Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 8. Иные органы государственной власти Кыргызской РеспубликиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель лекции: охарактеризовать систему иных органов государственной власти, ознакомить с функциями, принципами деятельности, правовым статусом, порядком формирования и прекращения деятельности центральных органов государственной власти Кыргызской Республики.
Основные задачи данной темы: · определить систему иных органов государственной власти; · обозначить роль и значение Прокуратуры Кыргызской Республики; · определить компетенцию, порядок формирования и принципы деятельности Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, · выявить конституционные принципы организации и деятельности Акыйкатчы (Омбудсмена). 1. Конституция КР в седьмом разделе закрепляет правовой статус и основы деятельности иных органов государственной власти, к которым относит Прокуратуру, Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов, Акыйкатчы (Омбудсмена), Счетную палату, Национальный банк. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви не исключает возможность существования других функционально самостоятельных государственных органов, осуществляющих властные полномочия. Их наличие определяется потребностями государства, необходимостью неукоснительного соблюдения принципа законности в деятельности органов государства. 2. Особая роль и значение Прокуратуры Кыргызской Республики Важную роль в правоохранительной деятельности государства играют органы прокуратуры. Конституция Кыргызской Республики в статье 104 определила прокуратуру как единую систему, на которую возлагается: 1) надзор за точным и единообразным исполнением законов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; 2) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие; 3) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан; 4) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом; 5) поддержание государственного обвинения в суде; 6) уголовное преследование должностных лиц государственных органов. В отличие от предыдущих редакций Конституций КР действующая Конституция более подробно рассматривает правовой статус прокуратуры. Дальнейшее развитие данные нормы Конституции находят в Законе КР «О прокуратуре КР». Место прокуратуры в системе государственных органов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организации деятельности. Как уже указывалось, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви не исключает возможность существования других функционально самостоятельных государственных органов, осуществляющих властные полномочия. Их наличие определяется потребностями государства, необходимостью неукоснительного соблюдения принципа законности в деятельности органов государства. Прокуратура Кыргызской Республики является одним из важнейших элементов системы "сдержек и противовесов". Она устанавливает и принимает меры к устранению любые нарушения законов, от кого бы они не исходили.Из содержания Конституции Кыргызской Республики вытекает, что прокуратура не относится к органам ни исполнительной, ни судебной власти. Включение в Конституцию КР отдельного раздела, посвященного иным органам государственной власти, в том числе прокуратуре, связано с ролью, которую играет прокуратура в жизни общества. И исполнительные органы, и судьи, так или иначе, применяют законы. Нарушения Конституции, законов органами исполнительной власти и судами нарушают права и свободы граждан, наносят урон правопорядку, разрушает конституционный строй. Если не иметь независимые от органов государственной власти органов прокуратуры, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, то в государстве практически не будет механизма реагирования на нарушения законов министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами, судами, а также негосударственными структурами и гражданами. Роль и место прокуратуры в системе государственных органов находит свое выражение в ее функциях. Они представляют собой основные направления деятельности прокуратуры, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках полномочий (компетенции), установленных законом. Основные задачи, функции, организация и порядок деятельности органов прокуратуры регламентируются Законом "О прокуратуре Кыргызской Республики" от 18 декабря 1993 г. 1. Основные направления деятельности прокуратуры. Прокуратура Кыргызской Республики государственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов органами местного самоуправления, министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и другими органами, создаваемыми при Правительстве Кыргызской Республики, местной государственной администрацией, общественными объединениями, должностными лицами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и гражданами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, охраны прав и свобод граждан прокуратура осуществляет надзор: 1) за соблюдением законодательных актов государственными органами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; 2) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 3) за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; 4) за соблюдением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя. В случаях, предусмотренных уголовно- процессуальным законом, прокуратура осуществляет расследование преступлений. Для осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор наделен разнообразными полномочиями. Прокурор: -рассматривает и проверяет заявления, жалобы, иные сообщения о нарушении прав и свобод человека, -разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, Принимает меры к предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба, -использует перечисленные выше полномочия, характерные для общенадзорной деятельности (требовать необходимые документы, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении). 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Органы прокуратуры Кыргызской Республики построены на следующих основных принципах: единства органов прокуратуры, централизации, независимости- при осуществлении функций. Органы прокуратуры Кыргызской Республики составляют единую систему. В этой системе каждый прокурор в пределах своих полномочий обладает единым правовым статусом (равным набором прав и обязанностей). Поэтому любой прокурор при наличии законных оснований может быть заменен другим, а вышестоящий прокурор в любой момент вправе принять на себя функции нижестоящего. Единство прокуратуры проявляется также в единстве целей и функций деятельности органов прокуратуры, общности их организационного построения, способов и методов работы и форм реагирования на нарушения закона. Органы прокуратуры Кыргызской Республики представляют не просто систему, а систему, построенную на принципе централизации - нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему и в конечном счете Генеральному прокурору Кыргызской Республики, который возглавляет органы прокуратуры. Органы прокуратуры Кыргызской Республики осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и общественных объединений (политических партий). Воздействие в какой бы то ни было форме государственных органов, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Требования прокурора, предъявленные на основании и в порядке, установленными законом, обязательны для исполнения всеми органами, должностными лицами и гражданами. Неисполнение должностными лицами и гражданами законных требований прокурора влечет ответственность, установленную законом. Основная функция органов прокуратуры - прокурорский надзор как самостоятельная форма государственной деятельности, отличающаяся от правосудия и других форм правоохранительной деятельности. Специфическими чертами прокурорского надзора являются: - осуществление его от имени государства; - его универсальный характер - надзору подвержена деятельность практически всех государственных органов, министерств, административных ведомств, в том числе тех из них, которые сами выполняют контрольные функции (например, различного рода инспекции, органы внутренних дел и т.д.); - осуществление надзора лишь за соблюдением законов и их исполнением; - распространение прокурорского надзора на всю территорию государства; - широкие полномочия прокуроров по выявлению нарушений закона и принятию мер к их устранению. При осуществлении надзорной деятельности органы прокуратуры не подменяют органы государственного и хозяйственного управления, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность объектов надзора. Особая функция органов прокуратуры - участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Роль прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел весьма значительна. Он обладает широкими процессуальными правами, поддерживает возложенную, на него государством функцию государственного обвинителя. Не менее значительны правовые возможности прокурора как участника гражданского судопроизводства, если этого требует защита интересов государства и граждан. Он вправе предъявить иск в защиту заинтересованных лиц; в ряде случае закон предусматривает обязательное участие прокурора в процессе. При вынесении судом необоснованных и незаконных решений (приговоров) органы прокуратуры играют важную роль в восстановлении нарушенных прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства. Для этого действующее процессуальное законодательство наделяет прокурора широкими полномочиями по опротестованию решений, приговоров и иных судебных актов. Самостоятельной функцией органов прокуратуры является расследование преступлений, которое является, с одной стороны, защитой прав потерпевшего от преступного посягательства, с другой стороны - осуществлением возложенного на них государством функции уголовного преследования. Важное значение для защиты прав граждан имеет надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, и предварительное следствие (МВД, ГКНБ, таможенного контроля). При этом прокурор применяет не только вышеназванные средства, но и др.: отмена постановлений следственных органов, отстранение дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований закона, продление срока предварительного следствия и др.) Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции. Кроме того, прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему следователю расследование любого преступления. Прокурорский надзор является важным инструментом защиты прав граждан в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, отбывающих наказание. Систему органов прокуратуры составляют: 1) Генеральная прокуратура Кыргызской Республики; 2) прокуратуры областей, города Бишкека и военная прокуратура Кыргызской Республики; 3) межрайонные, районные и приравненные к ним специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура возглавляется Генеральным прокурором, назначаемым согласно п. 4 ст. 64 Конституции КР Президентом Кыргызской Республики с согласия Жогорку Кенеша. Заместители Генерального прокурора, военный прокурор назначаются Президентом Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора. Освобождаются от должности Президентом КР. В случаях, предусмотренных законом, Президент освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе одной трети от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, одобренной двумя третями депутатов Жогорку Кенеша. Прокуроры областей, города Бишкек и военный прокурор Кыргызской Республики назначаются Президентом Кыргызской Республики по представлению Генерального прокурора. Они имеют заместителей, назначаемых и освобождаемых по их представлению Генеральным прокурором. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются и освобождаются от должностей по представлению вышестоящих прокуроров Генеральным прокурором. Прокуроры областей, городов и районов не могут занимать свою должность более двух сроков подряд в одной административно-территориальной единице.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.149 (0.007 с.) |