Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура, состав и внутренняя организация парламента и его палатСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин “парламент” имеет обобщающее значение. Представительные органы в различных государствах нередко имеют другие названия: “народное собрание” - Албания, Болгария; “государственное собрание” - Эстония, Венгрия; “федеральное собрание” - Россия, Швейцария. Встречаются названия “национальное собрание”, “законодательное собрание”, “законодательная ассамблея”, “палата представителей”, “палата депутатов”. В некоторых государствах парламент имеет сугубо индивидуальное название: “фолькетинг” в Дании, “альтинг” в Исландии, “стортинг” в Норвегии, “рикстаг” в Швеции, “сейм” в Латвии и Литве, “кнессет” в Израиле и Хорватии. Конституции Австрии, Польши, ФРГ не обозначают обе палаты как единый законодательный орган - парламент. Одним из определяющих моментов в характеристике парламентов как общего явления и определения особенностей представительных органов отдельных государств является их структура. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (закон, как правило, может быть принят при согласии этих трех составных частей). В континентально праве (Германия, Франция) под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. В некоторых странах (Финляндия) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента. Иногда парламентом считается только однопалатный законодательный орган. Виды парламентов: однопалатные и двухпалатные. Однопалатные парламенты существуют почти в 70 странах мира (Болгария, Греция, Дания, Израиль, Египет, Новая Зеландия, Португалия, Турция, Венгрия). Они характерны как для небольших государств или государств с авторитарным и тоталитарным политическими режимами, так и для унитарных. Преимущественно страны мира имеют двухпалатные парламенты (двухпалатность – бикамерализм). Двухпалатность присуща как для федеративных государств, так и для унитарных. До 2-й мировой войны двухпалатность (бикамерализм) рассматривалась как признак парламентаризма. В послевоенные годы достаточно широкое распространение получили однопалатные парламенты (Греция, Дания, Португалия, Швеция, государства Азии и Африки, Центральной и Восточной Европы). В настоящее время однопалатные парламенты существуют примерно в половине стран Европы. Однако характерно, что в последние годы Польша, Румыния, Словения, Чехия и Хорватия возвратились к двухпалатным парламентам. В том случае, если отказ верхней палаты согласится с решением нижней палаты может быть преодолен последней, верхняя палата считается слабой (Великобритания, Польша и др.); если без согласия верхней палаты закон не может быть принят, то она является сильной (США, Италия). Существенное значение для характеристики структуры парламентов играет порядок формирования их палат. Однопалатные парламенты и нижние палаты парламентов формируются в подавляющем большинстве случаев путем всеобщих прямых выборов. В качестве исключения из этого правила можно привести Всекитайское собрание народных представителей, которое избирается собраниями народных представителей автономных областей, провинций, городов центрального подчинения, собраниями военнослужащих. Кроме того, в отдельных государствах часть членов парламента может избираться на косвенных выборах. В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин. Существуют и другие исключения. Срок их полномочий нижних палат и однопалатных парламентов обычно 4 - 5 лет. Палата представителей Конгресса США избирается на 2 года. В формировании верхних палат наблюдается значительное разнообразие. Наиболее распространенными способами являются следующие: 1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дают Индия, Норвегия и Франция. Совет штатов Индии формируется следующим образом: 12 членов назначаются президентом, 238 парламентариев избираются выборными членами законодательных собраний штатов по пропорциональной системе, посредством единого непередаваемого голоса, то есть путем двухстепенных выборов. Стортинг Норвегии избирается по пропорциональной системе без подразделения депутатов парламента по палатам. Затем депутаты избирают из своего состава 1/4 часть своих членов, которые образуют верхнюю палату - лагтинг, остальные 3/4 составляют нижнюю палату - одельстинг. Сенат Франции формируется посредством дву- и трехстепенных выборов. В выборах участвуют генеральные советники, затем депутаты Национального собрания и региональные советники, и, наконец, делегаты или их заместители, избранные муниципальными советами. 2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат. Типичными примерами является формирование верхних палат парламентов США, Италии и Японии. Сенат США избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора по мажоритарной системе относительного большинства. Сенат Итальянской Республики избирается посредством прямых выборов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, количество мест определяется исходя из численности населения области. В палату советников в Японии по 46 префектурным округам избирается 150 депутатов, а остальные 100 - от общенационального избирательного округа. 3. Сочетание прямых и косвенных выборов. Например, в Испании часть сенаторов избирается непосредственно гражданами, а часть - представительными органами автономий. 4. Формирование верхних палат посредством назначения. Одним из наиболее показательных в этом отношении является Бундесрат ФРГ, который состоит из членов правительств германских земель, делегируемых этими правительствами. Смена правительства автоматически влечет смену представительства от данной земли. 5. Смешанный порядок формирования, в котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности применяется при формировании сенатов Бельгии и Ирландии. 6. В Великобритании длительное время сохранялся феодальный способ формирования верхней палаты, который в последние годы претерпевает определенные изменения, Закон 1958 года распространил пожизненное пэрство на женщин, а законом 1963 года право занятия мест в палате лордов предоставлено всем шотландским пэрам, которые до этого избирали лордов из своей среды. С 1999 г. началось реформирование Палаты лордов, которое предусматривает существенные изменения порядка ее формирования и сокращение численного состава. Имеется закономерность между способом формирования верхних палат и объемом их компетенции и правовым статусом. Чем дальше отстоит процесс формирования от электората, тем меньше объем их компетенции. Организация парламентов в значительной мере зависит от их состава. Численность парламентов часто устанавливается в конституциях. Численность нижних палат практически всегда больше, чем верхних. Характеризуя общую организацию работы большинства парламентов следует отметить, что они работают сессионно. Сессия – определенный период времени, когда парламент и его палаты проводят пленарные заседания, рассматривают законопроекты и принимают соответствующие решения. Виды сессий: - первая (учредительная) – проводится после формирования состава парламента; решаются организационные вопросы. На первой сессии формируются комитеты и постоянные комиссии, избирается или назначается председатель или руководящий орган, формируется коалиция и определяются приоритетные направления работы в дальнейшем. - очередная – созывается главой государства (Япония), по решению правительства или главой парламента или руководящим коллегиальным органом на протяжении года проходит две сессии (Бразилия), а также возможно их проведение один раз в год (Великобритания, Египет). Количество сессий в год и время их проведения решается непосредственно парламентом (Германия) или четко определяются конституцией или регламентом (Италия, США). В некоторых странах этот вопрос решает глава государства (Япония). - внеочередная и чрезвычайная сессии – созывается по требования председателя палаты (Италия), а также главы государства (Филиппины), по требованию правительства (Испания, Франция, Япония). Во время такой сессии решаются вопросы, в связи с которыми она была созвана. Чрезвычайная сессия обычно созывается в случае введения на территории государства или его части военного или чрезвычайного положения. Перерывы между заседаниями называют парламентскими каникулами. Продолжительность сессий в различных странах существенно отличается. Во Франции сессии длятся 80 и 90 дней, в Великобритании - 175 дней, в Португалии - 8 месяцев. Лето для парламентариев - период отпусков. Сессионные заседания обычно открытые. Закрытые заседания проводятся по решению парламентариев. Квоты для принятия такого решения при этом устанавливаются самые различные. В двухпалатных парламентах допускается возможность проведения совместных заседаний. Они созываются по самым различным поводам, но, как правило, - это важные вопросы внутренней или международной политики. Кроме того, совместные заседания проводятся с целью ликвидации разногласий между палатами. Прекращение полномочий парламента происходит по различным основаниям. В обычных условиях парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава парламента, как только он приступит к работе. Досрочный роспуск парламента чаще всего происходит по следующим основаниям: если парламент неоднократно отклонял кандидатуру главы правительства, предложенную президентом (Например, трижды в России); при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент в течении определенного срока не может начать пленарные заседания и др. Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты может быть ограничен рядом условий: в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение определенного времени до окончания срока полномочий парламента или окончания срока полномочий президента и др. Важнейшими элементами структуры палат парламента являются парламентские фракции, руководящие органы и комиссии. Они своей деятельностью обеспечивают функционирование представительного органа, реализацию его заданий. Парламентские фракции (группы, клубы) создаются по принципу принадлежности депутатов к той или иной политической партии, блоку партий, имеющих представительство в парламенте. Объединение по иным принципам обычно не допускается, хотя существуют государства, где в парламенте функционируют объединения депутатов на основе региональных, профессиональных и других интересов. Фракция имеет определенные преимущества: свое помещение в парламенте, право внеочередного выступления и др. Для создания фракции необходимо определенное количество депутатов, различное в разных странах. У фракции имеется свое руководство - председатель. В англосаксонских странах назначаются “кнуты”, в обязанность которых входит обеспечение явки членов фракции на заседания, особенно в дни голосования. Фракции принимают решения о содержании выступлений и о том, как следует голосовать. Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие фракции. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой “теневой кабинет”: Выделенные фракцией лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах. Руководящие органы парламентов бывают индивидуальные и коллегиальные. В англоговорящих странах, Японии и некоторых других государствах руководство палатами осуществляется их председателями. В однопалатных парламентах и нижних палатах председателя избирают сами депутаты, иногда только на время сессии. Однако реально они остаются на протяжении всего периода работы парламента данного созыва. В англоговорящих странах председателя парламента называют “спикером”. Полномочия его в разных странах различны. Обычно спикер следит за соблюдением регламента, руководит дебатами, организует исполнение парламентских решений и т.п. Количественный состав коллегиальных руководящих органов существенно отличается. Как правило, он составляет 3 - 5 человек. В Швейцарии бюро нижней палаты - 10 человек, верхней -5; во Франции соответственно 22 и 25 человек; в Италии - по 16 человек; в президиум Бундестага ФРГ входит 19 человек. В состав коллегиальных органов кроме председателей и их заместителей могут входить секретари и квесторы. Последние поддерживают порядок в зале заседаний, кулуарах, буфете, обеспечивают подсчет голосов при открытом голосовании. Роль коллегиального органа в руководстве парламентом достаточно ограничена. Главную ответственность за ведение парламентских дел несет председатель этого органа. Коллегиальные руководящие органы палат парламентов обычно рассматриваются как рабочие органы палат. В большинстве стран эти органы не выполняют политические функции общего характера и ограничиваются внутри парламентскими делами. Кроме руководящих органов, в парламентах нередко создаются другие коллегиальные структуры, которые также решают сугубо организационные вопросы и, в частности, занимаются парламентской процедурой. Это конференции председателей и т.п. В их состав, кроме руководителей палат, входят председатели постоянных парламентских комиссий (Франция) или руководители фракций (Австрия, Бельгия, Португалия). Главным элементом внутренней структуры палат парламентов являются комиссии или комитеты. Теоретически их роль сводится, прежде всего, к подготовке вопросов, которые затем рассматриваются на сессионных заседаниях. Однако, зачастую, эти вопросы фактически решаются в комиссиях, а парламенты их затем формально утверждают. Кроме того, важнейшей их функцией является детальное рассмотрение законопроектов. Комитеты (комиссии) парламентов могут быть постоянными либо временными. В ряде случаев могут создаваться подкомиссии (подкомитеты). В подавляющем большинстве случаев комитеты (комиссии) имеют предметно-определенную компетенцию. Их система в известной мере соответствует системе министерств, деятельность которых подконтрольна этим комитетам. В некоторых случаях палата парламента может принимать решение о преобразовании в комитет всей палаты. При такой ситуации комитет только обсуждает вопросы, но не принимает решения. Во Франции при проведении закрытых заседаний палата преобразовывается в секретный комитет. В двухпалатных парламентах комиссии создаются в каждой палате. Наряду с этим существует практика создания объединенных комиссий (комитетов) на паритетных началах. В случае возникновения разногласий между палатами парламента могут создаваться временные согласительные комитеты. Еще одной разновидностью парламентских структур являются следственные комиссии или комитеты по расследованиям. Они расследуют дела, имеющие общественный резонанс. В большинстве стран депутаты имеют право быть членами двух или нескольких парламентских комиссий. В Норвегии, Франции. Швеции - одной. Основной принцип формирования комитетов (комиссий) – пропорциональное представительство депутатов от фракций парламента. Парламент может создавать и другие органы, не входящие во внутреннюю структуру палат. Наиболее распространенными из них являются: - счетные (контрольные) палаты, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, финансовой и хозяйственной деятельностью; - омбудсманы (парламентские комиссары) - уполномоченные по правам человека, национальных меньшинств, по охране окружающей среды, по делам вооруженных сил и др. Аппарат парламента включает три вида органов и лиц: - вспомогательные службы парламента, его палат и комиссий - секретариат, библиотека, типография, хозяйственная часть и т.п.; - консультанты парламента, выполняющие работы по подготовке разовых экспертных заключений; - личные помощники парламентариев, их референты и секретари.
Компетенция парламентов
В соответствии с принципом разделения властей парламенты являются, прежде всего, органами законодательной власти. В двухпалатных парламентах соответствующую компетенцию имеет каждая из палат. В большинстве стран полномочия нижней палаты гораздо шире, чем верхней. В США и Италии компетенция палат примерно одинаковая. В зависимости от того, каков объем компетенции парламента можно выделить три ее вида. В большинстве стран англосаксонского права, в связи с концепцией верховенства парламента считается, что парламенты обладают неограниченной компетенцией, то есть они могут принимать решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива. К примеру, в Великобритании это вопросы войны и мира. В этих странах принято жесткое разделение властей. Действуют органы конституционного контроля. Неограниченную компетенцию имели парламенты в странах тоталитарного социализма. В тех странах, где компетенция парламентов ограниченная, ограничение может быть абсолютным и относительным. Абсолютно ограниченная компетенция парламентов характерна для Франции и франкоязычных стран Африки. Конституции этих стран устанавливают точный перечень вопросов, по которым парламент может издавать законы. Относительно ограниченная компетенция парламентов характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Ограничение здесь связано с наличием прав у субъектов федераций или иных территориальных образований. В ряде мусульманских стран существуют консультативные парламенты. Они не издают законы, либо издают их с одобрения монархов. По вопросу о классификации компетенций парламентов по видам существуют различные точки зрения. Чаще всего выделяют следующие виды: 1. Законодательная компетенция - это совокупность полномочий по принятию законов - главная компетенция парламентов. Парламенты могут рассматривать только законопроекты, внесенные установленными субъектами законодательной инициативы. К ним, чаще всего, относятся: глава государства; правительство; палаты парламента, их постоянные комиссии, группы депутатов либо отдельные депутаты; некоторые органы государства, но только по предметам их ведения. Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация. Обсуждение законопроекта состоит, как правило, из трех стадий (чтений) и происходит только на пленарных заседаниях. Работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном результате проект снимается с повестки дня. При положительном - проект передается в парламентскую комиссию соответствующего профиля. Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, а также поправки к статьям. В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии в него могут вноситься только редакционные поправки. Принятие закона осуществляется большинством голосов депутатов (квалифицированным, конституционным либо присутствующих на данном заседании). Промульгация закона главой государства включает следующие элементы: удостоверение закона и того факта, что он принят в соответствии с установленной процедурой; подписание закона; распоряжение о его опубликовании и исполнении. 2. Финансовая компетенция - это прежде всего полномочия парламентов утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги: - утверждение государственного бюджета (Великобритания, США); - принятие отдельных законов, регулирующих вопросы финансирования определенных государственных заданий социального, культурного и др. характера (Турция); - установление налогов (Конституция Болгарии 1991 г.); - создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии) и др. 3. Ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация - это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме. Денонсация – это выраженное в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора. 4. Назначение референдумов. 5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процессах. Круг таких органов и лиц различен в разных государствах: - выборы Президента (Греция, Чехия); - формирование правительства (Италия, Германия, КНР); - формирование судебной власти (Франция – Высокий суд правосудия, Китай – Верховный народный суд) и др. Выделяют следующие формы и способы участия парламентов в этой процедуре: - по собственному усмотрению; - по представлению других органов или должностных лиц; - формирование органа целиком без определения его руководителя; - формирование органа с назначением его руководителя; - избрание или назначение только руководителя либо также его заместителей; - формирование части органа; - участие в составе более широких коллегий, формирующих орган; - дача согласия на формирование органа или назначение должностного лица. 6. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Формы парламентского контроля в президентских республиках (дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях различны. Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом следственных комиссий). В.Е. Чиркин выделяет следующие формы парламентского контроля: - вопросы к правительству. В регламентах парламентов многих государств предусмотрено особое время и установлена процедура рассмотрения данного вопроса. В президентских республиках и дуалистических монархиях эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет); - дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку общественного мнения; - интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства или министра, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия и т.п. могут повлечь отставку правительства. В свою очередь, правительство, действуя через главу государства, может добиться роспуска парламента; - постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием); - доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат; - парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко - в парламентарных государствах; - парламентские расследования, которые проводят специальные комиссии, созданные парламентом; - деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте; - созыв специальных заседаний парламента для контроля за деятельностью органов исполнительной власти в особых ситуациях (например, при введении чрезвычайного положения); - импичмент - как правило, это выдвигаемое нижней палатой обвинение президента согласно установленной процедуры, которая может завершиться устранением от власти главы государства; - контроль за делегированным законодательством. 7. Полномочия в области обороны и безопасности: - право объявления войны и заключения мира; - объявление военного положения, полной или частичной мобилизации (Конституции Италии, Германии, США Франции, Швейцарии). 8. Судебные полномочия не типичны для парламентов, но встречаются. Например, палата лордов Великобритании сама является высшей судебной инстанцией. Следственными полномочиями наделены все комитеты парламента США. Право парламента возбуждать обвинение перед судебными органами против высших должностных лиц. В некоторых странах парламенты могут создавать специальные судебные органы из своего состава. 9. Право принимать иные нормативные акты помимо законов. 10. Право делегировать полномочия.
Статус депутата парламента
Для характеристики парламентов важное значение имеет оценка содержания конституционно-правового статуса самих парламентариев. Практически во всех развитых странах депутаты не связаны юридическими обязательствами относительно своих избирателей. Они считаются представителями не определенных избирательных округов, а всего народа и не могут быть отозваны избирателями. Такой депутатский мандат не имеет императивного (наказного) характера. Его принято называть свободным. Обычно он фиксируется в конституциях. Отсутствие императивного мандата вовсе не означает, что между депутатами и их непосредственными избирателями не существует прямых связей. Работа с избирателями в округах является одним из важнейших видов деятельности парламентариев, от которой в значительной степени зависит их дальнейшая карьера. К условиям, которые обеспечивают эффективность работы парламентариев, в первую очередь относятся депутатский индемнитет и иммунитет. Депутатский иммунитет означает, что депутат не может быть подвержен полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Исключение возможно, как правило, лишь в случаях, если депутат задержан на месте преступления. Иммунитет может распространяться на все время избрания (Германия, Испания, Италия), только на период сессии (Япония), на период и на время пути на сессию и обратно (США). Он может распространяться не на все случаи нарушения депутатом правопорядка (в США, например, иммунитет не распространяется на тяжкие преступления, нарушение членом парламента общественного порядка). Содержание и объем депутатского иммунитета в различных странах не одинаков, но нигде он не имеет абсолютного характера. Тенденция развития конституционного права в демократических странах характеризуется ослабление депутатского иммунитета. Депутатский индемнитет имеет два значения. Первое – неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия затем будут признаны противозаконными. В некоторых странах (Германия, Белоруссия) индемнитет не распространяется на клевету и оскорбления, совершенные в ходе заседания палаты. Второе значение термина индемнитет - депутатское вознаграждение. Депутатская деятельность рассматривается как почетная политическая служба, а не средство получения материальных благ. В связи с этим вознаграждение воспринимается как частичная компенсация тех доходов, которые депутат имел бы работая по специальности или занимаясь бизнесом, как частное лицо. Назначением ее практически является не только компенсация затрат парламентариев на представительскую деятельность, а и обеспечение определенного уровня благосостояния. Это имеет важное значение, так как депутаты зачастую не могут выполнять свою прежнюю работу. Особенно это касается тех случаев, когда по закону прежняя профессия депутата не совместима с членством в парламенте. Депутатское вознаграждение устанавливается как фиксированная денежная сумма, выплачиваемая ежемесячно. По размеру она соответствует заработной плате высших категорий государственных служащих. Во многих странах дополнительно к этой сумме начисляются суточные, которые выплачиваются, как правило, в случае присутствия депутата на заседании палаты либо ее органов. Тем самым достигается взаимосвязь между парламентской активностью депутата и размерами его вознаграждения. В большинстве развитых стран устанавливаются специальные депутатские пенсии. Практически каждый депутат, который заседал в парламенте на протяжении установленного периода (обычно 8 - 10 лет), со временем имеет право на такую пенсию. Пенсионный возраст при этом обычно ниже, чем при назначении обычных пенсий. Содержание конституционно-правового статуса парламентариев определяет также принцип несовместимости депутатского мандата и определенных должностей. В соответствии с этим принципом, депутат на протяжении всего срока своих полномочий не может занимать установленные законом должности, что должно содействовать его независимости на время работы в представительном органе. Это принцип может дополняться условием дисквалификации на выборах кандидатов в депутаты, занимающих определенные должности - принцип невыборности. Разница заключается в том, что в одном случае речь идет о кандидате в депутаты, а в другом – об избранном парламентарии, который обязан отказаться от своей прежней работы, чтобы занять место в парламенте. В обычной ситуации полномочия парламентариев прекращаются в связи с окончанием срока созыва представительного органа или его досрочного роспуска или самороспуска. Однако возможны и другие основания, связанные с досрочным прекращением полномочий парламентариев. Например, в случае несовместимости депутатского мандата и других внепарламентских должностей. Практически во всех странах депутат может сам отказаться от своего мандата. Только в Норвегии такой отказ не допускается. В некоторых странах этот отказ должен быть формально принят самим парламентом или его руководящим органом (Италия, Турция, Швеция, Япония). В Великобритании соответствующее желание депутата может быть реализовано путем его назначения на одну с номинальных должностей на королевской службе. Все соответствующие должности считаются несовместимыми с членством в парламенте, и тем самым вопрос решается с учетом мнения депутата. Прекращение полномочий может состояться и в связи с лишением депутата его мандата. В большинстве случаев это имеет место, когда депутат избран с нарушением норм права. Основанием является решение суда. В Португалии и Турции депутат теряет свой мандат, если он не принимает участия в работе парламента или превысил количество неявок туда без уважительных причин, установленное конституцией или регламентом, или вступил в партию, от которой не баллотировался на выборах. Существует также практика временного отстранения депутата, применяемая как дисциплинарная санкция за грубые нарушения регламента и порядка в палате. Обычно срок такого отстранения ограниченный и не превышает двух недель. Однако, в любом случае, применение таких санкций и лишение депутатских мандатов не типично для развитых демократических государств. Во-первых, депутаты обычно придерживаются требований культуры политического поведения, установленных парламентскими регламентами и традициями. Во-вторых, такие меры принимаются очень осторожно с учетом того, что они не должны отрицать принцип парламентаризма, саму идею народного представительства.
План семинарского занятия:
1. Парламент и парламентаризм. 2. Порядок формирования парламентов и статус депутатов. 3. Классификация парламентов. 4. Полномочия парламента. 5. Законодательный процесс в зарубежных странах.
Контрольные вопросы:
1. Определите соотношение парламента и парламентаризма. 2. Определите отличия сословно-представительных учреждений от современных парламентов. 3. Определите место парламентов в системе разделения властей. 4. Установите, осуществляется ли законодательная функция в отсутствие парламента или помимо него? 5. Проанализируйте содержание функций парламентов. 6. Определите, в чем проявляется представительный характер парламента? Необходимо ли парламенту это качество? Что оно дает? 7. Установите, какое значение имеют бюджетные и налоговые полномочия парламента? 8. Объясните, что такое ратификация и денонсация международных договоров? Для чего необходимо участие в этом парламента? 9. Установите, какие существуют формы парламентского контроля? 10. Определите, какими полномочиями располагает парламент в вопросах войны и мира, национальной безопасности и как он их может осуществлять? 11. Определите, какие существуют двухпалатные системы парламента и зачем они нужны? 12. Установите взаимосвязь между порядком формирования верхней палаты и ее полномочиями. 13. Определите значение института роспуска парламента (палаты). 14. Проанализируйте, чем отличается индемнитет от иммунитета? 15. Определите зависимость состава парламентариев от избирательных систем. 16. Установите, как различается правовой статус парламентской оппозиции при различных формах правления? 17. Объясните, какая разница между сессией и заседанием? 18. Объясните, чем отличается законодательный процесс от процесса законотворчества? Каковы значения термина «законодательный процесс»? Какие стадии имеет законодательный процесс? 19. Объясните, в чем различие процедур выборов и назначений? Чем оно обусловлено? 20. Определите, какие органы и должностные лица подотчетны парламентам (палатам) и в чем это выражается? Каково соотношение понятий подотчетности, подчиненности, ответственности? 21. Определите, в чем заключается взаимосвязь парламентского контроля за деятельностью правительства и парламентской ответственности последнего? 22. Объясните, что такое интерпелляция? При каких формах правления она возможна и почему? 23. Объясните, чем отличается вотум недоверия от отказа в доверии? 24. Проанализируйте, что такое резолюция порицания (осуждения)? 25. Объясните, чем отличается импичмент (или иная подобная процедура) от политической парламентской ответственности? 26. Определите, какая разница между депутатов и делегатом?
Практические задания:
1. Проанализируйте, к какому виду относятся парламенты ФРГ и Италии с точки зрения классификации парламентов по объему их компетенции? 2. Определите, какие существуют системы организации руководства
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.99 (0.023 с.) |