Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История парламентаризма в Кыргызской РеспубликеСодержание книги
Поиск на нашем сайте Приступая к изучению данной темы целесообразно разобраться с понятиями «парламент» и «парламентаризм», которые тесно взаимосвязаны, но не равнозначны. Термин "парламент" происходит от английского "parliament", который имеет в основе французский глагол "parler"- говорить.Несмотря на то, что «предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции, в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин)»[1]. В настоящее время парламентом называют общенациональный (общегосударственный) высший представительный законодательный орган в демократических государствах. Что касается понятия «парламентаризм», несмотря на существующий разнобой в правовой науке, его можно определить как особую систему организации государственной власти, которая характеризуется четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. Таким образом, можно резюмировать, что «если парламент означает общегосударственный орган народного представительства, в компетенции которого находится совокупность полномочий по принятию нормативных правовых актов государства высшей юридической силы, то парламентаризм являет собой систему организации государственной власти, где парламенту в ней отводится особая роль»[2]. Парламент (англ., фр. говорить) – общенациональный (общегосударственный) высший представительный законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному: конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм - Литва, Латвия и т.д. Общегосударственный представительный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. В качестве органа законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, которые имеют приоритет в отношении других нормативных правовых актов. В Конституции Ирландии (ч. 2 ст. 15), к примеру, говорится: «никакой другой законодательный орган, таким образом, не имеет полномочия издавать законы для государства». Важная роль парламента в механизме осуществления государственной власти выражается в выполнении им не только главной своей функции — законодательствования, но и в ряде других. В частности, можно отметить функции: принятия государственного бюджета, контроля за его исполнением, установления налогов; формирования других высших госудаственных органов и избрания иных высших должностных лиц (например, избрание президента, образование правительства, утверждение премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участие в этих процессах; осуществления в той или иной мере (в зависимости от формы государственного правления) контроля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др. Особая роль парламента получает свое выражение также в таких его полномочиях, как: объявление войны и заключение мира или участие в этом; назначение референдума; ратификация и денонсация международных договоров; объявление амнистии; осуществление процедуры импичмента и др. Государственно-политическая система, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называют парламентаризмом. Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. Таким образом, парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут не признаваться тем или иным государством. К числу этих элементов относятся прежде всего принцип разделения - властей, свободные выборы, верховенство права. Согласно теории разделения властей, которая в наши дни в той или иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой страны, парламент как носитель высшей законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Теоретики разделения властей Дж.Локк и Ш.Монтескье ограничивали его роль осуществлением преимущественного законодательной функции; Ж.Ж.Руссо, являвшийся последовательным приверженцем неделимости народного суверенитета - обосновывал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать законодательную власть. Эти идеи лежат в основе соответственно президентской (либо смешанной) и парламентарной форм правления. Марксистско-ленинская теория государства и права отвергала значение парламента и парламентаризм как систему управления государством, заменяя их на практике системой советов, которые строились на принципе единства законодательства, управления и контроля. Основатель Советского государства В.И.Ленин писал: "Сущность Советской власти состоит в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата является массовая организация именно тех классов, которые были угнетены капитализмом, т.е. рабочих и полупролетариев (крестьян, не эксплуатирующих чужого труда и прибегающих постоянно к продаже хотя бы части своей рабочей силы)"1. Говоря о массовой организации ранее угнетенных капитализмом классов, В.И.Ленин имел в виду советы, которые после прихода к власти большевистской партии, дали государственной власти наименование "советской", а государству - "советское". Юридически советская модель организации власти состояла в следующем: 1) верховенство и полновластие советов - все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной системы органов прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними или подотчетны им (включая и суды); 2) советы всех ступеней (сельские, поселковые, городские, районные и т.д.) образуют единую централизованную систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения; поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя своей основной работы, сессии советов - редкие и непродолжительные (день-два), а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и сравнительно узкими коллегиальными органами - президиумами, решения которых подлежат последующему утверждению на сессии советов. Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется советом (представительным органом) и юридически ответственно перед ним. Но на деле в советском государстве был установлен фактически партократический режим - реальная власть принадлежала КПСС и ее органам на местах. Современный парламент - это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, главная функция которого в системе государственных органов заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает также и верховное распоряжение государственным бюджетом - его принятие и контроль за исполнением. В большей или меньшей степени, в зависимости от формы правления, парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства. Конституция Кыргызской Республики 1993 г. впервые использовала понятие "парламент" для обозначения представительного органа государства, осуществляющего законодательную власть. Она и по содержательным характеристикам приблизила этот орган к сложившейся в мировой практике парламентской модели. Глава четвертая Конституции раскрывает основы организации и деятельности парламента - Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Конституция учредила парламент, который принципиально отличается от высших представительных органов, в бытность Кыргызстана союзной республикой в составе СССР не игравших сколько-нибудь заметной самостоятельной роли.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.009 с.) |