В области взаимодействия с парламентом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В области взаимодействия с парламентом.



a. Назначает очередные и внеочередные выборы палат парламента и местных советов.

b. Право роспуск палат в соответствии с Конституцией.

c. Право участвовать в работе парламента, выступать в любое время с речью или сообщением.

d. Право обращаться с ежегодными посланиями к парламенту, которое заслушиваются без обсуждения на заседаниях палат.

В области формирования центральных органов исполнительной власти.

a. Назначает на должность премьер-министров с согласия Палаты Представителей.

b. Определяет структуру правительства, назначает и освобождает от должности членов правительства, принимает решение об отставке правительства.

c. С согласия Совета Республики назначает генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка и освобождает их, но уже с уведомлением. Назначает и освобождает председателя комитета государственного контроля (личное право президента), назначает и освобождает 6 членов ЦИК.

d. Образует, упраздняет, реорганизует администрацию президента.

В области формирования судебных органов.

a. Назначает и освобождает председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов с согласия Совета Республики.

b. Назначает и освобождает судей Верховного, Высшего Хозяйственного судов.

c. Назначает 6 судей Конституционного суда и освобождает их от должности, а также иных судей РБ.

В области обороны и безопасности.

a. Формирует и возглавляет совет безопасности.

b. Назначает и освобождает государственного секретаря совета безопасности.

c. Является главнокомандующим.

d. Назначает и освобождает высшее командование.

e. Вводит на территории РБ в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию.

В области обеспечения правопорядка, защиты прав граждан.

a. Вводит на территории РБ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок (стихийные бедствия и т.д.).

В области внешней политики.

a. Ведет переговоры, подписывает международные договора, назначает и отзывает дипломатов.

b. Принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств.

В области законодательства.

a. Подписывает законы.

b. Имеет право возвратить закон или отдельные его положения с возражением в Палату Представителей.

c. Обладает правом законодательной инициативы.

d. Имеет право отменять акты правительства.

e. Имеет право приостанавливать решения местных советов и отменять решения исполкомов.

В области прав человека.

a. Прием гражданства РБ.

b. Прекращение гражданства РБ.

c. Предоставление убежища.

d. Помилование.

e. Награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий.

f. Устанавливает государственные праздники и праздничные дни.

Президент является Главой государства. Это означает, что он не только возглавляет систему органов исполнительной власти, как это было в первоначальной редакции Конституции, но и осуществляет функции координирования действий ветвей власти.

Президент практически формирует органы надзора и контроля (Прокуратура, Гос. Контроль).

Кроме того, представляет РБ в межгосударственных отношениях, Президент непосредственно участвует в формировании большинства органов государства.

В соответствии со ст. 119 Конституции РБ, руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначается на должность Президентом РБ или в установленном им порядке утверждаются на должность соответствующими местными Советами. Вся эта система построена по принципу так называемой вертикали, низшие звенья государственного управления подчинены высшим, руководство строго централизовано.

По такому же принципу идет и формирование этих органов и здесь ведущую роль играет Президент, который назначает Председателей областных и иных Исполкомов.

Причем Президент вправе отменить иное решение местных распорядительных и исполнительных органов любого уровня в случаях несоответствия этого решения действующему законодательству.

Кроме того, именно Президент назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус, определяет структуру Правительства (Совета министров) РБ, самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и др. членов Правительства), принимает решение об отставке Правительства или его членов.

Президент образует министерства, комитеты, ведомства и др. органы государственного управления, он же вправе изменять их статус, полномочия.

60. Правовые акты, издаваемые Президентом РБ. Порядок их вступления в силу.

В соответствии с этими статьями президент имеет право издавать:

1. Декреты.

2. Указы.

3. Распоряжения.

Декрет президента – это нормативный правовой акт, имеющий силу закона, изданный на основании делегированных ему полномочий парламентом на издание декретов либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для урегулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты президента имеют 2 вида:

1. Изданные декреты на основании делегированных полномочий.

2. Временные декреты.

Изданные декреты на основании делегированных полномочий:

1. Изменение и дополнение Конституции.

2. Изменение и дополнение программных законов.

3. Утверждение или изменение бюджетов.

4. Изменение порядка выборов президента и парламента.

5. Ограничение конституционных прав граждан.

Временный декрет должен быть направлен в течение 3 дней в Палату представителей на рассмотрение.

Не менее 2/3 представителей Палаты представителей и Совета Республики вправе отменить декрет президента.

Указ президента – нормативный правовой акт, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий определенные правовые нормы.

Указы бывают 2 видов: Нормативные и ненормативные.

Распоряжение – ненормативный правовой акт, если иное не предусмотрено президентом.

Директивы президента. Принято все 4 директивы президента.

61. Администрация Президента РБ и иные органы, обеспечивающие его деятельность.

Деятельность президента обеспечивает:

1. Администрация президента;

2. Управление делами президента.

В соответствии с п. 5 ст. 84 Конституции РБ, Президент РБ образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента РБ, другие органы государственного управления, непосредственно подчиненные Президенту РБ.

Администрация, согласно положению о ней, является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента РБ в области государственной кадровой политики, идеологии, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента РБ.

Главные задачи Администрации:

1. обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии

2. координация деятельности подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии

3. обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти

4. организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента РБ.

С целью обеспечения проведения государственной кадровой политики, на Администрацию Президента возложено:

· общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров

· согласование, в случаях предусмотренных законодательством, кандидатур при назначении их на должности

· создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников, их конкурсного отбора и выдвижения, формирования резерва управленческих кадров

· обеспечивает общее руководство деятельностью министерств и др. республиканских органов государственного управления, а также местных исполнительных и распорядительных органов и учреждений образования

· осуществляет переподготовку и повышение квалификации резервов кадров по всем направлениям их деятельности

· осуществляет контроль за Министерством образования по регулирования и аккредитации этих учреждений, утверждает их перечень

· Общее руководство деятельностью Администрации Президента осуществляется Главой Администрации Президента РБ, назначаемого и освобождаемого от должности указом Президента РБ и являющегося по должности членом Правительства.

В структуру Администрации входят:

1. Шесть главных управлений:

a. государственно-правовое;

b. кадровой политики;

c. по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;

d. организационное;

e. общественно-политической информации.

2. Четыре отдела:

a. по вопросам гражданства;

b. по вопросам помилования;

c. по работе с общественными объединениями;

d. подготовки выступлений;

3. Секретариат Главы Администрации Президента РБ;

4. Помощники Президента РБ,

5. Канцелярия Президента РБ,

6. Пресс-служба Президента РБ;

Управление делами создано в целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти, подчиненных Президенту РБ лично.

62. Конституционно-правовые основы статуса Парламента – Национального собрания РБ

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Правовая база:

1. Конституция.

2. Законы «О национальном собрании РБ» от 8 июля 2008г. с изменениями и дополнениями.

3. Закон «О статусе депутатов палаты, представителей и членов Совета Республики» от 4 ноября 1998г.

4. Регламенты Палаты представителей и Совета Республики.

Парламент состоит из двух палат:

1. Палата Представителей 110 членов.

2. Совет республики 64 членов.

Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе по большинству голосов на основе всеобщего свободного равного прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов.

Совет Республики является палатой территориального представительства и формируется на основе косвенных выборов. В частности, от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а еще 8 членов назначается Президентом единолично.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, 21 год, обладающий избирательным правом. Член Совета Республики – гражданин РБ, 30 лет, проживающий на территории, на которой он избирается не менее 5 лет. Срок полномочий Парламента – 4 года. Полномочия могут быть продлены только в случае войны.

Деятельность парламента правомочна (т.е. обеих его палат) при избрании не менее 2/3 состава его палат. Полномочия начинаются с дня первого заседания палат.

Срок полномочий Парламента - четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

63. Состав, порядок формирования и компетенция Палаты представителей Национального собрания РБ

Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.

Компетенция Совета Палаты представителей:

· рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

· рассматривает проекты законов;

· назначает выборы Президента;

· дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

· заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

· рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

· по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

· принимает отставку Президента;

· выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

· отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

64. Состав, порядок формирования и компетенция Совета Республики Национального собрания РБ

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.

Председатель Совета Республики, их заместитель ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.

Компетенция Совета Республики:

· одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

· дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

· избирает шесть судей Конституционного Суда;

· избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

· отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

· принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

· рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

· рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

65. Порядок деятельности Парламента РБ

Основные формы деятельности.

1) Сессии.

2) Деятельность Совета палаты и Президиума Совета Республики.

В состав Совета Палаты входят:

1. Председатель Палаты Представителей.

2. Заместитель.

3. Председатели Постоянных комиссий.

Президиум Совета Республики:

1. Председатель Совета Республики.

2. Заместитель.

3. 6 председателей Постоянных комиссий.

3) Деятельность Постоянных комиссий.

4) Совместное заседание палат

5) Парламентские слушания.

6) Деятельность Согласительных комиссий.

7) Деятельность депутатов в избирательных округах и членов Совета Республики на своих территориях.

8) Деятельность депутатских групп.

Сессии палат. Две сессии в году:

1. 2 октября продолжительность не более 80 дней;

2. 2 апреля продолжительность не более 90 дней.

Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.

Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.

Первая сессия новых избранных палат созывается ЦИКом не позднее месяца со дня выборов.

Постоянные комиссии палат состоят 5-13 депутатов (Палата Представителей) и не менее 8 (Совет Республики).

66. Правовой статус депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания РБ

Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики для реализации своих полномочий наделены определёнными правами и обязанностями. Данный объем прав и обязанностей закреплён Конституцией Республики Беларусь, Законом от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», регламентами палат Парламента и иными нормативно-правовыми актами.

Депутату Палаты представителей, члену Совета Республики согласно положений ст. 31 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», при осуществлении своих полномочий государство гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами Республики Беларусь.

Палата представителей, Совет Республики, секретариаты палат, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, учреждения, организации, предприятия обеспечивают условия для осуществления полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, предоставляют им необходимые для работы библиотечные фонды и архивы, средства связи, электронно-вычислительную, копировально-множительную и печатную технику.

Палата представителей, Совет Республики создают условия для повышения профессионального уровня депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики.

Депутату Палаты представителей ежемесячно предоставляются определенные дни для работы с избирателями в порядке, определяемом Регламентом Палаты представителей.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Однако это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.

На основании положений части второй данной статьи в течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета республики могут быть лишены свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением случаев совершения государственной измены, иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело в отношении их рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей и члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

67. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутата Палаты представителей, члена Республики Национального собрания РБ

Исходя из ч. 3 ст. 93 Конституции Республики Беларусь, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть досрочно прекращены только в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или палаты представителей.

Согласно ст. 94 Конституции, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при:

1. Отказ доверия правительству.

2. Выражение вотума (невыполнение поставленных задач) недоверия правительства.

3. Двукратный отказ в даче согласия назначения премьер-министру.

4. Систематическая и грубое нарушение Конституции.

Полномочия Палаты представителей, либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции

Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Не допускается также роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Согласно ст.8 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», полномочия депутата Палаты представителей, члена Совета Республики по решению соответственно Палаты представителей, Совета Республики досрочно прекращаются:

1. в связи с избранием или назначением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики на должность, занятие которой согласно Конституции Республики Беларусь и настоящему Закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

2. в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по состоянию здоровья либо ввиду иных обстоятельств, препятствующих их исполнению;

3. в случае признания их судом недееспособными;

4. при несогласии депутата Палаты представителей нового созыва в течение трех месяцев перейти на профессиональную работу в Палату представителей;

5. в случае признания выборов или полномочий отдельных депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики недействительными;

6. в связи со вступившим в законную силу обвинительным приговором Верховного Суда Республики Беларусь в отношении лица, являющегося депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики;

7. в случае утраты депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики гражданства Республики Беларусь;

8. в случае отзыва депутата Палаты представителей, члена Совета Республики;

9. в связи с письменным заявлением депутата Палаты представителей, члена Совета Республики о сложении полномочий по личным причинам.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики оформляется постановлением соответствующей палаты, в котором указывается, с какого момента их полномочия прекращены.

Порядок отзыва депутатов. В соответствии со ст. 9 Закона «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета республики Национального собрания Республики Беларусь», депутат Палаты представителей может быть отозван по основаниям, предусмотренным законом.

Член Совета Республики может быть отозван по основаниям и в порядке, установленным законом. Порядок отзыва членов Совета Республики, назначенных Президентом Республики Беларусь, определяется актами Президента Республики Беларусь.

68. Законодательный процесс в РБ, его основные стадии.

Принципы законодательного процесса:

1. Демократизм.

2. Гласность.

3. Законность.

4. Научная обоснованность.

5. Обеспечение прав и свобод личности.

6. Максимальный учет интересов слоев населения.

7. Сочетание государственных и региональных интересов.

Субъекты право-законодательной инициативы:

1. Президент.

2. Депутаты Палаты Представителей.

3. Совет Республики в целом.

4. Правительство.

5. Граждане не менее 50 000, обладающие избирательным правом.

Стадии законодательного процесса:

1. Внесение законопроекта в Парламент.

2. Предварительное рассмотрение законопроекта в палате Представителей.

3. Рассмотрение законопроекта на заседании Палаты Представителей.

4. Рассмотрение закона Советом Республики (не более 20 дней). Суть работы Совета Республики отклонить или принять законопроект.

5. Подписание и обнародование законопроекта.

69. Порядок принятия, опубликования и вступления в силу законов РБ

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.

Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики.

В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Официальным опубликованием правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Правовые акты, включенные в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, могут быть обнародованы (опубликованы) в официальных периодических печатных изданиях.

К текстам нормативных правовых актов, официально опубликованных на интернет-сайтах, должен быть обеспечен свободный и бесплатный доступ. При этом удаление текстов названных актов с этих сайтов не допускается.

70. Конституционно-правовые основы статуса Правительства – Совета Министров РБ

Правительство – высший исполнительный орган государства. Оно является основным центральным институтом государственного управления делами. В РБ Правительство называется Советом Министров.

Конституционно-правовой статус Правительства закреплен:

1. Конституцией (ст. 106-108).

2. Законом РБ от 23.07.2008г. № 424 «О Совете Министров РБ».

3. Регламентов Совета Министров

4. Актами президента

Правительство отличается от других ветвей власти:

1. Предметом и сферой деятельности (в отличие от органов законодательной и судебной власти). Правительство имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти.

2. Именно Правительству принадлежат полномочия по распоряжению практически всеми ресурсами страны и возможностью их использованию.

Совет Министров является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов власти.

71. Состав, порядок формирования и компетенция Правительства РБ

Состав Правительства (ст.4 Закона). В состав Совета Министров входят:

1. Премьер-министр.

2. Глава администрации президента.

3. Председатель комитета государственного контроля.

4. Председатель правления Национального банка.

5. Заместитель премьера.

6. Министры.

7. Председатели государственных комитетов.

8. Руководитель аппарата Совета Министров.

9. Председатель президиума Национальной академии.

10. Председатель Белкопсоюза.

11. Иные должностные лица по решению президента.

Формирование Правительства начинается с назначением премьера президентом по согласию с Палаты Представителей. Конституция и законы нигде не устанавливают цензов избрания премьер-министра. Полномочия премьер-министра закреплены в ст. 106 Конституции и ст. 6 закона «О Совете Министров РБ». Полномочия заместителей премьер-министра закреплены в ст. 7 закона «О Совете Министров РБ».

Совет Министров в своей деятельности подотчетен президенту и ответственен перед Парламентом. Подотчетность зафиксирована в ст. 84 п. 6,7,15,25 и ст. 106 абзац 4 ч. 7 Конституции. Ответственность зафиксирована в ст. 97 п. 4-7 Конституции.

Компетенция Правительства:

1. руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

2. разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

3. разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

4. обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

5. принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

6. выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

7. обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

8. отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

9. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

72. Порядок деятельности Правительства РБ. Акты, принимаемые Правительством РБ

Организационно-правовые формы деятельности Совета Министров:

1. Заседание Совета Министров.

2. Заседание президиума Совета Министров.

3. Работа постоянных и временных комиссий, создаваемых Советом Министров.

4. Рабочий круг.

5.
Акты, принимаемые Правительством
Постановление Совета Министров.

6. Распоряжение премьер-министра.

7. Протоколы заседаний премьер-министра и его заместителей.

8. Указание и поручение премьер-министра и его заместителей (являются обязательными для исполнения на всей территории государства).

В соответствии со ст.108 ч.1 Конституции, Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории РБ. Этот нормативный акт является весьма важным в правовой системе РБ. Как правило, этот акт носит нормативный характер (в отличие от распоряжений Премьер-министра, которые носят индивидуальный характер)

Постановления принимаются простым большинством голосов членов Правительства, присутствовавших на заседании Правительства, и вступают в силу с момента их подписания, если в них не указаны иные сроки введения в действие. Постановления, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу после их официального опубликования. Постановления Совета Министров должны соответствовать Конституции РБ, международным правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам Президента.

Постановления Совета Министров могут быть отменены Президентом, а также признанны утратившими силу в целом или в части самим Советом Министров, а также признанны противоречащими Конституции, международно-правовым договорам, законам, указам и декретам Президента Конституционным Судом РБ.

Подготовка проектов постановлений Совета Министров и распоряжений Премьер-министра, а также документов Правительства, представляемых Президенту, Парламенту, иным государственным органам возложена на Аппарат Совета Министров.

Заседания Совета Министров проводятся не реже одного раза в три месяца.

Состав президиума Совета Министров (постоянно действующий орган):

1. Премьер

2. Его заместители

3. Глава администрации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.129 с.)