Модуль 1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические процессы и их значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические процессы и их значение



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«МАКРОЭКОНОМИКА»

 

 

Направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Профиль «Управление проектами», «Финансовый менеджмент»

Квалификация бакалавр

 

 

Форма обучения

очная, заочная, заочная (ускоренная) форма обучения

 

 

Ростов-на-Дону – 2015


Южно-Российский институт управления РАНХиГС

при Президенте Российской Федерации

Кафедра экономической теории и предпринимательства

 

 

Рецензент:

 

Игнатова Т.В., Ажогина Н.Н.

Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2015. 91 с.

 

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению, профилю подготовки и учебного плана: 38.03.02 Менеджмент бакалавр.

Предназначен для студентов Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, обучающихся по направлению подготовки: 38.03.02 Менеджмент бакалавр (для всех форм обучения набора 2014 года).

 

 

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 00 от 00.00.2015 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе ………………………………………….  
Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………  
Программа курса…………………………………………………..  
Тематика курсовых работ  
Вопросы к экзамену…………………………………………………  
Глоссарий……………………………………………………………  
Рекомендуемая литература…………………………………………  

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

 

Необходимость изучения курса «Макроэкономика» состоит в том, чтобы сформировать у будущих менеджеров способность разбираться в макроэкономических явлениях и процессах, понимать механизмы действия экономических законов и целенаправленно воздействовать на экономические процессы в интересах всего общества.

Структура курса позволит студентам дать целостную картину экономики современного общества, знать и уметь использовать:

- объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;

- сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;

- осуществлять прогноз возможного хода событий и находить оптимальное решение экономических проблем.

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины «Макроэкономика»

Целями освоения дисциплины (модуля) являются:

- формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать макроэкономические проблемы;

- развитие навыков сравнительного анализа подходов различных экономических школ к исследованию макроэкономических подсистем;

- подготовка студентов к эффективному использованию навыков самостоятельного анализа текущего состояния макроэкономической системы на основе тестирования особенностей современного этапа развития российской экономики;

Задача дисциплины: дать студентам представление о закономерностях функционирования макроэкономики, что включает:

теоретическое освоение студентами современных экономических концепций; приобретение ими базовых представлений о макроэкономике; изучение основных понятий, категорий и инструментов макроэкономического анализа; решение проблемных ситуаций на макроэкономическом уровне; ознакомление с текущими макроэкономическими проблемами России.

2. Место дисциплины «Макроэкономика» в структуре ООП бакалавриата по направлению «Менеджмент»

Учебная дисциплина «Макроэкономика» является базовой и входит в цикл профессиональных дисциплин подготовки Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 38.03.02 «МЕНЕДЖМЕНТ»; данная дисциплина опирается на знания общеобразовательных предметов «Обществознание» и «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

Взаимосвязана с параллельно изучаемыми дисциплинами «Философия», «Социология», данная дисциплина является предшествующей для последующих дисциплин: «Мировая экономика», «Управление социально-экономическими системами» и др.

Дисциплина является обязательной для изучения и предусмотрена рабочим учебным планом, трудоемкость - 108 (2 семестр) на 1-м курсе, форма итогового контроля - экзамен.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, используются в процессе подготовки курсовых работ, рефератов, эссе, решении задач и выполнении тестов, выпускной квалификационной работы, научных студенческих исследований.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Макроэкономика»:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-7);

способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели (ПК-13);

умением находить и оценивать новые рыночные возможности (ППК-11).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Компетенция Код по ФГОС/ ООП Показатели достижения результата Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности ОК-3 Знать: - предмет, метод и функции экономической теории; - общие положения экономической теории; основные макроэкономические категории и показатели, методы их расчета; - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям.
Уметь: - оперировать основными категориями и понятиями экономической теории; - использовать источники экономической информации.
Владеть: - навыком применения инструменты макроэкономического анализа актуальных экономических проблем.
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли ПК-7 Знать: - теоретико-методологические основы анализа макроэкономических проблем; - основные теоретические подходы, сложившиеся в рамках различных экономических школ макроэкономики; - закономерности функционирования современной экономики на макроуровне. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - подготовка докладов; - участие в деловой игре.
Уметь: - - применять методы макроэкономического анализа; - оценивать с помощью средств статистического анализа текущее состояние макроэкономики; - правильно понимать и интерпретировать полученные результаты макроэкономического анализа; - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экономической науки в профессиональной деятельности;
Владеть: - навыками поиска научной литературы, в том числе непереводной; - навыками самостоятельного проведения макроэкономического исследования с использованием его современных методов.
способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели ПК-13 Знать: - основные закономерности экономической жизни общества, способы решения базовых экономических проблем в рамках макроэкономических систем; - основные макроэкономические школы и особенности их применения в России на современном этапе. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - подготовка докладов; - участие в деловой игре.
Уметь: - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на макроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; - проводить анализ отрасли (рынка), используя знания о макроэкономических проблемах и тенденциях.
Владеть: - пониманием основных проблем макроэкономики и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе и бизнес-структурах.
умением находить и оценивать новые рыночные возможности ППК-11 Знать: - способы сбора информации для анализа тенденций макроэкономического развития с целью прогнозирования спроса на производимую продукцию или услуги. - посещение лекционных занятий; - подготовка к семинарским занятиям; - подготовка докладов; - участие в деловой игре.
Уметь: - анализировать информацию о тенденциях развития макроэкономических процессов; -прогнозировать тенденции развития потребностей покупателей на основе полученной информации о совокупном спросе и совокупном предложении.
Владеть: - навыками систематизации полученной информации о развитии макроэкономических процессов; - навыками представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, презентации.

4. Структура и содержание дисциплины «Макроэкономика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы: 1 зачетная единица – лекции, 0,5 зачетных единицы – практические занятия, 0,5 зачетных единицы – подготовка внеаудиторных заданий, 1 зачетная единица – подготовка к экзамену; всего аудиторных занятий – 54 часа, самостоятельная работа – 18 часа.

Формами учебной работы по курсу являются: учебные лекции, практические занятия, подготовка деловым играм, самостоятельная работа с литературой, выполнение заданий в рамках самостоятельной работы. Итоговой формой контроля знаний по курсу является экзамен.

5. Ресурсное обеспечение дисциплины и необходимая инфраструктура для реализации дисциплины

Материальной базой для лекционных занятий выступают залы с мультимедийным оборудованием, в которых визуальный ряд позволяет представлять лекционный материал в виде таблиц, диаграмм, схем, рисунков.

Для подготовки к семинарским занятиям библиотека обеспечена учебной и научной литературой, существует электронный каталог, позволяющий максимально облегчить поиск информации по интересующей теме или проблеме. В библиотеке и компьютерных классах установлена электронная правовая система «Консультант плюс», которая позволяет оперативно составить нормативно-правовую базу дисциплины и максимально быстро отслеживать изменения в российском законодательстве в области экономики.

6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методика изучения дисциплины построена на последовательном изучении ее путем чтения лекций, а также проведения практических занятий, контрольных работ, подготовка деловым играм, самостоятельная работа с литературой и самостоятельной работы студентов по определенным направлениям.

Лекционные занятия читаются для всего потока одновременно. Каждая лекция должна сопровождаться наглядными материалами, представленными в виде презентации PowerPoint. Кроме того, по каждой теме лекционных занятий должны быть представлены наглядные примеры из российской и международной практики управления макроэкономическими процессами. Также по определенным темам дисциплины на практических занятиях предполагается проведение дискуссий и деловых игр.

Контрольные работы по дисциплине предполагает решение задач по определенным темам дисциплины в каждой учебной группе.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Макроэкономика» предполагает следующие виды работ:

1. подготовку и презентацию доклада по определенной теме, предложенной на выбор преподавателем;

2. поиск и изучение вопросов по определенной теме дисциплины для подготовки к написанию контрольной работы, либо для ответов на поставленные преподавателем вопросы на практическом занятии;

3. подготовку домашнего задания в форме ведения словаря;

4. подготовка обзоров экономических новостей за неделю;

5. составление кроссвордов по теме практического занятия;

6. написание эссе;

7. командная подготовка к деловым играм.

Поощряются все формы обсуждения и оппонирования выступлений. Студент должен уметь определить, расшифровать или объяснить любые использованные им новые термины, аббревиатуры или понятия.

Рекомендации по использованию информационных технологий. Для более глубокого и качественного изучения дисциплины «Макроэкономика» рекомендуется использование программного обеспечения Microsoft Office как Microsoft Word, Microsoft PowerPoint и Microsoft Excel.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – очная

Дисциплина изучается в 2 семестре.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия (всего) 1,5    
в том числе:  
Лекции      
в том числе активных и интерактивных - -  
Практические занятия (ПЗ) - -  
в том числе активных и интерактивных - -  
Семинары (С) 0,5    
в том числе активных и интерактивных - -  
Лабораторные работы (ЛР) - -  
в том числе активных и интерактивных - -  
Самостоятельная работа (всего) 1,5    
в том числе:  
Подготовка реферата, эссе 0,08    
Изучение лекционного материала 0,25    
Предварительная подготовка к деловой игре 0,17    
Подготовка к итоговому контролю      
Вид итогового контроля зачет  

Форма обучения – заочная

Дисциплина изучается в 2 семестре.

Вид учебной работы Всего ЗЕТ Всего часов  
 
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия (всего) 0,28    
в том числе:  
Лекции 0,17    
в том числе активных и интерактивных - -  
Практические занятия (ПЗ) - -  
в том числе активных и интерактивных - -  
Семинары (С) 0,11    
в том числе активных и интерактивных - -  
Лабораторные работы (ЛР) - -  
в том числе активных и интерактивных - -  
Самостоятельная работа (всего) 2,5    
в том числе:  
Подготовка реферата, эссе 0,5    
Изучение лекционного материала      
Подготовка к итоговому контролю      
Вид итогового контроля Зачет (9)  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплин и виды занятий – очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
  Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические процессы и их значение          
  Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица и инфляция          
  Финансовая система, денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика в национальной экономике          

Разделы дисциплин и виды занятий – заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практи- ческие Лабора- торные Семи- нары СРС
  Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические процессы и их значение          
  Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица и инфляция          
  Финансовая система, денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика в национальной экономике          

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
  Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические процессы и их значение Макроэкономика как наука. Измерение результатов национального производства. Совокупный спрос и совокупное предложение. Экономический рост
  Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица и инфляция Макроэкономическая нестабильность. Экономические циклы и волны. Инфляция и безработица.
  Финансовая система, денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика в национальной экономике Денежное обращение и кредит Банки и банковская система. Финансы и финансовая система. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг. Налоги и налоговая система

Модульный план дисциплины

Модули очная форма обучения заочная форма обучения
Лек. Сем. Сам. раб. Лек. Сем. Сам. раб.
Модуль 1. Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические процессы и их значение            
Макроэкономика как наука. Измерение результатов национального производства.            
Совокупный спрос и совокупное предложение.            
Экономический рост            
Модуль 2. Макроэкономическая нестабильность: экономический цикл, безработица и инфляция            
Макроэкономическая нестабильность. Экономические циклы и волны.            
Инфляция и безработица.            
Модуль 3. Финансовая система, денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика в национальной экономике            
Денежное обращение и кредит            
Банки и банковская система.            
Финансы и финансовая система. Государственный бюджет.            
Налоги и налоговая система            
Подготовка к экзамену            
Итого 36 18 54      
Итого:       6 4 89
       

Программа курса

Краткий конспект лекции

Макроэкономика – это раздел экономической теории, призванный выяснить, как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономика исследует массовые явления или силы, которые в своей совокупности определяют производство в масштабах общества в целом, в рамках государства.

СНС является наиболее распространенным балансовым методом статистики развития экономики и ее результатов, отражает результаты производства товаров и услуг, источники формирования доходов от всех видов экономической деятельности, вклад каждой институционной единицы, каждого сектора экономики и отрасли в их создание и участие в их распределении и использовании, а также в накоплении национального богатства.

Валовой внутренний продукт является обобщающим показателем, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны.

Валовой национальный продукт определяется как рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных как в рамках национальной территории, так и за рубежом.

ВВП (ВНП) может быть исчислен следующими тремя методами: ВВП (ВНП) может быть исчислен следующими тремя методами:

¨ как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод);

¨ как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования);

¨ как сумма первичных доходов (распределительный метод).

Реальный ВВП (ВНП) = Номинальный ВВП (ВНП)

Индекс цен

Индекс цен = Цены текущего года *100%

Цены базисного периода

Индекс цен – показатель динамики, увеличения или уменьшения, характеризующий относительное изменение цен за определенный период широкой группы товаров.

Взаимозависимость между реальным и номинальным ВВП (ВНП) можно выразить формулой:

Дефлятор ВВП (ВНП) = Номинальный ВНП

Реальный ВНП

Дефлятор – коэффициент, выражающий различия между реальным и номинальным ВНП, применяется для определения уровня инфляции.

Реальный ВВП (ВНП) = Номинальный ВВП (ВНП)

Индекс цен

Индекс цен = Цены текущего года *100%

Цены базисного периода

Индекс цен – показатель динамики, увеличения или уменьшения, характеризующий относительное изменение цен за определенный период широкой группы товаров.

Взаимозависимость между реальным и номинальным ВВП (ВНП) можно выразить формулой:

Дефлятор ВВП (ВНП) = Номинальный ВНП

Реальный ВНП

Дефлятор – коэффициент, выражающий различия между реальным и номинальным ВНП, применяется для определения уровня инфляции.

Чистый национальный продукт

ЧНП = ВНП – Амортизация

 

Национальный доход (НД)

НД = ЧНП – Косвенные налоги

 

Личный доход (ЛД)

ЛД = НД - вклады населения в национальную систему страхованиям - налоги на прибыль корпораций и нераспределенную прибыль + трансфертные платежи

Национальное богатство – это общий итог постоянно повторяющегося процесса общественного производства за всю историю развития национальной экономики.

Отрасль производства - совокупность предприятий, производящих аналогичную или взаимозаменяемую продукцию.

Сюда относятся промышленность (тяжелая и легкая, пищевая), электроэнергетика, строительство, торговля, транспорт и т.д.

Сектор экономики - крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее других частей экономики в теоретических или практических целях.

Межотраслевой баланс - экономико-математическая балансовая модель в виде системы линейных уравнений, характеризующих связи между выпуском продукции в одной отрасли (в стоимостном измерении) и затратами продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска.

Краткий конспект лекции

Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.

Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) – экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта.

Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют со­стоянием общего макроэкономического равновесия экономики. Это важнейшая составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Эффект храповика — эффект в экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса. Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону.

Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Сбережения, которые представляют собой разницу между доходом и потреблением и впоследствии должны индуцироваться в инвестиции.

Хотя общая сумма сбережений представляет собой совокупный результат действия множества отдельных потребителей, а величина инвестиций – совокупный результат действия индивидуальных предпринимателей, эти две величины должны быть равны между собой, поскольку каждая из них равна превышению дохода над потреблением. Так доход равен ценности текущей продукции, которая не используется для потребления, а сбережения равны превышению дохода над потреблением. Таким образом, равенство сбережений и инвестиций вытекает отсюда само собой.

Мультипликатор – это коэффициент, показывающий превышение роста дохода над ростом инвестиций.

µ= ∆Y/∆I или µ= ∆Y/∆Y-∆C

Показатель, характеризующий соотношение между приростом капитала и приростом выпуска

(V = ∆ K/ ∆ Y), называется акселератором (или коэффициентом приростной капиталоемкости).

Акселератор - это коэффициент, демонстрирующий связь между изменением ВВП и производных инвестиций.

V = i (t) / Y(t-1) – Y (t-2)

i – чистые инвестиции в период t – год, когда были осуществлены инвестиции,

Y – ВВП,

(t-1), (t-2) – предшествующие годы.

Модель IS-LM показывает, как взаимодействие этих двух рынков определяет совокупный спрос, а так же, что и в какой степени вызывает изменения совокупного спроса, а через него – и совокупного дохода или выпуска в экономике.

 

Тема 3. Экономический рост

Экономический рост как частный случай модели экономического развития. Показатели экономического роста. Экономический рост и общественное благосостояние.

Факторы экономического роста: экзогенные и эндогенные. Типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Нейтральный и ненейтральный технический прогресс. Роль науки и образования в обеспечении экономического роста.

Кейнсианские модели экономического роста и их особенности. Модель экономического роста Харрода-Домара: допущения и аналитическая интерпретация.

Неоклассические модели экономического роста и их специфика. Модель экономического роста Солоу: допущения и аналитическая интерпретация. Золотой уровень накопления капитала. Золотое правило накопления капитала. Остаток Солоу. Источники устойчивого экономического роста в модели Солоу.

Государственные инструменты стимулирования экономического роста как единство институциональной, структурной, промышленной, инвестиционной, налоговой и денежно-кредитной политик.

Краткий конспект лекции

Экономический рост определяют как увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), возрастание экономической мощи страны. В отечественной литературе под экономическим ростом часто понимается количественное увеличение и качественное совершенствование общественного продукта и факторов его производства.

Первый его источник представляет совокупность факторов экономического роста. Эти факторы могут быть сведены к 6 основным элементам, 4 из которых – факторы предложения:

1) качество и количество природных ресурсов;

2) качество и количество трудовых ресурсов;

3) объем основного капитала;

4) степень развития предпринимательства.

Основой экономического роста выступают те ресурсы, которыми обладает определенное государство – внутренние ресурсы. Наличие факторов предложения создает потенциальную возможность экономического роста. Но для ее реализации надо учитывать 2 группы факторов – спроса и распределения.

Вторым источником экономического роста является научно-технический прогресс (НТП). По характеру влияния на изменение макроэкономических показателей, определяющих соотношение между применяемыми в процессе производства трудом и капиталом, выделяют несколько типов научно-технического прогресса.

Экстенсивный рост происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение дополнительного капитала, ресурсов труда, земли и т. д. технологическая база при этом неизменна.

Интенсивный тип роста – это повышение эффективности, отдачи от использования всех факторов производства. При этом количество применяемого капитала, труда и др. остается неизменным. Здесь происходит совершенствование технологии производства, повышение качества, лучшей организации производства, механизации, компьютеризации и т.д.

Рассматривая экономический рост с точки зрения интересов всего общества, можно выделить две его основные цели: повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности.

Экономическое развитие – кардинальное изменение в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики. Рост есть одна из составляющих экономического развития, характеризующаяся положительной динамикой экономики, количественным и качественным совершенствованием произведенного ВВП.

Государственная политика стимулирования экономического роста как правило сводится к использованию государственных инструментов стимулирования экономического роста как единство институциональной, структурной, промышленной, инвестиционной, налоговой и денежно-кредитной политики.

 

Семинар 1. Измерение национального производства, национального дохода и уровня цен

Вопросы для обсуждения

1. Понятие макроэкономики. Макроэкономические рынки.

2. Макроэкономические показатели. Система национальных счетов.

3. ВНП: содержание, структура, расчет по доходам и расходам. Номинальный и реальный ВНП.

4. Национальный доход и другие показатели национальных счетов.

5. Измерение уровня цен.

6. Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структура экономики. Межотраслевой баланс.

Темы докладов

1. Теневая экономика: структура и пути сокращения.

2. Факторы роста национального дохода и их роль.

3. Динамика уровня цен в РФ за годы рыночных реформ.

4. Структура национального богатства.

5. Вклад В.Леонтьева в разработку теории межотраслевого баланса.

6. Эволюция структуры современной российской экономики.

Литература

а) основная:

1. Бродский Б. Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекц. - М.: Магистр: Инфра-М, 2012.

2. Игнатова Т. В. и др.Экономическая теория: учеб. пособие для вузов. - М.: Перо, 2012.

3. Киселева Е. А., Сафрончук М. В. Экономическая теория: учеб. для вузов. - М.: Делов. лит., 2011.

б) дополнительная:

4. Алексеев А. Государственные программы: реальный или номинальный инструмент управления экономикой? // Экономист. - № 6. - 2014.

5. Белугина Е. Германия - лидер еврозоны? // Рынок ценных бумаг. - № 3. - 2014.

6. Владимиров С. А., Кравченко С. К. Измерение эффективности сбалансированной макроэкономической системы // Экономика и управление: рос. науч. журн. - № 3. - 2014.

7. Владимиров С. Модель сбалансированной макроэкономической системы // Проблемы теории и практики управления. - № 5. - 2014.

8. Лукьянович Н. В. Левченко Л.В. Перспективы международной торговли энергоносителями и их влияние на внешнюю энергетическую политику России // Экономические науки. - № 4 (113). - 2014. - С. 7-11.

9. Маевский В. И., Малков С.Ю. Перспективы макроэкономической теории воспроизводства // Вопросы экономики. - № 4. – 2014.

10. Новичков Н., Серебренников С. Стратегические инициативы в экономике // Экономист. - № 6. - 2014.

11. Экономический прогноз / рубрику ведет С. Минаев// Коммерсантъ Власть. - № 26. - 2014.

Семинар 2. Совокупный спрос и совокупное предложение

Вопросы для обсуждения

1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Неценовые факторы совокупного спроса.

2. Совокупное предложение и его факторы. Неценовые факторы совокупного предложения.

3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS). Эффект храповика.

4. Потребление и сбережения. Мультипликатор автономных расходов.

5. Совокупные инвестиции. Теория мультипликатора инвестиций, принцип акселератора.

6. Модель IS-LM.

Темы докладов

1. Особенности трех сегментов кривой совокупного предложения.

2. Эффект «храповика» и его значение.

3.Явление гистерезиса: перенос подхода из естественных наук в экономическую науку.

4.Особенности потребления и сбережения в России.

Литература

а) основная:

1. Ивашковский С. Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень: учеб. пособие. - М.: Дело, 2011.

2. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов: 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2012.

3. Экономическая теория (политэкономия): учеб. для вузов / под общ. ред. Г. П. Журавлевой. - 5-е изд. - М.: Инфра-М, 2011.

4. Экономическая теория: учеб. для вузов / под общ. ред. А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2014.

б) дополнительная:

5. Владимиров С. А., Кравченко С. К. Измерение эффективности сбалансированной макроэкономической системы // Экономика и управление: рос. науч. журн. - № 3. - 2014.

6. Владимиров С. Модель сбалансированной макроэкономической системы // Проблемы теории и практики управления. - № 5. - 2014.

7. Лабыкин А. Не надо ограничивать рост // Эксперт. - № 11. - 2014. - С. 28-32.

8. Маевский В. И., Малков С.Ю. Перспективы макроэкономической теории воспроизводства // Вопросы экономики. - № 4. - 2014.

9. Маевский В. И., Малков С.Ю. Перспективы макроэкономической теории воспроизводства // Вопросы экономики. - № 4. - 2014.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.157 с.)