Создание и деятельность лиги наций в 1920-1930-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и деятельность лиги наций в 1920-1930-е гг.



Тяготы Первой мировой войны укрепили политиков и общественность западных стран в стремлении придать международным отношениям прочный правовой характер. Уже в годы войны началось активное обсуждение проектов Лиги наций - межгосударственной организации, способной обеспечить всеобщий мир и безопасность. В преддверие Парижской конференции инициативу в этом вопросе проявил президент США В. Вильсон. Человек глубоко религиозный, известный своими мессианскими настроениями и страстной приверженностью идеалам «новой свободы» (в духе социального либерализма) Вильсон стремился привнести в мировую политику дух конструктивного сотрудничества, гуманизма и демократии. Но его идеализм диссонировал с прагматичной стратегией не только английских и французских, но и большинства американских политиков. Обсуждение устава организационных принципов Лиги наций на Парижской конференции проходило в жесткой борьбе, где каждая делегация пыталась добиться преимущества для собственной страны.

Итоговая концепция Лиги наций отразила полное преобладание интересов

14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект). Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств — членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например, о регистрации договоров и защите меньшинств.

Главным пунктом Устава Лиги Наций являлось следующее: коллективные действия в случае нарушения устава и войны; сохранение независимости и территориальной целостности держав; если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет Лиги Наций; стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту.

Решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член Лиги Наций мог положить вето и парализовать деятельность Лиги Наций.

Разработанный на Парижской конференции устав Лиги наций исчерпывающе характеризовал идеологические и правовые основы новой организации. В преамбуле провозглашались принципы международного сотрудничества: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений между странами на основе установления и признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров. Устав закреплял три типа государственно-правового статуса членов Лиги. Первую группу составили государства-учредители, подписавшие устав как часть мирных договоров (это были союзные и присоединившиеся к ним державы). Вторая категория состояла из стран, которые не участвовали в мировой войне и подписании мирных договоров - шести европейских, шести латиноамериканских стран и Ирана. Все они были приглашены присоединиться к уставу Лиги. К третьей группе относились все остальные государства. Для их присоединения к Лиге необходимо было проводить специальную процедуру голосования и добиться согласия не менее двух третей государств, представленных на Ассамблее.

Устав Лиги наций закреплял и важнейшие направления ее деятельности. Вводилась практика обязательной регистрации всех международных договоров в Секретариате Лиги с последующим их опубликованием. Под эгидой Лиги наций создавалась система интернациональной опеки бывших германских колоний и арабских провинций Османской империи (мандатная система). Члены Лиги наций призывались активно сотрудничать с существующими международными организациями, в том числе Красным крестом, Всеобщим почтовым союзом. Лига наций должна была также добиваться свободы торговых путей и справедливого отношения к торговле со стороны всех членов организации. Она получила право осуществлять контроль над торговлей опиумом и другими опасными лекарствами, а также торговлей оружием в странах, где «такой контроль необходим в общих интересах». Совет Лиги наций должен был раз в пять лет разрабатывать планы «снижения вооружений» и предлагать его правительствам для рассмотрения. Государства- члены Лиги обязались обмениваться «полной и честной» информацией об уровне национальных вооружений, военных программ, военном производстве.

Государства-члены Лиги принимали на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В каждом конкретном случае Совет должен был определить степень угрозы агрессии и меры, необходимые для ее предотвращения. Агрессия против любого государства - члена Лиги должна было рассматриваться как акт войны против всех членов Лиги. В этом случае, помимо предлагаемых Советом санкций, все государства должны были прекратить любые отношения с агрессором. Сами санкции могли носить только дипломатический или экономический характер, поскольку своих вооруженных сил Лига наций не имела.

Рассмотрение случаев нарушения норм международных отношений и военной опасности должно было происходить на Совете или Ассамблее по инициативе одного из государств-членов Лиги. Устанавливалось правило, в соответствии с которым любые конфликты между государствами-членами Лиги, угрожающие военным столкновением, должны были первоначально рассматриваться в Совете Лиги либо посредством международном арбитража. Для третейского рассмотрения межгосударственных споров в системе Лиги наций в 1921 г. был создан Международный суд. Его Постоянная палата, состоявшая из 9 судей, представлявших разные страны, располагалась в Гааге.

Устав Лиги наций призывал к развитию справедливых и гуманных условия труда. Для того чтобы расширить сферу этой деятельности, была создана автономная Международная организация труда (МОТ), к вступлению в которую приглашались все страны, независимо от их членства в Лиге. Под эгидой МОТ происходили трехсторонние консультации с участием правительственных органов, предпринимателей и профсоюзов. Конференции МОТ организовывались не реже одного раза в год. Решения этой организации носили, естественно, рекомендательный характер, но сыграли важную роль в формировании основ современного трудового законодательства.

Не менее значимой стала деятельность Международной организации здравоохранения (МОЗ), также сформированной под эгидой Лиги наций, но имевшей автономный статус. Конференции МОЗ посвящались преимущественно санитарным проблемам, вопросам повышения квалификации медицинских работников, контролю над использованием опасных медицинских препаратов.

В 1922 г. при Совете Лиги наций был образован Комитет интеллектуального сотрудничества, впоследствии преобразованный в Международную организацию интеллектуального сотрудничества (прообраз будущего ЮНЕСКО). Его деятельность носила сугубо гуманитарный характер, но весьма способствовала популяризации Лиги наций и идеологическому обоснованию ее деятельности. Любопытно, что по инициативе Комитета интеллектуального сотрудничества впервые была разработана концепция изменения учебников по истории в европейских странах, призванная воспитывать в молодом поколении дух сотрудничества и миролюбия.

Стратегическим направлением деятельности Лиги наций оставалась борьба за разоружение и утверждение принципов пацифизма в мировой политике. Впервые послевоенные годы арбитраж Лиги наций сыграл важную роль в урегулировании нескольких региональных конфликтов в Европе, в том числе между Польшей и Литвой (из-за города Вильно), Финляндией и Швецией (из-за Аландских островов), Грецией и Италией (из-за острова Корфу). Но попытки повлиять на развитие событий в Закавказье, а также вмешаться в советско-польский конфликт были пресечены Советской Россией.

По мере стабилизации политической ситуации в Европе Лига наций перешла к попыткам создать стабильную систему международной безопасности. В сентябре 1922 г. Ассамблеей Лиги наций была принята резолюция, которая предусматривала необходимость заключения между странами-членами договора о коллективной безопасности. В развитие этой идеи был подготовлен проект «Договора о взаимной помощи», который предусматривал осуждение любой наступательной войны, закреплял обязательность поэтапного разоружения, утверждал право на создание региональных гарантийных пактов. В 1923 г. проект был разослан правительствам, в том числе и стран, не являвшихся членами Лиги наций. Великобритания, скандинавские страны, Италия, Германия, СССР и США по разным основаниям отвергли его. Наибольшие разногласия вызвало уточнение возможных форм взаимной помощи и противодействия агрессии, а также само юридическое определение агрессии. Из-за противоборства Великобритании не удалось ратифицировать и Женевский протокол об арбитражном урегулировании международных споров, утвержденный в 1924 г. на V сессии Ассамблеи Лиги наций. Спустя год на конференции в Локарно французской дипломатии при поддержке активистов панъевропейского процесса из различных стран все же удалось добиться создания первой региональной гарантийной системы. Но в дальнейшем дискуссии о путях обеспечения международной безопасности разгорелись с новой силой.

Не имея возможности преодолеть разногласия в Совете Лиги наций, французская дипломатия попыталась перевести обсуждение проблемы безопасности на уровень прямых межгосударственных связей. В 1928 г. по инициативе Франции и США состоялось подписание пакта об отказе от войны как средства политики и признании международного арбитража обязательным способом урегулирования межгосударственных конфликтов («пакт Бриана-Келлога»). В дальнейшем к пакту присоединились еще 48 государств.

Развивая этот успех, Аристид Бриан обратился в сентябре 1929 г. к X сессии Ассамблеи Лиги Наций с «Меморандумом об основных принципах панъевропейского процесса». Бриан заявил, что создание панъевропейской системы является наиболее эффективным способом «установления мира и ликвидации того анархического состояния межгосударственных связей в Европе, при которых сохраняется сама возможность возникновения конфликтов». В мае 1930 г. правительство Франции разослало всем государствам Европы, включая СССР, «Меморандум об организации режима Федеративного европейского союза».

Таким образом, французская дипломатия впервые увязала решение проблемы международной безопасности с созданием наднациональной системы политического, экономического и гуманитарного сотрудничества. Подобный подход получил одобрение со стороны Югославии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Греции. Против панъевропейского проекта выступили Великобритания, Нидерланды и Бельгия, опасавшиеся утраты «особых отношений» со своими колониями. Германская дипломатия в целом поддержала панъевропейскую идею. Италия вообще призвала к союзу «молодых наций» против «старой Европы». Ситуация вновь зашла в тупик.

Призыв Женевской конференции 1932 г. к созданию «организации мира» в Европе, в том числе к объединению европейских стран пактами о ненападении и взаимопомощи при нападении, а также предоставлению всем участникам этой системы равного военно-правового статуса, не возымел действия. Европа и весь мир уже стояли на пороге нового витка гонки вооружений. Появление на международной арене нацизма предопределило окончательный крах Лиги наций.

15 сентября 1934 г. тридцать делегатов Лиги Наций обратились к Советскому правительству с телеграммой, в которой содержалось приглашение СССР вступить в Лигу и «принести свое ценное сотрудничество». Делегаты еще четырёх стран обычным дипломатическим путём сообщили о своем решении голосовать за принятие Советского Союза. В тот же день Советское правительство ответило письмом на имя председателя Ассамблеи о принятии предложения международного сотрудничества в интересах мира и о готовности стать членом Лиги.

18 сентября вопрос о вступлении СССР в Лигу Наций рассматривался на заседании Ассамблеи. За приём СССР в Лигу Наций проголосовали 39 членов Лиги, против — 3 (Голландия, Португалия и Швейцария), воздержались от голосования — 7. Таким образом, СССР был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом Совета.

Принимая предложение о вступлении в Лигу Наций, нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов отметил, что СССР не может солидаризироваться со всеми решениями Лиги Наций и считает её устав далеко не совершенным. В частности, 12-я и 15-я статьи в некоторых случаях легализуют войну, а 23-я не предусматривает расового равноправия всех народов. Он сказал, что Советскому Союзу вполне понятна идея объединения наций, так как СССР сам по себе — Лига Наций, в нём проживает 185 народностей.

В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны 1939-1940 гг., Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 2096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.01 с.)