Глава 8. Государственное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 8. Государственное регулирование



РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И

ВОЗМОЖНОСТИ

Необходимым элементом современной социально ориентированной рыночной экономики является государственное регулирование. Почему возникла необходимость в таком регулировании и что обеспечивает его возможность? Ответы на эти вопросы призвана дать эта глава.

Основные этапы взаимодействия рыночной экономики и

Государства

Для лучшего понимания необходимости государственного регулирования совершим небольшой экскурс в прошлое – в историю взаимодействия государства и рыночной экономики. Это тем более интересно, что возникновение государства во времени совпадает с возникновением и развитием товарно-денежных отношений.

История свидетельствует, что взаимодействие государства и рыночного хозяйства прошло ряд этапов.

На первых и довольно длительных по историческим меркам этапах государство слабо вмешивалось в рыночные отношения и выступало как политический, а не экономический институт. Для своего существования оно облагало тех или иных субъектов налогами или данью. Для иностранных торговцев обычно вводило пошлины. Словом, государство, представляя собой надстроечный институт, еще не было частью экономического базиса.

Лишь на этапе становления капитализма как общественной системы, основанной на рыночных отношениях, государство начинает активно вмешиваться в экономику, выступая как важнейший фактор первоначального накопления капитала. Тем самым оно сыграло важнейшую роль в становлении и укреплении нового способа производства. Отметим основные проявления этой роли.

1. Государство вело войны в целях получения контрибуций, создания наиболее благоприятных внешних условий для экономической деятельности национальной буржуазии.

2. В соответствии с рекомендациям представителей меркантилизма государство установливало пошлины, ограждавшие национальный рынок от засилья иностранных товаров, боролось за отмену подобных пошлин у стран, в которые направляли товары национальные производители.

3. В целях ускорения накопления капитала, использовалось законодательство как, например, законы «О бродяжничестве», «О рабочем дне», «О заработной плате», принятые в Англии в 18 веке.

4. Государство наделяло частные компании правом монопольной продажи отдельных высокодоходных товаров: водки, табака, чая, кофе, соли и т.д.

5. Н а частных предприятиях размещались выгодные государственные, прежде всего военные, заказы.

6. С помощью армии и полиции государство обеспечивало внутренний порядок, защиту имущественных прав в соответствии с принципом «частная собственность священна и неприкосновенна».

На этапе капитализма свободной конкуренции, когда экономика оказывается в зависимости от регулирующей роли рынка, вмешательство государства в нее заметно ослабевает. Государство проводит политику laissez-faire, то есть политику невмешательства в экономику. Его деятельность сводится к поддержанию внешних и внутренних условий для бесперебойного функционирования рыночного механизма. Государство занимается охраной национальных границ (здесь оно, образно говоря, выполняет роль «ночного сторожа»), поддержанием внутреннего порядка путем использования судебного и репрессивного аппарата, взиманием налогов на содержание государственного аппарата, эмиссией бумажных денег и некоторых видов ценных бумаг. Согласно постулатам современного либерализма, именно такой деятельностью должна сограничиваться роль и государства и в наши дни.

На этапе монополистического капитализма происходит заметное усиление вмешательства государства в экономику. Прежде всего такое вмешательство было обусловлено политикой колониальных захватов и подготовкой к войнам за передел мира. В этой связи государство занималось размещением военных заказов, доля которых в совокупном спросе заметно росло, обеспечивало военно-политическими и дипломатическими методами благоприятные условия для вывоза капитала национальными монополиями, регламентировало условия труда и жизни трудящихся.

Великий кризис 1929-33 гг., происходивший одновременно с ускоренным развитием плановой экономики СССР, положил начало современному этапу взаимодействия государства и рыночной экономики. Произошло усиление государственного вмешательства в экономику и стала проводиться антикризисная политика. В 30-е гг. в США «новый курс» Ф.Рузвельта, включавший централизацию бенковской системы, запрет вывоза золота из страны, государственный контроль над ценами, государственное кредитование сельского хозяйства, позволил вывести страну из кризиса. Тем самым в США (и параллельно в Швеции) начала формироваться система государственного регулирования экономики. После второй мировой войны эта система возникла и в других странах с рыночной экономикой. На основе этой системы в европейских странах начала складываться «социальная рыночная экономика», в которой государство становится необходимым и активным субъектом не только экономической, но и социальной жизни.

 

Причины государственного регулирования

Рыночной экономики

 

Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд причин, обусловивших необходимость государственного регулирования экономики.

1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые не всегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. Это личная и национальная безопасность, транспортные услуги, услуги образования, здравоохранения, культуры и т.п. Такие блага должны обеспечиваться государственными органами внутреннего правопорядка, армией страны, сетью общественных дорог, системой государственного образования, здравоохранения, культуры, природоохранными органами и т.д.

2. Усиление общественного характера производства товарных благ. В результате экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов. Возникает необходимость централизованного общественного регулирования экономики. Причем государство является единственным носителем сознательного начала на макроэкономическом уровне. Другие субъекты – население, фирмы, банки – являются таковыми лишь на микроуровне. Их поведение как субъектов макроэкономики нередко расходятся с общественными интересами.

Например, мы знаем, что население во время кризиса стремится больше сберегать, а не тратить, готовясь к еще худшим временам. Это уменьшает совокупный спрос и еще больше усугубляет экономическую ситуацию в стране. Аналогичным образом ведут себя фирмы, сводя на нет инвестиционные расходы во время кризиса. Подобному поведению способствуют и банки, повышающие норму процента при вхождении экономики в фазу кризиса. Можно видеть, что все эти субъекты ведут себя рационально с точки зрения микроэкономики, но не макроэкономики. Единственным субъектом, способным вести себя рационально на макроуровне, является государство.

3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений.

Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты. Соответственно, возникают социальные и экологические экстерналии.

К социальным экстерналиям можно отнести такие явления, как бедность, преступность, безработица, охватывающие ту часть населения, которая оказывается за рамками рыночных отношений: больных, престарелых, многодетных, профессионально непригодных. Всеми ими вынуждено заниматься государство, оказывая им материальную помощь. Тем самым обеспечивается необходимая для развития экономики социальная нестабильность в обществе.

Экологические экстерналии обусловлены тем, что рыночный механизм вынуждает предприятия снижать издержки производства, в том числе природоохранные издержки. В результате производство товарной продукции сопровождается загрязнением природной среды и возникновением сооветствующего экологического ущерба, который накладывается на все общество. Здесь также возникает необходимость государственной природоохранной политики, заставляющей предприятия соблюдать определенные нормы выбросов загрязняющих веществ в природную среду.

4. Важным фактором государственного регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). Реализация многих достижений НТП требует огромных капиталов, которые в состоянии мобилизовать лишь государство, тем более что отдача от внедрения этих достижений не всегда происходит быстро. НТП требует все более квалифицированной рабочей силы, подготовить которую в больших масштабах опять же может лишь государство, развивая систему общего и профессионального образования. НТП также предъявляет повышенные требования к здоровью людей, что вынуждено брать на себя государство.

5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. Рынок становится все более несовершенным и государство через антимонопольную политику стремится препятствовать этой тенденции.

6. Наконец, государственное регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции. Даже крупным компаниям не всегда просто выжить в условиях этой конкуренции без поддержки государства.

В целом государственное регулирование оказывается необходимым для обеспечения более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе, обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.01 с.)