Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Курс лекций по макроэкономике

Поиск

Курс лекций по макроэкономике

А.А.Фридман


Предисловие

Данный курс лекций написан на основе лекций, читаемых в МФТИ студентам всех факультетов. Особенность предлагаемого курса в том, что он соединяет в себе вводный курс и курс промежуточного уровня по степени охвата материала, но при этом представляет этот материал на более высоком техническом уровне, нежели это принято в стандартных курсах макроэкономики подобного уровня.

Учитывая небольшую продолжительность курсов экономики в ВУЗах, где данный предмет не является профилирующим, в предложенный курс были включены далеко не все темы, которые изучаются в стандартных курсах. Структура курса следующая: после введения в систему национальных счетов следует блок, посвященный простейшим краткосрочным макроэкономическим моделям (лекции 3-9). Далее следует анализ тех функций, которые были использованы при построении макроэкономических моделей и их микроэкономическое обоснование (лекции 10-13). Затем рассматривается блок долгосрочных макроэкономических моделей, позволяющих рассмотреть вопросы инфляции. Наконец завершается курс исследованием проблемы долгосрочного экономического роста.


Лекция 1. Введение в макроэкономику

Что изучает макроэкономика?

Курс макроэкономики, как правило, читается после изучения базового курса по микроэкономике. В чем же отличие этих двух курсов? Почему недостаточно ограничиться лишь микроэкономическим анализом? Вспомним, какие же вопросы изучались в курсе микроэкономики. Во-первых, это были вопросы, связанные с ценообразованием. В частности, объяснение изменений относительных цен, то есть цен на одни товары по отношению к другим товарам. Однако следует заметить, что мы наблюдаем не только изменение относительных цен (скажем, цен на нефть или цен на кофе), но и изменение общего уровня цен. Изучение этого явления, называемого инфляцией, не входило в задачу микроэкономики, а составляет один из основных вопросов макроэкономики. Другой пример. В микроэкономике мы рассматривали труд как один из основных факторов производства, однако предметом нашего интереса было равновесие на рынках труда разной квалификации, специализации и т.п. Нас не интересовала совокупная величина занятости в экономики или, наоборот, уровень безработицы. Эти вопросы опять же будут пристально изучаться в курсе макроэкономики.

Таким образом, предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Итак, макроэкономика изучает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Основная проблема, с которой сталкиваются студенты, изучающие макроэкономику, состоит в том, что она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Это часто вызывает недовольство слушателей, особенно тех, кто хочет увидеть в курсе простые, ясные законченные ответы на основные проблемы современной экономики. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым вопросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания развитой рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.

Микроэкономика и макроэкономика

Несмотря на существующее разделение вопросов на микро- и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой. Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Заметим, что агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

 

Валовой национальный продукт (ВНП).

Существует другая концепция, очень близкая к ВВП, которая позволяет подойти к вопросу совокупного выпуска с несколько иной точки зрения. Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, измеряет выпуск товаров и услуг не по территориальному принципу, а в соответствии с принадлежностью данной стране используемых факторов производства.

ВНП - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определённого периода времени.

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом. Например, если профессор МФТИ приглашен на работу в Гарвард по трехлетнему контракту, то его гонорар должен быть учтен при подсчете ВНП России. Таким образом, часть ВНП страны производится за рубежом. С другой стороны не все, что произведено в России, произведено за счет отечественных средств производства. Например, если американская компания построила в России свой завод (и завод полностью принадлежит этой компании), то стоимость произведенной продукции за вычетом зарплаты российских служащих, является составной частью ВНП США.

Таким образом, чтобы получить показатель ВВП для нашей страны нужно исключить из ВНП оплату отечественных факторов производства, если товары или услуги производились за рубежом и добавить оплату иностранных факторов производства, если товары или услуги производились на территории нашей страны:

ВНПстраны А –доходы жителей страны А, получ. за границей + доходы иностранных граждан, получаемые в стране А = ВВПА

 

Итак, если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

Следует отметить, что в России рассчитывается лишь показатель ВВП, динамика которого приведена в таблице 2.

Таблица 2. ВВП России в текущих ценах, млрд. руб. (данные до 1988 приведены в деноминированных ценах). [1]

Год                
ВВП 1428,5 2007,8 2342,5 2629,6 4823,2 7305,6 9039,4 10863,4

 

Проблемы измерения ВВП.

Как мы уже упоминали выше, при подсчете ВВП возникает проблема двойного счета. Для решения этой проблемы для расчета ВВП используют метод добавленной стоимости.

Под добавленной стоимостью понимают разницу между выручкой фирмы от продажи своей продукции и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Суть определения в следующем: добавленная стоимость это все, что фирма добавляет к промежуточной продукции за рассматриваемый период, используя свои факторы производства. Таким образом, можно сказать, что ВВП равен сумме добавленной стоимости, взятой по всем фирмам. Для иллюстрации метода добавленной стоимости рассмотрим пример.

 

ПРИМЕР: Фермер произвел 10 кг зерна (для простоты будем считать, что стоимость семян равнялась нулю). Из них 8 кг продал мельнику по 1 руб./кг, а 2 кг оставил на запасы, чтобы посеять в следующем году. Мельник произвел 8 кг муки, из которых 7 кг продал пекарю по 2 руб./кг, а 1 кг оставил себе на запас. Пекарь произвел 7 кг хлеба и продал его по 3 руб./кг. Подсчитаем ВВП методом добавленной стоимости.

Стоимость, добавленная фермером, равна 10 рублям, поскольку такова выручка от реализованной продукции, а стоимость используемой промежуточной продукции (семян) предполагалась равной нулю. Далее, стоимость, добавленная мельником, равна 8*2-8*1=8 руб., а стоимость, добавленная пекарем, составляет 7*3-7*2=7 руб. Итого, суммарная добавленная стоимость равна 25 руб.

Покажем, что мы получили бы точно такой же ответ, если бы сложили стоимость всей продукции, предназначенной для конечного потребления. Действительно, в данной экономике имеют место 3 вида готовой продукции: хлеб (7кг стоимостью 21 рубль), мука (1 кг стоимостью 2 рубля) и зерно (2 кг стоимостью 2 рубля), что в сумме также дает 25 рублей. Заметим, что изменение запасов готовой продукции за рассматриваемый период включается в ВВП по рыночной цене соответствующей продукции.

 

Другая проблема, связанная с подсчетом ВВП состоит в том, что расчеты осуществляются на основе данных официальной статистики, а значит, теневая экономика не учитывается. Эта проблема особенно актуальная для стран с большой долей теневой экономики, поскольку в этом случае показатель ВВП может быть значительно занижен. Для решения этой проблемы используется дооценка ВВП с учетом доли теневого сектора.

Как мы обсуждали выше, ВВП подсчитывается как сумма добавленной стоимости всех фирм. Однако некоторые товары и услуги, производимые и потребляемые в экономике, не поступают на рынок и, следовательно, не могут быть учтены официальной статистикой. К такой продукции относятся товары и услуги, производимые и потребляемые внутри домашних хозяйств. Например, продукция, выращиваемая для собственного потребления на дачах, услуги домохозяек, воспитание детей и т.д.

Еще одна проблема связана с изменением качества товаров. Так, например, компьютеры 80-х годов и современные несопоставимы по мощности, однако стоимость современного мощнейшего компьютера значительно ниже, чем его «прародителя» в 80-х годах. В результате данные по ВВП занижают продукт, создаваемый компьютерной индустрией.

 

Реальный и номинальный ВВП

Номинальный ВВП измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или, как иногда говорят, в текущих денежных единицах.

Номинальный ВВП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объём выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Скажем, если выпуск не изменился, а все цены удвоились, то удвоится и номинальный ВВП, однако это совсем не означает, что экономика функционировала в этом году лучше, чем в предыдущем. Для того чтобы отделить изменения ВВП за счет изменения выпуска, от изменения ВВП за счет изменения цен вводят показатель реального ВВП.

Реальный ВВП соизмеряет физический объём выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же ценах или, как говорят, в постоянных ценах.

Рассмотрим следующий пример. Пусть в некоторой гипотетической экономике производится только два товара: столы и стулья. Рассмотрим два периода времени. Выпуск каждого товара и цены в каждом периоде приведены в таблице 3. Найдем номинальный ВВП этой страны для каждого года, оценив выпуск каждого года в ценах этого же года:

Номинальный ВВП2000=10*5+25*2=100

Номинальный ВВП2001=20*6+10*3=150

Таким образом, номинальный ВВП за год увеличился на 50%. Означает ли это, что рост производства составил 50%? Для ответа на этот вопрос найдем реальный ВВП 2001-го года, оценив выпуск 2001-го года в ценах 2000 года:

Реальный ВВП2001 в ценах 2000=20*5+10*2=120.

Как мы видим, реальный ВВП вырос лишь на 20%, что означает, что оставшиеся 30% приходятся на эффект увеличения цен.

Таблица 3. Подсчет номинального и реального ВВП для гипотетической экономики.

  Выпуск 2000 г. Цены 2000г. Выпуск 2001 г. Цены 2001 г.
Столы        
Стулья        

 

Следует отметить, что выбор сопоставимых цен существенным образом влияет на показатель реального ВВП. Так, если в рассмотренном нами примере измерить ВВП обоих годов в ценах 2001 года, то мы получим, что

ВВП2000 в ценах 2001=10*6+25*3=135.

Это означает, что в ценах 2001 года рост выпуска составил меньшую величину 150-135=15. Более того, возможно, что при пересчете на один год мы получим рост реального ВВП, а при пересчете на другой год- падение реального ВВП. Тем не менее, показатель реального ВВП остается основным показателем уровня выпуска в экономике. В качестве базового года обычно выбирает некий период в прошлом, характеризующийся относительно стабильной ситуацией в экономике.

Для того, чтобы проиллюстрировать роль показателя реального ВВП обратимся к приведенным в таблице 2 данным для номинального ВВП России. Как видно из таблицы, номинальный ВВП в 1999 году вырос более, чем на 80% по сравнению с 1998 годом, однако, как известно в 1999 году наблюдался существенный рост цен, явившийся результатом финансового кризиса августа 1998 г. Для того, чтобы отделить рост производства от роста стоимости произведенных товаров, обратимся к показателям реального ВВП, которые представлены в таблице 4. Как следует из сопоставления реального ВВП для 1999 и 1998 годов рост в 1999 году составил лишь 6%.

Таблица 4. Реальный ВВП России в ценах 1995 года, млрд. руб. (данные до 1988 приведены в деноминированных ценах). [2]

Год            
ВВП 1428,5     1321,4 1405,3 1546,5

Индексы цен

Существует несколько показателей, отражающих изменение цен. Во-первых, подсчет реального ВВП позволяет нам получить показатель, называемый дефлятором ВВП. Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП к реальному:

Дефлятор ВВП в периоде t= ,

где t -рассматриваемый год, 0-базовый год, и - цена и выпуск -го товара в период . Таким образом, дефлятор ВВП представляет известный из микроэкономики индекс цен Пааше, поскольку в данном случае рассматривается изменение стоимости текущего набора товаров и услуг..

Другим показателем изменения уровня цен служит индекс потребительских цен (ИПЦ), который измеряет затраты на приобретение фиксированного набора товаров и услуг (потребительской корзины):

ИПЦ= .

Индекс потребительских цен также представляет известный из микроэкономики индекс, называемый индексом Ласпейраса, поскольку соизмеряет стоимость потребительской корзины базового периода.

Обсудим различия этих двух показателей уровня цен. Во-первых, следует отметить, что дефлятор измеряет цены по более широкой группе товаров, поскольку включает все производимые товары, а не только товары потребительского назначения. Во-вторых, ИПЦ базируется на фиксированной корзине товаров, дефлятор ВВП измеряет цены каждый раз по новой корзине товаров. Кроме того, в потребительскую корзину, по которой рассчитывается ИПЦ входят не только товары, произведенные на территории данной страны, но и импортируемые товары. Таким образом, на ИПЦ оказывают непосредственное влияние и цены импортирумых благ.

Имеется еще один показатель изменения уровня цен, называемый индексом цен производителей. Он определяется аналогично индексу потребительских цен с той лишь разницей, что в качестве корзины товаров используются товары производственного назначения (то есть, товары на ранних стадиях процесса производства), в результате он включает сырьё и полуфабрикаты. Изменение цен в экономике в первую очередь сказывается на индексе цен производителей и, лишь потом, находит отражение в индексе потребительских цен. Поскольку в корзину производственного назначения также как и в потребительскую корзину входят импортные товары, то на этот индекс оказывают значительное влияние цены на мировых рынках (данное влияние особенно заметно для стран-импортеров сырья).

Величины индексов потребительских цен и индексов цен производителей для России за 2001-2001 годы приведены в таблице 5.

Таблица 5. Помесячные индексы цен (в процентах к предыдущему месяцу). [3]

  ян- варь фев-раль март апрель май июнь июль август Сен-тябрь октябрь ноябрь декабрь
Индекс потребительских цен
  102,8 102,3 101,9 101,8 101,8 101,6 100,5 100,0 100,6 101,1 101,4 101,6
  103,1 101,2 101,1 101,2 101,7 100,5 100,7 100,1 100,4      
Индекс цен производителей
  101,8 101,7 101,1 100,9 100,9 102,0 100,9 100,0 99,9 100,4 100,3 100,2
  100,3 99,7 99,9 102,2 102,5 103,1 102,6 101,7 101,2      
                           

ВВП и его измерение

Как мы обсуждали выше, ВВП рассчитывают по методу добавленной стоимости (этот способ подсчета в России называют производственным методом). Однако, это далеко не единственный способ подсчета ВВП. На ВВП можно также посмотреть со стороны доходов, поскольку вырученные от продажи произведенных товаров и услуг средства идут на оплату факторов производства и, соответственно, являются доходом на используемые факторы производства, то есть, подсчитать ВВП с помощью распределительного метода). С другой стороны, можно посмотреть на ВВП с точки зрения совокупного спроса, то есть, рассмотрев потребителей произведенной продукции. С этой точки зрения ВВП выступает как сумма расходов на приобретение товаров и услуг, то есть, в данном случае ВВП рассчитывается по методу конечного использования.

Таким образом, ВВП может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом формирования по источникам доходов (или распределительным методом) и методом использования. Обсудим поочередно последние два способа.

Измерение ВВП со стороны доходов

ВВП измеряет совокупный выпуск в экономике. Напомним, что от показателя ВВП мы можем перейти к показателю ВНП. Поскольку ВНП отражает стоимость товаров и услуг, произведенных при помощи отечественных факторов производства, то, соответственно, за этим показателем скрываются доходы, получаемые владельцами этих факторов производства. Однако не весь выпуск идет на выплату доходов, поскольку часть ВВП используется на поддержание производственного потенциала экономики и, следовательно, не является чистым доходом. Эта часть называется амортизационными отчислениями. Если из ВНП вычесть расходы на амортизацию, то получится чистый национальный продукт:

ВНП-амортизация = чистый национальный продукт.

Есть еще одна категория расходов, которая не является доходом. Это косвенные налоги, то есть налоги с продаж, тарифы, налоги на добавленную стоимость. Если мы вычтем из чистого национального продукта косвенные налоги, то получим национальный доход:

Национальный доход=чистый национальный продукт - косвенные налоги.

Подсчитав национальный доход непосредственно как сумму доходов всех факторов производства, и прибавив амортизацию и косвенные налоги, мы получаем еще один способ подсчета ВНП.

Национальный доход делится между факторами производства: трудом, капиталом, землей и предпринимательским талантом.

Национальный доход равен тому, что зарабатывают в экономике домохозяйства, но это не совсем то, что остается в распоряжении домохозяйств. Располагаемый доход домохозяйств это национальный доход за вычетом прямых налогов плюс трансферты, которые они получают:

Личный располагаемый доход = ВНП - амортизация - налоги + трансферты.

На что расходуется личный располагаемый доход? Большая часть идет на потребительские расходы, далее следуют личные сбережения, процентные платежи и трансферты иностранцам. Последние две статьи расходов незначительны и в дальнейшем мы будем считать их равными нулю.

Измерение ВВП со стороны расходов

Мы рассмотрели ВВП со стороны доходов. Теперь мы поставим другой вопрос: кто приобретает производимые блага? Иначе говоря, мы рассмотрим спрос на производимый продукт и обсудим компоненты совокупного спроса на товары и услуги.

Товары и услуги приобретаются для потребления домохозяйствами и правительством, для осуществления инвестиций и для продажи за рубеж (на экспорт). В результате, мы получаем, что ВВП может быть представлен как сумма расходов на конечное потребление (куда входит потребление не только домохозяйств, но и правительства), валовое накопление (накопление основного капитала или инвестиции и изменение запасов) и чистый экспорт. ВВП России за 1995-2002 гг. с точки зрения использования изображен в таблице 6.

Таблица 6. Структура использования номинального ВВП России (в %). [4]

Год                
Всего                
Расходы на конечное потребление 71,1 72,9 74,7 76,4 68,2 61,3 65,1 68,1
Валовое накопление 24,7 23,1 22,6 15,0 14,7 18,6 22,0 21,1
Чистый экспорт= экспорт - импорт 4,2 4,0 2,7 6,6 17,1 20,1 12,9 10,8

Эффект мультипликатора

На основе модели Кейнсианского креста проанализируем, как изменится равновесный выпуск в ответ на увеличение автономных расходов. Поясним, почему нас вслед за автором модели интересует этот вопрос. Предположим, что мы хотим способствовать экономической экспансии, к примеру, чтобы вывести экономику из длительной депрессии (именно задача вывода американской экономики из великой депрессии стояла перед автором идей, лежащих в основе данной модели, Дж.М.Кейнсом в 30-е годы, когда он писал свой основополагающий труд «Общая теория занятости, процента и денег»). Идея Кейнса состояла в том, что для вывода экономики из депрессии нужно стимулировать спрос. Стимулирование спроса в рассматриваемой модели можно моделировать как рост автономных расходов.

Предположим, что автономные расходы выросли на единицу, насколько возрастет равновесный доход? На первый взгляд кажется, что, поскольку равновесный доход равен величине совокупного спроса, то увеличение автономных расходов на единицу должно привести к такому же увеличению равновесного дохода. Однако это не так. Почему? Для того чтобы прояснить, что происходит вслед за ростом автономных расходов, рассмотрим процесс приспособления к новому равновесию в динамике. Поскольку модель сама по себе статична, то мы условно разобьем процесс перехода из первоначального состояния равновесия в новое на бесконечное число шагов и подсчитаем совокупное изменение выпуска как сумму изменений, происходящих на каждом шаге. При этом мы будем полагать, что потребление на каждом шаге зависит от дохода, образовавшегося на предыдущем этапе. В результате, рост автономных расходов приведет к росту дохода, что в свою очередь, будет стимулировать потребление и оказывать дальнейшее давление на планируемые расходы.

Итак, пусть автономные расходы выросли на 1 млн. руб. Прямое воздействие автономных расходов приведет к тому, что на нулевом шаге выпуск возрастет на 1 млн. руб., чтобы удовлетворить возросший совокупный спрос. Это так называемый прямой эффект роста автономных расходов. В дальнейшем автономные расходы более не изменяются, но приспособление дохода продолжается в силу наличия косвенных эффектов. Опишем косвенный эффект первого порядка. Увеличение выпуска, а следом и дохода на нулевом шаге на 1 млн. рублей ведет к росту потребления на величину, меньшую, чем само увеличение дохода, поскольку предельная склонность к потреблению меньше единицы: D C1 = c D Y0< D Y0. Для того чтобы удовлетворить спрос выпуск снова должен возрасти, на этот раз на величину c D Y0, то есть меньше, чем в нулевом периоде. Рост выпуска снова приведет к росту дохода, а это будет снова стимулировать потребление. На втором шаге потребление растет на величину D C2=c D Y1=c2 D Y0, что приводит к соответствующему росту выпуска и так далее. Полученные результаты мы можем представить с помощью таблицы (смотри таблицу 1). Таким образом, просуммировав все изменения в выпуске, получаем:

D Y = (1+ c+c2+c3+ …) .

Учитывая, что предельная склонность к потреблению меньше единицы, находим сумму ряда, который является бесконечно убывающей геометрической прогрессией:

D Y = (1+ c+c2+c3+ …) = /(1- c).

Таблица 1. Прямой и косвенные эффекты, вызванные изменением автономных расходов.

Шаг     t Прирост планируемых расходов D ADt Прирост выпуска на данном шаге D Yt Суммарный (накопленный) прирост выпуска
 
  c c + c = (1+ c)
  c2 c2 (1+ c+c2)

 

Таким образом, выпуск изменится на величину большую, чем исходное изменение автономных расходов. Этот эффект мы будем называть эффектом мультипликатора автономных расходов. Название отражает тот факт, что первоначальное изменение автономных расходов умножается или мультиплицируется в финальном изменении выпуска. Отношение изменения выпуска к изменению автономных расходов даст нам величину мультипликатора, которая в рассматриваемом случае будет равна 1/(1+ с).

Заметим, что величину мультипликатора мы могли бы получить непосредственно из выражения для равновесного дохода (4). Действительно, рассмотрев приращения, находим, что:

(6)

Итак, мультипликатор автономных расходов показывает, на какую величину изменится равновесный объем выпуска при увеличении автономного спроса на единицу.

Заметим, что чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше величина мультипликатора. Это объясняется тем, что при прежней величине прямого эффекта, мы будем наблюдать большие косвенные эффекты (рост дохода на единицу приведет к большему увеличению потребления и, соответственно, большему изменению выпуска).

 

Лекция 5. Модель IS-LM

В модели Кейнсианского креста (т.е. в модели доходов и расходов) мы исключили из рассмотрения вопросы, связанные с денежной массой и процентными ставками, которые играют важную роль в определении уровня дохода и занятости. Теперь мы рассмотрим более сложную модель, которая описывает взаимодействие товарных и финансовых рынков. Эта модель позволит нам определить не только равновесный доход, но и процентную ставку, и даст возможность исследовать влияние как фискальной, так и монетарной (кредитно-денежной) политики, на равновесие в экономике.

 

Рынок товаров и кривая IS

Для моделирования рынка товаров мы будем по-прежнему использовать модель Кейнсианского креста, но внесём в нее ряд изменений. Если ранее мы предполагали, что инвестиции являются постоянными, то теперь мы рассмотрим инвестиции, как величину эндогенную. Для построения соответствующей функции инвестиций необходимо выделить ключевые параметры, определяющие спрос на инвестиции. Сначала вспомним определение инвестиций. Под инвестициями мы понимаем расходы, направленные на увеличение и поддержание запаса капитала, а также изменение запасов. Для чего фирмы осуществляют инвестиции? Для увеличения прибыли. Предположим, что фирмы занимают средства для покупки капитальных благ. Тогда чем выше процентная ставка, тем больше процентные платежи, которые фирмы должны осуществить и, следовательно, тем меньше прибыли остается у фирмы после выплаты процентов и, следовательно, тем меньше стимулов для инвестирования. Итак, инвестиции являются убывающей функцией ставки процента. В рассматриваемой модели цены предполагаются фиксированными, а потому не имеет значение будем ли мы рассматривать реальную ставку процента или номинальную, однако впоследствии мы опусти предпосылку о неизменности цен и тогда этот вопрос станет принципиальным. Итак, какая же ставка процента являются определяющей при принятии решения об инвестициях: реальная () или номинальная ? Заметим, что инвестор сопоставляет дополнительный выпуск, который получает с помощью инвестиций с реальными затратами на эти инвестиции. Однако, поскольку уровень цен инвестору заранее не известен, то вместо реальной ставки процента он ориентируется на ожидаемую ставку (), которая при небольшом темпе инфляции может быть получена из номинальной ставки процента как: , где - ожидаемый темп роста цен или темп инфляции.

Условимся действие всех параметров, за исключением ставки процента, учитывать в величине автономных инвестиций. Изменение величины автономных инвестиций будет приводить к сдвигу кривой инвестиций, нарисованной в осях величина инвестиций- ставка процента:

       
 
i
 
 

 

 


Рис.1 Сдвиг кривой инвестиций от I1 к I2, вызванный ростом автономных инвестиций.

 

Функция совокупного спроса при этих предположениях примет вид:

В равновесии величина совокупных планируемых расходов должна быть равна величине выпуска. Таким образом, приравнивая эти величины, мы получаем неявную зависимость между выпуском и ставкой процента.

Совокупность всех комбинаций ставки процента и выпуска, при которых рынок товаров уравновешен, дает нам кривую, которую мы будем называть кривой IS.

Кривая IS имеет отрицательный наклон, то есть выпуск, уравновешивающий рынок товаров, падает с ростом ставки процента. Действительно, если мы выпишем выражение, определяющее наклон кривой IS, то, в силу принятых гипотез относительно поведения функции инвестиций с учетом того, что предельная склонность к потреблению меньше единицы, соответствующая производная будет имеет отрицательный знак:

.

Отрицательный наклон кривой IS можно объяснить следующим образом. Рост ставки процента при прежнем уровне выпуска ведет к падению инвестиций и к уменьшению совокупных расходов, что при неизменном выпуске ведет к избыточному предложению и, в итоге, к сокращению выпуска.

Рассмотрим для упрощения линейную функцию совокупных расходов и проиллюстрируем на этом примере графический вывод кривой IS из диаграммы Кейнсианского креста. Итак, пусть

где с - предельная склонность к потреблению (0< с <1), t - ставка подоходного налога (0< t <1), b – чувствительность инвестиций к ставке процента (b >0), - автономные расходы (). Зафиксировав ставку процента на уровне i1, мы изображаем кривую совокупных расходов на диаграмме Кейнсианского креста и получаем соответствующий равновесный доход Y1. Предположим, ставка процента упала до уровня i2<i1. Это приведет к росту инвестиций и сдвигу кривой планируемых совокупных расходов вверх и, в результате, мы получаем новый равновесный доход Y2. Теперь эти пары (i,Y), уравновешивающие рынок товаров, можем нарисовать в координатах i,Y и совокупность всех таких пар дает нам кривую равновесия товарного рынка или кривую IS.

 
 

Рис. 2. Геометрический вывод кривой IS.

При предположении о линейности функций, кривая IS описывается уравнением:

,

где первый сомножитель представляет Кейнсианский мультипликатор автономных расходов, который мы обозначим через a . В дальнейшем условимся для упрощения построений при графическом анализе рассматривать линейную кривую IS.

Свойства кривой IS

1) Кривая IS имеет отрицательный наклон.

2) Угол наклона кривой IS определяется двумя факторами: мультипликатором автономных расходов и чувствительностью инвестиций к ставке процента.

Рассмотрим влияние мультипликатора на наклон IS. Покажем, что увеличение мультипликатора делает IS более пологой. Для этого обратимся к выведенной нами ранее формуле для величины наклона кривой IS:

.

Из приведенной формулы видно, что увеличение a ведет к уменьшению абсолютной величины наклона IS, то есть кривая IS становится более пологой.

Действительно, при большем a одинаковое изменение процентной ставки и, следовательно, одинаковое изменение инвестиций, ведет к большему росту выпуска (в силу больших косвенных эффектов) и, следовательно, мы получаем более пологую IS.

Проанализируем, как чувствительность инвестиций к ставке процента отражается на наклоне IS. Если инвестиции становятся более чувствительными к ставке процента (то есть, растет), то инвестиции и совокупный спрос изменяются сильнее при том же изменении ставки про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.015 с.)