Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и виды правительств, порядок их формированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Правительство – это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. Правительство может иметь различные названия: правительство, совет министров, кабинет, кабинет министров, государственный совет и др. В некоторых странах (США, Бразилия, Мексика) правительство как коллегиальный орган отсутствует. Министры, каждый в отдельности, подчинены президенту. Кабинет же, их всех объединяющий, коллегиальным органом не является, т.к. он только обсуждает вопросы, но решений по ним не принимает. В последние десятилетия в президентских и президентско-парламентских республиках все чаще создаются коллегиальные органы с ограниченными полномочиями, которые чаще всего называют «совет министров». Однако руководит им фактически не премьер-министр, а президент. С точки зрения перечня должностных лиц состав правительства в различных странах различный. С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным. Однопартийные правительства характерны для стран с двухпартийной системой. Они создаются также в президентских республиках и в странах тоталитарного социализма. Такое правительство создается если одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близкое к абсолютному большинство мест в парламенте (нижней палате). В президентской республике, как правило, президент формирует правительство из представителей своей партии. При тоталитарном политическом режиме, где действует одна партия, правительство преимущественно создается из членов правящей партии. В парламентарной республике или парламентарной монархии в случае, если ни одна из партий не получает большинства в парламенте на основе предварительного соглашения лидеров нескольких партий формируется коалиционное правительство. Беспартийные правительства создаются в тех странах, где политические партии запрещены или политическое развитие еще не привело к созданию политических партий. Как отмечает В.Е. Чиркин, в кризисные моменты особенно в условиях войны, может быть образовано коалиционное правительство особого рода – правительство национального единства с широким представительством разных партий, принимающих на себя ответственность за руководство государством. Правительство парламентского меньшинства формируется крупной фракцией, не имеющей большинства в парламенте, когда одна-две малочисленные партии, не входящие по принципиальным соображениям или не будучи приглашены в коалицию, обещают поддерживать правительство голосованием при вотуме доверия. Если в парламентской республике или парламентской монархии не удается сформировать правительство на коалиционной основе, создается служебное правительство из специалистов. В результате военных и революционных переворотов нередко создается временное правительство. Оно образуется внепарламентским способом и не на основе конституционных норм. В демократических странах в зависимости от формы правления правительства создаются по-разному. Парламентарная модель предусматривает образование правительства на базе итогов парламентских выборов (при двухпалатном парламенте – обычно выборов в нижнюю палату). Такая модель применяется в парламентских монархиях и парламентарных республиках, а также в республиках со смешанной формой правления. Суть ее заключается в том, что глава государства назначает главу правительства, в отношении которого есть основания полагать, что он и возглавляемое им правительство будут пользоваться доверием большинства парламента или его нижней палаты. Получив мандат, глава правительства формирует состав правительства и представляет его вместе с программой действий на утверждение парламенту. В некоторых странах (Болгария) парламенту представляется только глава правительства, который, получив утверждение, формирует правительство и представляет его для назначения главе государства. Если предлагаемое правительство или его глава не могут получить доверия большинства парламента (или, соответственно, палаты), то возможен их роспуск и назначение на период, пока соберется новоизбранный парламент, служебного правительства. Внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти характерна для президентских республик и дуалистических монархий, а также и некоторых смешанных республик. Здесь глава государства формирует правительство по своему усмотрению. В некоторых таких республиках в формировании правительства участвует верхняя палата парламента. В США согласие на назначение министров дает сенат; он не занимается вопросом партийной принадлежности назначаемых на должность министров, а проверяет лишь компетентность кандидатов и их моральный облик.
Структура правительств
Принято считать, что в конституционной практике существуют две основные модели структуры правительств. В первом случае в состав правительства входят все политические руководители министерств и ведомств с общенациональной компетенцией. В совокупности они составляют правительство. Это обусловливает большую численность правительства, что иногда снижает эффективность его работы. Поэтому в таких странах зачастую в составе правительства создают узкие коллегиальные органы –президиумы. Во втором случае в состав кабинета входят не все политические руководители министерств и ведомств, а только те, которые возглавляют важнейшие из них. Члены кабинета юридически ничем не отличаются от министров, которые не имеют такого статуса, однако реально их полномочия в решении вопросов правительственной политики отличаются существенно. Как отмечает В.Е. Чиркин, нередко в составе правительства создаются более узкие структуры, которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия правительства. Существуют четыре формы таких органов: 1. В таких странах как Великобритания, Индия и др. правительство включает всех министров, младших министров (зам. министров) и иных лиц (более 80 человек). Однако правительство никогда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит страной кабинет (около 20 человек). 2. В странах континентального права (Франция, франкоязычные страны Африки) различают совет министров и совет кабинета. Заседания совета министров – это официальные заседания правительства, проходящие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные решения. Заседания совета кабинета проходят под председательством премьер-министра, обычно каждый раз по особому поручению президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы. 3. В странах тоталитарного социализма нередко внутри правительства создается особый орган – президиум или бюро правительства. В его состав входят премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум принимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции правительства. 4. В некоторых странах в составе правительства создаются межведомственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных министерств. Им также делегируются полномочия по решению отдельных вопросов компетенции правительства. Особую роль в правительстве играет премьер-министр (председатель правительства). От него зависит подбор кандидатур в состав правительства. Нередко парламент избирает или назначает только премьер-министра, а остальных министров он назначает и смещает сам (Болгария, Германия). Часто он принимает решения от имени правительства. При нем могут создаваться различные органы (ведомство федерального канцлера в Германии, гражданский и военный кабинеты во Франции). У него есть личный секретариат. Для предварительного решения вопросов или для их окончательного решения он созывает совещания близких ему министров. Премьер-министры получают высокий должностной оклад (Сингапур – 810 тыс. долларов, Япония – 400 тыс. долларов, США – 200 тыс. долларов). При правительстве создается орган управления делами правительства, который нередко возглавляет особый министр. В странах Запада правительство, будучи создано главой государства, парламентом, не подчиняется указаниям своей партии. Считается, что оно должно руководствоваться интересами общества, хотя на практике бывает иначе. В подавляющем большинстве стран конституции не регулируют структуру и численность правительства. Однако существует определенный «классический» перечень министерств, которые обязательно входят в состав правительственных коллегий. Это, прежде всего, министерства внутренних и иностранных дел, обороны, финансов, юстиции и некоторые другие. Их руководители традиционно формировали состав правительственных коллегий с самого начала развития современной государственности. По мере расширения функций государства в состав правительства стали входить министры экономики, трудовых отношений, образования, науки и техники, охраны окружающей природной среды и др. В состав правительства зарубежных стран могут входить министры, которые возглавляют отдельные правительственные департаменты (министерства) и министры без портфеля. Последние исполняют функции постоянного или срочного характера. Они не связаны организационно ни с одним министерством или ведомством, но нередко входят в состав правительства. Существенным дополнением правительства является вспомогательный аппарат. Первоначальной его формой были различные комиссии и комитеты, которые создавались при правительстве. По мере усложнения функций правительства рос и усложнялся вспомогательный аппарат. Наряду с постоянными стали создаваться временные комитеты и другие органы, например, ведомства США, каждое из которых имеет свою функциональную сферу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.008 с.) |