Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупное предложение и его взаимодействие

Поиск

С совокупным спросом

 

Под совокупным предложением понимается совокупность конечных товаров, предлагаемых на рынках страны в данный период времени при данных условиях.

Поскольку совокупное предложение представляет объем реального производства, то в данный временной период по своей величине оно может быть равным ВНП, если экспорт возмещается импортом и чистый экспорт сводится к нулю.

Источником обеспечения совокупного предложения является общественное производство, однако, в краткосрочном и среднесрочном плане производство может быть дополнено товарными запасами. Причем, производство товаров, обеспечивающих предложение в данной стране может осуществляться и за пределами страны. Речь идет об импорте как об одном из источников совокупного предложения.

Знание источников совокупного предложение позволяет лучше увидеть его факторы. Они также делятся на ценовые и неценовые.

К ценовым факторам относится средний уровень цен на предлагаемые товары и услуги. Существует прямая зависимость совокупного предложения от уровня цен: выше уровень – выше предложение и наоборот. Подобная зависимость иллюстрируется с помощью кривой предложения:

 

Р

AS

 

P2

 

P1 Рис.3.2

 

0 Q1 Q2 Q

 

Кривая совокупного предложения (AS) показывает уровень реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Показанная на рисунке зависимость совокупного спроса от уровня цен возникает вследствие следующих причин:

1. Роста выгодности производства при опережающем повышение цен на конечные товары по сравнению с ростом цен на факторные товары. В том числе рост производства возможен за счет заемных средств, если повышение уровня цен опережает рост ставки ссудного процента.

2. Вовлечения товарной массы из запасов в ответ на повышение цен на товары.

3. Расширения импорта, если рост уровня цен не отражает девальвацию национальной валюты.

К неценовым факторам отнесем:

1. Наличие у предприятий незанятых факторов производства. В этом случае возможен рост совокупного предложения. Их отсутствие делает это невозможным даже при повышении уровня цен. Эту ситуацию можно изобразить с помощью различного наклона кривой предложения.

Р

AS

 

P2 Рис. 3.3

Р1

 

0 Q1 Q2 Q

 

Рис. 3.3. показывает, что объем совокупного предложения до величины 0Q2 обеспечивается за счет вовлечения в процесс производства товаров дополнительных факторов (производственных мощностей, работников, земельных участков), но далее рост предложения оказывается невозможным из-за отсутствия незанятых факторов, - становится возможным лишь ценовое нарастание ВНП как источника совокупного предложения.

В макроэкономике горизонтальный отрезок кривой предложения получил название кейнсианского, поскольку именно Д.Кейнс особое внимание уделял ситуации с неполной занятостью факторов производства. Вертикальный отрезок кривой называется классическим, поскольку классики считаются полную занятость факторов производства наиболее типичной для рыночной экономики.

2. Более высокой производительности новых факторов производства, применяемых взамен старых, выбывающих из производства. Если новые факторы более производительны, то возможен рост производства и совокупного предложения без количественного увеличения факторов производства.

3. Уровень издержек производства, в том числе обусловленный повышением цен на них. Если цены на факторные товары растут быстрее цен на товары, производимые с помощью этих факторов, то предложение меняется в сторону уменьшения. Эту ситуацию удобно изобразить с помощью смещения кривой совокупного предложения влево от исходного положения. Соответственно, все то, что влияет на уровень издержек, предстает как фактор совокупного предложения, например, налоги, ставка ссудного процента, уровень заработной платы и т.д. Здесь в качестве фактора совокупного предложения можно рассматривать и политику государства, влияющую и на уровень налогов, и на ставку процента и т.д.

4. Товарные запасы и состояние складского хозяйства, определяющее возможность делать такие запасы.

5. Степень открытости национальной экономики и соотношение между экспортом и импортом товаров в данной стране.

6. Экономическая конъюнктура.

7. Совокупный спрос. Изменение совокупного предложения может быть реакцией на изменение совокупного спроса. В отличие от микроуровня, где спрос и предложение какого-то товара взаимодействуют через цену данного товара, на макроуровне совокупное предложение может меняться непосредственно под воздействием совокупного спроса. Это возможно при неполной занятости факторов производства.

Для наглядности изобразим кривую совокупного предложения, состоящую из трех частей: кейнсианского, классического и промежуточного отрезков (См. рис.3.4). Рисунок показывает, что перемещение кривой совокупного спроса в силу тех или иных причин с положения AD1 на положение AD2 ведет к увеличению совокупного предложения до OQ2 при том же уровне цен ОР1. Подобная реакция совокупного предложения стала возможной из-за наличия в обществе незанятых факторов производства. Однако дальнейшее изменение совокупного спроса в сторону увеличения до OQ3 становится возможным в ответ на повышение уровня цен в основном путем дополнительной загрузки уже используемых факторов производства – увеличения коэффициента сменности, сверхурочных, повышенной интенсивности труда и т.п. Это последние резервы увеличения производства и совокупного предложения. Очевидно, что дальнейшее увеличение совокупного спроса уже не приведет к какому-либо росту предложения ввиду полной занятости факторов производства и отсутствия каких-то резервов. В ответ на увеличение совокупного спроса произойдет лишь повышение уровня цен, благодаря чему возросший совокупный спрос будет приведен в соответствие с совокупным предложением.

 

Р AS

 

Рис.3.4

 
 


P2

Р1 AD3

AD1 AD2

 
 


0 Q1 Q4 Q2 Q3 Q

 

Рис. 3.4 позволяет также увидеть, что макроэкономическое равновесие, проявляемое через равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD=AS), может возникать при разных состояниях экономики. Так, в первом случае подобное равенство, определяемое отрезком OQ1, достигнуто при неполной занятости факторов производства: наличии безработицы, не полной загрузке производственных мощностей, излишних материальных запасах. Во втором случае (отрезок OQ2) равновесие обеспечено при полной занятости факторов производства и наличии некоторых резервов. В третьем случае равновесие обеспечивается ценами, поскольку все факторы и все резервы производства использованы.

В современных условиях совокупный спрос воздействует на совокупное предложение и в сторону его сокращения опять же не через соответствующее понижение уровня цен. Например, совокупный спрос меняется в сторону понижения, что показывается на рисунке сдвигом кривой с положения AD3 на AD2. Предложение сокращается до OQ4, но не в ответ на понижение уровня цен до ОР1, а в ответ на непосредственное уменьшение совокупного спроса при прежнем уровне цен ОР2. Можно также видеть, что если бы предложение сокращалось в ответ на понижение уровня цен, то это сокращение было бы не столь значительным – лишь на на величину Q3Q2. Подобное явление, при котором цены не имеют обратного хода даже при понижении совокупного спроса в экономической литературе получило название «эффект храповика».

3 .4. Условия реализации общественного продукта при

Простом воспроизводстве

 

Равенство совокупного спроса и совокупного предложения, означая макроэкономическое равновесие, предполагает то, что весь произведенный общественный продукт должен быть реализован. С точки зрения микроэкономики это означает, что предприятия-товаропроизводители получают от продажи товаров выручку, за счет которой покрывают издержки производства и получают прибыль, имея тем самым возможность продолжать производство. С точки зрения макроэкономики реализация общественного продукта позволяет формировать воспроизводственные фонды, необходимые возобновления производства.

Однако есть и различия в подходах с точки зрения этих уровней. Так, для предприятия все равно, что производить, лишь бы товар был куплен и получен доход. С точки зрения макроуровня необходимы те товары, которые обеспечивают формирование воспроизводственных фондов в определенных соотношениях – пропорциях. Причем эти пропорции должны быть соблюдены как в натурально-вещественной, так и в стоимостной, или денежной, форме.

На микроуровне это означает, что товары должны быть проданы по такой цене, которая позволяет иметь выручку достаточную для возмещения используемых средств производства, выплаты заработной платы и необходимую для развития производства прибыль.

На макроуровне это обеспечивает формирование фонда возмещения средств производства, фонда потребления и фонда накопления в их натурально-вещественной и стоимостной (денежной) формах.

Чтобы понять важность реализации общественного продукта и по натурально-вещественной, и по стоимостной форме, возьмем упрощенный пример, характеризующий условия реализации при простом воспроизводстве. Для этого используем матричную форму записи общественного продукта, учитывающую его натурально-вещественную и стоимостную форму, взяв пример из 2 тома “Капитала” К.Маркса.

 

  9000w 6000c 1500v 1500m
I 6000w 4000c 1000v 1000m
II 3000w 2000c 500v 500m

 

Таблица представляет собой упрощенную двухпредметную модель общественного воспроизводства. Верхняя строка отражает деление общественного продукта, равного 9000 единиц, на три части согласно трем составляющим стоимости: 6000с – стоимость постоянного капитала, который полностью затрачен на производство продукта и требует возмещения; 1500v – стоимость необходимого продукта; 1500m – стоимость прибавочного продукта.

Вторая строка отражает стоимость продукции I подразделения общественного производства, то есть средств производства. Эта стоимость, равная 6000 w, делится на: 4000с – стоимость постоянного капитала, 1000v – стоимость необходимого продукта и 1000m – стоимость прибавочного продукта.

Нижняя строка отражает продукцию II подразделения общественного производства, равную 3000w. Ее стоимость делится на 2000с – стоимость постоянного капитала, 500v – необходимого продукта и 500m – прибавочного продукта.

Предполагается, что при производстве общественного продукта использованы все средства производства и предметы потребления. Чтобы возобновить производство, необходимо содержащий средства производства и предметы потребления общественный продукт распределить по двум подразделениям и занятым в них субъектам таким образом, чтобы использованные в них средства производства и предметы потребления были заменены новыми не только по натуре, но по стоимости. Это распределение происходит через рынок в процессе купли-продажи произведенных товаров. Предполагается, что такая купля-продажа осуществляется по стоимости. Возможность покупки товаров на внешнем рынке здесь исключается, модель действует в рамках национальных границ.

Посмотрим, как происходит реализация составных частей общественного продукта и формирование необходимых для простого воспроизводства фондов.

Начнем с продукции I подразделения, где произведены средства производства.

Часть их в объеме 4000с распределяется внутри этого подразделения, благодаря чему здесь формируется фонд возмещения использованных средств производства. Здесь происходит обмен по схеме СП СП, когда одни средства производства меняются на другие.

Другая часть средств производства на сумму 1000v+1000m направляется во II подразделение в обмен на необходимые предметы потребления по схеме СП ПП. В результате этого обмена в I-м подразделении формируется фонд потребления, а во II-м фонд возмещения средств производства. В результате в I-м подразделении формируются необходимые для возобновления производства фонды.

Теперь рассмотрим процесс реализации во II-м подразделении.

Часть предметов потребления в объеме 500v+500m реализуется внутри данного подразделения по схеме ПП ПП. Благодаря этому здесь формируется фонд потребления.

Другая часть в объеме 1000с, как уже отмечалось, направляется в I подразделение в обмен на необходимые средства производства по рассмотренной нами схеме ПП СП. Благодаря этому во II-м подраз- делении наряду с фондом потрребления формируется фонд возмещения использованных средств производства и оно может возобновлять производство.

Таким образом, выявляются 3 основных условия реализации общественного продукта при простом воспроизводстве:

1) (V + M)I = CII. Это означает, что фонд потребления в I подразделении должен равняться фонду возмещения II подразделения.

2) CI + CII = (C + V + M)I. Это означает, что фонд возмещения I и II подразделений должен равняться сумме производенных в I подразделении товаров.

3) (V + M)I + (C + M)II = (C + V + M)II. Это означает, что фонд потребления I и II подразделений должна равняться сумме произведенных во II подразделении товаров.

В целом, можно видеть, что рассмотренные схемы представляют собой модели общего макроэкономического равновесия при полной занятости факторов производства и полной реализации общественного продукта в условиях простого воспроизводства. За рассмотренными схемами можно видеть, что общее равновесие складывается из равновесий на отдельных рынках потребительских, факторных и других товаров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.008 с.)