Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уменьшение (рост) инвестиционной активности предприятий

Поиск

 
 

 
 

 


Денежно-кредитные рычаги обладают большей оперативностью по сравнению с налогово-бюджетными, так как изменения в налогах и в бюджетных расходах предусматриваются еще при формировании государственного бюджета и они недопустимы после того, как бюджет утвержден высшим законодательным органом.

Обычно государство применяет налогово-бюджетные и денежно-кредитные методы одновременно, что позволяет ему достаточно эффективно регулировать экономику.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Что следует понимать под механизмом регулирования экономики? На какие две группы можно разложить рычаги, составляющие механизм государственного регулирования экономики?

2. Объясните действие налоговых рычагов. Как проявляет свое действие налоговый мультипликатор? Определите, на сколько изменится совокупный спрос при увеличении налогов на 10 млрд. руб. и предельной склонности к сбережению 1/4.

3. Какие налоги являются средством проведения дискретной, а какие – недискретной политики? Объясните действие «встроенных стабилизаторов».

4. Объясните влияние на экономику бюджетных рычагов. Как проявляется дискретный и недискретный характер бюджетной политики государства?

5. Почему можно говорить о единой налогово-бюджетной политике государства? Как проявляется стабилизирующая роль этой политики?

6. Объясните проявление эффекта сбалансированного бюджета? Попробуйте его проиллюстрировать на собственном цифровом примере.

7. Назовите рычаги денежно-кредитной политики государства. Объясните денйствие каждого из них.

8. В 2002 г. в РФ ставка рефинансирования составляла 25%, а в США - менее 2%. Объясните, как такие ставки должны отражаться на состоянии российской и американской экономики.

 

 

Тема 10. МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

 

Не столь длительная история государственного регулирования экономики свидетельствует о наличии разных подходов к регулированию как в теории, так и на практике. Анализ существующих подходов позволяет выделить разные модели государственного регулирования экономики. Под моделью здесь понимается системное единство концептуальных представлений о взаимодействии государства и экономики и практических мер, принимаемых в рамках этих представлений.

В западной экономической науке заметно выделяются кейнсианская и монетаристская модели государственного регулирования, а также модель политики предложения. Отечественный опыт и опыт некоторых западных стран позволяет говорить также о модели регулирования в рамках народнохозяйственного планирования. С последней модели мы и начнем наш анализ.

 

10.1. Модель планового развития экономики

Данная модель основана на народнохозяйственном планировании, под которым понимается процесс составления и выполнения плана развития национальной экономики на определенный период: год, 5 лет и более.

План представляет собой систему показателей, характеризующих состояние экономики на конец планируемого периода. Составление плана предполагает изучение состояния экономики, выявление существующих в ней проблем и имеющихся ресурсов, выбор направлений использования ресурсов и общего экономического развития, разработку соответствующей системы показателей на период планового развития.

Затем предполагается выполнение плана. Основные субъекты, от которых зависит выполнение плана – предприятия. Поэтому планирование предполагает меры воздействия на предприятия. По содержанию этих мер и по характеру самого плана планирование подразделяют на директивное и индикативное.

Директивное планирование характеризуется тем, что планы составляются для каждого предприятия и их выполнение является обязательным.

Впервые директивное планирование стало применяться в СССР с принятием первого плана на 1923/24 финансовый год. С 1928/29 финансового года началось планирование на 5 лет. До 1991 г. было принято 13 пятилетних планов.

Основным принипом планирования в СССР был принцип демократического централизма, который предполагал составление народнохозяйственного плана на основе его проекта, созданного из предложений предприятий и соответствующих отраслей. В рамках этих предложений осуществлялась увязка основных показателей плана по ресурсам как между отраслями, так и в рамках отдельных отраслей. Затем этот сбалансированный проект выносился на утверждение высшего законодательного органа - Верховного Совета СССР. После законодательного утверждения народнохозяйственный план становился законом – обязательным для выполнения. С учетом народнохозяйственного плана каждое предприятие получало плановое задание, которое было обязано выполнить.

Совершенно очевидно, что директивное планирование могло осуществляться в условиях, когда все предприятия были объектом государственной собственности. Национальная экономика представлялась в виде одного большого предприятия, которое подобно любому предприятию должно планировать свою деятельность.

В странах, где преобладающей является частная собственность, возможно применение модели индикативного, то есть рекомендательного планирования. Как правило, план, в котором определяются ориентировочные данные о приросте ВНП, изменения в его структуре и распределении, возможная динамика цен, занятости, экспорта и импорта и т.д., составляется на 5 лет. Причем, укрупненные показатели даются в виде «вилки». Их выполнение обеспечивает требуемую динамику экономики и ее пропорциональность. Неслучайно поэтому планирование характеризуют как процесс сознательного поддержания пропорциональности.

Поскольку для частных предприятий выполнение плана не является обязательным, то для обеспечения его выполнения государство использует различные средства косвенного воздействия на предприятия, так как прямые административные меры к ним здесь применить нельзя. К числу таких средств относятся:

- госзаказ;

- продажа государством товаров частным предприятиям по определеным ценам и на определенных условиях;

- предоставление предприятиям налоговых льгот, государственных дотаций, субсидий, субвенций, кредитов;

После второй мировой войны подобное планирование стали применять в Японии, Франции, Южной Корее. В отдельные перироды оно применялось в Великобритании, Германии, Голландии, Бельгии.

Разновидностью индикативного планирования является программирование, которое широко применяется в странах с рыночной экономикой.

Программирование представляет собой деятельность по составлению программ развития и их реализации. В отличие от планирования программирование охватывает отдельные сферы национальной экономики (энергетику, транспорт, сельское хозяйство, экологию, образование, здравоохранение и т.д.) или отдельные территории страны. Оно призвано решать проблемы, имеющие общенациональное значение: энергетическое обеспечение страны, экологическая безопасность, занятость населения, конкурентоспособность национальных товаров, здоровье нации, уровень образования населения и т.д.

Программирование относится к разряду мер долгосрочного регулирования экономики, так как программы составляются на много лет - иногда на 15 лет и более. Планирование же относится к мерам среднесрочного регулирования, так как расчитано на 1-5 лет. Что касается других моделей государственного регулирования, то они носят преимущественно текущий, или конъюнктурный, характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.91.15 (0.006 с.)