Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 1 особенности микроэкономического анализа↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономическая теория Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний
Красноярск 2006
Методические указания включают планы семинарских занятий, вопросы для обсуждения, литературу, рекомендуемую для изучения, темы для докладов и рефератов. Предназначено для студентов 1-го и 2-го курсов экономических специальностей.
Введение
Методические указания по курсу «Экономика» предназначено для студентов, обучающихся по дистанционным технологиям на всех неэкономических специальностях. Указания являются дополнением к учебному пособию «Экономика»: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. Указания состоит из 10 тем, каждая из которых содержит план семинарского занятия, задания для закрепления изученного материала, литературу, вопросы для обсуждения на занятии. Семинар – одна из самых эффективных форм учебного занятия. Именно здесь поверяются и углубляются знания студентов. В процессе подготовки к семинарским занятиям приобретают навык и умение самостоятельной работы над литературой, учатся самостоятельно анализировать экономические процессы и явления.
Тема 1.2 Базовые экономические понятия План семинарского занятия по теме 1.2 1. Экономические потребности, блага, ресурсы. 2. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Производственные возможности. 3. Экономические агенты. Экономический кругооборот. 4. Экономические системы.
Изучив данную тему, студент должен: Знать что изучает экономическая теория, различия между позитивной и нормативной экономикой, микро- и макроэкономикой, основные проблемы рыночной организации общества, понятие «экономическая эффективность». Уметь с помощью кривой производственных возможностей анализировать альтернативные издержки, с помощью модели кругооборота благ взаимодействие экономических агентов Приобрести навыки анализа экономики с помощью таких базовых моделей как кривая производственных возможностей, кругооборот экономических благ. При изучении темы 1.2 необходимо: Читать учебники:
Выполнить задание: 1. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории / Камаев В.Д. и колл. авт. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 1, с. 5-9; глава 2, с. 10-19. 2. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. – Тема 2, с. 28-37. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – Глава 2, с. 67-79.
6. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 1, с. 23-27.
Акцентировать внимание на следующих понятиях: Редкость, предмет экономики, нормативная экономика, позитивная экономика, микроэкономика, макроэкономика, экономические проблемы, производственные ресурсы, труд, капитал, земля, предпринимательский талант, блага, антиблага, экономические блага, частные и общественные блага, интересы, конкуренция, потребительские товары, средства производства, экономическая эффективность, полная занятость, кривая (линия) производственных возможностей, альтернативные издержки, экономический рост, рыночная система, командная экономика, традиционное общество, смешанная экономика, технология. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Что изучает экономическая теория? 2. Сформулируйте основную проблему экономической теории. 3. Какова связь между микро- и макроэкономикой? 4. В чём различие позитивных и нормативных утверждений? 5. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой? Сформулируйте основные задачи экономической политики. 6. В чём заключается проблема выбора для экономической системы? 7. Назовите главные признаки классификации экономических систем. 8. Как решаются проблемы определения объёма и состава производимой продукции и распределения ресурсов между отраслями в странах с рыночной экономикой? 9. Что такое вменённые (альтернативные) издержки? 10. Какова вменённая стоимость учёбы в вузе? 11. Что показывает точка на кривой производственной возможности? 12. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов? Примерные темы докладов (рефератов) по теме: 1. Современные направления и школы экономической науки. - Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд. – М.: Изд-во БЕК, 1997. – Глава 3, с. 69-102. 2. Рыночная система и пять фундаментальных вопросов. – Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1. – М.: Республика, 1992. – Глава 5, с. 81-93. 3. Ход и последствия приватизации в России в 1992-1995 гг. – Радаев А., Бузгалин А. «Экономика переходного периода», изд. МГУ, гл.5.
Тема 2.1 Особенности микроэкономического анализа Экономическая теория и микроэкономика. Предмет и метод микроэкономики. Микроэкономический анализ в основных течениях экономической мысли. Рыночная экономика и ее характерные черты. Условия ее функционирования. Рынок: сущность, объекты, субъекты, структура. Рыночный механизм. Преимущества и ограниченность рыночного механизма. Типы микроэкономических рынков. Изучив данную тему, студент должен: знать: ° предмет и метод микроэкономики; ° отличие микроэкономики от макроэкономики; ° использование микроэкономического анализа в различных концепциях; 0 сущность рыночной экономики, характерные ее черты на современном этапе; ° субъекты, объекты, структур рынка; ° механизм функционирования рынка; ° преимущество и ограниченность рыночного механизма; уметь: о использовать методы микроэкономического анализа для изучения микроэкономических явлений; ° выделять объекты микроэкономического анализа; ° разграничивать факторы производства. приобрести навыки: построения кривой производственных возможностей; сопоставления различных точек зрения на содержание понятия «рыночная экономика», «рынок», «факторы производства». При изучении темы 2.1 необходимо: ° Читать учебник Максимова В.Ф. Микроэкономика-. М.: Соминэк, 1996, гл.1. с. 5-21. Нуреев P.M. Курс микроэкономики: - М.: Инфра М, 2000, с. 16 - 32. ° Выполнить задание: 5 в учебнике Максимовой В.Ф., с. 21-22. Акцентировать внимание на понятиях: экономическая теория, микроэкономика, предмет, метод, ограниченность ресурсов, рынок, рыночный механизм, субъекты рынка, рыночная экономика, структура рынка, товарный, ресурсный и финансовый рынок, конкуренция, преимущества и ограниченность рыночного механизма. Для выполнения задания: прочтите учебник Максимовой В.Ф. с. 8-10. Для самооценки темы 2.1 ° выполнить задания на стр. 22-24, №6-11, ° ответить на вопросы: учебника Максимовой В.Ф. с. 20, №1-4. План семинарского занятия: 1) Предмет и метод микроэкономики. 2) Рынок: сущность, субъекты, объекты, структура. 3) Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов. 4) Основные черты современной рыночной экономики. Прибрести навыки ° построения изокост и изоквант. При изучении темы2.4 необходимо: ° Читать учебник Максимовой В.Ф., гл. 5, с, 101-104, с. 114-115; гл. 6. с. 123-129, с. 138-140, с. 143-146. ° Учебник Нуреева P.M. гл. 6 стр. 183-192. ° Выполнить задание № 6, с. 148 учебника Максимовой В.Ф. Акцентировать внимание на следующих понятиях: производственная функция, совокупный продукт, средний продукт, предельный продукт, изокванта, изокоста, правило использования ресурсов. Для выполнения задания: разберитесь в деятельности фирмы в краткосрочном периоде и показателях, характеризующих ее. Для самооценки темы 2.4: ° Выполнить задания № 7, 8, с. 149 учебника Максимовой В.Ф. Ответить на вопросы: 1) Какие формы предпринимательства определены в нашей стране Гражданским кодексом РФ? 2) Назовите концепции мотивации поведения фирмы. 3) Объясните, почему равновесие производителя достигается в точке касания изокосты и 4) Чем определяются пределы технической субституциии труда капиталом? План семинарского занятия по теме 2.4: 1. Типы фирм в рыночной экономике. Мотивация поведения. 2. Производственная функция и ее свойства. 3. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. 4. Изокоста и изокванта. План семинарского занятия по теме 2.2
Изучив данную тему, студент должен: Знать основные черты рыночной экономики, сущность, функции и структуру рынка, что такое рыночный спрос и рыночное предложение, закон спроса и предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, эластичность спроса и предложения, формы эластичности. Уметь выявить основные факторы, влияющие на спрос и предложение, анализировать влияние этих факторов, объяснить почему и как изменяется рыночное равновесие. Приобрести навыки анализировать с помощью графиков спрос, предложение, и влияние на них различных факторов.
При изучении темы 2.2 необходимо: Читать учебники:
Выполнить задание: 1. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории / Камаев В.Д. и колл. авт. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 3, с. 19-30; глава 5, с. 39-50. 2. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. – Тема 4, с. 55-57. 3. Микро-, макроэкономика: Практикум / Под ред. Ю.А. Нагибина. – СПб., 1994. – Тема 4, с. 38-55; тема 5, с. 56-73. 4. Сборник задач по экономике: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Е. Власьевич. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С. 38-78. 5. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 2, с. 38-41.
Акцентировать внимание на следующих понятиях: объём спроса, объём предложения, кривая спроса, кривая предложения, рыночный спрос, закон спроса, закон предложения, эффект дохода, эффект замещения, взаимозаменяемые товары, взаимодополняющие товары, принцип убывающей предельной полезности, изменение спроса, изменение объема спроса, изменение предложения, изменение объёма предложения, рыночное равновесие, коэффициент ценовой эластичности спроса, коэффициент эластичности спроса по доходу, абсолютно неэластичный спрос, спрос единичной эластичности, коэффициент перекрёстной эластичности спроса, неэластичный спрос, эластичный спрос, абсолютно эластичный спрос, коэффициент ценовой эластичности предложения, нормальные товары. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Какие функции выполняет рынок? Чего больше в рыночной системе: хаоса или саморегулирования? 2. Какую функцию в рыночной экономике выполняют цена и конкуренция? 3. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? 4. Почему кривая предложения товаров имеет положительный наклон в отличие от кривой спроса с её отрицательным наклоном? 5. В каком случае на рынке будет наблюдаться дефицит товаров и возникать ситуации избытка товаров? 6. В чём состоит практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения? 7. Какой эффект вызывает налогообложение продаж, если спрос на товар неэластичен? Если спрос эластичен или имеет единичную эластичность? 8. Почему кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности? 9. Каковы могут быть последствия государственного вмешательства в процесс установления цен? 10. Имеет ли место рост спроса во время инфляции? Симулируют ли инфляционные цены увеличение производства и предложения товаров? 11. Имеется ли взаимосвязь между уровнем издержек производства и эластичностью предложения?
Примерные темы докладов (рефератов) по теме: 1. Контроль государства над ценами. – Пиндайк Р., Рубинфельд Д. «Микроэкономика» / Пер. с англ. – М.: Экономика; Дело, 1992.- С. 61-64; Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. – СПб.: ГМП «Формика», 1992. – С. 137-145. 2. Спрос на рынке правительственных заказов. – Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. – СПб.: ГМП «Формика», 1992. – С. 85-92. 3. Рынок и план. – Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. – Л.: Северо-Запад, 1991. – С. 29-30.
План семинарского занятия по теме 2.3 1. Потребительский выбор и его особенности. 2. Бюджетные ограничения и покупательная способность. 3. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. 4. Правило потребительского поведения и условие равновесия. 5. Эффект замещения и эффект дохода.
Изучив данную тему, студент должен: Знать содержание понятия предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, кривую безразличия, бюджетную линию, правило максимизации полезности, предельную норму замещения, содержание эффекта дохода и эффекта замещения Уметь анализировать потребительское поведение, определять равновесие потребителя, строить кривые «доход-потребление» и «цена-потребление» Приобрести навыки анализа потребительского поведения При изучении темы 2.3 необходимо: Читать учебники:
Выполнить задание: 1. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории / Камаев В.Д. и колл. авт. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 6, с. 50-60. 2. Микро-, макроэкономика: Практикум / Под ред. Ю.А. Нагибина. – СПб., 1994. – Тема 6, с. 74-91. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – Глава 4, с. 144-157.
5. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 3, с. 49-50.
Акцентировать внимание на следующих понятиях: полезность, кривая безразличия, бюджетная линия, предельная норма замещения, эффект замещения, кривая «доход-потребление», кривая «цена-потребление», предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, карта безразличия, эффект дохода, равновесие потребителя. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе? 2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным? 3. Как соотносится эффект замещения и эффект дохода для разных категорий? 4. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и кривой безразличия? 5. Могут ли кривые безразличия пересекаться? 6. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя? 7. Что означает правило правило потребительского поведения, предполагающего максимизацию полезности покупаемых товаров? 8. Сформулируйте общие черты и различия кардинализма и ординализма. 9. Почему изменение соотношения цен на товары приводит к изменению угла наклона бюджетной линии? 10. Объясните влияние на величину потребительского спроса зффекта дохода и эффекта замещения. 11. Можно ли с помощью точки на кривой безразличия показать уровень дохода потребителя?
Примерные темы докладов (рефератов) по теме: 1. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. - Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – Глава 4, с. 139-142.
План семинарского занятия по теме 4 1. Производственная функция. Экономическая и бухгалтерская прибыль. 2. Издержки производства и их классификация. 3. Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Изучив данную тему, студент должен: Знать как формируются издержки производства, что такое прибыль и какие факторы влияют на её величину, при каких условиях происходит максимизация прибыли Уметь применять инструменты анализа при исследовании процесса принятия фирмой решений о ценах товаров и объёмах производства Приобрести навыки анализа издержек в деятельности фирмы, определения её максимальной прибыли При изучении темы 4 необходимо: Читать учебники:
Выполнить задание: 1. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории / Камаев В.Д. и колл. авт. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 7, с. 60-67. 2. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. – Тема 5, с. 68. 3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – Глава 9, с. 208-220. 4. Сборник задач по экономике: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю.Е. Власьевич. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – С.102-125. 5. Микро-, макроэкономика: Практикум / Под ред. Ю.А. Нагибина. – СПб., 1994. – Тема 7, с. 92-111. 6. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н. Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 4, с. 63-66.
Акцентировать внимание на следующих понятиях: фирма, выручка, производственная функция, изокоста, изокванта, карта изоквант, долгосрочный период, краткосрочный период, положительный эффект масштаба производства, отрицательный эффект масштаба производства, предельный продукт фактора производства, средний продукт фактора производства, бухгалтерские издержки, экономические издержки, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, нормальная прибыль, общие издержки, средние общие издержки, предельные издержки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки, общие постоянные издержки, общие переменные издержки, неявные издержки, капиталоотдача, предельная норма технологической замены. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
Примерные темы докладов (рефератов) по теме: 1. Основные формы организации предпринимательства. - Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Паблишинг», 1997. – Глава 9, с. 137-140. 2. Теория управления фирмой – менеджмент. - Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Паблишинг», 1997. – Глава 9, с. 148-151. 3. Случай минимизации убытков и случай закрытия предприятия. - Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.2. – М.: Республика, 1992. – Глава 25, с. 70.
Акцентировать внимание на следующих понятиях: закон убывающей предельной отдачи, общий продукт, средний продукт, предельный продукт, производный спрос, заработная плата, номинальная заработная плата, реальная заработная плата, кривая Лоренца, коэффициент Джини, валовые инвестиции, возмещение, чистые инвестиции, инвестирование, предложение земли, спрос на землю, земельная рента, цена земли, арендная плата. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии: 1. Что такое предельный продукт труда? 2. Как Вы объясните, что в основе зарплаты лежит предельный продукт труда? 3. Какое влияние оказывают профсоюзы на занятость? 4. Всегда ли противоположны интересы профсоюзов и предпринимателей? 5. Почему существует разница в зарплате работников различных профессий? 6. Чем могут быть вызваны отклонения от условий конкуренции на рынках труда? 7. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда? 8. Чем занимается биржа труда? 9. Что показывает кривая Лоренца и коэффициент Джини? 10. Почему ставки кредита существенно разнятся в зависимости от его вида? Что это означает для заёмщика? 11. Что служит ориентиром для выбора варианта капиталовложений? 12. Что понимается под дисконтированием? 13. Какую ставку кредита следует применять для расчётов: номинальную или реальную? 14. Каковы экономические функции земельной ренты? Как повлияло бы на экономическую жизнь запрещение рентных платежей? 15. Что такое капитализированная рента? Примерные темы докладов (рефератов) по теме: 1. Роль профсоюзов на рынке труда. - Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – Глава 9, с. 289-295; Казаков А.П.,Минаева Н.В. Экономика. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. – М.: Изд-во ЦИПКК АП, 1996, с. 73-77. 2. Дискриминация на рынке труда. - Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – Главы 19, с.343-347. 3. Компромисс между равенством и эффективностью. – Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», глава 16, 22. 4. Монопольная и другие виды рент. Цена земли. - Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Паблишинг», 1997. – Глава 14, с. 219-224.
Тема 3.5 Рынок труда 'Груд. Рынок труда. Функции рынка труда. Спрос на рынке труда. Факторы, влияющие на спрос на рынке труда. Предложение на рынке труда. Факторы, определяющие предложение на рынке труда. Модели рынка труда. Трудовые ресурсы как элемент социально-экономического потенциала страны. Экономически активное население. Занятость населения. Классификации занятости населения. Полная занятость населения. Естественный уровень безработицы. Безработица. Безработное население. Уровень безработицы. Основные формы безработицы. Социально-экономически последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование рынка труда: цели и формы. Изучив данную тему, студент должен: Знать основные экономические категории рынка труда, функции рынка труда, особенности формирования спроса и предложения на данном рынке, формы безработицы, социально-экономические последствия безработицы, пределы и методы государственного регулирования рынка труда. Уметь анализировать ситуацию на рынке труда, определять ее взаимосвязь с макроэкономической ситуацией в стране. Приобрести навыки анализа экономически активного населения, оценки уровня безработицы, а также экономических и социальных последствий безработицы. При изучение темы 3.5 необходимо: Читать учебники: • Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2005. - Глава 6. • Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.:Дело, 2002. - Глава 4. • Тарасович Л.С., Гребенников Л.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник:-М.: Юрайтт-Издат, 2003.- Глава 7. Выполнить задание: 1. в «Макроэкономика: Практикум» - М.: МЭСИ, 2005. ~ Тема 6. 2. в учебнике Ивашковского С.Н. на стр.124-125. 3. в учебнике Тарасевича Л..С- и др. на стр.572-575. Акцентировать внимание на следующих понятиях: труд, рынок труда, спрос на рынке труда, предложение на рынке труда, трудовые ресурсы, экономически активное население, занятость населения, полная занятость населения, безработица, безработное население, естественный уровень безработицы, уровень безработицы, фрикционная безработица, структурная безработица, циклическая безработица, закон Оукена. Для выполнения задания 1 прочтите «Макроэкономика: Учебное пособие», глава 6; для выполнения задания 2 прочтите учебник Ивашковского С.Н., глава 4; для выполнения задания 3 прочтите учебник Тарасевича Л..С. и др., глава 7. Для самооценки темы 3.5: • ответить на вопросы: 1.Что такое рынок труда и каковы его функции в рыночной экономике? 2. Какие факторы влияют на спрос и предложение на рынке труда? 3. Как соотносятся между собой такие понятия как труд, трудовые ресурсы и экономически активное население? 4. На основе каких критериев осуществляется классификация занятого населения? 5. Какое состояние экономики именуется «полная занятость населения» и какой уровень естественной безработицы для нее характерен? 6. Какие группы населения согласно стандартам Международной Организации Труда (МОТ) включаются в понятие «безработный»? 7. Как рассчитывается уровень безработицы на макроуровне? 8. Какие основные формы безработицы выделяет экономическая наука? 9. Взаимосвязь между какими экономическими показателями определяется в законе Оукена? 10. Какие формы регулирования рынка труда осуществляет государство в современной экономике. • выполнить задание: 1. Экономически активное население это: а) занятое население; б) занятые в экономике + безработные; в) трудовые ресурсы. 2. Полная занятость в рыночной экономике означает: а) использование в экономике всех трудовых ресурсов; б) все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы; в) отсутствие в экономике безработного населения; г) отсутствие в экономике незанятого населения. 3. Естественный уровень безработицы - это такой ее уровень, который соответствует: а) циклической безработице; б) полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы); в) фрикционной безработице. 4. Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет: а) 4%; б) 2-2,5%; в) 1%. План семинарского занятия по теме 3.5 1. Рынок труда и его функции. Основные категории рынка труда- 2. Спрос и предложение на рынке труда. 3. Безработица и ее формы. Уровень безработицы. Закон Оукена. 4. Государственное регулирование рынка труда. Тема 3.3 Рынок благ
Понятие и виды макроэкономического равновесия. Рынок благ. Рынок благ как важнейшая составляющая в общей системы взаимосвязанных рынков. Совокупный спрос и факторы, его определяющие. Совокупное предложение и факторы, воздействующие на него. Разные подходы к исследованию совокупного предложения в экономической теории. Общее экономическое равновесие. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика. Основные модели макроэкономического равновесия. Модели макроэкономического равновесия Ф.Кенэ, Ж.Б. Сэя, Л. Вальраса, К.Маркса, В.Леонтьева, Дж. Кейнса. Модель межотраслевого баланса. Модель равновесия «доходы-расходы». Потребление и сбережение на макроуровне. Общая характеристика инвестиций на макроуровне. Теория мультипликатора. Мультипликатор расходов. Принцип акселерации. Изучив данную тему, студент должен: Знать понятие и виды макроэкономического равновесия, место рынка благ в макроэкономическом кругообороте, закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения, различные экономические концепции совокупного предложения, условия достижения общего экономического равновесия, основные модели макроэкономического равновесия, модель равновесия «доходы-расходы», мультипликатор расходов, принцип акселерации. Уметь определять факторы, воздействующие на макроэкономическое равновесие; анализировать меры стабилизационной политики государства; рассчитывать показатели средней и предельной склонности к потреблению и к сбережению, мультипликатор расходов, акселератор. Приобрести навыки определения факторов, обеспечивающих макроэкономическое равновесие. При изучение темы 3.3 необходимо: Читать учебники: • Макроэкономика: Учебное пособие. - М.: МЭСИ, 2005. - Глава 7. • Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. -Глава 4, 5. • Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.:Дело, 2002. - Глава 1. п.3., глава 2. • Тарасевич Л.С., Гребенников Л.И., Лсусский А.И. Макроэкономика: Учебник:-М.: Юрайтт-Издат, 2003.. -Глава 3,8. Выполнить задание: 1. в «Макроэкономика: Практикум» - М.: МЭСИ, 2005. - Тема 7. 2. в учебнике Агаповой Т.А., Серегиной С.Ф. на стр. 85-93, 109-115. 3. в учебнике Ивашковского С.Н. на стр. 80-81. 4. в учебнике Тарасовича Л..С. и др. на стр.574-575. Акцентировать внимание на следующих понятиях: макроэкономическое равновесие, краткосрочное равновесие, идеальное равновесие, реальное равновесие, частичное равновесие, общее равновесие, полное равновесие, устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, рынок благ, совокупный спрос, совокупное предложение, стабилизационная политика, средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению, предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, мультипликатор расходов, акселератор, Для выполнения задания 1 прочтите «Макроэкономика: Учебное пособие», глава 7; для выполнения задания 2 прочтите учебник Агаповой Т.А., Серегиной С.Ф.. глава 4, 5; для выполнения задания 3 прочтите учебник Ивашковского С.Н., глава 1. п.3. и глава 2; для выполнения задания 4 прочтите учебник Тарасовича Л..С. и др. глава 3,8. Для самооценки темы 3.3: • ответить на вопросы: 1. Какие существуют виды макроэкономического равновесия? 2. Почему рынок благ занимает центральное место в общей системы взаимосвязанных рынков? 3. Какова структура совокупного спроса и какие факторы влияют на его изменение? 4. Как совокупное предложение трактуется в различных экономических школах? 5. При каких условиях формируется общее экономическое равновесие? 6. Каковы предпосылки возникновения шоков спроса и шоков предложения на макроуровне? 7. Какие меры включает стабилизационная политика государства? 8. Какие существуют основные модели макроэкономического равновесия в экономической теории? 9. В чем заключается экономическая сущность модели равновесия «доходы-расходы»? 10. Как измеряется мультипликатор расходов? 11. Для каких целей рассчитывается акселератор? • выполнить задание: 1.Общее равновесие это: а) оптимальная сбалансированность экономической системы, ее идеальная пропорциональность; б) равновесие экономической системы в целом; в) равновесие на важнейших рынках экономики. 2. Кривая совокупного спроса характеризует: а) объем товаров и услуг, который потребители намерены купить по средним ценам; б) количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен; в) количество товаров и услуг, которое потребители могут приобрести, а производители поставить на рынок при определенной цене- 3. Неценовые факторы изменяют объем совокупного предложения и обусловливают: а) движение вдоль кривой AS; б) сдвиг кривой AS; влево; в) сдвиг кривой AS вправо. 4.На какой конфигурации кривой совокупного предложения настаивают кейнси- нцы: а) вертикальная прямая б) горизонтальная прямая; в) линия с положительным наклоном; г) линия с отрицательным наклоном. 5.Предельная склонность к потреблению показывает: а) изменение величины потребления в зависимости от изменения дохода; б) изменение величины дохода в соответствии с изменением объема потребления. План семинарского занятия по теме 3.3 Занятие 1 1.Понятие и виды макроэкономического равновесия. 2.Рынок благ. 3.Совокупный спрос. 4.Совокупное предложение. 5.Обшее экономическое равновесие. Занятие 2 1.Основные модели макроэкономического равновесия. 2.Модель равновесия «доходы-расходы». 3.Мультипликатор расходов. Принцип акселерации.
План |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.012 с.) |