Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.6 Общее экономическое равновесие

Поиск

План семинарского занятия по теме 3.6

  1. Понятие и виды макроэкономического равновесия.
  2. Рынок благ: модель AD-AS.
  3. Кейнсианская версия модели AD-AS.
  4. Классическая версия модели AD-AS.

 

Изучив данную тему, студент должен:

Знать понятие и виды макроэкономического равновесия, место рынка благ в макроэкономическом кругообороте, закономерности формирования совокупного спроса и совокупного предложения, различные экономические концепции совокупного предложения, условия достижения общего экономического равновесия, инфляционный разрыв, инфляционный разрыв, основные модели макроэкономического равновесия, модель равновесия «доходы – расходы», мультипликатор расходов, принцип акселерации.

Уметь определять факторы, воздействующие на макроэкономическое равновесие, анализировать меры стабилизационной политики государства, рассчитывать показатели средней и предельной склонности к потреблению и к сбережению, мультипликатор расходов, акселератор.

Приобрести навыки определения факторов, обеспечивающих макроэкономическое равновесие.

 

При изучении темы 3.6 необходимо:

Читать учебники:

  1. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000. – Глава XIII, с.340-347.
  2. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Паблишинг», 1997. – Глава 17, с. 265-287.
  3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – Главы 30, с. 516-538.
  4. Экономическая теория: Учебник / Камаев В.Д. и др. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 13, с. 275-298.
  5. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н.Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 8, с.102-107.

 

Выполнить задание:

  1. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. – СПб. Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – Глава 9, с. 154-177; глава 10, с. 178-200; глава 11, с. 201-210.
  2. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории / Камаев В.Д. и колл. авт. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 13, с. 139-149.
  3. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. – Тема 8, с.111-113.
  4. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н.Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 107-109.

 

Акцентировать внимание на следующих понятиях:

макроэкономическое равновесие, краткосрочное равновесие, идеальное равновесие, частичное равновесие, общее равновесие, полное равновесие, устойчивое равновесие, неустойчивое равновесие, рынок благ, совокупный спрос, совокупное предложение, стабилизационная политика, средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению, предельная склонность к потреблению, предельная склонность к сбережению, мультипликатор расходов, акселератор.

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

 

  1. Какие существуют виды макроэкономического равновесия?
  2. Почему рынок благ занимает центральное место в общей системе взаимосвязанных рынков?
  3. Какова структура совокупного спроса и какие факторы влияют на его изменение?
  4. Каково влияние степени неопределённости на совокупный спрос?
  5. Влияет ли номинальная ставка на совокупный спрос?
  6. Какова роль технического прогресса в изменении совокупного спроса?
  7. Как влияет инфляция на изменение совокупного спроса? На изменение совокупного предложения?
  8. Как совокупное предложение трактуется в различных экономических школах?
  9. При каких условиях формируется общее экономическое равновесие?
  10. Какие существуют основные модели макроэкономического равновесия в экономической теории?
  11. Нейтральны ли деньги в кейнсианской модели AD-AS?
  12. Как измеряется мультипликатор расходов?
  13. Для каких целей рассчитывается акселератор7

 

Примерные темы докладов (рефератов) по теме:

3. Экономическая политика стабилизации экономики. - Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – Главы 31, с. 553-557.

4. Эффект мультипликатора и эффект вытеснения. - Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – Главы 31, с. 548-552.

 

Акцентировать внимание на следующих понятиях:

функции денег, виды денег, денежное обращение, денежная масса, денежные агрегаты, денежный рынок, спрос на деньги, предложение денег, денежный мультипликатор, банковский мультипликатор, ликвидная ловушка, кредитный рынок, бартер.

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

  1. Дайте определение денег и охарактеризуйте их основные функции
  2. Какова структура денежной массы?
  3. Почему вклады до востребования считаются деньгами?
  4. Почему замена механизма бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к сокращению издержек обращения?
  5. Для каких целей рассчитываются денежные агрегаты?
  6. Какие подходы к определению количества денег в обращении существуют в экономической теории?
  7. Какие основные факторы определяют спрос на деньги?
  8. Какие факторы влияют на предложение денег в экономике?
  9. Почему банки должны иметь норму обязательных резервов и соблюдать её?
  10. Как Вы можете оценить реальную ситуацию в России с предложением денег?
  11. Что, по Вашему мнению, в современной России лучше всего подходит для выполнения функции сбережения ценности?
  12. Как рассчитывается банковский мультипликатор?
  13. В чём заключается макроэкономическое назначение денежного мультипликатора?
  14. Какая экономическая ситуация именуется «ликвидной ловушкой»?
  15. Каковы предпосылки создания кредитного рынка?
  16. В чём Вы видите особенности кредитной системы России?

Примерные темы докладов (рефератов) по теме:

1. Происхождение денег. – Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – М.: Финстатинформ, 1995. – С. 17-22.

2. Модель управления наличной денежной массой, разработанная У. Баумолем и Дж. Тобином. - Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. – Тема 10, с.139-142.

3. Коммерческие банки России и основные операции, проводимые ими.

4. Банки и кредитование. - Семёнов С. Экономист. – 2004. - № 12. – С. 80-82.

 

Тема 3.9 Финансовая система и финансовая политика (часть 1)

План семинарского занятия по теме 3.9.1

  1. Понятие государственного бюджета и проблема его сбалансированности.
  2. Сущность и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  3. Основные виды налогов. Принципы и механизм налогообложения.
  4. Государственный долг. Структура и оценка государственного долга.

 

Изучив данную тему, студент должен:

Знать сущность и виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики, бюджетную систему страны, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета, особенности профицитного и дефицитного бюджета, понятие, структуру и методы оценки и уменьшения государственного долга, дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Уметь определятьэффективность бюджетно-налоговой политики, рассчитывать мультипликатор государственных расходов, мультипликатор налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета.

Приобрести навыки бюджетной и налоговой политики, оценки их влияния на макроэкономическое положение общества.

 

При изучении темы 3.9.1 необходимо:

Читать учебники:

  1. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000. – Глава 5, с.173-194.
  2. Экономическая теория: Учебник / Камаев В.Д. и др. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 16, с. 369-414.
  3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – Глава 12, с. 207-224; глава 24, с. 414, 422-424; глава 33, с. 586-589.
  4. Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Паблишинг», 1997. – Глава 23, с. 373-390.
  5. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н.Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 10, с.122-127.

 

Выполнить задание:

  1. Корнейчук Б.В., Симкина Л.Г. Макроэкономика. Тесты и задачи. – СПб. Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – Глава 2, с. 27-47; глава 10, с. 186-195.
  2. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории / Камаев В.Д. и колл. авт. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – Глава 16, с. 187-206.
  3. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. – Тема 12, с. 183-185.
  1. Экономика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Н.Пфаненштиль. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. – Глава 10, с. 127-129.

 

Акцентировать внимание на следующих понятиях:

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, бюджетная система, внебюджетные фонды, консолидированный бюджет, дотация, субвенция, бюджетный кредит, бюджетная ссуда, профицит бюджета, дефицит бюджета, бюджетный федерализм, государственный бюджет, государственный кредит, государственные расходы, налог, структурный бюджетный дефицит, циклический бюджетный дефицит, обслуживание государственного долга, внешний государственный долг, внутренний государственный долг, дискреционная фискальная политика, мультипликатор государственных расходов, мультипликатор налогов, мультипликатор сбалансированного бюджета, кривая Лаффера, автоматическая фискальная политика, встроенный (автоматический) стабилизатор, ежегодно сбалансированный бюджет, циклически сбалансированный бюджет, реструктуризация государственного долга, конверсия государственного долга.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Объясните устройство бюджетной системы РФ и место в нём государственного бюджета.
  2. Что Вы понимаете под бюджетным федерализмом?
  3. Назовите основные функции госбюджета.
  4. Какие Вы знаете основные источники государственного бюджета.
  5. Какова структура доходов госбюджета в России?
  6. Какую роль в формировании доходов бюджета играют внебюджетные фонды или целевые фонды (социальное страхование, охрана окружающей среды и т.д.)?
  7. Назовите важнейшие статьи государственных расходов в России.
  8. В чём состоит специфика госбюджета России по сравнению с развитыми странами?
  9. Когда считается дефицит бюджета нормальным?
  10. Что означает структурный и циклический бюджетный дефицит?
  11. Какие Вы знаете основные способы финансирования дефицита госбюджета?
  12. Какое отношение к покрытию бюджетного дефицита имеет государственный долг?
  13. Каким образом происходит превращение дефицита бюджета в государственный долг?
  14. Раскройте понятие внешнего государственного долга.
  15. В чём суть внутреннего государственного долга?
  16. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
  17. Назовите и обоснуйте главные негативные экономические последствия роста внутреннего и внешнего долга.
  18. Что означает рефинансирование долга?
  19. Какова структура государственного долга в России?
  20. В чём состоит проблема управления государственным долом?

Примерные темы докладов (рефератов) по теме:

  1. Налоги: типы и эволюция. Кривая Лаффера. - Экономическая теория / Под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича: Учебник. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Паблишинг», 1997. – Глава 23, с. 378-383.
  2. Макроэкономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга: различные точки зрения на проблему. - Основы экономической теории. Учеб. пособие / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1996. – Тема 12, с. 178-183.
  3. Нужен ли России бюджет развития? - Марголин А., Семенов C. – Экономист, 2004.- № 1. – С. 73-80.
  4. Проблемы бюджетной политики России в 2005 г. - Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2005 г. // Экономист. – 2004. - № 12. – С.3-13.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.61.243 (0.006 с.)