Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект и предмет макроэкономики. Исторический экскурс.

Поиск

ТЕМА 1

Введение в макроэкономику

 

  1. Объект и предмет макроэкономики. Исторический экскурс.
  2. Функции макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели.
  3. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
  4. Модель кругооборота доходов и продуктов в экономике. Модель круговых потоков.

 

Функции макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели

Функции макроэкономики:

1. Познавательная - объясняет закономерности развития национальной экономики, причинно-следственные связи в экономике, явления экономической жизни общества, дает понимание общих целей и задач экономического развития.

2. Прикладная - макроэкономика может дать практические советы и рекомендации для проведения эффективной экономической политики.

3. Методологическая - другие науки могут использовать для своих целей макроэкономические результаты изучения функционирования национальной экономики.

Макроэкономика, решая проблемы национальной экономики, преследует конкретные, наиболее важные цели:

1. Рост национального производства, обеспечения населения товарами и услугами.

2. Снижение безработицы, повышение уровня занятости.

3. Обеспечение стабильного уровня цен и минимальной инфляции.

4. Обеспечение активного платежного баланса.

 

Наряду со стандартными методами научного исследования, являющимися универсальными для многих наук и более специфичными методами познания экономических явлений и процессов, макроэкономика активно использует и собственные приемы, продиктованные особенностями подхода.

Методы макроэкономики - это совокупность средств, приемов изучения предмета данной науки, т.е. конкретный набор инструментов.

Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Их можно подразделить на общенаучные и специфические методы исследования.

Общенаучные методы исследования включают метод научной абстракции, анализ; синтез; индукцию; дедукцию; единство исторического и логического; системно-функциональный анализ и др.

Макроэкономические агенты

Мы выше уже говорили, что все субъекты экономических отношений, т.е. все те, кто участвует в процессах производства, распределения, потребления и накопления благ, объединяются в четыре группы (сектора): домашние хозяйства, фирмы, государство и внешний мир.

Главными критериями отбора являются функции агента и источники финансирования, определяющие его экономическое поведение. К сектору домашних хозяйств относятся лица или группы лиц, имеющие собственный источник дохода, распоряжающиеся этим доходом в общих интересах и, как правило, живущие вместе. Это могут быть как семьи, состоящие из нескольких человек, так и индивиды.

Домашние хозяйства получают доход прежде всего, в качестве владельцев экономических ресурсов (факторов производства). Напомним, что экономическими ресурсами являются такие экономические (т.е. ограниченные) блага, которые необходимы для производства всех остальных товаров и услуг. Стандартный набор того, что нужно для производства, включает природные ресурсы (землю, полезные ископаемые), физический капитал (здания, оборудование), рабочую силу (труд наемных работников) и предпринимательский талант (умение организовать производство и готовность принимать на себя риск за финансовый результат). В производстве разных благ каждый вид ресурса имеет большее или меньшее значение по сравнению с другими.

Обычно в современной промышленно развитой экономике с крупным товарным производством и развитой сферой услуг главными факторами являются капитал и рабочая сила.

Доходы от производства домохозяйства получают в виде ренты, процента, заработной платы и прибыли.

В некоторых ситуациях владение ресурсами происходит опосредованно, через приобретение долевых ценных бумаг фирм, например акций; доходы акционеры получают из прибыли в виде дивидендов. Кроме того, домохозяйства могут финансировать приобретение ресурсов бизнесом, получая доходы от кредитования в виде процентов.

В качестве источника доходов домохозяйств внутри страны, кроме отечественного производства, выступает, конечно, и государство. С одной стороны, покупая государственные облигации, домохозяйства участвуют в финансировании дефицита государственного бюджета (недостатка средств вследствие превышения расходов над доходами) и получают по ним проценты. С другой стороны, государство выполняет функцию социального страхования и обеспечения граждан, выплачивая разного рода пособия и пенсии (по старости, инвалидности, безработице и т.д.). Такие односторонние платежи, при которых не происходит взаимного обмена благами, называются трансфертными платежами, или просто трансфертами.

Доходы домашним хозяйствам могут поступать из-за рубежа: от участия принадлежащих им ресурсов в производстве на территории других стран или в виде трансфертов.

Часть полученных доходов после уплаты подоходного налога и обязательных неналоговых платежей домохозяйства используют на покупку товаров и услуг. Другая, неизрасходованная часть дохода составляет сбережения домохозяйств. В идеальной экономике рациональный индивид не хранит сбережения дома, «в чулке», поскольку в этом случае возникают альтернативные издержки в виде упущенной выгоды. Он вкладывает сбережения в финансовые активы, приносящие доход, открывая таким образом доступ к этим деньгам фирмам и государству.

Итак, главными функциями сектора домохозяйств, определяющими его роль в экономике, являются:

• предоставление имеющихся в их распоряжении ресурсов фирмам для использования в производстве товаров и услуг;

• предъявление спроса на товары и услуги и расходование значительной части полученных доходов на потребление;

• накопление сбережений, которые используются для финансирования бизнеса и кредитования государства.

Сектор фирм (предприятий) представляет собой совокупность экономических агентов, которые осуществляют производство товаров и услуг, продающихся на рынке, и получают, таким образом, основной доход в виде выручки от их реализации.

В производственную деятельность этого сектора включается не только собственно процесс переработки сырья и создание нового продукта, но и оказание коммерческих услуг (в том числе финансовых), деятельность дистрибьютеров, импортеров — фирм, перепродающих товары, не изменяя обычно их качества.

Для того чтобы произвести товары или услуги, компании привлекают ресурсы домохозяйств, при этом собственниками всех ресурсов, кроме государственных, остаются люди (даже сами фирмы тоже принадлежат их владельцам). За пользование ресурсами фирмы выплачивают домохозяйствам заработную плату, ренту, процент, предприниматели получают доход в виде прибыли. Именно сфера производства является главным источником доходов населения, трансфертные платежи от государства — не более чем результат перераспределения доходов, заработанных в производстве.

Некоторые приобретенные фирмами ресурсы (например, станки, машины, оборудование, объекты недвижимости) используются в производстве в течение нескольких лет, участвуя в создании дохода не только в год их приобретения, но и в дальнейшем. Вложения фирм в производство с целью получения дохода в будущем называются инвестициями фирм.

С инвестиций начинается любой производственный процесс. Необходимы они и для поддержания объема выпуска, поскольку здания и особенно оборудование изнашиваются при эксплуатации и постепенно выбывают, сокращая таким образом запас капитала в экономике. Когда величина произведенных инвестиционных расходов превышает расходы, компенсирующие износ, запас капитала растет, а с ним увеличиваются и производственные возможности страны (при прочих равных условиях).

Для вложений в производство, окупающихся в течение нескольких лет, фирмы нуждаются в деньгах. При недостатке собственных средств для инвестирования им приходится обращаться к услугам кредиторов или увеличивать число собственников, выпуская акции.

Таким образом, главными функциями сектора фирм, или бизнеса, являются:

• производство товаров и услуг и удовлетворение потребностей экономических агентов в благах;

• вовлечение в производство имеющихся в экономике ресурсов и выплата доходов их владельцам;

• инвестирование в производственный сектор, способствующее росту производства и доходов в будущем.

Вместе с домохозяйствами фирмы составляют частный сектор экономики.

Функционирование современной экономической системы невозможно без государственного сектора, под которым в макроэкономике понимают совокупность организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов разных

уровней для предоставления нерыночных услуг (таких как обеспечение национальной безопасности, правопорядка, здравоохранение, образование и др.), перераспределения доходов в обществе и проведения экономической политики.

Даже если предположить, что государство никоим образом не вмешивается непосредственно в экономическую сферу, а только создает законодательную основу деятельности бизнеса и домашних хозяйств, гарантирует права соб ственности и контролирует соблюдение всеми участниками установленных «правил игры», значение его огромно. Иначе нормальное функционирование и развитие рынка было бы невозможно.

Но, разумеется, влияние государства даже в максимально свободной, рыночной системе не исчерпывается только правовой деятельностью. Одна из его наиболее важных экономических функций заключается в обеспечении экономики легитимным, общепризнанным средством обмена и платежа, т.е. деньгами.

Нужно признать, что рынок и без государства создал бы некое узнаваемое и признаваемое платежное средство, использование которого при обмене одних благ на другие существенно упростило и ускорило бы заключение сделок.

Примеров таких денег, появившихся без участия государства, в истории человечества было множество: золото и серебро, скот и пушнина, соль и сигареты, ракушки и зубы животных, долговые расписки (векселя) частных фирм и многое другое. В качестве денег использовался или товар, не менее ценный, чем блага, которые им оплачивали, или нечто символическое, само по себе не имеющее ценности или имеющее относительно небольшую ценность, но признаваемое участниками сделки. Однако ни товарные, ни символические негосударственные деньги не удовлетворяют потребностям современной экономики. При использовании товарных денег количество платежных средств в стране ограничивается имеющимся запасом этого товара. К тому же некоторая его часть обычно используется и по своему прямому назначению. Отсутствие возможности увеличения предложения денег в соответствии с ростом объемов производства и торговли рано или поздно становится фактором, сдерживающим экономический рост. Использование нескольких товаров в качестве денег, с одной стороны, решает проблему достаточности платежных средств лишь временно, с другой стороны, усложняет процесс обмена, снижает «прозрачность» рынков и их эффективность.

В случае символических денег обмен возможен только тогда, когда продавец реальных благ уверен в способности этих «символов» и в дальнейшем обмениваться на товары и услуги. Без гарантий государства в современной экономике функции платежных средств могли бы выполнять ценные бумаги конкретных фирм, банков или даже частных лиц.

Правда, платежеспособность таких денег зависела бы от процветания эмитента и упала бы до нуля при его банкротстве.

Такая система денежного обращения была бы достаточно рискованна для населения и, вероятно, не очень удобна.

Государство, принимая на себя обязательства по выпуску денег и гарантируя их способность обмениваться на реальные блага, решает проблемы, с которыми менее эффективно справляется рынок. Кроме того, регулируя количество денег в обращении, оно может изменять его таким образом, чтобы обеспечивать растущие потребности экономики: недостаток платежных средств перестает быть проблемой, препятствующей экономическому росту.

Не менее значимые функции государства вытекают из неспособности рыночной системы обеспечить в некоторых ситуациях эффективное использование ресурсов. Даже самый развитый рынок решает далеко не все проблемы, стоящие перед обществом. «Провалы» рынка на микроэкономическом уровне связаны с несовершенством конкуренции и усилением монопольных тенденций в ущерб потребителям, недостаточным производством общественных благ в силу их свойства «неисключаемости», неэффективностью использования ресурсов при наличии «внешних эффектов», неполнотой и асимметричностью информации на рынках

Если не во всех, то в большинстве случаев государство может устранять или минимизировать негативные последствия несовершенства рыночного механизма, принимая на себя часть функций (например, оказывая услуги населению в области здравоохранения, образования, поддержания правопорядка, регулирования деятельности естественных Монополий) или создавая соответствующие условия для бизнеса.

На уровне всей экономики рыночный механизм также не идеален. Безработица, инфляция, периодические спады экономической активности, кризисы, значительная степень неравенства доходов и социальная напряженность — типичные черты рыночной системы. Даже в наиболее благополучных странах люди теряют работу и сбережения из-за финансовых кризисов и иногда пессимистично смотрят в будущее. Но сегодня острота и возможные последствия этих проблем несопоставимы с тем, что было в относительно недавней истории.

Государство постоянно контролирует состояние экономики, следит за динамикой основных макроэкономических показателей и корректирует политику таким образом, чтобы предотвратить ухудшение экономической ситуации или, по крайней мере, уменьшить негативные последствия.

Меры, направленные на достижение полной занятости ресурсов, снижение инфляции до приемлемого уровня, не создающего проблем домашним хозяйствам и бизнесу, и обеспечение условий для устойчивого роста экономики, составляют основу стабилизационной политики. Для проведения такой политики в арсенале государства существуют методы бюджетно-налогового, кредитно-денежного и валютного регулирования.

Деятельность государства невозможна без налоговых поступлений. Налогами облагаются, прежде всего, доходы и собственность частного сектора (прямые налоги), а также некоторые виды его деятельности, включая покупку товаров и услуг (косвенные налоги).

Однако значение налоговой системы определяется не только финансированием государства. Взимая налоги с имеющих доход граждан и выплачивая пенсии и пособия людям, нуждающимся в социальной защите, государство выполняет функцию перераспределения первичных доходов и снижения степени неравенства в обществе.

Налогообложение бизнеса, в свою очередь, при наличии разных налоговых ставок и налоговых льгот приводит к перераспределению неспецифических производственных и финансовых ресурсов между отраслями, меняя структуру экономики. Например, предоставляя ряд льгот малому бизнесу, государство способствует развитию мелкого частного производства. А поскольку в большинстве случаев малый бизнес функционирует в сфере услуг, обычно более трудоемкой, чем выпуск товаров, такая политика одновременно успешно решает задачу сокращения безработицы. Снижение уровня налогообложения фирм, активно инвестирующих в капитальные активы (строительство, приобретение оборудования), стимулирует рост производственных воз можностей страны.

Итак, роль государственного сектора в экономической системе определяется такими его функциями, как:

• создание законодательных основ функционирования экономики и контроль за их соблюдением всеми экономическими агентами; гарантии прав собственности;

• обеспечение экономики национальной валютой и регулирование кредитно-денежного обращения;

• преодоление «провалов рынка» и производство нерыночных услуг (обеспечение национальной безопасности и правопорядка, здравоохранение, образование и др.);

• проведение стабилизационной политики, направленной на поддержание совокупного выпуска, снижение безработицы, инфляции и создание условий для устойчивого экономического роста;

• перераспределение доходов и предоставление социальной защиты гражданам;

• перераспределение ресурсов между разными секторами экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и других видов экономической политики.

В совокупности домашние хозяйства, фирмы и государство представляют собой национальную экономику.

Домохозяйства, фирмы и государственный сектор других стран относятся в макроэкономике к «внешнему миру», или иностранному сектору. Однако такое разделение довольно условно, поскольку фирмы и специалисты

могут работать на территории других стран как непродолжительное время, так и годами. В этом случае удобнее использовать понятия «резидент» и «нерезидент». Резидентами считаются все экономические агенты, независимо от национальности и гражданства, проживающие или занимающиеся производственной деятельностью на экономической территории страны не менее года. К резидентам относят также дипломатов, студентов и военнослужащих страны за границей, независимо от срока их пребывания. В терминах «резидент» и «нерезидент» к «внешнему миру» относятся нерезиденты.

Если иностранные экономические агенты допускаются на внутренние рынки, а национальные экономические агенты выходят на внешние рынки, экономика становится открытой для потоков благ, ресурсов и финансового капитала.

Прежде всего, рассмотрим участие страны в мировой торговле товарами и услугами. Если произведенные на ее территории блага приобретаются и потребляются иностранным сектором, страна экспортирует отечественный продукт. Экспорт может быть как видимым, в этом случае товарный поток пересекает границу государств, так и невидимым, когда иностранный сектор пользуется услугами, произведенными на территории страны-экспортера. К таким услугам относятся туризм, страхование, банковские операции и другие услуги, которые не регистрируются при пересечении границы.

Импорт, напротив, представляет собой покупки национальными экономическими агентами благ иностранного производства. При видимом импорте товары ввозятся на территорию страны, при невидимом — происходит потребление услуг, предоставляемых «внешним миром» за границей.

Возможность свободного экспорта-импорта благ обычно приводит к усилению конкуренции внутри страны за счет иностранных заменителей отечественных товаров и способствует выравниванию цен. Политика введения импортных пошлин, квот на импорт, вызывающая удорожание иностранных товаров на внутреннем рынке и ограничивающая их ввоз, называется протекционизмом.

Кроме обмена благами между странами возможно движение самих ресурсов (например, перемещение рабочей силы) и финансового капитала. Когда граждане нашей страны открывают счета в швейцарских банках или покупают недвижимость на итальянской Ривьере, а компании размещают свои акции на Лондонской фондовой бирже или берут кредиты у французских банкиров, происходит движение финансовых потоков через границу. Приобретение реальных и финансовых активов за рубежом приводит к вывозу капитала из страны, продажа отечественных активов внешнему миру сопровождается ввозом капитала в страну.

Понятно, что вместе с товарами, ресурсами и финансовыми активами через границу перемещается и валюта разных стран. Все сделки резидентов с внешним миром фиксируются в платежном балансе страны. Поступление иностранной валюты учитывается в балансе со знаком «плюс», расходование валюты — со знаком «минус». Разница между этими величинами показывает чистый приток (или отток) иностранной валюты, величина запаса этой валюты у резидентов при этом меняется.

Макроэкономические рынки

В реальной экономике все экономические агенты встречаются и взаимодействуют друг с другом на множестве рынков самых разнообразных товаров и услуг, рынке ценных бумаг, валютном рынке и пр. По типу блага, покупаемого и предлагаемого к продаже на каждом рынке, их можно объединить в четыре группы: товарный рынок, рынок ресурсов, финансовый рынок и валютный рынок.

Товарный рынок относится к реальному сектору экономики, на нем покупаются и продаются блага, обладающие реальной (не условной, как, например, у ценных бумаг) внутренней ценностью. Продукты питания, одежда, бытовая техника, компьютеры, юридические, медицинские и образовательные услуги, производственное оборудование и строительные материалы — все блага, которые производятся в стране, обмениваются на товарном рынке.

Агрегированный товарный рынок обладает всеми атрибутами обычного рынка. На нем тоже формируются спрос и предложение, устанавливается равновесие. Однако поскольку это рынок, на котором продается и покупается сразу все, что производится в стране, он имеет множество особенностей.

Во-первых, покупателями на этом рынке выступают не только люди, но и фирмы, и государство, и внешний мир, т.е. все сектора экономики. Предлагает товар к продаже производственный сектор, т.е. фирмы, функционирующие на территории страны.

Во-вторых, объемы спроса и предложения на этом рынке невозможно измерить в натуральных показателях, поскольку тонны, кубометры, декалитры и прочие единицы счета благ на отдельных рынках бессмысленно складывать друг с другом. Единственный способ сделать это корректно — перейти к денежным показателям. В макроэкономике количество всех товаров и услуг — произведенных, проданных, предлагаемых к продаже, экспортированных и прочих — измеряется в деньгах как рыночная стоимость соответствующего набора.

В-третьих, цена на товарном рынке тоже особенная. Прежде всего надо сказать, что это не среднее арифметическое цен на конкретные блага, как может показаться на первый взгляд. Более того, этот показатель измеряется даже не в денежных единицах. Это индекс, величина которого показывает общий уровень цен в экономике в рассматриваемом периоде по сравнению с периодом (базовым периодом), принимаемым за «точку отсчета». Если, к примеру, индекс цен в текущем году равен двум, это значит, что общая рыночная стоимость произведенных в стране товаров и услуг в два раза выше, чем была бы их стоимость в ценах базового года1. Когда общий уровень цен в экономике растет от периода к периоду, это называется инфляцией

Совокупным (агрегированным) спросом на товарном рынке называется суммарная рыночная стоимость благ, которые все экономические агенты хотят и могут приобрести при каждом возможном уровне цен.

Совокупное (агрегированное) предложение показывает суммарную рыночную стоимость благ, которые фирмы готовы произвести и продать при каждом возможном уровне цен. При фактически существующем уровне цен объем предложения на товарном рынке равен рыночной стоимости произведенного на территории страны продукта. Так как в реальной экономике, открытой для ввоза благ, на рынках продаются и иностранные товары и услуги, для определения показателей отечественного производства из суммарного объема продаж на внутреннем рынке вычитается общая стоимость импорта.

Если при сложившемся уровне цен все экономические агенты хотят и могут приобрести такое количество товаров и услуг, которое предлагается к продаже (т.е. объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения), значит, на товарном рынке сложилась ситуация равновесия.

Изменения совокупного спроса или совокупного предложения выводят рынок из равновесного состояния. Если растет платежеспособный спрос, фирмы расширяют производство, привлекая больше ресурсов; домашние хозяйства получают больший доход, государство собирает больше налогов. Все три сектора национальной экономики имеют стимул и возможности приобретать больше благ и в будущем. Недостаток совокупных расходов на товарном рынке может привести к спаду производства, безработице и снижению доходов. Периодические колебания совокупного объема производства, доходов, занятости и прочих макроэкономических показателей называются циклами деловой активности, или просто «деловыми циклами». Если при этом в среднем на достаточно продолжительном интервале времени совокупное производство и доходы растут, значит, в стране идет экономический рост.

На рынке ресурсов фирмы привлекают необходимые им для производства благ ресурсы, при этом их владельцами остаются домашние хозяйства, а к фирмам переходит право временного пользования этими ресурсами в производственном процессе. Иногда говорят, что фирмы покупают на рынке факторов услуги ресурсов.

Хотя, как уже упоминалось, к экономическим ресурсам относятся рабочая сила, физический капитал, земля с ее богатствами и предпринимательские способности людей, наибольшее внимание привлекает именно рынок труда. Это объясняется многими причинами. Прежде всего тем, что на долю наемного труда приходится большая часть факторных доходов (в развитых странах эта доля составляет около двух третей), а значит, именно труд является для домашних хозяйств основным источником средств к существованию.

К тому же для многих людей работа важна как способ самореализации, возможность общения с близкими по интересам людьми. Потеря работы часто воспринимается как личная трагедия, а когда это явление становится массовым, например во время кризисов, или приобретает хронический характер, оно создает проблемы для всего общества. Но именно рынок труда в большей степени, чем все остальные факторные рынки, отличается неполным использованием ресурсов — безработицей.

Поскольку лишь часть населения является экономически активной, т.е. способна и хотела бы участвовать в общественном производстве, только она и может быть экономическим ресурсом, рабочей силой. Соответственно, безработица возникает, если не все экономически активное население имеет работу, некоторые граждане находятся в поиске или, как, например, сезонные рабочие, ожидают выхода на работу.

Очевидно, что в действительности рабочая сила неоднородна: едва ли можно найти двух абсолютно одинаковых работников по профессии, образованию, квалификации и личным качествам. Однако в отличие от микроэкономического (отраслевого) рынка в макроэкономических моделях эти различия не учитываются, хотя в целом эти рынки имеют много общих характеристик.

Как и на отраслевом рынке труда, в макроэкономике спрос на труд показывает, какое количество труда фирмы хотели бы использовать в производственном процессе при любой возможной ставке заработной платы в настоящий момент при сложившихся экономических условиях. Предложение труда определяется количеством труда, которое домашние хозяйства готовы предложить фирмам при любой возможной ставке заработной платы. Рынок придет к равновесию, если при существующем уровне оплаты труда фирмы готовы нанять всех желающих работать, т.е. количество рабочих мест соответствует численности рабочей силы.

На рынке капитала фирмы покупают услуги капитала, принадлежащего домашним хозяйствам. Обычно это происходит, если предприниматели используют принадлежащие им строения и оборудование или арендуют его у других владельцев. «Ценой» привлечения собственного капитала являются издержки упущенных возможностей, например, в виде ставки банковского процента по вкладам. А «цена» арендованного капитала не может превышать ставки процента по кредитам, поскольку тогда фирме было бы выгоднее приобрести капитальные блага на товарном рынке, используя заемные средства. Поэтому во многих макроэкономических моделях в качестве «цены» капитала выступает ставка процента. Более «продвинутые» теории учитывают и степень износа капитала в процессе эксплуатации.

Количество капитальных благ, как и всех других товаров, измеряется в денежных единицах.

Рынок земли обычно рассматривается на микроэкономическом уровне. Поскольку предложение земли ограничено и речь может идти только о переходе прав собственности на конкретные участки, для макроэкономики этот рынок не представляет интереса.

Финансовый рынок включает рынок денег и рынок финансовых активов.

Обсуждая экономические функции государства, уже упоминалось о деньгах как об общепризнанном, узнаваемом средстве обмена и платежа. Добавим еще, что одним из наиболее важных свойств денег является их ликвидность, т.е. способность быстро и без дополнительных затрат обмениваться на другие активы. Фактически именно это свойство и объясняет, почему люди хотят иметь деньги, ведь сами по себе они не представляют ценности, а хранение их не приносит дохода. Только гарантированная возможность обмена неких символических знаков на реальные товары и услуги делает эти знаки деньгами и обеспечивает спрос на них со стороны экономических агентов.

Монопольным правом на выпуск денег (эмиссию) обладает центральный банк страны. Однако на общее предложение платежных средств (денежную массу) оказывает влияние вся банковская система, т.е. и коммерческие банки.

Цена денег тоже не абстрактное понятие, как это может показаться на первый взгляд. Хотя никакой покупки гривень за гривни в явном виде не происходит, владение даже собственными деньгами не бесплатно. Когда есть возможность использовать эти деньги с целью получения дохода — положить в банк под процент или приобрести ценные бумаги, ценой владения денег является этот упущенный доход, который они могли бы принести владельцу (в самом простом случае это процент по вкладам в коммерческих банках). Для экономического агента, нуждающегося в деньгах, цена получения денег равна проценту от суммы кредита, который он должен заплатить кредитору.

В реальной экономике существует много ставок процента: по разным видам депозитов (вкладов) и кредитов. Макроэкономическая теория абстрагируется от этого многообразия. В качестве цены денег можно ориентироваться, например, на процентную ставку по операциям центрального банка (учетную ставку, или ставку рефинансирования)

Таким образом, спрос на деньги (т.е. спрос на ликвидность) показывает, каким количеством денег хотят пользоваться экономические агенты при каждой возможной ставке процента, а предложение — сколько денег при каждойвозможной ставке процента может быть в экономике. Недостаток денег приводит к росту процента, т.е. подорожаниюденег и кредитов, их избыток — к снижению и процента,и, соответственно, цены денег.

По сравнению с деньгами финансовые активы обладают гораздо меньшей ликвидностью. Главное их преимущество относится к другой сфере: они приносят их владельцу доход. Фактически выбор между владением деньгами и приобретением финансовых активов сводится к выбору между ликвидностью и доходностью.

Вопросы для самоконтроля

1. На каких фактах основано макроэкономика?

2. Какие вы знаете различия между экономическими системами?

3. Что является объектом макроэкономики?

4. Что выступает субъектом в макроэкономике? Назовите их.

5. Какие средства координации экономической деятельности вы знаете?

6. Перечислите модели смешанной экономике, охарактеризуйте их.

7. Назовите функции макроэкономики и объясните, в чем каждая из них?

8. Какие цели преследует макроэкономика при решении проблем национальной экономики?

9. Назовите и охарактеризуйте методы исследования, используемые в макроэкономике.

10. В чем вы видите различия между положительной и нормативной макроэкономикой?

 

ТЕМА 1

Введение в макроэкономику

 

  1. Объект и предмет макроэкономики. Исторический экскурс.
  2. Функции макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели.
  3. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
  4. Модель кругооборота доходов и продуктов в экономике. Модель круговых потоков.

 

Объект и предмет макроэкономики. Исторический экскурс.

Макроэкономика – это наука, изучающая экономику как единое целое, а также важнейшие ее сектора и рынки. Термин «макро» (большой) указывает, что предметом исследования данной науки являются крупномасштабные экономические проблемы.

Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, изучающая экономические отношения, категории, законы и закономерности, проявляющиеся в национальной экономике и на межгосударственном уровне.

Экономическая система - это определенный способ организации национальной экономики.

Национальная экономика в одной стране существенно отличается от национальной экономики в другой стране, в зависимости от производственных отношений, сложившихся между различными экономическими субъектами.

В основе разногласий экономических систем лежит:

1. Механизм согласования деятельности субъектов хозяйственной деятельности.

2. Механизм реализации собственности на факторы производства и производимые блага.

3. Механизм распределения и перераспределения созданного национального продукта.

Объектом макроэкономики является экономическая система на уровне национального хозяйства.

Субъектом макроэкономики является любая отдельная самостоятельно действующая в экономике единица.

Отношения между субъектами, связи между ними всегда упорядочены, организованы, скоординированы тем или иным образом. В национальной экономике экономическими субъектами являются домохозяйства, фирмы и государство. В настоящее время известны два основных способа координации отношений экономических субъектов: рыночный и централизованно.

Выделяют рыночную экономику свободной конкуренции - характеризуется господством частной собственности, отсутствием вмешательства со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Командная экономика - все решения, касающиеся производства и распределения продукта, принимаются центром, преобладает государственная форма собственности и централизованное планирование.

Смешанная экономика - основана на сочетании различных форм хозяйствования и видов собственности.

Традиционная экономика - характерна для отсталых в экономическом отношении стран, основывается на обычаях и традициях.

Наиболее эффективной является смешанная экономическая система. Однако и среди смешанной экономики в мире не существует единой модели. Исходя из исторических особенностей развития каждой страны, роли и выбора приоритетов общественного развития выделяют следующие модели смешанной экономики:

1. Консервативная модель - предусматривает всестороннюю поддержку и стимулирование предпринимательства, достижения индивидуального успеха, обогащения наиболее активной части населения. Группам населения с низкими доходами государство обеспечивает приемлемый уровень жизни за счет льгот и помощи.

2. Либеральная модель - характеризуется значительным вмешательством государства в хо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.56 (0.019 с.)