ТОП 10:

Лекция 1 . Объект, предмет социологии, связь с другими науками



II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Лекция 1 . Объект, предмет социологии, связь с другими науками

Учебные вопросы:

1. Объект, предмет, структура социологического знания,

социология в системе социальных и гуманитарных наук,

взаимодействие социологии с другими науками.

2. Основатели социологии. Структура социологического знания.

3. Функции социологии. Социологические подходы в изучении

социальных явлений.

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено

французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г. Социология -

термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков

sosiestas (лат. - общество) - и logos (греч. - знание, учение).

Социология - наука (знание) об обществе. Значительный вклад в

становление и развитие социологии как науки об обществе внесли

такие ученые как К.Маркс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм,

М.Вебер. Наука социология возникает как ответ на потребности

общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах

развития, которые характеризуют европейское общество 19 века. Это

период Великой французской революции, период коренного

общественного преобразования в Европе, формирование новых

социальных отношений, роста производственных сил, технических

революций, формирования нового общества, нового мышления людей.

Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет

исследования. Объектом социологического знания является

общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же

касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся.

О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе,

способствующая рациональной организации общественной жизни.

Другой основоположник социологии - австрийский ученый М.Вебер

писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она

должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся

дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о

предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до

сих пор нет.

Общество - объект изучения многих наук, которые имеют каждая

свой предмет исследования. Это философия, антропология, история,

политология психология, демография и другие – все они, в широком

смысле, являются науками об обществе. В общем виде – объектом

изучения является все то, на что направлена деятельность

исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В

социологии - это та объективная и субъективная реальность, которая

нас окружает.

Предметная часть науки - это изучаемая часть, составляющая

этой объективной и субъективной реальности, которая нас окружает

и подлежит изучению. Все общественные науки имеют свой,

специфический , особенный предмет исследования.

Что же отличает и выделяет предметную область социологии?

Предмет изучения социологии - это особенные, специфические законы

и закономерности.

Предметом социологии является социальное - как специфический

аспект всех сфер жизнедеятельности общества.

В широком смысле «социальное» - все, что можно отнести к

человеческому обществу, в узком - особая сфера общественных

отношений, которая характерна для различных групп людей, как

носителей разных видов деятельности.

Социология изучает специфические социальные законы и

закономерности зарождения, формирования, становления, развития

социальных систем, механизмы действия этих законов и

закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.

Также социология изучает различные социальные системы и

структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусло-

вленности, которые возникают в этих системах. Социология

раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных

социальных системах, анализирует процессы функционирования

различных структур и систем, определяет роль сознания и

сознательной деятельности личности.

Процессы функционирования общества подчинены

многочисленным социальным законам, на которые деятельность

людей может повлиять непосредственно или опосредовано.

Существуют различные принципы классификации социальных

законов. Например, по степени общности, времени действия, способам

проявления социальных законов, формам связей в обществе.

Социология также как и другие науки имеет свою систему категорий,

представляющие собой наиболее общие понятия, которые отражают

наиболее существенные стороны ее объекта и предмета.

Общество представляет собой сложную систему, включающую

в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь

сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучают с

использованием различных методов способов и приёмов. Сложная

многоуровневая структура общества обуславливает и сложную

структуру социологического знания, которая в известной мере

повторяет структуру общества. Структурные единицы

социологического знания выделяют по разным основаниям. Например:

сферы общественной жизни, виды отношений людей, методы

исследований и др. В соответствии со знанием, которые дает наука

об обществе, выделяют:

1. теоретическую и эмпирическую социологию;

2. фундаментальную и прикладную социологию;

Также можно выделить:

1.Общесоциологическую теорию (общую социологию).

2.Отраслевые (частные) социологии.

3.Эмпирические социологические исследования.

Внутри социологии можно выделить макро- и микроуровни

социологического знания. Макросоциология изучает крупные

социальные структуры, протяженные, длительные общественные

процессы. Оперирует такими понятиями, как культура,

социологическая система, общество. И здесь соприкасается с

демографией, экономикой, политологией. На микроуровне изучают

межличностный уровень общения людей, их поведение,

взаимодействия, используются такие понятия, как социальное

поведение, мотивация, и здесь социология сопрягается социальной

психологией и психологией. Как и другие науки, социология выполняет

различные функции:

· познавательную,

· мировоззренческую,

· информационную,

· управленческую,

· критическую,

· прогностическую,

· регулятивную и др., которые все взаимосвязаны и часто

взаимообусловлены.

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной

связи с другими науками, причем не только техническими, но и

естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология

использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные

из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим

эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в

ходе социологических исследований.

Теснейшим образом социология связанна с философией,

статистикой, экономикой, политическими науками и правовыми

науками, медициной, биологией, рядом технических наук и другими.

Связь социологии с другими науками можно объяснить и

общностью предмета исследования и тенденциями интеграции наук,

значимостью социологических исследований для других наук, другими

факторами. В социологии выделяют 5 социологических подходов при

изучении и объяснении социальных явлений и процессов, которые

иллюстрируют широчайшую область исследования науки:

- демографический,

- психологический,

- коллективистский,

- выявляющий взаимоотношения,

- культурологический.

 

Лекция 3. Становление и развитие социологии как науки

Об обществе

Учебные вопросы:

1 О.Конт и его роль в возникновении социологии как науки.

2. Причины возникновения социологии. Г.Спенсер, Э.Дюркгейм,

К.Маркс, Г.Зиммель, М.Вебер – их вклад в социологию как науку

об обществе.

3. Зарождение и оформление национальных школ социологии.

Классический и современный этапы развития социологии и их

особенности.

Сороковые годы 19 века – период становления науки об

обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт

(1798-1857гг.) – французский философ, социолог, основатель

позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные

идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в

дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал

“социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена

в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» -

главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает

«закон трех стадий развития общества» – теологической,

метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой

характеризуется сменой господствующих общественных идей. На

первых стадии – теологической, все явления социальной жизни

объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение

действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия –

метафизическая, является критической по отношению к первой,

божественные силы заменяются разного рода абстракциями,

воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной,

появляется возможность позитивного, научного объяснения

наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития.

О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая

иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию,

к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня.

Которая должна способствовать снижению негативных явлений в

обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения

социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни,

путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя

методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт

подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы

изменения общественных явлений, и социальную статистику,

изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению

О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе

которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается

основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для

придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды

О.Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов,

особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858-

1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта.

Г.Спенсер основатель органической школы социологии, разделил

позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм,

сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое

целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем

Г.Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную

Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму.

В процессе развития общества появляются новые его

структурные единицы, усиливается социальное расслоение,

взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который

лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван

«социальным дарвинизмом».

Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли

основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-

1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на

творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.

Главное место в марксистском учении занимает всесторонний

социально-экономический анализ современного К.Марксу

капиталистического строя.

Сущность марксистской концепции заключается в том, что в

основе развития общества лежит единство и борьба

противоположностей и создание более совершенных структур. Базис

любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а

политика, религия, семья, образование составляют надстройку

общественной системы. Производственные отношения, в которые

вступают люди , соответствуют определенной ступени общественного

развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет

его сознание. Развитие общества – естественный исторический

процесс, а конфликты и революции являются движущей силой

общественного развития. Впервые 0т были определены и изучены

основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия,

крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капиталистический строй;

- коммунистический строй.

Дано описание основных и не основных классов буржуазного

общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как

непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением

которых является революция и коренное изменение общественно-

политического строя.

Эксплуатацию одного класса другим невозможно

реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда

бесклассовое общество сменит классовое.

Значительной фигурой французской классической школы

социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который

развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных

явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.

Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются

социальные факты, социальная реальность, существовующая

объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые

попытался разработать строгие методы исследования социальных

фактов.

Георг Зиммель (1858-1918гг.) – яркий представитель немецкой

школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые

формы социальности» - предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти

формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель

изучал различные социальные формы:

- конфликты,

- конкуренцию,

- подчинение и другое.

Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель

рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет

и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть

осуществлены другими науками.

Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых-

социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно.

Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил

основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда.

Он основатель “понимающей социологии”. М.Вебер работал в области

политической социологии, социологии права, социологии города. Он

стремился систематизировать и обосновать социологический

понятийный аппарат.

Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной

структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных

групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта.

Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация

социального действия – явления, лежащего в основе социологии, и

выделял четыре идеальных типа действия: традиционное,

аффективное, целерациональное и ценностнорациональное.

Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не

встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов.

М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма,

рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации

и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории

бюрократии”- теории идеального управления.

 

Мобильность

Учебные вопросы:

1. Классы и классовый подход в исследовании социальной

структуры.

2. Понятие страты и стратификации, стратификационный подход

в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции

социальной структуры.

3. Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его

теория социальной мобильности.

4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.

Социальная стратификация и социальная мобильность.

В широком смысле под социальной структурой общества

понимается его строение, в узком – совокупность групп людей,

которые можно выделить по следующим объективным, устойчивым

признакам: социально-классовые, социально-территориальные,

социально-этнические, социально-демографические. Отсюда следует,

что общество распадается на соответствующие подструктуры более

низкого порядка, которые связаны и взаимодействуют между собой.

В современной социологии существует множество концепций

социальной структуры общества, спектр которых с течением

времени расширяется. Наличие классов в обществе к настоящему

времени признается большинством социологов, в марксистской

социологии первое и ведущее место отводится социально-классовой

структуре общества. Центральным, главным элементом этой

структуры являются классы. Классы формировались на определенном

этапе развития общества и стали следствием неравенства людей в

обществе. Впервые понятие «классов» введено в начале 19 века, и

широко использовалось учеными Ф. Гизо, О. Тьери, А. Смитом, Д.

Рикардо, но наиболее полное и развитое учение о классах и классовой

борьбе было представлено в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс,

обосновали экономические причины возникновения и

функционирования классов, они утверждали, что деление общества

на классы есть результат общественного разделения труда и

формирование отношений частной собственности. Эксплуатация и

присвоение результатов труда одних классов другими, является

проявлением классовых отношений в обществе. Классы образуются

двумя путями - путем выделения родовой общины эксплутационной

верхушки, которая изначально состояла из родовой знати, и путем

обращения в рабство военнопленных и обнищавших соплеменников,

попавших в непреодолимые долговые обязательства.

Впервые использовал экономический подход к классам, дал их

определение в своей работе «Великий почин» В.И. Ленин. Он писал:

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по

их месту в исторически определенной системе общественного

производства, по их отношению (большей частью закрепленному и

оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в

общественной организации труда, а следовательно, по способам

получения и размерам той доли общественного богатства, которой

они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна

может себе присваивать труд другой, благодаря различению их места

в определенном укладе общественного хозяйства»1 .

Таким образом, в данном определении выделены пять признаков

класса:

- место в исторически-определенной системе производства;

- отношение к средствам производства;

- роль в общественной организации труда;

- способы и размер получаемого богатства;

- такие группы людей, из которых одни присваивают труд других.

Согласно марксизму классы делятся на основные - такие,

существование которых вытекают из господствующих в данной

общественно-экономической формации отношений (отношения

собственности): рабы и рабовладельцы (для рабовладельческого

строя); крестьяне и феодалы (для строя феодального); пролетарии и

буржуазия (для капиталистического строя), и не основные – остатки

прежних классов в новой общественно-экономической формации и

возрождающиеся классы, которые придут на смену основным и

составят основу классового деления в новой формации.

Таким образом, по марксизму, классы – это развивающиеся

большие группы людей. Коренные их социальные интересы – такие,

которые определяют их существование и положение в обществе.

В зарубежной социологии используются разные основания для

выделения классов:

- неравенство условий жизнедеятельности;

- уровень доходов;

- привилегии;

- отношение к власти;

- принадлежность к определенной группе;

- престиж;

- доступ к информации и т.д.

Главными признаками при определении классов считаются –

отношение к средствам производства и способ получения доходов.

__________________________________

1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений т.39, с.15.

 

В современном западном обществе большинство социологов

выделяют три основных класса:

1. класс собственников экономических ресурсов;

2. cредний класс;

3. низший класс.

Очевидно, что используя только классовый подход невозможно

детально и полно изучить социальную структуру современного

общества, которое имеет не только горизонтальное, но и вертикальное

расслоение, поэтому социологи предложили более гибкую единицу

деления и анализа общественной структуры – страту.

Социальные страты существуют внутри классов и между

классами. В любом обществе существует огромное количество страт,

которые выделяются по разным основаниям:

- отношение к власти;

- престиж;

- уровень образования;

- профессиональной подготовки;

- социальный статус;

- место проживания;

- пол;

- возраст и т.д.

По любому из этих признаков в социальном пространстве страты

выстраиваются в иерархический ряд от основания к вершине.

Главными четырьмя изменениями стратификации является:

- доход;

- власть;

- образование;

- престиж.

Социальные слои (страты) насчитывают в своем составе очень

большое количество людей, поэтому для анализа социальной

структуры одновременно используется и понятие «социальная

группа».

В обществе функционируют разнообразные группы:

- первичные;

- большие;

- малые;

- формальные;

- неформальные;

- харизматические;

- этнические;

- профессиональные;

- партийные и другие

Поскольку индивиды включены, как правило, в различные виды

групп одновременно, в обществе страты частично пресекаются и

наслаиваются друг на друга.

Горизонтальное и вертикальное расслоение общества не является

неподвижным, остановившимся, в нем постоянно происходят

изменения, перемещения.

Социальная мобильность – изменение индивидами или

группами своего положения, места, социального статуса в структуре

общества.

Термин «социальная мобильность» впервые ввел в социологию

П.А. Сорокин, который рассматривал социальную мобильность не

просто как переход одной социальной группы в другую, а как любые

изменения социального положения, касающегося не только индивида,

но группы людей, семьи, ценностей – «любого социального объекта».

Согласно П.А. Сорокину, социальная мобильность подразделяется на

два типа:

- горизонтальную, где осуществляется перемещение социального

объекта на одном уровне, из одной социальной позиции, в другую;

- вертикальную, осуществляемую социальными объектами по

двум направлениям – восходящему (с повышением социального

положения) и нисходящему (с понижением социального положения).

По мнению П.А. Сорокина, между стратами нет непроходимых

границ, но между восхождением и нисхождением существует некая

ассиметрия. Восхождение по социальной лестнице является

добровольным, как правило, и осуществляется часто не свободно, а

с преодолением некоторых барьеров или выполнением определенных

условий, которые высший слой выставляет социальным объектам,

осуществляющим данный переход. Нисхождение обычно

принудительное.

Социальная мобильность измеряется показателями:

- дистанция мобильности (количество ступеней или уровней, на

которые удалось подняться или опустится социальным объектам);

- объем мобильности (число объектов, которые переместились

по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный

период времени).

Степень социальной мобильности является показателем уровня

развития общества, чем выше этот уровень, тем больше социальных

ступеней и позиций представляет общество социальным объектам

для их перемещений.

Для России и современных индустриальных стран характерен

высокий уровень социальной мобильности и построение новых

стратификационных концепций.

 

II. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Лекция 1 . Объект, предмет социологии, связь с другими науками

Учебные вопросы:

1. Объект, предмет, структура социологического знания,

социология в системе социальных и гуманитарных наук,

взаимодействие социологии с другими науками.

2. Основатели социологии. Структура социологического знания.

3. Функции социологии. Социологические подходы в изучении

социальных явлений.

Впервые в научный оборот понятие социологии было введено

французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г. Социология -

термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков

sosiestas (лат. - общество) - и logos (греч. - знание, учение).

Социология - наука (знание) об обществе. Значительный вклад в

становление и развитие социологии как науки об обществе внесли

такие ученые как К.Маркс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм,

М.Вебер. Наука социология возникает как ответ на потребности

общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах

развития, которые характеризуют европейское общество 19 века. Это

период Великой французской революции, период коренного

общественного преобразования в Европе, формирование новых

социальных отношений, роста производственных сил, технических

революций, формирования нового общества, нового мышления людей.

Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет

исследования. Объектом социологического знания является

общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же

касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся.

О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе,

способствующая рациональной организации общественной жизни.

Другой основоположник социологии - австрийский ученый М.Вебер

писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она

должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся

дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о

предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до

сих пор нет.

Общество - объект изучения многих наук, которые имеют каждая

свой предмет исследования. Это философия, антропология, история,

политология психология, демография и другие – все они, в широком

смысле, являются науками об обществе. В общем виде – объектом

изучения является все то, на что направлена деятельность

исследования, то, что противостоит деятельности исследования. В

социологии - это та объективная и субъективная реальность, которая

нас окружает.

Предметная часть науки - это изучаемая часть, составляющая

этой объективной и субъективной реальности, которая нас окружает

и подлежит изучению. Все общественные науки имеют свой,

специфический , особенный предмет исследования.

Что же отличает и выделяет предметную область социологии?

Предмет изучения социологии - это особенные, специфические законы

и закономерности.

Предметом социологии является социальное - как специфический

аспект всех сфер жизнедеятельности общества.

В широком смысле «социальное» - все, что можно отнести к

человеческому обществу, в узком - особая сфера общественных

отношений, которая характерна для различных групп людей, как

носителей разных видов деятельности.

Социология изучает специфические социальные законы и

закономерности зарождения, формирования, становления, развития

социальных систем, механизмы действия этих законов и

закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности людей.

Также социология изучает различные социальные системы и

структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусло-

вленности, которые возникают в этих системах. Социология

раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных

социальных системах, анализирует процессы функционирования

различных структур и систем, определяет роль сознания и

сознательной деятельности личности.

Процессы функционирования общества подчинены

многочисленным социальным законам, на которые деятельность

людей может повлиять непосредственно или опосредовано.

Существуют различные принципы классификации социальных

законов. Например, по степени общности, времени действия, способам

проявления социальных законов, формам связей в обществе.

Социология также как и другие науки имеет свою систему категорий,

представляющие собой наиболее общие понятия, которые отражают

наиболее существенные стороны ее объекта и предмета.

Общество представляет собой сложную систему, включающую

в себя системы более низкого порядка, которые сами могут иметь

сложную структуру. Общество в целом и его подсистемы изучают с

использованием различных методов способов и приёмов. Сложная

многоуровневая структура общества обуславливает и сложную

структуру социологического знания, которая в известной мере

повторяет структуру общества. Структурные единицы

социологического знания выделяют по разным основаниям. Например:

сферы общественной жизни, виды отношений людей, методы

исследований и др. В соответствии со знанием, которые дает наука

об обществе, выделяют:

1. теоретическую и эмпирическую социологию;

2. фундаментальную и прикладную социологию;

Также можно выделить:

1.Общесоциологическую теорию (общую социологию).

2.Отраслевые (частные) социологии.

3.Эмпирические социологические исследования.

Внутри социологии можно выделить макро- и микроуровни

социологического знания. Макросоциология изучает крупные

социальные структуры, протяженные, длительные общественные

процессы. Оперирует такими понятиями, как культура,

социологическая система, общество. И здесь соприкасается с

демографией, экономикой, политологией. На микроуровне изучают

межличностный уровень общения людей, их поведение,

взаимодействия, используются такие понятия, как социальное

поведение, мотивация, и здесь социология сопрягается социальной

психологией и психологией. Как и другие науки, социология выполняет

различные функции:

· познавательную,

· мировоззренческую,

· информационную,

· управленческую,

· критическую,

· прогностическую,

· регулятивную и др., которые все взаимосвязаны и часто

взаимообусловлены.

Реализовать все эти и другие функции социология может в тесной

связи с другими науками, причем не только техническими, но и

естественными, гуманитарными, общественными. Часто социология

использует в своих изысканиях методы и приёмы, заимствованные

из других наук, вместе с тем, обогащая другие науки широчайшим

эмпирическим материалом, выводами и данными, полученными в

ходе социологических исследований.

Теснейшим образом социология связанна с философией,

статистикой, экономикой, политическими науками и правовыми

науками, медициной, биологией, рядом технических наук и другими.

Связь социологии с другими науками можно объяснить и

общностью предмета исследования и тенденциями интеграции наук,

значимостью социологических исследований для других наук, другими

факторами. В социологии выделяют 5 социологических подходов при

изучении и объяснении социальных явлений и процессов, которые

иллюстрируют широчайшую область исследования науки:

- демографический,

- психологический,

- коллективистский,

- выявляющий взаимоотношения,

- культурологический.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.08 с.)