ТОП 10:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1985ГГ.)



Существенной особенностью послевоенного восстановления и развития экономики Беларуси явилось широкое использование не только местных ресурсов и источников, но также, в значительных масштабах , союзных и зарубежных: союзных капиталовложений и помощи народов СССР, германских репараций и помощи ООН.

Если в 1943-1945 гг. помощь Беларуси со стороны других регионов СССР была оказана в основном в натуральном виде, то в годы послевоенной четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) главной формой помощи в восстановлении хозяйства стала финансовая, дотации из союзного бюджета. Собственными доходами бюджет республики обеспечивал менее половины потребностей по финансированию восстановления и развития сельского хозяйства. Строительство и оснащение крупнейших промышленных объектов полностью финансировалось из союзного бюджета. Объем капитальных вложений в восстановление народного хозяйства Беларуси в 1946-1950 гг. на 16% превысил капитальные вложения за три предвоенные пятилетки. Более трети этих средств было использовано для промышленного строительства.

С 1945 г. стратегией советского правительства стало построение на территории Беларуси мощной высокотехнологичной по тому времени промышленной базы машиностроения, которая бы обеспечивала отдельными видами продукции не только союзные республики, но со временем и социалистические страны. На территории Беларуси началось возведение таких промышленных гигантов, как тракторный, автомобильный, велосипедный заводы, строительство и восстановление на новой технической основе станкостроительных и других машиностроительных предприятий. Значительное внимание уделялось развитию энергетики, предприятий, связанных с металлообработкой, строительству предприятий пищевой и легкой промышленности. Восстановлению экономики Беларуси в значительной мере способствовали репарационные поставки из Германии ,использование труда немецких военнопленных, помощь со стороны ООН. Причем восстановление и строительство новых промышленных объектов проводилось с использованием репарационного оборудования, а финансовые ресурсы выделялись из союзного бюджета. Всего участники антигитлеровской коалиции договорились о получении репараций в объеме 20 млрд. долл., для Беларуси предназначалось 1,5 млрд. долл. репарационных компенсаций. Репарации изымались в трех формах: а) промышленное оборудование; б) товарные поставки продукции; в) использование «германского труда». С целью демилитаризации Германии с ее территории в первую очередь полностью вывозилось оборудование военных предприятий. Гражданское производство обычно демонтировалось частично, чтобы предприятия могли обеспечить жизненные потребности населения послевоенной Германии, а также поставку готовой продукции в счет репараций.

Репарационные поступления получали практически все восстанавливавшиеся либо заново возводившиеся предприятия: совхозы и колхозы, государственные организации и учреждения, торговые базы и магазины.

Всего в 1945-1946 гг. предприятия и организации Беларуси получили 37,4 тыс. вагонов репарационных поставок из Германии, в счет репарации в Беларусь было вывезено 182 предприятия, своим ходом за первые два года после освобождения в Беларусь из Германии пригнали более 130,4 тыс. лошадей, 137,8 тыс. голов крупного рогатого скота.

На стройках республики в соответствии с соглашениями о репарациях широко использовался труд военнопленных из Германии, Венгрии, Австрии, Румынии и др.стран. В 1947 г. только в Минске на различных объектах работало около 25 тыс. военнопленных.

Использование в ходе восстановления экономики БССР сравнительно высокотехнологичного немецкого оборудования, в том числе со многих военных объектов Германии, способствовало превращению Беларуси в один из наиболее промышленно развитых регионов СССР.

Если репарации были принудительной формой ответственности агрессора за нанесенный Беларуси урон, то помощь ООН, которая была предоставлена БССР в 1946-1947 годах, стала добровольной помощью союзников, которую руководство партии замалчивало и не афишировало.

Поставки продовольствия, одежды, медикаментов, семян, сельскохозяйственного и промышленного оборудования были бесплатными и в основном проводились государствами, которые не пострадали от оккупации – США, Канадой, Австралией, латиноамериканскими странами. В сентябре 1945 г. БССР была выделена помощь в размере почти 61 млн. долл., УССР – 189 млн. Наша республика вместе с 8 другими европейскими странами были отнесены к группе А, т.е. странам, которым помощь оказывалась в первую очередь. В расчете на душу населения БССР получила 5,8 долл. Несмотря на то, что это были самые низкие показатели в группе А, помощь, которая поступала в 1946-1947 годах, позволила выжить многим жителям Беларуси в трудные послевоенные годы.

Почти половину помощи, которая поставлялась через Организацию помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА) по стоимости и 71% по весу составляли продукты питания. Значительная часть продуктов направлялась в детские дома, больницы, раздавалась наиболее пострадавшим гражданам. Почти на 18 млн.долл. было поставлено оборудования и товаров для восстановления промышленности. Помощь, которая поступала в 1946-1947 годах в Беларусь по линии ЮНРРА, несмотря на ограниченный и недостаточный объем, сыграла важную роль в удовлетворении первоочередных потребностей населения, преодолении послевоенной разрухи, содействовала налаживанию дружеских отношений белорусского народа с народами других стран.

В 1950 г. Беларусь не только достигла довоенного уровня выпуска промышленной продукции, но и превзошла его на 15%. Машиностроение стало ведущей отраслью белорусской промышленности. В 1955 г., когда в число действующих вступили все восстановленные и вновь построенные предприятия, уровень 1945 г. в промышленности Беларуси был превышен почти в 12 раз, а уровень 1940 г. – в 2,4 раза.

Таких темпов развития промышленность не знала ни раньше, ни в последующем. Однако это прежде всего касалось тяжелой индустрии. Легкая и пищевая промышленность в 1950 г. не достигла объемов выпуска продукции 1940 г. Сельское хозяйство превзошло довоенный уровень производства только в середине 1950-х гг.

Следует признать, что в послевоенные годы в экономике Белоруссии произошла настоящая промышленная революция, выразившаяся в рекордных темпах и масштабах промышленного строительства, кардинальном изменении структуры производства, невиданном ранее росте выпуска промышленной продукции. Страна стала сборочным цехом СССР и крупным экспортером наукоёмкой продукции.

После смерти И.В.Сталина советское руководство было вынуждено декларировать переориентацию экономики в сторону улучшения жизни людей путем резкого увеличения производства товаров народного потребления (предприятия группы Б), преодоления кризиса в аграрной области.

Смягчение партийной политики в период руководства Н.С.Хрущева (1955-1964 гг.) получило название «хрущевской оттепели». В политической сфере это выразилось в относительной (по сравнению со сталинизмом) демократизации, восстановлении законности, осуждении политических репрессий и «культа личности» Сталина, большей свободе информации, мышления. Объективно, власть по прежнему оставалась в руках партийно-государственной бюрократии. В экономике в определенной мере осуществляется поворот к человеку, к удовлетворению его потребностей. Получает развитие легкая промышленность, резко увеличивается жилищное строительство и в целом укрепляется материальная база социально-бытовой сферы. Повышается жизненный уровень, особенно жителей села, крестьянин «раскрепощается». В экономике большую роль начинает играть экономическое стимулирование труда. Но это только в сравнении с внешнеэкономическим принуждением периода сталинизма. В принципе, методы управления экономикой остаются прежними – административно-директивными.

Причины «оттепели»: перенапряжение советского народного хозяйства, разорение деревни, нищета подавляющей части населения, рабский труд в системе ГУЛАГа. Все эти факторы не только сдерживали дальнейшее развитие страны, но и грозили социальным взрывом. Вначале партийная элита страны ориентировалась на умеренную демократизацию советского общества и переориентацию экономической политики на ускоренное развитие легкой промышленности. Н.С.Хрущев предложил более радикальный план реорганизации, который предусматривал массовые политико-экономические мероприятия (освоение целинных земель, «мясные», «молочные», «кукурузные» компании), децентрализацию и демократизацию хозяйственного управления, массовое строительство дешевого жилья («хрущевки»).

В этот период увеличивался объем сельскохозяйственного производства; росли зарплата и объемы жилищного строительства, снижались обязательные поставки и налоги, наблюдались темпы роста экономики, превышавшие западные. В целях повышения рентабельности колхозы и совхозы укрупнялись и разукрупнялись. Крупные совхозы были созданы при освоении залежных земель на Алтае и в Казахстане. Эти меры позволили значительно увеличить количество собранного зерна, МТС были ликвидированы, и колхозы получили во владение собственную сельхозтехнику.

В аграрной области реформы Н.С.Хрущева позволили повысить темпы роста сельскохозяйственного производства до 8% в год, в основном за счет экстенсивных мер, освоения целинных земель. В 1953-1958 годах потребление овощей и фруктов населением возросло в 3,4 раза, рыбы – на 90%, мяса – на 50%, молочных продуктов на – 40%.

Советский Союз за счет развития системы образования, научно-технических разработок в основном в военной и космической отраслях сумел не пропустить начавшуюся научно-техническую революцию, закрепить мировой приоритет в некоторых принципиальных научно-технических отраслях, достичь военно-стратегического паритета с США. Следует подчеркнуть, что по темпам повышения уровня жизни населения 50-е годы занимали исключительное место в советской истории и могут сравниваться только с периодом НЭПа. Были приняты меры по повышению заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения, жилищного строительства, сферы обслуживания, здравоохранения. Были установлены минимальные и максимальные размеры пенсий, впервые введены пенсии колхозникам по старости и инвалидности, с 1964 года введена гарантированная оплата труда колхозников, они получили паспорта. Существенную роль стали играть общественные фонды потребления, из которых оплачивались пенсии, пособия, стипендии, финансировалось образование, производилась оплата путевок и так далее. Однако на этом фоне в «оттепельные» годы в стране оставалось много нерешенных проблем. Все они лежали в экономической сфере: недостаточная обеспеченность товарами первой необходимости и продуктами питания, рост цен, инфляция.

К сожалению, «оттепель» не смогла ликвидировать закрытость (автаркию) советской экономики, что привело в последующие годы к прогрессирующему экономическому и особенно научно-технологическому отставанию Советского Союза и стран СЭВ от западного мира.

Особенностями развития Белоруссии в 1953-1965 гг. стали: быстрое развитие химической промышленности, опережающее развитие неметаллоемких отраслей (приборостроение и электроника), значительное увеличение в топливном балансе более экономичных видов топлива (нефть, газ).

В Белоруссии в годы «оттепели» объем промышленной продукции к 1965 году по сравнению с 1959 годом увеличился в 2,1 раза, было построено около 300 новых предприятий, валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 38%.

Во второй половине 50-х годов стало ясно, что без существенного реформирования всего хозяйственного механизма, системы стимулирования работников и предприятий решить экономические проблемы страны невозможно, резерв «простых» решений, исправляющих прежние «перекосы»,был исчерпан. В начале 60-х годов в стране возник острый дефицит продуктов питания, товаров массового спроса. Повышение розничных цен не решило проблему дефицита продуктов питания, но вызвало массовые протесты населения (Новочеркасское восстание). Советское правительство было вынуждено с 1963 года регулярно, в возрастающих размерах ввозить продукты питания, в первую очередь зерно, из-за границы. Темпы роста промышленности постепенно снижались: в первой половине 50-х годов – 8,7%, во – второй половине 50-х годов – 8,3%, в первой половине 60-х годов – 7%. Попытки ускорить экономическое развитие за счет децентрализации системы управления, реалистичной ценовой политики, предоставления самостоятельности директорскому корпусу, сокращения военно-промышленного комплекса натолкнулись на сопротивление управленческого аппарата, Н.С.Хрущев был смещен со всех постов.

Политическое руководство СССР во главе с Л.И.Брежневым понимало необходимость реформирования социалистической экономики страны. Несмотря на некоторые успехи в сельском хозяйстве, достигнутые за годы пятой (1959-1956 гг.) и шестой (1956-1960 гг.) пятилеток, и семилетки (1959-1965 гг.), существенного прорыва в производстве сельхозпродукции достигнуть не удалось. Например, за семилетку валовая продукция сельского хозяйства в Беларуси увеличилась всего на 38% из-за необоснованного и некомпетентного вмешательства партийного руководства (кукурузная эпопея, ограничение подсобного хозяйства, низкие закупочные цены и т.д.), жесткого регламентирования работы колхозов и совхозов. В целом это привело к ухудшению обеспечения населения продукцией сельского хозяйства, ростом цен, массовыми закупками зерна за рубежом.

Несмотря на то, что за семилетку в Беларуси было построено более 300 предприятий, а объем промышленного производства вырос в 2,1 раза, при этом ускоренными темпами развивались приборостроение, радиоэлектроника, машиностроение. Темпы развития, рост производительности труда, снижение металлоемкости и энергоемкости единицы продукции были низкими, начинала сказываться технологическая отсталость промышленности стран социалистического лагеря от промышленно-развитых стран Запада.

По этой причине в середине 60-х годов были проведена экономическая реформа (косыгинская реформа 1965 г.). В промышленности она предусматривала расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых « сверху» плановых показателей, предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавалось три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой , а по реализованной продукции, предусматривались меры по улучшению планирования производства.

В сельском хозяйстве реформа основывалась на росте капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, увеличении поставок техники колхозам и совхозам, повышении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Колхозники стали получать гарантированную зарплату, пенсии по старости.

Хозяйственная реформа дала определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Белоруссии. Это нашло отражение в планах восьмой пятилетки (1966-1970 годы), задания которой были выполнены почти по всем показателям.

В Белоруссии объем промышленного производства увеличился почти в 1,8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45 %. Несколько улучшилась организация труда, повысилась производственная активность рабочего класса и крестьянства. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель.

Однако реформы середины 60-х годов не увенчались успехом. Сказалось то, что хозяйственная система страны не реагировала на попытки ограниченного расширения товарно-денежных отношений в экономике, на то, что критерием эффективности работы предприятия становилась прибыль. Отрицательную роль сыграли и приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления, монополия государства в экономике, отсутствие разнообразных форм собственности.

В 70-80 годы экономика Беларуси, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. Уменьшался прирост национального дохода, продукции промышленности, падала производительность труда. Причины лежали в административно-командной системе руководства: не был завершен процесс демократизации, начавшийся после XX съезда КПСС, снижалась инициатива трудовых коллективов, нерационально использовались трудовые и материальные ресурсы, появилась инфляция, однако тогда она носила скрытый характер и не обнародовалась.

В политической сфере все большее значение принимало всевластие партийного аппарата, коррупция, партийная бюрократия свои меркантильные интересы ставила выше социальных. Отметим, что эти негативные моменты в республике при П.М.Машерове практически не отмечались.

Экономика БССР продолжала развиваться в значительной мере по экстенсивному пути. Научно-технический прогресс затронул в первую очередь оборонную промышленность. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным.

В 70-е – первой половине 80-х годов противоречиво развивалось сельское хозяйство. С одной стороны , шло укрепление его материально-технической базы, с другой, снижались темпы развития сельского производства, возросла стоимость техники, закупаемой колхозами и совхозами. Неэффективно использовались кредиты и капитальные вложения в сельское хозяйство, нередко они шли на другие нужды. Колхозно-кооперативная собственность все более «огосударствлялась».

К началу 80-х годов сельское хозяйство оказалось в кризисном состоянии. Это привело к обострению продовольственной проблемы. Попытки решить ее за счет увеличения закупок за рубежом не дали желаемых результатов. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное распределение основных продуктов питания.

Необходимо отметить, что огромное деформирующие влияние на народное хозяйство страны оказало масштабное наращивание военных расходов. Эти расходы не смогли покрыть даже массовая распродажа природных ресурсов, которые расходовались не столько на решение острейших структурных проблем советской экономики, сколько на закупку продовольствия, товаров массового спроса и военные нужды, покрытие внешнего долга. Второй этап научно-технологической революции, начавшийся в 70-е годы и связанный с переходом к ресурсосберегающим и наукоемким технологиям, индивидуализацией потребления Советский Союз практически не затронул. Экономика страны вступала в эпоху системного кризиса, стагнации.

С середины 80-х годов экономика Белоруссии стала развиваться в новых исторических условиях. Партийное руководство страны во главе с М.С.Горбачевым провозгласило курс на перестройку. Это означало радикальные реформы не только в народном хозяйстве, но и во всех сферах общественно-политической, культурной жизни, в руководстве страной.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.008 с.)