительства. В свою очередь, правительство, действуя через главу государства, может добиться роспуска парламента;

- постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием);

- доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат;

- парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и кр



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.033 с.)