Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика США во второй половине 40-х – 90-х гг. 20в.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вторая мировая война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США, привела к их бесспорному господству в послевоенном мире. Так, промышленное производство страны с 1938 по 1948 гг. выросло более чем в два раза. Для сравнения отметим, что за период между мировыми войнами, т.е. за 20 лет производство увеличилось только на 38%. Выросла доля США и в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукции, то к концу войны - 62%. Валовой национальный продукт страны возрос с 200 млрд. долл. в 1940г. до 300 млрд. в 1950 г. Экономическое превосходство США базировалось и на их финансовой мощи. В 1944 г. на Бреттонвудской конференции за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал. В послевоенный период перед правительством США встали следующие первоочередные задач: реконверсия производства, уменьшение государственного вмешательства в экономику, приостановление спада производства, реализация социальной программы. Решению всех этих задач в значительной мере способствовало осуществление "плана Маршала" (1948-1951 гг.). Он предусматривал оказание помощи пострадавшим в войне странам Европы при условии соблюдения ими следующих условий: - отказ от национализации промышленности; - свобода частного предпринимательства; - снижение торгового барьеров для ввоза американских товаров; - поставки в США дефицитных материалов; - поощрение частных американских инвестиций. План Маршалла представлял собой конкретный вклад в решение послевоенных финансовых проблем. США задействовали механизм международной торговли посредством новой версии закона о ленд-лизе, действовавшего во время войны. Это позволило заменить передачу союзникам вооружений, боеприпасов и продовольствия на поставки товаров, необходимых для восстановления экономики стран Европы. В то же время, план Маршалла удачно способствовал конверсии американской промышленности. С 1947 по 1955 гг. США предоставили европейским странам 35 млрд. долл., в том числе 11,5 млрд. в виде военной помощи и 17 млрд. - на безвозмездной основе, а остальное - в качестве долгосрочных кредитов. Эти средства позволили финансировать закупки американской продукции. Для распределения помощи по плану Маршалла в апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, переименованная в 1960 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Благодаря реализации "плана Маршала" США избавились от излишков своей продукции, и одновременно широкое развитие получили перспективные технологии, выросли инвестиции в экономику европейских стран (американский бизнес активно и выгодно приобретал предприятия в Западной Европе). Важным стимулирующим фактором развития экономики США стала война в Корее (1950-1953 гг.). Так, в промышленность было инвестировано средств больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация оборудования, увеличилась занятость населения, повысились заработки. С 1950 по 1960 население США выросло на 19%, достигнув 180,5 млн. Городского населения за этот же период увеличилось на 30%, составив 125,3 млн. человек, а фермерское резко сократилось - с 37 млн. в 1950 г. до 15,6 млн. в 1960 г., что составило 6,7% всего населения страны. Решающим фактором развития экономики США в 50-70-е гг. стала НТР. Одним из решающих инструментов ускорения научно-технического прогресса было изменение темпов, объемов, направленности и структуры капиталовложений. Были модернизированы целые отрасли экономики. Изменился подход к проблеме использования сырьевых ресурсов. В производстве, банковском деле, сфере обслуживания стала широко применяться электронно-вычислительная техника. Усилилась роль государства и монополий в финансировании научных исследований опытных конструкторских разработок (НИОКР). Изменялась влияние государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе "Новые рубежи", предложенной демократической администрацией Дж.Кеннеди в начале 60-х гг. Гибкая в целом политика "новых рубежей" дала положительные результаты. Так, индекс промышленного производства в 1964 г. на 20% превысил уровень 1961 г. Конец 60-х - начало 70-х гг. прошли под знаком резкого снижения темпов промышленного производства. В этих условиях администрация президента Никсона прибегла к чрезвычайным мерам по стимулированию экономики: с 1971 г. началась реализация программы новой экономической политики, среди прочих мер был прекращен обмен долларов на золото. США признали установление колеблющегося курса долларов. Практически это означало конец Бреттоновудской валютно-финансовой системы фиксированных валютных курсов и влекло за собой падения стоимости долларов и рост инфляции. В конце 1973 г. разразился мировой энергетический кризис, который наиболее остро проявился в США. Кризис производства переплетался со структурным, сырьевым, валютно-финансовым, а также сопровождался ростом цен, инфляцией, ростом безработицей. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг 18%, индекс потребительских цен возрос до 13,5%, значительно вырос дефицит бюджета. Экономические трудности 70-х поставили под сомнение правильность выбора системы государственного регулирования рыночной экономики. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования в годы правления администрации президента Р.Рейгана (1881 - 1988 гг.). Эти изменения сначала в прессе называли "рейганомикой", а позже приобрели название неоконсервативной реформы государственного регулирования. Государственная программа рейгановской администрации включала следующие основные положения: -сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов; - ослабление юридической регламентации предпринимательской деятельности; - сокращение феодальных расходов и дефицита бюджета; - проведение жесткой кредитно-денежной политики; - глубокая структурная перестройка, связанная с НТР. Следует подчеркнуть, что неоконсервативная реформа не означала отказа от государственного регулирования и полного возвращения к свободным рыночным отношениям. Она переносила центр тяжести с прямого вмешательства государства в экономическую жизнь на косвенные, экономические методы, на денежно-кредитное регулирование. За 1983-1989 гг. инфляция упала до 4%, сократилась безработица, объем ВНП возрос на 25%, наблюдался устойчивый рост личного потребления американцев. Новый президент от республиканской партии Дж.Буш старший предпринял ряд действий на продолжение курса Рейгана. Однако в конце 80-х гг. темпы экономического роста США резко замедлились. За 1989 - 1990 гг. среднегодовой прирост ВВП составил всего 1%. Острой проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета и растущий государственный долг. Это привело к снижению инвестиционной активности в стране. Выборы 1992 г. принесли победу представителю демократической партии Б.Клинтону. Экономическая стратегия нового президента характеризуется следующими чертами: - акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики; - использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры; - создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности; - усиление роли государства в решении социальных проблем; - привлечение иностранного капитала. План стабилизации экономики, разработанный администрацией Клинтона, состоял из трех основных программ: 1) краткосрочный программы стимулирования экономики. Основная её задача - увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, путем развития системы общественных работ; - долгосрочной инвестиционной программы, рассчитанной на 4-летний период начиная с 1993 г. Она предполагала создание льгот и стимулов для частных инвесторов, целевые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяйства; - программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического роста. Экономическая стратегия феодального правительства сохранила свою направленность до конца 90-х гг., что обеспечило США высокую конкурентоспособность, укрепило их позиции в начале XXI столетия. США сегодня опережают другие государства в переходе в постиндустриальную эпоху развития. Они обошли многие страны по темпам экономического роста, уровню и качеству жизни. Распад СССР и мировой системы социализма, появление независимых государств (СНГ) вместо СССР привело к упрочнению внешнеэкономического и внешнеполитического курса США в стороне монополярности, при общей тенденции к глобализации. В отношении к некоторым странам (Югославия, Ирак и др.) США оказали и оказывают не только воздействием экономических санкций, но и грубым военным вмешательством, что противоречит международному праву, идет в нарушение принципов ООН.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.009 с.) |