Республика Беларусь и проблемы расширения ЕС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республика Беларусь и проблемы расширения ЕС.



Факторы, оказывающие влияние на формирование взаимоотношений Беларуси и Евросоюза. Расширение Европейского союза на Восток приводит к тому, что он будет иметь с Беларусью общую границу протяженностью в несколько сотен километров. Вступление в ЕС ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, Латвии) дает основание выразить надежду на начало нового этапа взаимодействия Беларуси с объединенной Европой. Проблемы границы, вопросы экологии, торговли, транзита между ЕС и Россией просто невозможно обсуждать без участия белорусской стороны.

Представить точный сценарий развития отношений крупнейшей региональной организации с Беларусью не только в долгосрочной, но и в среднесрочной перспективе достаточно сложно. На наш взгляд, было бы более логичным попытаться определить внутренние и внешние факторы, которые оказывают и будут оказывать влияние на этот процесс, а также оценить степень влияния этих факторов на ситуацию.

Политический фактор. В ближайшей перспективе политический фактор будет оставаться препятствием в восстановлении нормальных контактов как с Европейским союзом в целом, так и с государствами, расположенными к западу от Беларуси. Европа может не пойти на восстановление полномасштабных политических контактов с официальным Минском. Беларусь могут просто не будут приглашать на общеевропейские мероприятия.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на расхождение взглядов на политическую и экономическую ситуацию в Беларуси, белорусское руководство не скрывает, что желало бы улучшить отношения с Европой. Несколько лет тому назад на официальном сайте Министерства иностранных дел Беларуси в качестве одного из направлений внешней политики было отмечено стремление стать ассоциированным членом ЕС, а впоследствии и начать процедуру вступления в эту структуру (в настоящее время официально такая цель не формулируется).

На современном этапе белорусский МИД пытается продвинуть концепцию "ответственного соседства с ЕС", реализация которой поручена Межведомственной государственной комиссии по участию Республики Беларусь в европейских интеграционных процессах (создана в 1999 г.). В связи с расширением ЕС белорусское правительство, представители академических кругов, бизнеса активно изучают возможные последствия расширения ЕС для белорусской экономики.

Вместе с тем следует отметить, что в заявлениях белорусского руководства по отношению к ЕС содержатся различные оценки. В публичных выступлениях официальных лиц присутствуют обвинения Запада в политике двойных стандартов по отношению к Беларуси. Ряд белорусских СМИ, освещая европейские процессы, в том числе расширение ЕС на Восток, главный упор делают на негативные последствия процесса расширения для новых государств-членов.

Российский фактор. Подчеркивая значимость внутриполитического фактора, следует признать, что решающую роль в развитии отношений Беларуси с объединенной Европой играет политика России. Российский фактор можно назвать главным фактором в формировании внутренней и внешней политики Беларуси. За более чем 200-летний исторический период Беларусь самым тесным образом связана с Россией (политика, экономика, культура, религия и т. д.). После Второй мировой войны Беларусь была превращена в "сборочный цех" СССР. В результате экономической политики КПСС Беларусь не только стала одним из наиболее развитых регионов "одной шестой части суши", но и попала в прочную зависимость от поставок и рынков России. Россия остается главным торговым партнером Беларуси. Почти 64 % торгового оборота Беларуси приходится на Россию. Так, в 2002 г. он составил 10 млрд дол. США. Беларусь также занимает важное место в российской внешней торговле. В российской внешней торговле Беларусь опережает лишь Германия. Для сравнения: весь оборот государств — членов ЕС составляет 13 % товарооборота Беларуси, примерно столько же имеют страны-кандидаты первой волны.

Беларусь находится в зоне действия российских средств массовой информации. Большинство жителей Беларуси отдают предпочтение российским каналам и знают о событиях в России больше, нежели о происходящем в своей стране.

Очевидно, что российский фактор очерчивает пределы в отношениях Беларуси с ЕС. При этом речь идет как о верхней, так и о нижней планке в этих отношениях. Беларусь практически не сможет принять политических решений, которые будут противоречить интересам России. У Москвы имеется достаточно рычагов для того, чтобы скорректировать в нужном направлении политику соседнего суверенного государства. Предел во взаимоотношениях Беларуси и ЕС ставит и проблема границ. Объединенной Европе нужна прочная внешняя граница, которая позволит обеспечить защиту от наплыва менее удачливых жителей планеты, сохранить благополучие своих граждан. В то же время трудно или практически невозможно представить в ближайшие десятилетия укрепленную границу между Беларусью и Россией. К тому же это очень дорогостоящее мероприятие. Между прочим, трудно в данный момент представить себе и оборудованную в соответствии с требованиями ЕС и российско-украинскую границу.

Одновременно российский фактор будет стимулировать расширение сотрудничества Беларуси с Европой. Стратегическое партнерство между ЕС и Россией будет развиваться. Этому способствуют объективные обстоятельства. К примеру, из семи стратегических энергетических проектов ЕС пять связаны с Россией.

Успешное строительство взаимоотношений Беларуси с Европейским союзом требует обязательного учета взаимодействия России и ЕС. Беларусь вынуждена адаптироваться к этой стратегии, при этом должна стремиться максимально использовать эту стратегию для отстаивания национальных интересов.

Фактор новых государств — членов ЕС (Польша, Литва, Латвия и другие). Перспективы взаимодействия Беларуси с руководящими структурами ЕС, государствами-членами в значительной мере зависят от позиции стран — будущих членов ЕС. Эти страны, в первую очередь Польша, Литва, Латвия, не только имеют с Беларусью общие границы, но и тесно связаны с ней историческими, культурными, экономическими отношениями. Для политических элит и граждан этих стран Беларусь не являлась "тера инкогнито", как для стран "старой Европы". Было бы логичным, если эти государства возьмут на себя роль инициаторов активизации "восточноевропейского вектора" политики Европейского союза. Пробным камнем в этом направлении может стать деятельность по минимизации негативных последствий расширения ЕС на Восток для новых соседей. Эти усилия принесут пользу по обе стороны создаваемой границы.

Последствия расширения ЕС для Беларуси. В соответствии с требованиями ЕС (ст. 133 Договора о Европейском союзе) страны-кандидаты будут вынуждены денонсировать двусторонние межправительственные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Беларусью. Практически все эти соглашения предусматривают применение во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования. Существует реальная угроза прекращения созданных в соответствии с отмеченными соглашениями межправительственных комиссий, которые являются важным инструментом содействия развитию двусторонних торгово-экономических отношений. Возможно, потребуют пересмотра и внесения изменений соглашения о сотрудничестве в области пограничного контроля, транспортного движения и сельского хозяйства. Негативные последствия для торговых интересов Республики Беларусь может вызвать автоматическое использование странами-кандидатами системы мер нетарифного регулирования внешней торговли ЕС. В первую очередь это касается антидемпинговых и защитных мер, квотирования и лицензирования импорта. Так, в настоящее время ЕС применяет антидемпинговые пошлины на импорт пяти товарных позиций (хлористого калия, карбамидо-аммиачной смеси, карбамида, полиэфирных штапельных волокон, химических волокон и жгута). Ограничения белорусских поставок хлористого калия будут иметь негативные последствия и для сельского хозяйства Польши и стран Прибалтики, планирующих войти в ЕС в 2004 г. Существуют и другие серьезные проблемы. Особая проблема — вопрос о визовом режиме. Он будет сдерживать проезд граждан Восточной Европы в Польшу и другие страны Центральной Европы.

Особо хотелось бы отметить роль Польши, тесно связанной с Беларусью в области истории, культуры, экономики. Озвученные инициативы Польши направлены на повышение значения восточноевропейского вектора политики ЕС, активизацию разработки нового статуса государства-соседа, который применим и для Беларуси. Активная позиция Польши в этом направлении по праву позволит занять ей ведущие позиции в новом направления внешней политики ЕС — "Восточном измерении".

Заслуживают внимания и инициативы польской стороны по установлению со странами-соседями режима свободной торговли и дальнейшей взаимовыгодной интеграции. Одним из направлений этой деятельности является распространение на все страны-соседи концепции Общего экономического пространства, которую ЕС предусматривает лишь по отношению к России.

Белорусское общество и европейское строительство. Говоря о важности вышеперечисленных факторов для развития взаимоотношений Беларуси с Европейским союзом, все же следует подчеркнуть, что эти отношения будут во многом зависеть от выбора белорусского народа. Белорусское общество находится в переходном состоянии. Серьезным препятствием для выбора пути развития страны является невысокий уровень национального самосознания, недостаточное уважение к национальной культуре и языку со стороны части населения Беларуси. Существенной проблемой остается болезненное преодоление в общественном сознании белорусов стереотипов, навязанных во времена Российской империи и СССР. Значительной части граждан независимой страны тяжело сознавать, что они живут уже не в крупной империи, которую знали и боялись в мире, а в небольшом европейском государстве. Ощущение "коллективного превосходства", существовавшее в советский период, вытеснилось ощущением "коллективного пессимизма", отсутствием веры в будущее своего государства, идеализацией жизни в других странах.

Однако при всех противоречиях общественного сознания граждан современной Беларуси подавляющее их число выступают за независимость своей страны.

Большинство белорусских граждан ассоциируют себя с Европой, считают, что Беларусь должна стремиться к интеграции с ЕС. Более рельефно представить ситуацию в этом направлении помогут результаты общенациональных опросов, проведенных на протяжении последних пяти лет уже упомянутой белорусской "фабрикой мысли". На вопрос "К каким формам интеграции с Западной Европой должна стремиться Беларусь (возможно более одного ответа)?" отвечали следующим образом.

Необходимо также обратить внимание, двойственность позиции белорусов при принятии такого решения. Большая часть белорусов одновременно выступает как за интеграцию с ЕС, так и за интеграцию с Россией. При достаточно сильных проевропейских симпатиях наблюдается откровенно низкий уровень информированности белорусов о реальных процессах в ЕС. Не только среднестатистические граждане, но и представители политической элиты имеют затруднения при ответе на конкретные вопросы о европейской интеграции, не видят разницы, к примеру, между Европейским союзом и Советом Европы, Европейским парламентом и Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Предстоит большая работа по ознакомлению белорусов с опытом европейской интеграции. Помочь в этом деле могут новые члены ЕС.

Проблемы, переживаемые Республикой Беларусь на современном этапе, не должны служить поводом для пессимистических настроений. Являясь на протяжении столетий пространством столкновения и пересечения различных культурных влияний и традиций, накопив при этом богатый опыт сохранения своего национального образа, Беларусь располагает необходимыми условиями для создания открытого демократического общества, способного обеспечить прогресс во всех сферах, в том числе и в процессе интеграции с Европейским союзом. Для достижения этой цели белорусское общество нуждается, прежде всего, в национальной консолидации, избавлении от психологии "второсортности" и навязываемой веками роли "культурной провинции".

Отношения Беларуси с ЕС.

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и ЕС были установлены в августе 1992 года. В марте 1995 года в г.Брюсселе было подписано Cоглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Беларусью и Евросоюзом. Впоследствии Евросоюз по политическим причинам в одностороннем порядке приостановил ратификацию СПС, а также ввел против Республики Беларусь ряд ограничительных мер, включая запрет на контакты на высшем и высоком уровнях, свертывание практического сотрудничества в различных областях, а также визовые ограничения в отношении ряда белорусских должностных лиц.

В 2008-2010 годах велся активный диалог между Беларусью и Евросоюзом по поиску путей нормализации отношений. В результате ЕС частично приостановил введенные ограничения. В г.Минске было открыто Представительство Комиссии Европейских сообществ (с декабря 2009 года – Представительство ЕС). В 2009 году Республика Беларусь стала полноправной страной-участницей инициативы ЕС «Восточное партнерство» (ВП).

Вместе с тем в 2011 году вследствие политизированной, критической оценки президентских выборов в Беларуси 2010 года и поствыборных событий Евросоюз возобновил и расширил действие визовых санкций против белорусских должностных лиц. Были также установлены ограничения на финансовые операции с рядом белорусских предприятий и запрет на поставку в Беларусь некоторых товаров и услуг узкоспециального назначения.

В конце 2012 года контакты высокого уровня между официальными представителями Беларуси, евроструктур и стран-членов ЕС возобновились. В течение 2013-2015 годов Евросоюз частично сократил санкционные списки белорусских физических лиц и компаний.Несмотря на существующие ограничения, Республика Беларусь продолжает участвовать в многостороннем компоненте инициативы «Восточное партнерство». Министр иностранных дел Беларуси В.В.Макей принял участие в третьем и четвертом саммитах ВП в г.Вильнюсе (28-29 ноября 2013 г.) и г.Риге (21-22 мая 2015 г.).

По инициативе Беларуси в 2011 году создан Деловой форум ВП в качестве платформы для диалога и сотрудничества между бизнес-кругами и экономическими структурами стран-партнеров и ЕС. В 2014 году Беларусь выступила с предложением о запуске новой флагманской инициативы по гармонизации цифровых рынков ЕС и стран-участниц «Восточного партнерства».

В 2014 году начались переговоры между Республикой Беларусь и Европейским союзом по заключению соглашений об упрощении визовых процедур, а также консультации по вопросам модернизации для определения взаимоприемлемой формы будущего сотрудничества между Правительством Беларуси и ЕС в этой сфере.

Функционируют отраслевые экспертные диалоги белорусских ведомств с Европейской комиссией в области экологии, экономики и финансов. Развивается экспертное сотрудничество в сфере таможни и транспорта. Взаимодействие в пограничной и энергетической сферах строится на основе подписанных в 2009 году Меморандума о налаживании практического сотрудничества между Государственным пограничным комитетом и Европейским агентством по охране внешних границ ФРОНТЕКС и Декларации о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Комиссией Европейских сообществ в области энергетики. В мае 2015 года Беларусь и Еврокомиссия заключили Договоренность о сотрудничестве по механизму раннего предупреждения в энергетической отрасли. Беларусь была также принята в Болонский процесс и получила статус наблюдателя в Северном измерении.

Успешно развивается сотрудничество по линии международной технической помощи. За счет средств ЕС осуществляется обустройство государственной границы Беларуси, модернизация национальной пограничной и таможенной инфраструктуры, обмен передовым опытом и реализация пилотных проектов в энергетической, транспортной, агропродовольственной, природоохранной, образовательной, культурной и других приоритетных областях.

В рамках реализации Европейского инструмента соседства и партнерства в 2007-2013 гг. Беларуси выделено 71,6 млн. евро на программы и проекты в сфере энергоэффективности, экологии, стандартизации, медицины, регионального развития. По линии программ трансграничного сотрудничества ЕС «Польша – Украина – Беларусь», «Латвия – Литва – Беларусь» и «Регион Балтийского моря» в Беларуси реализованы проекты с общим бюджетом около 55 млн. евро.

В 2014 году Евросоюз принял Индикативную программу для Беларуси на 2014-2017 гг., предусматривающую финансирование проектов и мероприятий в области социальной политики, экологии и развития регионов. В настоящее время проходит процесс формирования условий для участия Беларуси в новых региональных и трансграничных программах сотрудничества ЕС в рамках Европейского инструмента соседства на 2014-2020 гг. Более подробная информация по данному вопросу размещена на сайте Национального координационного бюро.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.015 с.)