Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

Поиск

Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

Экономическая теория – это наука, изучающая взаимодействие людей в процессе общественного производства в целях эффективного использования ограниченных ресурсов и удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Современная экономическая теория имеет следующую структуру: Микроэкономика – это раздел экономической теории связанный с деятельностью отдельных экономических субъектов, таких как домашние хозяйства и фирмы, а также конкретных рынков и отраслей. Макроэкономика – это раздел Э.Т. изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом, а также на уровне мировой экономической системы.

По мере экономической теории менялся и ее предмет с древних времен до 17 века – предмет ЭТ это особенности ведения домашнего хозяйства, с 18 по 19 век, - это изучение природы и причины богатства, и после 19 века является сферой материального производства.

Предметом экономической теории является система производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, а также их эффективном использовании.

Методы – это инструменты применяемые для исследования экономических процессов и явлений:

1. Дедукция (движение от общего к частному) от итоговых теоретических положений к частным аспектам теории;

2. Индукция (движение от частного к обобщению) – построение теоретической концепции на основе использования более частных теоретических элементов.

3. Логический – построение экономических умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения.

4. Эмпирический – построение экономических умозаключений совокупности наблюдений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами.

5. Анализ – расчленение сложного явления (комплексной проблемы) на ряд более частных составляющих элементов.

6. Синтез – соединение результатов анализа отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое.

7. Метод научной абстракции – исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов.

8. Факторный анализ- исследования экономического явления путем рассмотрения поочередного воздействия на него все большего кол-ва влияющих обстоятельств.

9. Метод экономико-математического моделирования – формализованное описание различных экономических явлений с помощью математического аппарата.

10. Статистический метод – опора в исследовании на обобщение статистической информации.

11. Компаративный анализ – метод построенный на использовании сравнения, нахождения аналогий между различными экономическими данными, понятиями и явлениями.

12. Допущение «при прочих равных условиях» - метод согласно которого все факторы за исключением анализируемых не рассматриваются.

Функции экономической теории: познавательная, методологическая, практическая.

Экономическая теория в обществе выполняет несколько важных функций: познавательную, практическую, методологическую.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, особенностей поведения хозяйствующих субъектов, что в западной экономической литературе обозначают термином «описательная наука». Затем проводится их обобщение, анализ и объяснение на этой основе сути экономических процессов и явлений. Анализируя действительность, оперируя фактами, положениями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает научные концепции (теории).

Практическая (прагматическая) функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики. Экономическая теория должна давать реальные результаты, стимулировать через свои концепции развитие общественного производства в целях наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей людей. Таким образом, экономическая теория не только формулирует проблемы, но и указывает конкретные направления и способы их решения.

Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития (например, капитализм, социализм и т.п.), в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

Материальное и нематериальное производство.

Результатом производства является создание материальных, нематериальных благ, услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Соответствено, различают материальное, нематериальное производство.

К материальному производству относятся отрасли, создающие вещественое богатство, материальные блага, услуги. В его состав входят промышленость, строительство, сельское, лесное хозяйство, транспорт, связь, обслуживающие материальное производство, материально-техническое снабжение, заготовки, торговля, общественое питание, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание.
К нематериальному производству относится все, что связано с оказанием нематериальных услуг, изготовлением нематериальных ценостей. Это производство создает нематериальные блага — духовные, нравственые, культурные цености, оказывает нематериальные услуги — здравоохранение, образование, научное обслуживание.
Для современой экономики, которую часто называют постиндустриальной, свойствено быстрое развитие нематериального производства. Активную роль в такой экономике играет сфера услуг. В экономически развитых странах численость занятых в промышлености, сельском хозяйстве за последние десятилетия значительно сократилась, столь же значительно выросла численость занятых в сфере услуг — до 50-70%.
Услуга – вид целесообразной деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда, связан с удовлетворением социальных, духовных потребностей. Особеностью услуги является то, что она потребляется в момент предоставления. Услуги также подразделяют на два типа: материальные — грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, торговля, производственые виды жилищно-бытового обслуживания, др., нематериальные услуги — просвещение, здравоохранение, научное обслуживание, искусство, социальное обслуживание, страхование, кредитование, т. д.

Содержание и основные направления экономической реформы в России.

Экономические реформы в России осуществлялись в три этапа.

В реферате проанализированы основные этапы и результаты экономических реформ в России.

1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

На первом этапе можно выделить два направления реформ: либерализация и приватизация.

Реформатором выступал Гайдар. Е. Гайдар не был сторонником наличия собственного пути у России и считал, что ей необходимо встраиваться в капиталистическую систему. Он поддерживал вариант быстрой и бесплатной приватизации, дающей каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности.

Либерализация

Цели либерализации:

Устранение товарного дефицита, запуск рыночного механизма «спроса и предложения».

Подготовка к следующему этапу реформ приватизации (создание рыночных условий для оценки производственных фондов и рыночных перспектив предприятия).

По всей видимости, Правительство стремилось идти по предложенному МВФ пути, в рекомендациях МВФ говорилось, что для успеха рыночных реформ России необходим импорт, а средства на закупку импортных товаров необходимо зарабатывать на экспорте энергетических ресурсов и сельскохозяйственных товаров. Что подразумевало открытие страны для международной торговли, создание условий для импорта продуктов питания, специалистов, оборудования с Запада. Превращение России в поставщика сырья, так как товары отечественных производителей были неконкурентоспособны по сравнению с импортными.

Существовало несколько проектов реформ. Была принята «Программа 91»

«Программу 91» отстаивало Правительство во главе с Е. Гайдаром.

Конечными целями данной программы реформ являлись экономическое, социально-политическое и духовное возрождение России, рост и процветание национальной экономики, консолидация на этой основе благополучия и свободы ее граждан, развитие демократии и укрепление государства. В новой российской экономике равновесие между экономической эффективностью и социальной справедливостью должно быть достигнуто.

Существовала также Программа «500 дней» Г. Явлинского, С. Шаталина

«Программа 91» исходила из полного отрицания возможностей «особого пути» развития российской экономики и сосредоточивалась прежде всего на вопросах реформирования и оздоровления денежного сектора.

Она предусматривала ряд экстренных мер: стабилизацию экономики и рационализацию управления на принципах рыночной экономики; либерализацию цен и ограничительную финансовую политику; борьбу с необеспечнной денежной массой и т. п.- совокупность мер, известных под названием «шоковой терапии».

28 октября Президент выступил в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен.

Таким образом, предстояло решить следующие проблемы.

отсутствие регулирования экономики страны, системы Госплана и Госснаба были разрушены;

денежное регулирование нарушено за счет работы Центров научно-технического творчества молодежи, кооперативов, которые могли переводить безналичные деньги в наличные;

нарушение хозяйственных связей, стабильной работы предприятий;

система хозяйства СССР уже не функционировала. Появляющиеся новые формы организации не могли были быть приведены в соответствие с принципами плановой экономики и подрывали оставшиеся системы регулирования;

отсутствовала официально принятая концепция экономики государства, которая бы задавала целостность экономики страны.

28 января 1987 г. постановлением ГКНТ ССР, Госплана СССР, Госкомтруда СССР, Минфина СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ было утверждено «Положение о центре научно -технического творчества молодежи». Партия разрешила им «заключать договоры» с последующей выплатой наличных денег исполнителям.

В 1987 г. был принят, а с 1988 г. введен в силу «Закон о государственном предприятии (объединении)». Он предполагал «полный хозрасчет».

26 мая 1988 г. Верховным Советом был принят Закон «О кооперации СССР».

Были созданы молодежные центры и молодежные кооперативы. Мелкие и средние предприятия можно было преобразовывать в кооперативы, сдавать в аренду с выкупом, продавать.

25 декабря 1990 года принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который также вводил понятия об ОАО, трудовых коллективах).

28 октября 1991 г. Президент выступил в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию, и получил на год чрезвычайные полномочия.

Либерализация цен:

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально-экономическом положении в РСФСР» Президентом РСФСР был издан 3 декабря 1991 Указ № 297 «О мерах по либерализации цен». В соответствии с принятым Указом со 2 января 1992 года осуществлен переход на прменение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. На ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг применяются государственные регулируемые цены.

2 января 1992 г. произошел единовременный отпуск цен, которые еще оставались под контролем. Свободными стали 80% оптовых и 90% розничных цен. Еще сохранился контроль за ценами на ряд потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водка, спички, лекарства (цены повышены в 3 раза), а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплата и плата за коммунальные услуги. С марта по май контроль за ценами на эти товары был снят или передан на уровень регионов.

В административном порядке с сохранением государственного контроля были повышены цены: на нефть - в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления - в 4,7; на уголь - в 5,5 раза.

Цены на нефть «отпустили» в мае 1992 г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт переход к свободным ценам на уголь в 1993 г. После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий - газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т.п.

Дерегулирование экономики:

В 1992 г. основным содержанием процесса дерегулировния экономики был демонтаж институтов планово-распределительной системы, ликвидация отраслевых министерств, главков, ВПО и т.п. В начале 1992 г. ликвидация совмещалась со слиянием союзных и российских ведомств, реорганизацией одних, ликвидацией других. Министерства трансформировались в следующие основные формы:

часть работников переходила в новые российские ведомства;

на базе министерств создавались отраслевые союзы и ассоциации.

преобразование министерств в какие-либо государственные компании и правительственные агентства. Например, Росконтракт оптовая компания, преобразованная из Госснаба СССР; Росхлебопродукт бывшее Министерство заготовок, превратилось в государственную компанию.

Госпланы СССР и РСФСР слились в Министерство экономики Российской Федерации. Так же образовался Минфин России. Два союзных министерства остались неприкосновенными - МПС и Минатом (бывший Минсредмаш).

Снятие ограничений на доходы и заработную плату:

Были сняты ограничения на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление (указ Президента «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление» (15 ноября 1991)).

В результате быстро росла степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения.

Хотя предприятия и организации теперь самостоятельно определяли размер средств, направляемых на потребление, государство не могло не регулировать размер минимальной месячной оплаты труда (МРОТ). В связи с высокими темпами инфляции МРОТ довольно часто пересматривался.

Основные элементы рынка.

Основные элементы рынка: товар, цена, спрос, предложение. Механизм рыночного ценообразования (рыночный механизм) - включает три элемента: спрос, предложение, цену и конкуренцию. Спрос) -то количество товара, которое потребитель может и готов купить при сложившихся ценах. Величина спроса -то количество товаров, которое потребитель может и готов купить при данной цене. Закон спроса - указывает на функциональную зависимость спроса от цены - обратная пропорциональность: чем выше цена, тем меньше величина спроса (при прочих равных условиях), чем меньше цена, тем больше величина спроса.

Предложение - то количество товаров, которое производители могут и готовы поставить на рынок при данных ценах. Величина предложения - то количество товаров, которое потребитель может и готов продать при данной цене.
Закон предложения: чем выше цена, тем большее количество товаров готовы поставить производители на рынок при прочих равных условиях.

Товар и его свойства.

Центральной категорией рыночного хозяйства является товар. Товар — это любой объект, предназначенный не для собственного использования его владельцем, а для отчуждения путем продажи. Товарную форму могут принимать самые различные объекты. Но большинство товаров — это продукты труда. Поэтому часто говорят, что товар представляет собой особую форму продукта труда, отличающуюся тем, что он поступает к конечному потребителю через продажу.

В соответствии с трудовой теорией стоимости товар обладает тремя свойствами:

1) потребительной стоимостью;

2) меновой стоимостью;

3) стоимостью.

Потребительная стоимость — это внешний полезный эффект, составляющий природу любого продукта труда, в том числе и товара. Появление нового продукта труда означает, прежде всего, появление новой потребительной стоимости, т. е. новой совокупности полезных качеств результата человеческой деятельности.

Меновая стоимость — это специфическое свойство, присущее только товарной форме продукта труда. Она представляет собой ту количественную пропорцию, в которой один товар обменивается на другой.

Подобные количественные пропорции в обмене разных товаров (одинаковые товары по их потребительской стоимости друг на друга обменивать не имеет смысла) прежде всего свидетельствуют о том, что в различных по своим потребительным стоимостям товарах, обмениваемых друг на друга, содержится нечто общее, нечто одинаковое. Ведь иначе невозможно сопоставлять, сравнивать, соизмерять и соответственно обменивать.

Общим для обмениваемых товаров служит их стоимость. Она представляет собой воплощенный в товарах труд. При эквивалентном обмене, когда предложение и спрос совпадают, каждый товар обменивается на любой другой товар только в той количественной пропорции, которая фиксирует равенство воплощенного в них труда. Таким образом, меновая стоимость есть форма выражения стоимости товара, которая сама по себе в отдельно взятом товаре проявиться не может, как бы мы его не исследовали. Стоимость товара выражается только в его обмене, а именно: в той количественной пропорции, в которой он обменивается на другой товар.

21. Тео́рия преде́льной поле́зности

Тео́рия преде́льной поле́зностиили преде́льных изде́ржек — концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У. С. Джевонсом.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г. Г. Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844 г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. ф. Визер.

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов.

Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Деньги и их функции.

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Всеобщий эквивалент означает способность товара обмениваться на любой другой товар.

Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют следующие основные функции денег: средство обращения; мера стоимости; средство платежа; средство накопления; мировые деньги.

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают -посредником при обмене товаров и услуг, обеспечивают обращение товаров на рынке. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. В данном случае деньги не задерживаются долго в руках покупателей и продавцов И переходят из рук в руки, выполняя эту функцию мимолетно. Это обстоятельство привело в конечном счете к замене полноценных Денег неполноценными деньгами, символами стоимости (бумажные деньги).

Деньги в функции меры стоимости позволяют выразить стоимость товаров и услуг в денежных единицах. Выражение стоимости товара в деньгах происходит прежде, чем совершаются купля и продажа товара.

Деньги как средство платежа. Эту функцию деньги выполняют в случае продажи товаров с отсрочкой оплаты (продажа товаров в кредит), выплаты заработной платы, налогов, арендных платежей. Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги - векселя, банкноты, чеки, кредитные карточки, электронные деньги.

Помимо того что деньги являются средствами платежа, они выступают и как средство сбережения и накопления. Возможность и необходимость накопления денег возникают в результате отделения актов продажи от купли, т.е. если за продажей товара не последовала покупка, то у продавца остаются на руках Деньги, которые могут с этого времени функционировать в виде запаса ценности. Функции таких сбережений, являющихся отсроченным потреблением, базируются на том, что эти деньги имеют и будут иметь одинаковую ценность и сейчас, и в будущем. Однако реальное выполнение деньгами этой функции имеет свои ограничения. Если номинальная стоимость денег фиксирована, то реальная их стоимость может меняться. В частности, в условиях инфляции реальная стоимость денег резко падает й сохранение богатства в виде денег теряет экономический смысл. Поэтому для сохранения ценности, помимо денег, используются и другие активы - ценные бумаги, недвижимость, драгоценности и др.

Помимо той роли, которую играют деньги в национальной экономике, они выполняют важные функции в международных деловых операциях и выступают как мировые деньги. На мировом рынке функцию мировых денег сегодня выполняет не золото, а валюта - денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара.

Уравнение Фишера

Цены и количество денег находятся в прямой зависимости.

В зависимости от разных условий могут изменяться цены вследствие изменения денежной массы, но и денежная масса может меняться в зависимости от изменения цен.

Уравнение обмена выглядит следующим образом:

Формула Фишера

— денежная масса;

— скорость оборота денег;

— цена товаров;

— количество товаров.

Несомненно, что данная формула носит чисто теоретический характер и непригодна для практических расчетов. Уравнение Фишера не содержит какого-либо единственного решения; в рамках этой модели возможна многовариантность. Вместе с тем при определенных допусках несомненно одно: уровень цен зависит от количества денег в обращении. Обычно делают два допуска:

скорость оборота денег — величина постоянная;

все производственные мощности в хозяйстве используются полностью.

Смысл этих допущений в том, чтобы устранить влияние этих величин на равенство правой и левой частей уравнения Фишера. Но даже при соблюдении этих двух допущений нельзя безоговорочно утверждать, что рост денежной массы первичен, а рост цен — вторичен. Зависимость здесь взаимная.

В условиях стабильного экономического развития денежная масса выступает регулятором уровня цен. Но при структурных диспропорциях в экономике возможно и первичное изменение цен, а лишь затем изменение денежной массы (рис. 17).

Нормальное экономическое развитие:

Диспропорция экономического развития:

Рис. 17. Зависимость цен от денежной массы в условиях стабильности или роста экономики

Формула Фишера (уравнение обмена) определяет массу денег, используемую только в качестве средства обращения, а поскольку деньги выполняют и другие функции, то определение общей потребности в деньгах предполагает существенное совершенствование исходного уравнения.

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения

Рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения.

Эластичность спроса.

Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Эластичность спроса или предложения вычисляется как отношение процентного изменения величины спроса (предложения) к процентному изменению какой-либо детерминанты.

Детерминанты — это факторы оказывающие воздействие на спрос или предложение.

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:

наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (если не существует хороших заменителей какого-либо товара, то риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);

временной фактор (рыночный спрос имеет тенденцию быть более эластичным в долгосрочном периоде и менее эластичным в краткосрочном);

доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем чувствительнее будет спрос на изменения цены);

степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, например, холодильниками, то маловероятно, что произовители смогут существенно стимулировать свой сбыт путем снижения цен, и наоборот, если рынок ненасыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса);

разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает область экономически оправданного использования данного товара. Напротив, уменьшение цены расширяет сферу его экономически оправданного применения. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);

важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным к изменению цены. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью).

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.

Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).

Эластичность предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;

ΔP — изменение рыночной цены на товар;

Факторы определяющие эластичность предложения

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

для мгновенного периода предложение неэластично;

для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

для долгосрочного периода предложение эластично;

2.специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);
3.возможности хранения изготовленной продукции;
4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение.

Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

Бюджетная линия

Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:

P1Q1 + P2Q2 = R

Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:

P1Q1 + P2Q2 +... +PnQn + сбережения = R

Смещение бюджетной линии

Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:

при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.

увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

Кривые безразличия

Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Исходные аксиомы анализа

Построение и анализ этих кривых основывается на следующих допущениях, или аксиомах:

Аксиома рациональности потребителя как экономического субъекта

Аксиома непрерывности
Все товары можно непрерывно разбить на всё более мелкие единицы, так что размеры единиц, в которых продается товар, не сдерживают потребителей.

Аксиома возможности выбора
Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов, А или В, является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительней набора В (А > B), либо набор B предпочтительней набора A (A < B), либо наборы A и B имеют одинаковую полезность для потребителя (A=B).

Аксиома транзитивности
Согласно этой аксиоме для любых трех потребительских корзин (наборов) А, В и С, если потребитель предпочитает набор A в большей степени, чем набор B, и набор B в большей степени чем набор C, то он однозначно предпочитает потребительских набор A в большей степени, чем набор C. То есть если A > B и B > C значит A >C.
То же самое справедливо и для правила: если A = B и B = C, то A = C.

Аксиома ненасыщенности
Для любого набора A всегда существует набор B, более предпочтительный для потребителя. Это означает, что у потребителя нет порога насыщения и он всегда предпочитает иметь большее количество товаров меньшему. При этом, если количество хотя бы одного из товаров, входящих в потребительскую корзину возрастет, уровень его удовлетворения увеличится.

Совершенная конкуренция

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Основные черты:

1. Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов; отсутствие ценовой дискриминации; производители и продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. Кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична).

2. Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

3. Однородность товаров и услуг,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.014 с.)