Функции Парламента Кыргызской Республики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции Парламента Кыргызской Республики.



Существуют такие функции парламента:

1. представительская, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народных представителей, самостоятельно принимающих ответ­ственные государственные решения.

2. законодательная. В пре­доставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимизации правопорядка в государстве. Признание Жогорку Кенеща органом законодательной власти также означает, что ни один закон государства не мо­жет быть принят, если он не рассмотрен и не одобрен парла­ментом, а сам Жогорку Кенеш обладает полной и ничем, кроме Конституции, не ограниченной компетенцией в сфере законотворческой деятельности.

3. контрольная. Этот контроль осуществляется посредством утверждения республиканского бюджета; правом заслушивать ежегодных от­четов Премьер-министра, а также назначаемых или избираемых Жогорку Кенешем органов и должностных лиц; правом выражения недоверия Премьер—министру; кроме то­го комитеты и временные комиссии палатЖогорку Кенеша вправе контролировать проведение в жизнь принятых законов и решений.

Структура парламента. По своей структуре парламенты делятся на однопалатные и двухпалатные. Большинство стран мира (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Индия, Бразилия, Испания, Канада, Мексика, Австрия, Австралия и др.) имеют двухпа­латный парламент, но и однопалатные парламенты нередки и число их составляет несколько десятков (Китай, Индонезия, Египет, Греция, Вьетнам, Венгрия, Швеция, Турция, Португалия, Дания, Финляндия, Болгария, Израиль, Коста-Рика, Камерун, Сальвадор, Мавритания и др.). Двухпалатные парламенты чаще всего присущи федеративным государствам, где, наряду с общенациональным (общегосударст­венным) представительством в одной (нижней) палате, обеспечивается также представительство субъектов федерации в другой (верхней) па­лате. Во многих унитарных государствах с двухпалатными парламен­тами верхние палаты связаны чаще всего с обеспечением представи­тельства их территориальных единиц. Наименования как нижних, так и верхних палат многообразны, но наиболее распространены для ниж­них палат и для однопалатных парламентов — Палата депутатов, Пала­та представителей, Национальная Ассамблея, Национальное собрание, а для верхних палат — Сенат, Федеральный (Союзный) Совет, Совет соответствующих субъектов федерации (Совет кантонов в Швейцарии, Совет штатов в Индии и т.д.). Нередко в состав однопалатного или двухпалатного парламента юридически включается и глава государст­ва (Великобритания, Египет, Индия, Танзания и др.). В прошлом в отдельных странах (ЮАР, Югославия и др.) существовали парламен­ты, имевшие три и более палат.

Обычно число парламентариев, как и самих парламентов, различно, но обычно оно достигает от нескольких десятков до нескольких сот человек. В составе же однопалатного китайско­го парламента почти три тысячи депутатов. Как правило (за исключением Великобритании, где число членов Палаты лордов до конца 1999 г почти в два раза превышало число членов Палаты общин), численность депутатов нижней палаты в два, три и более раз больше, чем верхней.

В каждой палате парламента обычно бывает свой руководитель — председатель (спикер), избираемый палатой, как правило, на весь срок работы палаты, но иногда и на срок работы данной сессии. Неред­ко избираются и его заместители. Вместе с председателем они об­разуют президиум или бюро палаты. Председателем палаты может быть лицо, не избираемое из ее состава, а другой человек, по занимаемой должности. Так, в США, Индии и некоторых других странах Сенат возглавляет вице-президент страны; в Великобритании Палату лор­дов — лорд-канцлер, являющийся назначаемым премьер-министром членом кабинета. В двухпалатных парламентах общепарламентского руководящего органа обычно не создается, а на совместных заседаниях палат, как правило, председательствует спикер верхней палаты (се­ната).

В структуре парламента для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, выно­симых на заседание палаты или всего парламента, создаются обычно специализированные вспомогательные структурные подразделения — комитеты, комиссии, состоящие из пар­ламентариев, профессионально знакомых с соответствующей сферой деятельности. В ряде случаев (например, в Великобритании), они не носят специализированного характера. Эти комитеты и комиссии могут быть постоянными, т.е. создаваемыми на весь период деятельнос­ти данного состава палаты (парламента), и временные, т.е. создаваемые только для выполнения конкретной задачи, после решения которой они перестают существовать. Внутри комитетов (комиссий) могут со­здаваться специализированные подкомитеты (подкомис­сии). К числу внутренних структурных подразделений палаты (парла­мента) можно отнести и партийные фракции депутатов, их терри­ториальные объединения и др.

Формирование палат парламента. Формирование нижней и верх­ней палат двухпалатных парламентов имеют серьезные отличия. Нижние палаты таких парламентов, как и однопалатные парла­менты, как правило, избираются на срок 4—5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем непрямых многоступенчатых выборов (напри­мер, в КНР). В некоторых государствах часть депутатов однопалатного парламента или нижней палаты двухпалатного парламента может не избираться, а назначаться или занимать депутатское место по должности. К примеру, Президент Египта имеет право назначать до 10 депутатов однопалатного парламента за особые заслуги перед отечеством. При выборах в однопалатные парламенты и в нижние палаты двухпалатных парламентов в некоторых странах закрепляется определенное пред­ставительство для женщин, тех или иных религиозных или этнических меньшинств, отдельных территорий, социальных слоев, армии и др. Это делается для того, чтобы обеспечить их соответствующее парламентское представи­тельство.

Формирование верхних палат парламентов значительно более многообразно. Они могут избираться на основе как прямых, так и косвенных выборов, назначаться, занимать свои места по долж­ности, по наследству и т.д. «Так, члены Сената США избираются (по два сенатора от каждого штата) сроком на шесть лет (треть сенаторов об­новляется каждые три года) из числа граждан страны, достигших 30 лет и проживших в данном штате не менее девяти лет. Прямым путем избираются члены верхних палат парламентов также в Японии, Брази­лии, Польше, Румынии, Швейцарии и др. В отличие от этого, во Фран­ции Сенат формируется путем косвенных выборов. Здесь сенаторы избираются коллегиями выборщиков в составе депутатов нижней па­латы парламента страны от данного региона, региональных, генераль­ных и муниципальных советников. В Индии, Австрии, Намибии сена­торы избираются законодательными собраниями штатов. В ряде стран (например, в Испании) сочетается применение прямых и косвенных выборов, когда часть сенаторов избирается непосредственно граждана­ми, а часть — представительными органами (например, автономий) В ФРГ, Канаде, Таиланде, Иордании, Гренаде, Ямайке, Белизе, Барба­досе и др. странах верхняя палата назначается полностью в одних слу­чаях главой государства, а в других (ФРГ) — правительствами земель. Не все, а только большая или чаще всего меньшая часть сенаторов назначается в Малайзии, Италии, Испании, Индии, Бельгии и др. и тем самым сочетаются принципы выборности и назначения. В Великобри­тании Палата лордов формируется из лиц, имеющих титул пэра (дво­рянина), большинство из которых до недавнего времени занимали место в Палате лордов по наследству. В Бельгии, Ирландии и др. стра­нах при формировании верхней палаты сочетаются принципы выбор­ности, назначения и наследования» [ ].

В соответствии со статьей 54 Конституции Кыргызской Республики 1993 г. Жогорку Кенеш состоял из двух палат:

- Законодательного собрания в составе 60 депутатов, действующего постоянно и избираемого на основе представи­тельства интересов всего населения республики, Собрания народных представителей в составе 45 депутатов работающего сессионно и избираемого на основе представления территориальных интересов.

До принятия народом Кыргызстана Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Конститу­цию Кыргызской Республики" на референдуме 17 октября 1998 г. численный состав палат был иным - Законодательное собрание состояло из 35 депутатов, а Собрание народных представителей - из 70 депутатов.

В соответствии со статьей 70 действующей Конституции Кыргызской Республики Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.005 с.)