Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности макроэкономики как объекта↑ Стр 1 из 26Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Седов В.В. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Часть 3. Макроэкономика Учебное пособие Челябинск 2002 ББК С Седов В.В. С Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2002. 126 с.
ISBN
В учебном пособии раскрывается содержание курса макроэкономики как составной части общего курса экономической теории. Рассматриваются вопросы, дающие общее представление о национальной экономике, ее главных сферах, агрегированных элементах и основных субъектах. Объектом особого внимания являются механизм функционирования экономики, макроэкономические проблемы и способы их разрешения. Предназначено для студентов экономических вузов и факультетов.
Печатается по решению редакционноно-издательского совета Челябинского государственного университета.
Рецензенты: Кафедра экономики, бизнеса и управления Университета Российской Академии образования; доктор экономических наук, профессор Южно-Уральского государственного университета В.И.Бархатов
С Без. Объявл. ББК
ISBN С Челябинский государственный Университет, 2002
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое читателю учебное пособие представляется собой третью – завершающую часть курса экономической теории. В предыдущих частях были изложены теоретически основы экономики как хозяйственной системы и особенности ее функционирования на микроуровне. В этой части рассматриваются вопросы функционирования национальной экономики взятой в целом – на макроуровне. Материал пособия изложен в определенной логической последовательности. Начинает его глава, имеющая метологический характер. В ней раскрываются особенности макроэкономики как науки и как объекта исследования. Вторая глава дает представление о национальной экономике вообще и основных показателях ее развития. Затем рассматриваются вопросы ее функционирования в процессе общественного воспроизводства, включая вопросы макроэкономического равновесия. Четвертая и пятая главы посвящены анализу важнейших и взаимосвязанных сфер национальной экономики – денежной и финансовой. Последующие главы раскрывают экономическую динамку, особенности этой динамики в условиях господства рыночных отношений, проблемы, возникающие в ходе развития экономики как хозяйственной системы. Завершающие главы содержат материал, связанный с государственным регулированием национальной экономики. Как и в предыдущих частях, в соответствии с принципом научности автор старался избегать односторонности в раскрытии теоретических вопросов макроэкономики. Читатель может ознакомиться с различными точками зрения по наиболее сложным вопросам. В целом с учетом общей сложности макроэкономики как науки автор стремился к простоте изложения материала. Для проверки понимания содержания изучаемого материала каждая глава заканчивается перечнем вопросов и заданий. Предполагается, что читатель, прежде чем перейти к изучению следующей главы, должен подумать над вопросами и выполнить предлагаемые задания. Поскольку данное учебное пособие является продолжением двух предыдущих, материал излагается в расчете на то, что читатель знаком с содержанием предыдущих частей. Будучи ограниченым по объему, пособие не предендует на всю полноту раскрытия рассматриваемых в нем вопросов. Главная задача пособия – дать целостное представление о национальной экономике как общественной системе с ее основными элементами и возникающими между ними связями и отношениями. Отдельные положения макроэкономики, не «работающие» на эту задачу, в содержание пособия не включены. Однако читатель для углубления своих знаний может обратититься к литературе, список которой приведен в конце пособия.
Глава 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ И КАК НАУКА Данная глава является вводной и носит методологический характер. Ознакомившись с ней, читатель получит общее представление о макроэкономике как об объекте изучения и как науке. Особое внимание уделяется особенностям предмета и методов макроэкономики как науки, что призвано помочь успешному усвоению этой завершающей части курса экономической теории.
Особенности макроэкономики как объекта Изучения и как науки Анализ макроэкономики как объекта исследования и как науки начнем с раскрытия содержания самого слова «макроэкономика». Как и слово «экономика» оно имеет два значения. Мы уже знаем, что слово «экономика» имеет два значения - «хозяйство» и «наука о хозяйстве». Добавляемая к данному слову приставка «макро» в переводе с греческого означает «большой», «крупный». Тем самым «макроэкономика» дословно означает «большое хозяйство» и «наука о большом хозяйстве». Более точный смысл понятия «макроэкономика» заключается в том, что оно означает, во-первых, народное хозяйство или национальную экономику, взятую в целом в виде совокупности укрупненных экономических отношений и связей, возникающих между сферами, подразделениями, отраслями, секторами и представляющими их агрегированными субъектами. К этим субъектам относятся фирмы (предприятия), потребители, инвесторы, государство и т.д. Во-вторых, «макроэкономика» - это раздел экономической науки, изучающий национальное хозяйство и его укрупненные части как свой объект. Несмотря на то, что макроэкономические вопросы были объектом внимания экономической науки с момента ее возникновения, можно сказать, что систематизированные основы макроэкономики как науки были заложены английским экономистом Д.Кейнсом в вышедшей в 1936 г. книге «Общая теория занятости, процента и денег». Книга была посвящена проблемам рыночной экономики взятой в целом и необходимости ее государственного регулирования. Государственное воздействие на рыночную экономику как осознанный и целенаправленный процесс в западных странах активно начало проявлять себя в годы второй мировой войны под воздействием чрезвычайных обстоятельств. Но и после войны оно не ослабло и стало устойчивым, постоянно действующим феноменом, приняв форму дирижизма. Роль государства в рыночной экономике требовала дальнейшего теоретического обоснования и объяснения. Реакцией на эту потребность в западной экономической науке явилось возникновение в 50-е гг. раздела «Макроэкономика». До этого в экономической теории не было четкого деления на принятые ныне части «Микроэкономику» и «Макроэкономику». Так что можно говорить об относительной молодости макроэкономики как науки. Заметим, что до появления работ Д.Кейнса в западной экономической науке господствовал неоклассический взгляд на экономику как совокупность микроагентов, взаимодействующих друг с другом через рынок. Вследствие этого экомический анализ был сосредоточен на микроуровне - изучалось поведение хозяйствующих субъектов в системе рыночных отношений. Макроуровень представлялся как стихийно возникающий результат взаимодействий на микроуровне. Что касается отечественной, советской политической экономии, то в ней было деление курса на политэкономию капитализма и политэкономию социализма, содержание которых противопоставлялось друг другу. Капитализм рассматривался как общество, базирующееся на стихийно развивающейся экономике, а социализм – на сознательно развиваемой планомерной экономике. Соответственно при анализе капитализма преобладал микроэкономический подход, а при анализе социализма – макроэкономический, так как многие вопросы рассматривались через призму планомерности. Но специального деления курса на микро- и макроэкономику также не было. К настоящему времени четко обозначились следующие особенности макроэкономики как науки. 1. Подход к экономике как к совокупности укрупненных элементов, сфер, секторов, отраслей. Так, макроэкономика рассматривает не отдельные товары, а их совокупность в виде валового национального продукта, не деньги как таковые, а денежную массу и денежные агрегаты, не спрос или предложение на рынке отдельных товаров, а совокупный спрос и совокупное предложение и т.д. 2. Подход к национальной экономике как к сфере общественного воспроизводства. Это означает, что рассматриваемые в экономике процессы рассматриваются как постоянно возобновляемые и взаимосвязаные друг с другом, находящиеся в определенном количественном соотношении. Соответственно экономика рассматривается как система, находящаяся в равновесном или неравновесном состоянии. 3. Динамический подход к рассмотрению национальной экономики. Он предполагает учет того, что экономика как общественная система находится в постоянном движении и изменении, трансформируются ее отдельные элементы, происходят структурные сдвиги. 4. Статистический подход к анализу состояния национальной экономики, предполагающий использование, оперирование данными национальной и международной статистики. Как правило, речь идет об укрупненных данных, характеризующих, например, величину валового национального продукта или национального дохода, денежную массу и т.д. Статистика помогает особенно отчетливо видеть динамику национальной экономики. 5. Социально-экономический подход к национальной экономике, требующий рассмотрения не только экономических, но и социальных вопросов и проблем, например, вопросов занятости, проблем безработицы, уровня и качества жизни и т.д. 6. Подход к национальной экономике как части мировой экономики. Это предполагает широкое использование данных не только по национальной экономике, но и мировому хозяйству, рассмотрение вопросов взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством и т.д. 7. Выделение государства как субъекта макроэкономики, причем единственного субъекта, способно оказывать на национальную экономику целенаправленное и регулирующее воздействие. Вот почему особым объектом исследования макроэкономики как науки является экономическая политика государства. Учет отмеченных особенностей позволяет обозначить предмет макроэкономики как науки. Предметом макроэкономики является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с мировым хозяйством.
Как науки
Поскольку макроэкономика является составной частью экономической теории, она использует те же методы, что и экономическая наука как таковая. Но специфика объекта и предмета макроэкономики как науки обусловливает особенности применения общеэкономических методов. Так, для макроэкономики особое значение имеет метод наблюдения. Здесь он тесно переплетается со статистическим методом, предполагая широкое использование данных национальной и международной статистики. Именно они дают представление о состоянии экономики и происходящих в ней процессах. Очевидно, что такое представление можно получить, применяя к данным статистики метод анализа. Причем, в макроэкономике анализ статистических данных строится на сочетании статического и динамического подходов к экономике. Данные на какую-то дату (например, на конец года) характеризуют статическое состояние экономики – ее состояние на данный момент. Но когда они сравниваются с данными за предшествующий период (например, начало года), то возникает динамическая картина, характеризующая движение экономики за определенный период времени. Макрокономическому анализу хорошо помогает графический метод, позволяющий наглядно представить состояние экономики на какой-то момент (например, диаграмма можеть дать представление о доле каждого сектора экономики в объеме национального производства) или происшедшие в экономике изменения за какой-то перирод времени (например, с помощью графика можно увидеть темпы экономического роста). Наличие всеобщей связи в экономики требует широкого использование макроэкономикой диалектического и функционального методов. Диалектика предполагает рассмотрение отдельных составляющих национальной экономики в тесной взаимосвязи с другими элементами, в их развитии и изменении. Функциональный метод позволяет увидеть зависимости между элементами экономики, например, зависимость совокупного спроса от наличия в сфере товарного обращения денежной массы. Функциональный метод оказывается тесно связанным с математическим методом и методом моделирования. Как известно, модель представляет собой упрощенный образ реальных объектов и явлений, поэтому макроэкономика широко использует модели национальной экономики, модели денежного обращения, воспроизводства общественного продукта и т.д. Моделирование, в свою очередь, предполагает абстрагирование, то есть отвлечение от конкретных признаков и свойств изучаемых объектов и явлений и выделение главного, наиболее существенного, характерного для данных объектов и явлений. Так что сами модели предстают как абстракции. Правильное использование методов исследования национальной экономики позволяет макроэкономике должным образом выполнять свои функции. Функции макроэкономики те же, что и экономической теории в целом: теоретико-методологическая, методологическая, прогностическая и практическая. Но есть у них и своя специфика. Она заключается в выдвижении на первое место практической функции. Длительное время, еще со времен А.Смита, считалось, что экономическая теория должна просто описывать происходящие на макроуровне явления. Экономисты полагали, что свободное предпринимательство, игра сил рынка сами по себе, стихийно, автоматически обеспечивают экономическое развитие. Государственное вмешательство в экономику считалось недопустимым. Государству предписывалось соблюдать принцип laissez-faire, то есть принцип невмешательства, предоставления экономике действовать без какого-либо вмешательства со стороны государства. Роль последнего сводилась к обязанностям своеобразного «сторожа», охраняющего страну от вторжения на ее территорию врагов и поддерживающего в ней внутренний порядок. Из этого принципа вытекало, что экономическая наука должна лишь объяснять то, что происходит в экономике, и не думать над вопросами ее регулирования, поскольку предложить в этом плане что-то более совершенное по сравнению с рынком она не может. В 90-е гг. с началом «радикальных рыночных реформ», давно ставший анахронизмом принцип laissez-faire был возрожден в России. На вооружение «реформаторов» был взят лозунг: «Рынок все поставит на место». В результате страна оказалась отброшенной в ранг слаборазвитых государств, практически лишившись всех видов национальной безопасности, прежде всего экономической. Между тем, еще в середине XIX века английский экономист Дж.Ст.Милль указывал на необходимость дополнения рыночного механизма мерами со стороны государства. Он отмечал, что рыночный механизм хорошо регулирует и стимулирует производство, но с социальной точки зрения из рук вон плохо обеспечивает распределение производимых благ. В итоге богатство немногих соседствует с бедностью и нищетой большинства населения. Вот почему он считал необходимым для государства вмешиваться в распределение. К.Маркс пошел дальше. Он подверг критике идею об эффективности рыночного механизма и в отношении производства, указав на необходимость перехода от стихийного развития к сознательно направляемому развитию экономики. Идея присутствия в экономике планомерного начала воплотилась в СССР. Переход на планомерный путь развития позволил стране с 6 места в мире по объему производства выйти на 2 место и за короткое время превратиться во вторую по экономической и военной мощи мировую сверхдержаву. В послевоенный период по примеру СССР планирование стали использовать многие страны, в том числе страны с рыночной экономики. В настоящее время трудно найти страну, которая развивалась бы по принципу laissez-faire. В развитых странах этот принцип сменился принципом направленного развития. Западная экономическая наука возникновение практической функции макроэкономики связывает с именем Д.Кейнса, который еще в 30-е гг. ХХ века обосновал необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при сохранении ее рыночного статуса и предложил конкретные варианты такого вмешательства. В послевоенный период идеи Кейнса получили дальнейшее развитие. Особый упор был сделан на проблеме динамического равновесия национальной экономики, на выборе средств обеспечения экономического роста. Тем самым изменился и статус макроэкономики как науки. Из сугубо описательной она превратилась в практическую науку. Наряду с позитивным она приобрела нормативный характер. Макроэкономика не только дает картину состояния национальной экономики, но и указывает на то, какой может быть экономика, если будут приняты соответствующие меры в рамках государственной экономической политики. С практической тесно связана прогностическая функция макроэкономики. Эта наука способна давать прогнозы относительно возможного состояния национальной экономики в будущем. Например, экономисты накануне 2002 г. дали прогноз темпов роста российской экономики в данном году, который в основном сбывается. Прогнозы нередко носят вариативный характер и строятся по принципу «будет то-то, если…» Например, макроэкономика может вполне точно предсказать снижение темпов экономического роста в России при понижении цен на нефть на мировом рынке. Наконец, макроэкономика выполняет и методологическую функцию, став методологической основой для конкретных экономических наук, занятых вопросами банковского дела, финансов, кредита, денежного обращения и т.д., а также вопросами экономической политики государства.
Контрольные вопросы и задания 1. Объясните смысл понятия «макроэкономика». Когда и почему возникла макроэкономика как наука? 2. Почему господство неоклассической школы в экономической теории принижало значение макроэкономики как науки? 3. Укажите на основные особенности макроэкономики как науки. Каков ее предмет? 4. В чем специфика методов макроэкономики как науки? Какую роль играет национальная статистика в мароэкономике? 5. Перечислите функции макроэкономики как науки? Чем можно объяснить тот факт, что прогнозы экономистов относительно будущего состояния национальной экономики не всегда сбываются? 6. Почему среди функций макроэкономики выделяется практическая функция? Чем можно объяснить то, что сугубо теоретическая работа Д.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» приобрела практическое значение?
Система национальных счетов Движение ВНП и его составных частей находит отражение в системе национальных счетов. Система национальных счетов (СНС) представляет собой систему балансов – агрегированных показателей кругооборота доходов и расходов, позволяющих измерять результаты экономической деятельности и принимать решения по регулированию и прогнозированию экономического развития. Балансы можно представить в виде таблиц, отражающих, с одной стороны, наличие ресурсов, а с другой – их использование. Слово «баланс», означающие в переводе с французского «весы», очень точно отражает содержание этой системы. В хозяйственной практике система балансов представляет совокупность таблиц, в которых на одной стороне отражены данные по имеющимся ресурсам, а на другой – данные о том, на что они будут использоваться (расходоваться). Такие балансы составляются как на микро-, так и на макроуровне. На микроуровне их составляют предприятия, государственные учреждения, финансовые организации. Ведь любая фирма и организация осуществляет операции как плательщик и как получатель денежных средств. Эти операция находят отражение в бухгалтерских счетах. В них доходы записываются как поступления ресурсов, а расходы как их использование. В совокупности использование (расходы) должны быть равны ресурсам (доходам), так как нельзя использовать больше имеющихся ресурсов. В масштабе всей национальной экономики на основании этих операций можно построить сводную таблицу, показывающую равенство между доходами как совокупными ресурсами и совокупным использованием этих ресурсов.
Таблица 2.1. Баланс доходов и расходов в национальной экономике
Таблица показывает, что в ней содержатся те статьи доходов и расходов, которые в совокупности определяют величину ВНП. Внося соответствующие поправки, можно составлять таблицы по формированию и использованию валового внутреннего продукта, чистого национального продукта, национального дохода, личного дохода и т.д. Заметим, что подобная система национальных счетов возникла в 30-е гг. на основе положений Д.Кейнса о необходимости учета реального дохода страны, объема потребления в ней, сбережений и инвестиций. Значительный вклад в ее создание внес американский экономист С.Кузнец. В 1953 г. появилась стандартная система национальных счетов, взятая на вооружение ООН. В 1968 г. эта система приобрела интегрированный характер, объединив3 межотраслевые, финансовые и имущественные балансы. С 1988 г. СНС стала внедряться и в СССР. В 1993 г. Статистический Комитет ООН одобрил третий вариант международных стандартов СНС, в которых более детально отражено распределение доходов. Последовательно описывается образование доходов, первичное и вторичное распределение, а также конечное использование располагаемых доходов. В настоящее более 150 государств применяет систему национальных счетов. С 1993 г. система внедряется и в России. Здесь она включает следующие счета: - счет товаров и услуг, - счет производства, - счет образования первичных доходов, - счет распределения первичных доходов, - счет вторичного распределения доходов, - счет использования доходов, - счет операций с капиталом. Указанный перечень счетов показывает на возможность повторного счета некоторых доходов, благодаря чему размеры ВНП могут завышаться еще в большей степени, чем размеры СОП. Тем не менее, данная система помогает государству решать три очень важные для него задачи: 1. Видеть существующие в экономике взаимосвязи и выявлять возникающие проблемы, их масштаб, значение для всей экономики. 2. Принимать меры целенаправленного воздействия на экономику. 3. Видеть влияние этих мер на экономику и при необходимости вносить в них коррективы. В последующем при рассмотрении государственного регулирования экономики мы получим возможность более подробно ознакомится с этими мерами.
Контрольные вопросы и задания
1. Что следует понимать под национальной экономикой? Каковы ее основные субъекты и объекты? 2. Каков состав СОП по стоимости и по натурально-вещественной форме? Что его объединяет с ВОП и что различает? 3. Что такое повторный счет и как он влияет на величину СОП? Чем отличается совокупный продукт от конечного продукта? В стране добыто нефти на 10 млрд. руб., произведено металла на 7 млрд. руб., автомобилей на 30 млрд., компьютеров на 2 млрд., хлеба и молока на 5 млрд. руб. Если представить, что все это образует общественный продукт, то какова будет величина СОП и КОП? 4. Что такое ВНП и чем он отличается от СОП? Как через ВНП проявляется связь национальной экономики с мировым хозяйством? В чем сходство ВНП с ВВП и в чем различие? 5. Какими методами определяется величина ВНП? Почему не достаточно использовать лишь один метод? Определите размеры ВНП, используя следующие данные, выраженные в млрд. руб.: личные потребительские расходы – 345, объем потребленного капитала – 50, косвенные налоги на бизнес – 35, валовые частные инвестиции – 90, заработная плата наемных работников – 250, арендная плата – 5, государственные закупки товаров – 85, процент – 40, доход от индивидуальных вложений - 35, налог на прибыль корпораций – 15, чистый экспорт – 20, дивиденды – 40, нераспределенная прибыль корпораций – 70. 6. Глава семьи Ивановых за аренду дома платил 5 тыс. руб. в месяц. Взяв в банке ссуду в 300 тыс. руб., он купил дом и теперь платит банку проценты 60 тыс. руб. в год. Как эта сделка отразилась на величине ВНП? 7. Что такое дефлятор ВНП и зачем он необходим? Как определить дефлятор ВНП при меняющемся наборе товаров, входящих в ВНП? В текущем году сумма цен товаров составила 100 млрд. руб. В ценах предыдущего года это же набор товаров составлял 90 млрд. руб. Определите индекс Пааше. 8. С 2000 г. по 2002 г. ВНП страны возрос с 320 млрд. руб. до 356 млрд. Цены за это время возросли на 25%. Как изменился реальный ВНП? 9. Как распределяется ВНП и на какие его составные части он делится? Как используется ВНП? 10. Что собой представляет система национальных счетов? Объясните необходимость ее существования в странах с рыночной экономикой.
С совокупным спросом
Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях. Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю. Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако, в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем, производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения. Знание источников совокупного предложение позволяет лучше увидеть его факторы. Они также делятся на ценовые и неценовые. К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые товары и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: выше уровень – выше предложение и наоборот. Подобная зависимость иллюстрируется с помощью кривой предложения:
Р AS
P2
P1 Рис.3.2
0 Q1 Q2 Q
Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен. Показанная на рисунке зависимость совокупного спроса от уровня цен возникает вследствие следующих причин: 1. Роста выгодности производства при опережающем повышение цен на конечные товары по сравнению с ростом цен на факторные товары. В том числе рост производства возможен за счет заемных средств, если повышение уровня цен опережает рост ставки ссудного процента. 2. Вовлечения товарной массы из запасов в ответ на повышение цен на товары. 3. Расширения импорта, если рост уровня цен не отражает девальвацию национальной валюты. К неценовым факторам отнесем: 1. Наличие у предприятий незанятых факторов производства. В этом случае возможен рост совокупного предложения. Их отсутствие делает это невозможным даже при повышении уровня цен. Эту ситуацию можно изобразить с помощью различного наклона кривой предложения. Р AS
P2 Рис. 3.3 Р1
0 Q1 Q2 Q
Рис. 3.3. показывает, что объем совокупного предложения до величины 0Q2 обеспечивается за счет вовлечения в процесс производства товаров дополнительных факторов (производственных мощностей, работников, земельных участков), но далее рост предложения оказывается невозможным из-за отсутствия незанятых факторов, - становится возможным лишь ценовое нарастание ВНП как источника совокупного предложения. В макроэкономике горизонтальный отрезок кривой предложения получил название кейнсианского, поскольку именно Д.Кейнс особое внимание уделял ситуации с неполной занятостью факторов производства. Вертикальный отрезок кривой называется классическим, поскольку классики считаются полную занятость факторов производства наиболее типичной для рыночной экономики. 2. Более высокой производительности новых факторов производства, применяемых взамен старых, выбывающих из производства. Если новые факторы более производительны, то возможен рост производства и совокупного предложения без количественного увеличения факторов производства. 3. Уровень издержек производства, в том числе обусловленный повышением цен на них. Если цены на факторные товары растут быстрее цен на товары, производимые с помощью этих факторов, то предложение меняется в сторону уменьшения. Эту ситуацию удобно изобразить с помощью смещения кривой совокупного предложения влево от исходного положения. Соответственно, все то, что влияет на уровень издержек, предстает как фактор совокупного предложения, например, налоги, ставка ссудного процента, уровень заработной платы и т.д. Здесь в качестве фактора совокупного предложения можно рассматривать и политику государства, влияющую и на уровень налогов, и на ставку процента и т.д. 4. Товарные запасы и состояние складского хозяйства, определяющее возможность делать такие запасы. 5. Степень открытости национальной экономики и соотношение между экспортом и импортом товаров в данной стране. 6. Экономическая конъюнктура. 7. Совокупный спрос. Изменение совокупного предложения может быть реакцией на изменение совокупного спроса. В отличие от микроуровня, где спрос и предложение какого-то товара взаимодействуют через цену данного товара, на макроуровне совокупное предложение может меняться непосредственно под воздействием совокупного спроса. Это возможно при неполной занятости факторов производства. Для наглядности изобразим кривую совокупного предложения, состоящую из трех частей: кейнсианского, классического и промежуточного отрезков (См. рис.3.4). Рисунок показывает, что перемещение кривой совокупного спроса в силу тех или иных причин с положения AD1 на положение AD2 ведет к увеличению совокупного предложения до OQ2 при том же уровне цен ОР1. Подобная реакция совокупного предложения стала возможной из-за наличия в обществе незанятых факторов производства. Однако дальнейшее изменение совокупного спроса в сторону увеличения до OQ3 становится возможным в ответ на повышение уровня цен в основном путем дополнительной загрузки уже используемых факторов производства – увеличения коэффициента сменности, сверхурочных, повышенной интенсивности труда и т.п. Это последние резервы увеличения производства и совокупного предложения. Очевидно, что дальнейшее увеличение совокупного спроса уже не приведет к какому-либо росту предложения ввиду полной занятости факторов производства и отсутствия каких-то резервов. В ответ на увеличение совокупного спроса произойдет лишь повышение уровня цен, благодаря чему возросший совокупный спрос будет приведен в соответствие с совокупным предложением.
Р AS
Рис.3.4 P2 Р1 AD3 AD1 AD2 0 Q1 Q4 Q2 Q3 Q
Рис. 3.4 позволяет также увидеть, что макроэкономическое равновесие, проявляемое через равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD=AS), может возникать при разных состояниях экономики. Так, в первом случае подобное равенство, определяемое отрезком OQ1, достигнуто при неполной занятости факторов производства: наличии безработицы, не полной загрузке производственных мощностей, излишних материальных запасах. Во втором случае (отрезок OQ2) равновесие обеспечено при полной занятости факторов производства и наличии некоторых резервов. В третьем случае равновесие обеспечивается ценами, поскольку все факторы и все резервы производства использованы. В современных условиях совокупный спрос воздействует на совокупное предложение и в сторону его сокращения опять же не через соответствующее понижение уровня цен. Например, совокупный спрос меняется в сторону понижения, что показывается на рисунке сдвигом кривой с положения AD3 на AD2. Предложение сокращается до OQ4, но не в ответ на понижение уровня цен до ОР1, а в ответ на непосредственное уменьшение совокупного спроса при прежнем уровне цен ОР2. Можно также видеть, что если бы предложение сокращалось в ответ на понижение уровня цен, то это сокращение было бы не столь значительным – лишь на на величину Q3Q2. Подобное явление, при котором цены не имеют обратного хода даже при понижении совокупного спроса в экономической литературе получило название «эффект храповика». 3 .4. Условия реализации общественного продукта при Простом воспроизводстве
Равенство совокупного спроса и совокупного предложения, означая макроэкономическое равновесие, предполагает то, что весь произведенный общественный продукт должен быть реализован. С точки зрения микроэкономики это означает, что предприятия-товаропроизводители получают от продажи товаров выручку, за счет которой покрывают издержки производства и получают прибыль, имея тем самым возможность продолжать производство. С точки зрения макроэкономики реализация общественного продукта позволяет формировать воспроизводственные фонды, необходимые возобновления производства. Однако есть и различия в подходах с точки зрения этих уровней. Так, для предприятия все равно, что производить, лишь бы товар был куплен и получен доход. С точки зрения макроуровня необходимы те товары, которые обеспечивают формирование воспроизводственных фондов в определенных соотношениях – пропорциях. Причем эти пропорции должны быть соблюдены как в натурально-вещественной, так и в стоимостной, или денежной, форме. На микроуровне это означает, что товары должны быть проданы по такой цене, которая позволяет иметь выручку достаточную для возмещения используемых средств производства, выплаты заработной платы и необходимую для развития производства прибыль. На макроуровне это обеспечивает формирование фонда возмещения средств производства, фонда потребления и фонда накопления в их нату
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.149 (0.02 с.) |