Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимоотношения Республики Беларусь с МолдовойСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дипломатические отношения с Республикой Молдова установлены 19 ноября 1992 года путем подписания Протокола об установлении дипломатических отношений. В документе отражено стремление сторон строить свои отношения в соответствии с буквой и духом Устава ООН, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Парижской хартии для новой Европы и других Республика Беларусь и Республика Молдова, помимо провозглашения приверженности целям и принципам ООН, базовым документам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, совместно заявили о том, что строят двусторонние отношения в контексте их возросшей роли в процессе укрепления доверия и сотрудничества в регионе и на континенте, для вклада в создание единого европейского экономического, политического, гуманитарного, экологического и правового пространства, а также во имя укрепления и расширения дружественных отношений и сотрудничества, развития взаимопонимания между народами двух государств. Вторым важнейшим шагом в развитии двусторонних отношений стало подписание в 1992 году Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Республикой Молдова, который стал конкретизированной основой двусторонних отношений. Документ создавал именно ту политическую основу, которая активизировала все иные направления двустороннего сотрудничества. Беларусь и Молдова совместно договорились содействовать продолжению процесса разоружения в области ядерных, химических и других видов оружия массового уничтожения и обычных вооружений, дальнейшему ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе и осуществлять меры по укреплению доверия и безопасности в военной области. С 19 по 21 марта 2012 года состоялся официальный визит парламентской делегации Республики Беларусь в Республику Молдова. В ходе встреч были обсуждены вопросы развития двусторонних парламентских связей, взаимодействия в международных структурах, активизации сотрудничества Беларуси и Молдовы в торгово-экономической, образовательной и других сферах. Одними из принципиальных итогов визита стали договоренности об активизации парламентского диалога и обмена визитами руководства парламентов Беларуси и Молдовы, а также актуализации двустороннего соглашения о межпарламентском сотрудничестве. Между государствами создана обширная договорно-правовая база, насчитывающая более 60 двусторонних международных договоров.
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Украиной были установлены 27 декабря 1991 году. Между Республикой Беларусь и Украиной заключено более 170 двусторонних международных договоров и иных международно-правовых документов. Основополагающими документами, регулирующими двустороннее политическое и экономическое сотрудничество, являются Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, Соглашение о свободной торговле. В 2014 году товарооборот с Украиной составил 5,8 млрд. долларов, экспорт превысил 4 млрд. долларов. Основными статьями белорусского экспорта в Украину являются нефтепродукты, шины, калийные удобрения, тракторы, нефтяные кокс и битум, смешанные удобрения, полированное стекло, полимеры этилена, грузовые автомобили, холодильники и морозильники, прутки из нелегированной стали, а также чулочно-носочные изделия, части и оборудование для автомобилей и тракторов. В Украине работает более 100 структур товаропроводящей сети, в т.ч. около 40 с белорусским капиталом, создано 9 совместных сборочных производств. Страны имеют перспективы дальнейшего углубления сотрудничества через развитие производственной и научно-технической кооперации, расширение взаимодействия в агропромышленном комплексе, в сфере транспорта, науки, культуры, образования, спорта и туризма.
Поступательно развивается политический диалог, двустороннее торгово-экономическое сотрудничество между Республикой Беларусь и Республикой Молдова. Дипломатические отношения между странами установлены 19 ноября 1992 г. С тех пор между государствами заключено более 60 договоров и соглашений, регулирующих вопросы правовых отношений. Для Молдовы Беларусь является одним из основных партнеров по закупкам винодельческой продукции. В декабре 2013 г. в г. Кишиневе состоялось пятнадцатое заседание Межправительственной Белорусско-Молдавской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в ходе которого обсужден широкий спектр вопросов, связанный с развитием сотрудничества в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, здравоохранении, межрегиональном сотрудничестве. В 2014 году товарооборот между Беларусью и Молдовой составил 411,8 млн. долларов США, в т.ч. экспорт товаров – 262,2 млн. долларов.
Взаимоотношения Республики Беларусь с государствами Центральной Азии и Закавказья. Казахстан Белорусско-казахстанские отношения носят стратегический союзный характер. Их фундаментом выступают традиционно дружественные, основанные на взаимном доверии и уважении отношения между народами двух государств. Основным международно-правовым документом, определяющим приоритетные направления двусторонних усилий по развитию межгосударственных отношений, является Договор между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан о дружбе и сотрудничестве, подписанный в г. Минске 17 января 1996 года. Всего между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан заключено и действует более 60 международных договоров. Динамично развивается двусторонний диалог на высшем и высоком уровнях, межпарламентское и межрегиональное сотрудничество. По итогам 2012 года объем взаимной торговли товарами и услугами превысил 1 млрд. долларов США. В мае 2011 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко посетил Казахстан с официальным визитом, в мае 2012 года Беларусь с официальным визитом посетил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Главами государств Беларуси и Казахстана перед правительствами двух стран поставлены конкретные задачи по всестороннему развитию белорусско-казахстанских отношений с акцентом на расширение торгово-экономического, инвестиционного и научно-технологического сотрудничества. Практические шаги по активизации двусторонних экономических отношений в ближайшей перспективе были намечены сторонами в ходе официального визита Премьер-министра Республики Беларусь Мясниковича М.В. в Республику Казахстан в ноябре 2012 года. Важнейшую роль в решении задач по расширению и углублению двустороннего партнерства в различных сферах играют механизмы межправительственного и межотраслевого взаимодействия, в том числе Белорусско-Казахстанская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству, IX заседание которой состоялось в ноябре 2012 года в г.Астане. В целях систематизации совместной работы по приоритетным направлениям стороны на двухлетней основе разрабатывают и утверждают План совместных мероприятий по реализации Программы экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь на 2009–2016 годы («Дорожная карта» по развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества). В настоящее время сторонами реализуется «Дорожная карта» на 2012-2013 годы. Широко применяется практика проведения деловых форумов, контактно-кооперационных бирж. В сентябре 2011 года в г.Алматы состоялась Национальная выставка Республики Беларусь в Казахстане «БеларусьЭКСПО – 2011». Продуктивно развивается научно-техническое сотрудничество. В 2011 году создан Научно-образовательный консорциум между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами Республики Беларусь и Республики Казахстан, реализуется ряд совместных проектов. В марте 2012 года в г.Астане состоялся Белорусско-Казахстанский IT-форум. Дополнительным шагом по углублению сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере стало создание в 2012 году Центра языка и культуры Беларуси на базе Евразийского национального университета им.Л.Гумилева и Центра казахского языка, истории и культуры им.Абая на базе Белорусского национального технического университета. Важным компонентом белорусско-казахстанского сотрудничества выступает конструктивное взаимодействие сторон на международной арене. Беларусь и Казахстан конструктивно сотрудничают в рамках ООН, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, других международных организаций и форумов. Кыргызстан Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой были установлены 21 января 1993 г. Договорно-правовая база включает более 50 международных договоров и соглашений. В январе 2001 г. состоялся официальный визит Президента Кыргызской Республики в Республику Беларусь. В мае 2001 г. проведен официальный визит Премьер-министра Кыргызской Республики в Республику Беларусь. В июле 2001 г. состоялся официальный визит парламентской делегации Беларуси в Кыргызстан. Делегация Парламента Кыргызской Республики посетила Республику Беларусь с ответным визитом в мае В июле 2006 г. состоялся рабочий визит в Кыргызстан Министра иностранных дел Республики Беларусь. В ноябре 2006 г. состоялся официальный визит Президента Кыргызской Республики в Республику Беларусь. Главным итогом визита стало подписание главами государств Договора о дружбе и сотрудничестве. В декабре 2006 г. Беларусь посетила парламентская делегация Кыргызстана во главе с Председателем Жогорку Кенеша (Парламента). В октябре 2008 г. состоялся ответный официальный визит Президента Республики Беларусь в Бишкек. По итогам встреч и переговоров было подписано 8 соглашений, которые позволили укрепить сотрудничество двух стран во внешнеполитической и социально-трудовой сферах, в области культуры и финансов, а также наладить взаимодействие национальных информационных агентств и телерадиокомпаний. Столицы двух государств – Бишкек и Минск – официально установили побратимские отношения. 30 октября 2011 г. в церемонии инаугурации Президента Кыргызстана А.Атамбаева принял участие Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А.Рубинов. В июне 2012 г. состоялся рабочий визит в Беларусь Министра сельского хозяйства и мелиорации, председателя кыргызской части Межправительственной Белорусско-Кыргызской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству А.Джаныбекова, в ходе которого был проведен ряд встреч в Правительстве Республики Беларусь. В 2011 году аналогичный визит состоялся также на уровне предыдущего министра Т.Бекова. В результате встреч и переговоров согласован проект соглашения о сотрудничестве между министерствами сельского хозяйства. В рамках развития межрегионального сотрудничества в мае 2012 г. делегация Нарынской области посетила Могилевскую область. В ходе визита был подписан меморандум о межрегиональном сотрудничестве двух областей, а также соглашение об установлении между городами Могилевом и Нарыном побратимских связей. Ранее подобные соглашения были заключены между Минской и Чуйской, Гродненской и Джала-Абадской областями. В 2011 – 2012 гг. руководители различного уровня Кыргызской Республики и Республики Беларусь принимали участие в мероприятиях по линии интеграционных структур СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, проводимых в Минске и Бишкеке. Позитивным аспектом можно назвать участие в декабре 2010 г. и сентябре 2012 г. представителей Кыргызстана в наблюдении по линии международных организаций за ходом президентских и парламентских выборов в Беларуси. В настоящее время двусторонние отношения носят неровный характер, поддерживаемые в основном в рамках интеграционных структур на постсоветском пространстве, а также на уровне министерств и ведомств, субъектов хозяйствования. По инициативе белорусской стороны в 2012 году был учрежден институт Почетного консула Беларуси с консульским округом в пределах Баткенской, Джалал-Абадской, Ошской и Чуйской областей Кыргызской Республики. Таджикистан 29 января 2014 года Председатель ТПП РТ Шариф Саид встретился с Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Республике Таджикистан Ольгой Гаврук. Как сообщили в пресс-центре ТПП РТ, собеседники рассмотрели вопросы двустороннего сотрудничества, уделив особое внимание аспектам расширения торгово-экономических связей и укрепления взаимодействия Делового Совета «Таджикистан - Беларусь». - В последние годы в торгово-экономических отношениях наших стран продолжается устойчивая тенденция роста, - отметил Шариф Саид. - Бесспорно, это в значительной степени связано с тесными экономическими отношениями и со сложившимся взаимным спросом на поставляемые нашими странами друг другу товары. Мы открыты для диалога, есть еще целые пласты для работы, новые направления для развития бизнес диалога, - считает Шариф Саид. - Таджикистан и Беларусь связывают давние партнерские отношения, сложившиеся еще со времен Союза. Глава ТПП РТ обозначил позитивную динамику и новый виток торгово-экономических связей, подчеркнув, что видит прогресс в таджикско-белорусском деловом климате. Главное – это создать комфортные условия для бизнеса и инвестиций на долгосрочную перспективу, - заметил он, - а Палата - это структура, которая помимо представления интересов предпринимательского сообщества, осуществляет организацию и проведение деловых встреч, бизнес форумов, конференций, презентаций, выставок и ярмарок ит.д. Шариф Саид выступил с предложением организовать в Таджикистане выставку белорусской продукции и бизнес форум деловых кругов двух стран. Несомненно, торговые выставки и ярмарки являются важным элементом развития бизнеса. Их роль особенно важна при поиске надежных партнеров для сотрудничества. Одним из основных показателей экономического сотрудничества является товарооборот. Важно отметить, что взаимный товарооборот между странами за последние пять лет вырос почти в три раза, расширилась номенклатура поставляемых товаров. Многие белорусские товары хорошо известны в Таджикистане, - продолжил Шариф Саид - Например, машинно-техническя продукция, самосвалы БелАЗ, трактора, широкий спектр навесного и прицепного оборудования, запчасти к ним, мебель, белорусский трикотаж, кондитерские и косметические изделия. - Добрые белорусско-таджикистанские отношения - это уже традиция, - сказала Ольга Гаврук. - Сегодня эти отношения наполняются новым содержанием. Посол всецело поддержала предложение Председателя ТПП РТ, подчеркнув важность активизации делового сотрудничества путем проведения совместных выставочных мероприятий, создания совместных предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. - Мы считаем, что в ближайшие годы высокие темпы роста двусторонней торговли сохранятся, - сказала Ольга Гаврук. - Наши интересы в Таджикистане очень серьезны, - отметила Посол. - Мы бы хотели быть представлены на таджикистанском рынке больше и дальше развивать взаимодействия между предприятиями, заинтересованными в сотрудничестве, а также межрегиональное сотрудничество. Основу экспорта Беларуси в Таджикистан в 2013 году составили тракторы и седельные тягачи, сахар, нефтепродукты, фториды, фторосиликаты, фтороалюминаты, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, полиацители, эпоксидные полиэфиры и смолы, а также лекарственные средства, грузовые автомобили, чулочно-носочные изделия. Из Таджикистана в Беларусь импортировались хлопковое волокно, сухофрукты, орехи, хлопчатобумажная пряжа, текстильная одежда. Стороны договорились оказывать содействие и поддержку развитию всех форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, созданию совместных предприятий, налаживанию прямых связей между субъектами экономической деятельности двух стран, а также организации прямых поставок сырья, продукции и товаров народного потребления, развития кооперации между региональными хозяйствующими субъектами двух стран. Развитию в этом направлении призвана способствовать деятельность Делового Совета «Таджикистан-Беларусь». Туркменистан дипломатические отношения между Беларусью и Туркменистаном, которые носят стратегический характер. Обе страны являются полноправными членами ООН, ОБСЕ и СНГ, у стран общие подходы к вопросам мировой политики. В настоящее время послом Туркменистана в Беларуси является Мырат Язбердыев. Послом Беларуси в Туркменистане является Олег Табанюхов. Дипломатические отношения между странами были установлены 21 января 1993. Посольство Туркменистана открылось в октябре 1995 года в Минске, первый посол — Илья Вельджанов. Посольство Республики Беларусь в Туркменистане открылось в 2002 году. Подписано более 31 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, регулирующих двустороннее взаимодействие в различных областях. Поддерживаются связи в политической сфере, в том числе на высшем и высоком уровнях. Президент Беларуси А. Г. Лукашенко четырежды посетил Туркменистан (май 2002 г. — проведен первый официальный визит Президента Республики Беларусь в Туркменистан, июнь 2009 г. — состоялся второй официальный визит, апрель 2011 г. — третий официальный визит, ноябрь 2013 — четвёртый официальный визит). В январе 2010 г. состоялся официальный визит Президента Туркменистана Г. М. Бердымухамедова в Республику Беларусь. В апреле 2012 г. состоялся второй официальный визит Президента Туркменистана Г. М. Бердымухамедова в Республику Беларусь. Осуществляются контакты между внешнеполитическими ведомствами двух стран, взаимодействие в международных организациях. Проводятся совместные выставки и другие мероприятия. В 2012 году Туркменский государственный цирк приезжал в Минск на гастроли, с программой «Уникальный конный цирк». Кроме того, 7 тыс. 400 туркменских студентов обучаются в университетах Белоруссии. Товарооборот между странами в 2013 году превысил 300 млн долларов США. Беларусь поставляет в Туркменистан машиностроительную продукцию: дорожную, строительную и сельскохозяйственную технику, городской пассажирский и коммунальный транспорт, трактора, грузовые автомобили, а так же велосипеды, автопогрузчики, шины, лекарства, химические нити, продукцию деревообрабатывающей промышленности, продукты питания. «Белгорхимпром» строит Гарлыкский горно-обогатительный комбинат по выпуску калийных удобрений мощностью 1,4 млн тонн в год в Лебапском велаяте Туркменистана. Общая сумма контракта составляет 1 млрд долларов.. В Минске функционирует «Туркмено-Белорусский Торговый дом», в Ашхабаде соответственно «Белорусско-Туркменский Торговый дом». Узбекистан Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан установлены 21 января 1993 года. В феврале 1994 года в г. Ташкенте открыто Посольство Республики Беларусь. Белорусско-узбекские межгосударственные отношения основываются на прочном фундаменте партнерства и дружбы, отвечающем коренным интересам наших стран и народов. Первым и одним из основных совместным договором является Договор об основах межгосударственных отношений между Республикой Узбекистан и Республикой Беларусь, подписанный в г. Ташкенте в 1991 году. За годы независимости договорно-правовая база двусторонних отношений составила 19 межгосударственных и межправительственных договоров, 15 межведомственных договоров и 8 иных международных документов. В настоящее время на согласовании находится ряд двусторонних документов в различных сферах сотрудничества, которые должны придать новый импульс белорусско-узбекским отношениям, в том числе в следующих областях: поощрении и защиты инвестиций; охраны промышленной собственности; сельского хозяйства; научно-технического сотрудничества; судебной экспертизы; туризма. Беларусь и Узбекистан проводят достаточно интенсивный политический диалог в рамках контактов глав государств и правительств на заседаниях межгосударственных органов СНГ и неформальных саммитов. Основной площадкой для взаимодействия наших стран на международной арене является ООН. Между белорусской и узбекской делегациями при ООН налажено продуктивное сотрудничество. Обе делегации исходят из схожего понимания международной обстановки, в том числе в вопросах борьбы с экстремизмом, терроризмом и торговлей людьми. Стороны конструктивно сотрудничают по вопросу поддержки кандидатур в состав выборных органов организаций системы ООН. Активное сотрудничество Беларуси и Узбекистана проходит и в Постоянном совете ОБСЕ. В связи с участием Беларуси в Едином экономическом пространстве и Таможенном союзе для белорусско-узбекских отношений открываются новые, достаточно привлекательные перспективы двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
Азербайджан Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой установлены 11 июня 1993 года.
Дипломатические представительства Республики Беларусь и Азербайджанской Республики на уровне посольств открыты соответственно в г.Баку и г.Минске в 2006 году. Посол Республики Беларусь в Азербайджанской Республике – Н.Пацкевич (с 2006 года), Посол Азербайджанской Республики в Республике Беларусь – И.Вагабзаде (с 2011 года).
Межправительственная Белорусско-Азербайджанская комиссия по сотрудничеству создана в 2004 году. Сопредседатель с белорусской стороны – Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь В.Семашко, с азербайджанской — Первый заместитель Премьер-министра Азербайджанской Республики Я.Эйюбов. Восьмое заседание комиссии состоялось в ноябре 2013 года в г.Баку.
Рабочую группу Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с парламентом Азербайджана возглавляет председатель комиссии по международным делам Л.Самосейко, рабочую группу Милли Меджлиса Азербайджанской Республики по сотрудничеству с парламентом Беларуси – председатель комиссии по экономической политике З.Самедзаде.
Наиболее значимые межгосударственные документы: Договор между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой о социально-экономическом сотрудничестве до 2015 года (2006 г.), Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой (2007 г.).
Протокол о сотрудничестве между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Министерством иностранных дел Азербайджанской Республики подписан в 2004 года. Очередные межмидовские консультации проведены в мае 2012 года в г.Минске. Армения На Армению стал нарастать прессинг европейских структур, стремящихся придать ускорение урегулированию карабахского конфликта. И она, естественно, стала искать поддержки у других стран, среди которых, судя по всему, особое место отводится Беларуси. И в Ереване, и в Минске часто подчеркивают, что между президентами двух стран установились особо теплые личные отношения. Может быть, этому способствовало то, что Александр Лукашенко с Робертом Кочаряном в этом году будут отмечать в один день свои 50-летия. В политике все имеет значение. Тем не менее, приглашением армянского ровесника приехать белорусский лидер так и не воспользовался. По информации Радио Свобода, в конце января Александр Лукашенко находился с частным визитом в Австрии. Обещанный "до конца января", но так и несостоявшийся рабочий визит Александра Лукашенко в Ереван, видимо, был призван компенсировать прошедший визит в Минск армянских парламентариев. Это был первый официальный визит парламентской делегации Армении в Беларусь за последние 15 лет. Принимая 24 февраля председателя Национального собрания Республики Армения Артура Багдасаряна, президент Беларуси отметил важность имеющихся контактов между парламентариями двух государств. "У нас работают две межпарламентские группы, которые находятся в постоянном контакте и ведут диалог". По мнению главы белорусского государства, "у нас ни с кем нет такого тесного межпарламентского сотрудничества, как с Арменией". Было также отмечено, что благодаря визиту председателя армянского парламента белорусско-армянское сотрудничество "станет еще более объемным и усилится". Насколько известно, во время всех голосований по Беларуси, происходивших в евроструктурах, Армения неизменно выступала на стороне белорусского руководства. Естественно, надеясь на ответную поддержку по своим вопросам, главным из которых уже на протяжении десяти лет остается карабахский. По мнению президента Кочаряна, с момента введения режима прекращения огня изменение данной ситуации таит в себе угрозу и для внутриполитической ситуации в Армении и Азербайджане. Касаясь дискуссий по карабахскому вопросу в евроструктурах, Роберт Кочарян заявил, что армянская сторона должна разъяснить необходимость удержания территорий вокруг Карабаха проблемами безопасности. По его словам, на сегодняшний день нет "принуждения" к миру. "Я не вижу тенденций того, что Минская группа ОБСЕ или международное сообщество перейдут на путь принуждения, поскольку это будет означать пересмотр всего процесса урегулирования данного вопроса", - сказал он. Аналогичное видение данной проблемы декларирует и официальный Минск. В частности, солидарной точки зрения придерживается и министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов, также принимавший армянских парламентариев. С.Мартынов отметил, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция активизации белорусско-армянских отношений. Недавно Ереван официально отверг идею Евросоюза по урегулированию конфликта. "Предложение о разблокировании Азербайджаном железнодорожных коммуникаций с Арменией в обмен на возвращение пяти оккупированных районов однозначно исключается". Об этом заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян. По его словам, эти территории являются частью общего пакета, и они не могут рассматриваться раздельно. В Ереване считают, что неоднократные призывы президента Азербайджана Ильхама Алиева к международным структурам о необходимости оказать давление на Армению к результатам не приводят. Наблюдатели отмечают, что за короткий период длиной 4-5 месяцев дважды армянский парламент обсуждал вопрос Нагорного Карабаха. Раньше такой активности не наблюдалось. Очевидно, воспользовавшись встречей с армянскими гостями, свою активность решил проявить и спикер нижней палаты белорусского парламента Вадим Попов. Он, в частности, заявил, что Беларусь выступает против требований Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которые расцениваются как вмешательство во внутренние дела государства. При этом остающийся неизвестным для большинства парламентариев Европы В.Попов уточнил, что "сотрудничество возможно, но диктат просто неприемлем". Руководители парламентов Беларуси и Армении в ходе переговоров сошлись во мнении о необходимости активизации сотрудничества в рамках международных организаций. "Мы координируем наши действия в рамках Межпарламентского союза и Парламентской ассамблеи ОБСЕ", заявил В.Попов. Вместе с тем А.Багдасарян высказал мнение, что "белорусские и армянские парламентарии должны более активно поддерживать друг друга в европейских структурах". Говоря о требованиях ПАСЕ, спикер Попов не уточнил, о каких конкретно требованиях идет речь. Надо полагать, о докладе Христоса Пугуридиса об исчезнувших в Беларуси. В апреле его будут слушать в Страсбурге. Если Попов имел в виду это, тогда довольно странными выглядят некоторые признания главы армянской делегации. Государственные СМИ Беларуси распространили информацию, что у Артура Багдасаряна сложились приятные впечатления от переговоров и встреч, проведенных в Минске. При этом подчеркивалось, что 36-летний руководитель армянского парламента отметил, что не во всех странах постсоветского пространства есть правдивая информация о событиях и процессах, происходящих в Беларуси. Нетрудно догадаться, что под этим странами подразумевалась Россия, так как именно к российским СМИ обычно предъявляет претензии белорусское руководство. В остальных постсоветских странах о Беларуси просто вообще мало информации. Впрочем, и в Беларуси граждан мало информируют о карабахской проблеме. Зачем нужен был такой публичный реверанс армянскому спикеру? Да еще сделанный им в такой непростой период белорусско-российских отношений. Не исключено, что это могла быть и некая реакция на распространяемую в российских СМИ информацию, излагающую точку зрения азербайджанской стороны на карабахскую проблему. Так, представитель руководства правящей партии "Ени Азербайджан" депутат Айдын Мирзазаде отмечает, что "все последнее время, начиная с выборов президента Азербайджана, в Ереване чувствуется плохо скрываемая напряженность". По его мнению, представители руководства Армении часто обращаются к этой теме, твердя одно и то же. Они очень встревожены создавшейся ситуацией - новый президент Азербайджана заявил о желании народа освободить территории любым путем, о том, что об уступках армянской стороны он еще подумает. Раньше все было ясно - Армения старалась сохранить ситуацию в прежнем состоянии, и это было ей выгодно. Сейчас положение изменилось - позиция Азербайджана с трибун международных организаций звучит все тверже. "Несмотря на внешне сохраняемое Ереваном спокойствие, там прекрасно известно, что в документах международных организаций зафиксирован факт оккупации территории Азербайджана", - считает депутат. При этом, говорит представитель правящей партии Азербайджана, Армения уже открыто идет на конфронтацию с международными структурами, с международным мнением. "Причем эти заявления противоречивы. С одной стороны, армяне говорят, что надо объяснить Евросоюзу продолжение оккупации азербайджанских районов вопросами собственной безопасности, а с другой - говорят о необходимости контактов между Баку и сепаратистами. Все это свидетельствует о том, что обстановка вокруг конфликта в мире изменилась, но взгляды руководства Армении остались прежними. Долго так продолжаться не может. Международное мнение уже не повернуть вспять". В Баку считают, что, отказавшись от инициативы Евросоюза, правящие круги Армении фактически демонстрируют желание продолжать оставаться в блокаде, а это должно привести к каким-то изменениям внутри этой страны. Ведь, не соглашаясь на предложение Евросоюза, Армения рискует тем, что ей будет отказано в возможности наряду с Азербайджаном и Грузией вступить в выгодный с экономической точки зрения проект "Расширенная Европа: новые соседи". А чем рискует Беларусь? Ведь из-за проводимой белорусским руководством политики ей еще больше не светит попасть в этот проект. О чем из Брюсселя регулярно и напоминают. Но, судя по прозвучавшим заявлениям, после прошедших встреч в Минске в сооружаемом белорусско-армянском тандеме не так уж и страшна внешнеполитическая изоляция. К СВЕДЕНИЮ: В ходе кровопролитного конфликта, начавшегося в 1990-е между армянами и азербайджанцами по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха, Баку потерял контроль не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами - Агдамом, Джебраилом, Физули, Кяльбаджаром, Лачином, Зангеланом и Губадлы. В результате около миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами, которые в настоящее время проживают в палаточных городках. Совет Безопасности ООН в своих резолюциях 822 от 30 апреля 1993 года, 853 от 29 июля 1993 года, 874 от 14 октября 1993 года и 884 от 12 ноября 1993 года осудил оккупацию территории Азербайджана. СБ потребовал также немедленного, полного и безоговорочного вывода армянских вооруженных формирований из оккупированных территорий. 12 мая 1994 года между Азербайджаном и Арменией было подписано соглашение о прекращении огня. В настоящее время на территории Нагорного Карабаха, где проживают в основном этнические армяне, существует непризнанная Нагорно-Карабахская республика, имеющая тесные экономические и военно-политические связи с Арменией. Азербайджан добивается восстановления своего контроля над Нагорным Карабахом. На сегодняшний день при международном посредничестве идет переговорный процесс по решению этой проблемы. Урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха занимается Минская группа ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Грузия Беларусь и Грузия поддерживали связи еще во времена СССР. Но тогда сотрудничество двух союзных республик развивалось не на основе осознанных национальных интересов, а в русле политических и идеологических установок союзного центра, поэтому выглядело не слишком прочным. При распаде СССР Грузия поначалу отказалась от участия в Содружестве Независимых Государств и присоединилась к нему только в 1993 году, рассчитывая улучшить свое экономическое положение и урегулировать проблему мятежных автономий (Абхазии и Южной Осетии), обострившуюся в начале 1990-х годов. Позиция Тбилиси по вопросам развития постсоветского пространства не слишком стыковалась позицией Беларуси, руководство которой активно поддерживало процессы углубления интеграции, и в первую очередь сближения с Россией. По этой причине белорусско-грузинское взаимодействие в 1990-х годах было сдержанным. Только 6 января 1994 года стороны установили дипломатические отношения. Руководители двух стран общались исключительно в формате многосторонних встреч на уровне СНГ, практически отсутствовал диалог на уровне правительств и парламентов. Грузия воздерживалась от создания посольства в Минске, Беларусь — в Тбилиси. Стороны не смогли подписать договор об основах отношений, хотя начали его подготовку в конце 1990-х годов. После "революции роз" в ноябре 2003 года новое грузинское руководство выразило стремление расширить сотрудничество со странами и организациями Запада, снизив интерес к СНГ. До 2008 года официальный Тбилиси критически оценивал ситуацию в Беларуси. В июне 2005 года грузинские парламентарии даже порекомендовали президенту Михаилу Саакашвили не допускать на территорию своего государства белорусского президента. Естественно, такие демарши не могли встретить положительной реакции в Минске. Как Александр Лукашенко, так и государственные СМИ приложили немало усилий для дискредитации "революции роз". Как следствие, еще в начале 2008 года большинство белорусских граждан относили Грузию к недружественным странам. Однако в последние годы в белорусско-грузинских отношениях произошли положительные перемены. Первым шагом стало решение официального Тбилиси открыть в Минске полноценное дипломатическое представительство — это произошло в июне 2007 года. Состояние белорусско-грузинских отношений существенно изменилось летом 2008 года. Военно-политический конфликт между Россией и Грузией и последующее признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии повлекли за собой выход Грузии из состава СНГ (он начался в 2008 году и завершился в 2009 году). Во время конфликта белорусское руководство на словах поддержало действия России на Южном Кавказе. Александр Лукашенко обещал признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Но на деле Минск уклонялся от этого шага, ссылаясь на чрезвычайную сложность вопроса и необходимость его всестороннего изучения. Национальное собрание Республики Беларусь даже сформировало специальную комиссию для изучения вопроса о признании новых республик, члены которой в 2009 году посетили Абхазию и Южную Осетию, сбалансировав этот визит поездкой в Грузию. Однако четких рекомендаций комиссия так и не дала. В свою очередь, Александр Лукашенко утверждал, что не может оказывать давление на парламент. Также белорусская сторона отказалась вводить какие-либо ограничения на допуск на свою территорию гражд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.222.30 (0.019 с.) |