Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История парламентаризма в Кыргызской РеспубликеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приступая к изучению данной темы целесообразно разобраться с понятиями «парламент» и «парламентаризм», которые тесно взаимосвязаны, но не равнозначны. Термин "парламент" происходит от английского "parliament", который имеет в основе французский глагол "parler"- говорить.Несмотря на то, что «предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции, в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин)»[1]. В настоящее время парламентом называют общенациональный (общегосударственный) высший представительный законодательный орган в демократических государствах. Что касается понятия «парламентаризм», несмотря на существующий разнобой в правовой науке, его можно определить как особую систему организации государственной власти, которая характеризуется четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. Таким образом, можно резюмировать, что «если парламент означает общегосударственный орган народного представительства, в компетенции которого находится совокупность полномочий по принятию нормативных правовых актов государства высшей юридической силы, то парламентаризм являет собой систему организации государственной власти, где парламенту в ней отводится особая роль»[2]. Парламент (англ., фр. говорить) – общенациональный (общегосударственный) высший представительный законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному: конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм - Литва, Латвия и т.д. Общегосударственный представительный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парламент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. В качестве органа законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, которые имеют приоритет в отношении других нормативных правовых актов. В Конституции Ирландии (ч. 2 ст. 15), к примеру, говорится: «никакой другой законодательный орган, таким образом, не имеет полномочия издавать законы для государства». Важная роль парламента в механизме осуществления государственной власти выражается в выполнении им не только главной своей функции — законодательствования, но и в ряде других. В частности, можно отметить функции: принятия государственного бюджета, контроля за его исполнением, установления налогов; формирования других высших госудаственных органов и избрания иных высших должностных лиц (например, избрание президента, образование правительства, утверждение премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участие в этих процессах; осуществления в той или иной мере (в зависимости от формы государственного правления) контроля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др. Особая роль парламента получает свое выражение также в таких его полномочиях, как: объявление войны и заключение мира или участие в этом; назначение референдума; ратификация и денонсация международных договоров; объявление амнистии; осуществление процедуры импичмента и др. Государственно-политическая система, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называют парламентаризмом. Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам. Таким образом, парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут не признаваться тем или иным государством. К числу этих элементов относятся прежде всего принцип разделения - властей, свободные выборы, верховенство права. Согласно теории разделения властей, которая в наши дни в той или иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой страны, парламент как носитель высшей законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти. Теоретики разделения властей Дж.Локк и Ш.Монтескье ограничивали его роль осуществлением преимущественного законодательной функции; Ж.Ж.Руссо, являвшийся последовательным приверженцем неделимости народного суверенитета - обосновывал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать законодательную власть. Эти идеи лежат в основе соответственно президентской (либо смешанной) и парламентарной форм правления. Марксистско-ленинская теория государства и права отвергала значение парламента и парламентаризм как систему управления государством, заменяя их на практике системой советов, которые строились на принципе единства законодательства, управления и контроля. Основатель Советского государства В.И.Ленин писал: "Сущность Советской власти состоит в том, что постоянной и единственной основой всей государственной власти, всего государственного аппарата является массовая организация именно тех классов, которые были угнетены капитализмом, т.е. рабочих и полупролетариев (крестьян, не эксплуатирующих чужого труда и прибегающих постоянно к продаже хотя бы части своей рабочей силы)"1. Говоря о массовой организации ранее угнетенных капитализмом классов, В.И.Ленин имел в виду советы, которые после прихода к власти большевистской партии, дали государственной власти наименование "советской", а государству - "советское". Юридически советская модель организации власти состояла в следующем: 1) верховенство и полновластие советов - все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной системы органов прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними или подотчетны им (включая и суды); 2) советы всех ступеней (сельские, поселковые, городские, районные и т.д.) образуют единую централизованную систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения; поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя своей основной работы, сессии советов - редкие и непродолжительные (день-два), а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и сравнительно узкими коллегиальными органами - президиумами, решения которых подлежат последующему утверждению на сессии советов. Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется советом (представительным органом) и юридически ответственно перед ним. Но на деле в советском государстве был установлен фактически партократический режим - реальная власть принадлежала КПСС и ее органам на местах. Современный парламент - это общенациональный (общегосударственный) представительный орган, главная функция которого в системе государственных органов заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает также и верховное распоряжение государственным бюджетом - его принятие и контроль за исполнением. В большей или меньшей степени, в зависимости от формы правления, парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства. Конституция Кыргызской Республики 1993 г. впервые использовала понятие "парламент" для обозначения представительного органа государства, осуществляющего законодательную власть. Она и по содержательным характеристикам приблизила этот орган к сложившейся в мировой практике парламентской модели. Глава четвертая Конституции раскрывает основы организации и деятельности парламента - Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Конституция учредила парламент, который принципиально отличается от высших представительных органов, в бытность Кыргызстана союзной республикой в составе СССР не игравших сколько-нибудь заметной самостоятельной роли.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.166.157 (0.011 с.) |