ТОП 10:

ЭКОНОМИКА США ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-Х – 90-Х ГГ. 20В.



Вторая мировая война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США, привела к их бесспорному господству в послевоенном мире. Так, промышленное производство страны с 1938 по 1948 гг. выросло более чем в два раза. Для сравнения отметим, что за период между мировыми войнами, т.е. за 20 лет производство увеличилось только на 38%. Выросла доля США и в мировом производстве. Если перед войной США давали 40% мировой капиталистической промышленной продукции, то к концу войны - 62%. Валовой национальный продукт страны возрос с 200 млрд. долл. в 1940г. до 300 млрд. в 1950 г.

Экономическое превосходство США базировалось и на их финансовой мощи. В 1944 г. на Бреттонвудской конференции за долларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.

В послевоенный период перед правительством США встали следующие первоочередные задач: реконверсия производства, уменьшение государственного вмешательства в экономику, приостановление спада производства, реализация социальной программы. Решению всех этих задач в значительной мере способствовало осуществление "плана Маршала" (1948-1951 гг.). Он предусматривал оказание помощи пострадавшим в войне странам Европы при условии соблюдения ими следующих условий:

- отказ от национализации промышленности;

- свобода частного предпринимательства;

- снижение торгового барьеров для ввоза американских товаров;

- поставки в США дефицитных материалов;

- поощрение частных американских инвестиций.

План Маршалла представлял собой конкретный вклад в решение послевоенных финансовых проблем. США задействовали механизм международной торговли посредством новой версии закона о ленд-лизе, действовавшего во время войны. Это позволило заменить передачу союзникам вооружений, боеприпасов и продовольствия на поставки товаров, необходимых для восстановления экономики стран Европы. В то же время, план Маршалла удачно способствовал конверсии американской промышленности. С 1947 по 1955 гг. США предоставили европейским странам 35 млрд. долл., в том числе 11,5 млрд. в виде военной помощи и 17 млрд. - на безвозмездной основе, а остальное - в качестве долгосрочных кредитов. Эти средства позволили финансировать закупки американской продукции. Для распределения помощи по плану Маршалла в апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, переименованная в 1960 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Благодаря реализации "плана Маршала" США избавились от излишков своей продукции, и одновременно широкое развитие получили перспективные технологии, выросли инвестиции в экономику европейских стран (американский бизнес активно и выгодно приобретал предприятия в Западной Европе).

Важным стимулирующим фактором развития экономики США стала война в Корее (1950-1953 гг.). Так, в промышленность было инвестировано средств больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация оборудования, увеличилась занятость населения, повысились заработки.

С 1950 по 1960 население США выросло на 19%, достигнув 180,5 млн. Городского населения за этот же период увеличилось на 30%, составив 125,3 млн. человек, а фермерское резко сократилось - с 37 млн. в 1950 г. до 15,6 млн. в 1960 г., что составило 6,7% всего населения страны.

Решающим фактором развития экономики США в 50-70-е гг. стала НТР. Одним из решающих инструментов ускорения научно-технического прогресса было изменение темпов, объемов, направленности и структуры капиталовложений. Были модернизированы целые отрасли экономики. Изменился подход к проблеме использования сырьевых ресурсов. В производстве, банковском деле, сфере обслуживания стала широко применяться электронно-вычислительная техника. Усилилась роль государства и монополий в финансировании научных исследований опытных конструкторских разработок (НИОКР). Изменялась влияние государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе "Новые рубежи", предложенной демократической администрацией Дж.Кеннеди в начале 60-х гг. Гибкая в целом политика "новых рубежей" дала положительные результаты. Так, индекс промышленного производства в 1964 г. на 20% превысил уровень 1961 г.

Конец 60-х - начало 70-х гг. прошли под знаком резкого снижения темпов промышленного производства. В этих условиях администрация президента Никсона прибегла к чрезвычайным мерам по стимулированию экономики: с 1971 г. началась реализация программы новой экономической политики, среди прочих мер был прекращен обмен долларов на золото. США признали установление колеблющегося курса долларов. Практически это означало конец Бреттоновудской валютно-финансовой системы фиксированных валютных курсов и влекло за собой падения стоимости долларов и рост инфляции.

В конце 1973 г. разразился мировой энергетический кризис, который наиболее остро проявился в США. Кризис производства переплетался со структурным, сырьевым, валютно-финансовым, а также сопровождался ростом цен, инфляцией, ростом безработицей. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг 18%, индекс потребительских цен возрос до 13,5%, значительно вырос дефицит бюджета.

Экономические трудности 70-х поставили под сомнение правильность выбора системы государственного регулирования рыночной экономики. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирования в годы правления администрации президента Р.Рейгана (1881 - 1988 гг.). Эти изменения сначала в прессе называли "рейганомикой", а позже приобрели название неоконсервативной реформы государственного регулирования. Государственная программа рейгановской администрации включала следующие основные положения:

-сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

- ослабление юридической регламентации предпринимательской деятельности;

- сокращение феодальных расходов и дефицита бюджета;

- проведение жесткой кредитно-денежной политики;

- глубокая структурная перестройка, связанная с НТР.

Следует подчеркнуть, что неоконсервативная реформа не означала отказа от государственного регулирования и полного возвращения к свободным рыночным отношениям. Она переносила центр тяжести с прямого вмешательства государства в экономическую жизнь на косвенные, экономические методы, на денежно-кредитное регулирование.

За 1983-1989 гг. инфляция упала до 4%, сократилась безработица, объем ВНП возрос на 25%, наблюдался устойчивый рост личного потребления американцев.

Новый президент от республиканской партии Дж.Буш старший предпринял ряд действий на продолжение курса Рейгана. Однако в конце 80-х гг. темпы экономического роста США резко замедлились. За 1989 - 1990 гг. среднегодовой прирост ВВП составил всего 1%. Острой проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета и растущий государственный долг. Это привело к снижению инвестиционной активности в стране.

Выборы 1992 г. принесли победу представителю демократической партии Б.Клинтону. Экономическая стратегия нового президента характеризуется следующими чертами:

- акцентирование внимания на долгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;

- использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной инфраструктуры;

- создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности;

- усиление роли государства в решении социальных проблем;

- привлечение иностранного капитала.

План стабилизации экономики, разработанный администрацией Клинтона, состоял из трех основных программ:

1) краткосрочный программы стимулирования экономики. Основная её задача - увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, путем развития системы общественных работ;

- долгосрочной инвестиционной программы, рассчитанной на 4-летний период начиная с 1993 г. Она предполагала создание льгот и стимулов для частных инвесторов, целевые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяйства;

- программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического роста.

Экономическая стратегия феодального правительства сохранила свою направленность до конца 90-х гг., что обеспечило США высокую конкурентоспособность, укрепило их позиции в начале XXI столетия. США сегодня опережают другие государства в переходе в постиндустриальную эпоху развития. Они обошли многие страны по темпам экономического роста, уровню и качеству жизни.

Распад СССР и мировой системы социализма, появление независимых государств (СНГ) вместо СССР привело к упрочнению внешнеэкономического и внешнеполитического курса США в стороне монополярности, при общей тенденции к глобализации. В отношении к некоторым странам (Югославия, Ирак и др.) США оказали и оказывают не только воздействием экономических санкций, но и грубым военным вмешательством, что противоречит международному праву, идет в нарушение принципов ООН.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.51.159 (0.005 с.)