Перспективы интеграционных процессов в АТР. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы интеграционных процессов в АТР.



Интересы США в АТР. Позиция США служит ключевым фактором азиатско-тихоокеанской интеграции благодаря их экономической мощи. Практически для каждой страны АТР США - основной экономический партнер. Ведь АТР – важный поставщик минеральных ресурсов для американской экономики. Более 2,5 млн. американцев зависят от экспорта в Восточную Азию. Немалый вес имеют и военно-политические интересы США в АТР. Каждый год правительство США вкладывает миллиарды долларов в свои военные базы в АТР для укрепления своих позиций в регионе. В последнее время позиции США в АТР характеризуются постепенным сокращением по мере роста экономического потенциала Японии, КНР, азиатских НИС и АСЕАН, а также по мере интенсификации внутри-регионального экономического сотрудничества в западной части Тихого океана. В складывающихся условиях Соединенные Штаты будут уделять большое внимание интеграционной деятельности, выступая в качестве одного из инициаторов укрепления и развития региональной интеграции в АТР.

Интересы Японии в АТР. Для Японии АТР представляет очень большой интерес – как объективный, так и субъективный. Более половины внешнеэкономических интересов Японии сосредоточено именно здесь. Из стран региона Япония импортирует значительное количество сырья, на рынках этих государств японские фирмы стремятся наиболее активно действовать. Эти причины объясняют особый стратегический курс Японии в АТР. Поэтому неоднозначна позиция Японии, являющейся лидером региональной интеграции в АТР. Она доминирует в экономике стран региона, выступая в качестве главного инвестора, центра передачи технологий, основного экспортного рынка, крупного рынка сбыта товаров. Стремясь подтвердить свой статус азиатского экономического лидера, в конце 2005г. Япония выступила с намерением выделить около 62,5 млн. долл. на региональную интеграцию стран АСЕАН. И это произошло не впервые – такая же методика укрепления японских региональных позиций была использована в период преодоления странами АСЕАН последствий азиатского финансового кризиса. Кроме того, как ожидается, к 2012 г. начнет функционировать зона свободной торговли АСЕАН – Япония. При этом для стимулирования своей экономики и сохранения лидерства в регионе Япония будет стремиться перехватить инициативу в формировании Восточноазиатской зоны свободной торговли. В краткосрочной перспективе ей удастся сохранить за собой позиции второго по значимости внешнеторгового партнера АСЕАН.

Интересы Китая в АТР. Китай превратится в регионального лидера только при тесной интеграции в региональные структуры. Китай заинтересован в формировании единого пространства со странами региона по многим направлениям – от торговли до выработки основных направлений региональной политики. Интеграция Китая в региональные структуры обусловлена влиянием групп факторов. Во-первых, Китаю крайне необходимо иметь дружественные отношения со странами АСЕАН, с членами которой имеются спорные территории и акватории в Южно-китайском море, чтобы контролировать проливные зоны в южных морях. Сотрудничество Китая со странами региона, прежде всего, со странами Юго-Восточной Азии, также означает энергетическую безопасность самого Китая. Кроме этого, интеграция в единую систему хозяйствования откроет для Китая новые перспективные рынки с многочисленным населением. Наличие общего рынка товаров и услуг со странами региона обеспечивает Китаю также доступ на региональный рынок инвестиционного капитала и заемных средств. Не следует забывать также и о стремлении Китая превратить национальную валюту в свободно конвертируемую или частично конвертируемую валюту регионального уровня. Основные усилия правительства Китая направлены в развитие тесных экономических отношений путем заключения соглашения о свободной торговле Китай - АСЕАН и поощрения участия других стран региона в это пространство.

Интересы Дальнего Востока России в АТР. Россия выделяет Азиатско - Тихоокеанский регион в качестве приоритетного направления общей российской внешней политики. Для России решение об участии в азиатской интеграции было логичным и чрезвычайно важным. 2/3 российской территории расположены в Азии. Именно здесь, в азиатской части территории, находится значительная часть ее ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Огромные запасы нефти, природного газа, каменного угля, цветных металлов, гидроэнергетических ресурсов Сибири и Дальнего Востока – один из основных факторов, определяющих долгосрочные перспективы экономического развития России. Россия также обладает уникальным транспортно-транзитным потенциалом как естественный «мост» между рынками Европы и Азии. В экономическом аспекте для России значение имеет использование азиатско – тихоокеанских капиталов, рынков и интеграционных дивидендов в интересах подъема российской экономики. При этом принципиально важно, что не только России нужна экономически мобильная и политически стабильная Азия, но и Азии нужна сильная, процветающая Россия. Это связано с тем, что Россия проводит конструктивную, ориентированную не на односторонние преимущества, а на взаимное уважение и равные выгоды для всех, политику в области безопасности. К тому же, без энергетического, научно-технического и интеллектуального потенциала России в Азии было бы чрезвычайно трудно достичь поставленные цели всеобщего экономического процветания.

Таким образом, перспективы развития интеграционных процессов в регионе достаточно благоприятны. Интеграционные процессы будут активно развиваться как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях.

1. Двусторонняя интеграция. Речь, в основном, идет об увеличении числа региональных двусторонних соглашений о свободной торговле. К тому же, фактор ВТО – в случае отсутствия прогресса на переговорах по глобальной либерализации торговли

– будет стимулировать этот процесс.

2. Многосторонняя интеграция. Будет активно развиваться во всех форматах и внутри всех субрегионов. Например, в рамках АТЭС, страны обещают «продолжить изучение вопроса о путях и средствах содействия региональной экономической интеграции, включая – в качестве долгосрочной цели – создание Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли».

Что касается стран АСЕАН, то в ближайшей перспективе вокруг АСЕАН будут разворачиваться бурные интеграционные процессы, в которые активно вовлечены такие влиятельные "игроки", как США, ЕС, Китай, Индия, Япония. АСЕАН станет "ядром" региональных интеграционных процессов, своеобразным полем притяжения и для азиатских, и для внерегиональных государств. Ряд экономик АТР в настоящее время изучает возможность заключения более амбициозных многосторонних соглашений о свободной торговле. Одним из них может стать соглашение о зоне свободной торговли «АСЕАН+3» (государства АСЕАН плюс Китай, Республика Корея и Япония). Другим предложением является формирование ЗСТ в формате «АСЕАН+6» (члены АСЕАН плюс Австралия, Индия, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония).. Более глубокие интеграционные мероприятия предусмотрены, собственно, в рамках организации. Интеграционные процессы в Северо – Восточной Азии – регионе, куда входят такие влиятельные государства, как Япония, Китай, Южная Корея и Россия – имеют совершенно противоположную ситуацию. В этом регионе процессы интеграции находятся на крайне низком уровне. Несмотря на свою неизмеримо большую финансово-экономическую и политическую мощь, страны Северо - Восточной Азии обременены большим количеством региональных и идеологических конфликтов, амбициями и соперничеством наиболее развитых региональных держав, отсутствием признанных внутри- региональных механизмов их регулирования. Несмотря на огромный объем взаимных торговли и инвестиций (особенно между Японией и Китаем), на очевидное культурное и историческое сходство, наследие прошлых войн и исторических обид все еще здесь не преодолено, а взаимное недоверие препятствует даже самым осторожным попыткам к каким-либо формам региональной интеграции. Поэтому Восточная Азия остается субрегионом с наименьшим объемом интеграции. Более широкие интеграционные форматы сдерживаются нарастающим экономическим соперничеством и сложными политическими отношениями между КНР, Японией и Южной Кореей. Согласно последним заявлениям, в ближайшие 10 лет в Восточной Азии продолжится формирование новой, отличной от истории создания ЕС, интеграционной модели. В ее основе не столько снижение таможенных тарифов и создание зоны свободной торговли, сколько интеграция в более открытых секторах «экономики знаний», а также финансовое взаимодействие в развитии уроков, извлеченных из азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов. Не смотря на отсутствие адекватного интеграционного взаимодействия в данном регионе, в результате достигнутых в 2005 г. договоренностей учредительного Саммита стран Восточной Азии в 2020 г., в регионе будет сформирована зона свободной торговли. Восточная Азия – несмотря на активизацию дискуссий на сей счет – не будет ближе к созданию единой валюты, прежде всего, по причине неготовности к этому Японии. Однако усилит взаимодействие между национальными Центробанками в рамках «своп-соглашений» на случай валютного и финансового кризиса и расширит сферу применения в рамках Азиатского Банка Развития условной расчетной единицы – АКЮ, рассчитываемой на основе корзины восточно – азиатских валют. Следует ожидать частичной либерализации условий торговли и инвестирования после 2010-2011 гг., когда вступят в силу обязательства развитых стран-членов АТЭС по хозяйственной либерализации и соглашения о свободной торговле между странами АСЕАН и, в отдельных форматах, «АСЕАН плюс». В целом, ситуация в Восточной Азии к 2020г., по сравнению с 2006г., будет характеризоваться большей степенью (хотя и не полной) экономической, научно-технической и финансовой интеграции, большим пониманием общности энергетических проблем, большей политической стабильностью и предсказуемостью. Новые форматы отношений сотрудничества- соперничества сведут к минимуму вероятность военного конфликта.

Таким образом, в ближайшей перспективе в АТР наблюдается бурный процесс интеграции на экономической основе. Страны, принадлежащие Южно-Тихоокеанской зоне и Восточной Азии, установили между собой прочные связи, прежде всего, в экономической сфере, которые будут складываться и развиваться под действием будущих угроз и вызовов. Помимо традиционных задач хозяйственного развития, экономикам региона предстоит решать многочисленные проблемы, порождаемые серьезными демографическими и структурными изменениями, ростом энергетических и инфраструктурных потребностей, а также вызовами для окружающей среды. К основным угрозам и вызовам в АТР относятся: северокорейская ядерная проблема; территориальные споры в Южно-китайском море; политический конфликт между Китаем и о. Тайвань; энергетическая безопасность СВА; новые и «нетрадиционные» угрозы (терроризм, пиратство, экологические и природные катастрофы, угрозы эпидемий и т.п.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.104.229 (0.006 с.)