Предмет и объект изучения теории государства и права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и объект изучения теории государства и права



Термин "теория" греческого происхождения и означает "рассмотрение", "исследование". Под

теорией понимается тот уровень познания, на котором вырабатываются и формулируются

понятия, категории, суждения, умозаключения о предмете познания. Иначе говоря, теория -

это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности,

тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория,

во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;

во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;

в-третьих, ее содержание обязательно изменяется с изменением предмета познания;

в-четвертых, главным критерием ее истинности служит практика;

в-пятых, способна оказывать преобразующее воздействие на практику через деятельность людей.

Определить предмет теории государства и права - значит установить круг тех общественных

явлений, институтов, учреждений, которые она изучает. Это та область познания, на которую

направлена данная наука.

Как следует из названия теории государства и права, она изучает такие явления, как государство и право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками, например философией, социологией, политологией, антропологией. Предмет изучения теории государства и права составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.

Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.

Обычно в учебниках перечисляются те стороны и процессы государственно-правовой жизни,

которые изучаются теорией государства и права. Например, проф. М.Н. Марченко называет

примерно семь блоков общественных отношений, исследуемых теорией государства и права:

общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;

взаимосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;

право, правосознание, законность, конституционность; законодательный процесс;

правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Несколько иначе формулирует этот предмет проф. В.М. Сырых. Он выделяет три вида

закономерностей, изучаемых теорией государства и права:

закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества;

социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые

способствуют развитию и функционированию государства и права;

специфические закономерности познания государства и права.

Есть и иные точки зрения, но предмет теории государства и права определяется в юридической науке единообразно.

Наряду с предметом нередко выделяют и объект изучения теории государства и права. Под

объектом понимается некоторая цельность, изучаемая многими науками, и каждая из них имеет в этом объекте свой предмет, т.е. определенный участок, сферу, проблематику. Таким объектом для теории государства и права выступают государство и право, которые изучаются и другими общественными науками (проф. М.Н. Марченко, проф. В.Н. Протасов). В.М. Сырых рассматривает объект как основу, начальный пункт научного познания и относит к объекту все политико-правовые явления - государство, право, правоотношения, правонарушения, а также конкретно-исторические условия их существования, реальное поведение субъектов права, психологию граждан, их оценки своего поведения, действующего права, деятельности государственных органов.

Но в целом вопрос об объекте теории государства и права дискуссионен и мало разработан.

Предмет теории государства и права не является застывшим, с течением времени он изменяется и развивается. Это обусловлено тем, что с развитием общества, уровня общественного сознания, культуры, идеологии меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в развитии общества. В литературе к предмету теории государства и права предлагалось относить не только закономерное, но и случайное (проф. А.Б. Венгеров). И это справедливо, так как на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайности, в том числе случайное стечение обстоятельств, появление на политической арене отдельных личностей и др.

Говоря о теории государства и права, следует различать ее как науку и учебную дисциплину. В юридических вузах изучается учебная дисциплина, которая представляет собой систему

определенных теоретических знаний, построенную в соответствии с конкретной учебной

программой, предназначенной для подготовки специалистов в области юриспруденции.

Учебная дисциплина базируется на науке. Поэтому в процессе изложения отдельных вопросов

даются ссылки на принятые в юридической науке позиции и точки зрения.

Государство и право изучаются в теории государства и права в единстве, во взаимодействии.

Однако в науке высказывалось мнение о необходимости выделения отдельно теории государства и теории права, о переименовании данной науки в теорию права и государства, подчеркивая тем самым приоритетное значение в жизни общества права. Однако в целом возобладала позиция, рассматривающая теорию государства и права как единую науку и учебную дисциплину.

Действительно, законодательство и нормы права не могут существовать вне государства, также и государство проявляет свою деятельность прежде всего посредством нормотворчества, т.е. принятия нормативных правовых актов разнообразного содержания и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

 

 

3. Право и экономика.

В научной литературе вопрос о соотношении государства, права и экономики решается по-разному. Одна позиция состоит в том, что приоритет отдается экономике перед государством и правом. Вторая позиция провозглашает приоритет права в этом соотношении. Третья позиция исходит из паритетных (равных) отношений между этими категориями. Указанные приоритеты определяются главным обра­зом сущностью государства, правовой системой общества, его ценно­стями, а также типом экономической системы и хозяйственной по­литики государства.

Важно учитывать, что государственное воздействие на общество осуществляется посредством законов. Государство разрабатывает и устанавливает общеобязательные правила поведения — нормы права, с помощью которых многообразные отношения, возникающие в ре­альной жизни, оцениваются как правомерные либо как противоправ­ные. По справедливому замечанию проф. В.М. Сырых, государство может выбирать любой вариант санкционирования экономических отношений правом, хотя не всякий избранный им способ обеспечива­ет позитивные результаты.

В условиях распределительной экономики, когда основные сред­ства производства принадлежат государству, а само государство вы­ступает в качестве политического и экономического организатора и руководителя, при этом действует от имени всего общества, приори­тет принадлежит государству. Оно является главным экономическим центром, обладает всей полнотой экономической власти. Государ­ственный сектор экономики составляет основу экономики страны и охватывает все отрасли хозяйства. Государство монопольно руково­дит ими, определяя в плановом порядке развитие производства и его структуру, а также распределяя произведенные материальные блага и осуществляя обмен их. Одновременно государство концентрирует в своих руках практически весь национальный доход и императивно распределяет и перераспределяет его.

Следовательно, в условиях распределительной экономики уста­навливается и реализуется правовой режим сверхцентрализован­ной экономики с одновременным ограничением экономической свободы и самостоятельности населения. Этот режим, существовав­ший в Советском государстве и других странах социалистической ориентации, продемонстрировал свою неспособность обеспечить благосостояние народа и в целом свою неэффективность и нежиз­ненность.

В условиях развития рыночной экономики вмешательство государства в экономическое развитие общества, в том числе и при помощи законов, серьезно сокращается, ограничивается. В период становления капиталистического способа производства фундаментальными принципами провозглашались свобода соб­ственности и свобода труда. Сама же собственность объявлялась священной и неприкосновенной. Государство при такой модели экономической жизни рассматривалось не как хозяйствующий субъект, а как сила, призванная охранять существующие в обще­стве экономические отношения. Государству отводилась роль «ночного сторожа», а право трактовалось как независимый ар­битр в конфликтных ситуациях.

С точки зрения Адама Смита — видного представителя буржу­азной экономической науки и поборника либеральной экономики, основное назначение государства — обеспечивать экономическую свободу товаропроизводителей и создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Каждый человек, если он не на­рушает законов справедливости, свободен в достижении собственных интересов и в конкуренции с другими субъектами.

Однако на более позднем этапе развития рыночной экономики теория государства — ночного сторожа перестала себя оправды­вать. В начале XX века получили распространение идеи активного вторжения государства в экономические отношения, в том числе в отношения собственности, возможности ограничения частной соб­ственности в интересах баланса публичных и частных интересов. Государство получило конституционную основу для такого вмеша­тельства. Так, согласно ст. 42 Конституции Италии «в предусмо­тренных законом случаях частная собственность может быть отчуждена в общественных интересах при условии вознаграждения за убытки». В Конституции ФРГ 1949 г. закреплено: «Собственность о6язывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу» (ст. 14). По Конституции Японии (ст. 29) «право собственно­сти определяется законом, с тем чтобы оно не противоречило обще­ственному благосостоянию».

Таким образом, конституции многих государств допускают огра­ничение частной собственности исключительно в интересах «общего блага», «общественных интересов», при условии справедливой ком­пенсации государством собственнику имущественных потерь, ра­венства всех собственников перед лицом подобных ограничений на основании и в пределах закона.

В зависимости от степени вмешательства государства в рыночные экономические процессы выделяют три группы государств (проф. Т.Н. Радько).

Первая группа характеризуется воплощением модели «социаль­ного рыночного хозяйства», т.е. рыночная экономика основывается на поддержании «социальной гармонии». Следовательно, рыночная экономика не функционирует автономно, а сознательно регулирует­ся законами государства. При этом главная задача государственного регулирования — поддержание свободы добросовестной конкурен­ции. К этой группе государств относятся Австрия, Германия, Голлан­дия, Канада, Швеция и др.

Вторую группу образуют государства, где наблюдается менее ак­тивное вмешательство государства в экономику. В целом государство всемерно поощряет предпринимательскую деятельность, особенно наиболее активных слоев населения. Однако государство одновре­менно вкладывает большие средства в решение социальных проблем общества для смягчения социальной напряженности. В данную груп­пу государств входят Великобритания, Италия, США.

Третья группа — государства Юго-Восточной Азии во главе с Японией. Они придерживаются модели рыночной экономики, ко­торая занимает промежуточное место между децентрализованным регулированием экономики и экономикой со значительным регу­лирующим воздействием государства. Здесь наблюдается гармо­ничное существование государства, бизнеса и новаций рыночной экономики.

Что касается России, то она находится на переходном этапе к рыночной экономике, и этот этап определяется самобытностью рос­сийского общества, своеобразием институтов и норму воспринимае­мых российским менталитетом, а также значительными просчетами Российского государства в реформировании экономических отноше­ний, что выразилось в первую очередь в процессе приватизации госу­дарственного имущества. Приватизация, как известно, стала одним из каналов формирования криминального бизнеса, организованнойпреступности, развития коррумпированного рынка, роста «теневой» экономики.

В Российской Федерации на весь переходный период сохраня­ется ведущая роль государства и законодательного регулирования в обеспечении надлежащего функционирования экономической сфе­ры. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1) только государство как официальный представитель общества способно вырабатывать и проводить в жизнь определенную экономи­ческую политику;

2) лишь государство обладает таким универсальным средством управления делами общества, как законодательство;

3) государству принадлежит монополия на применение легально­го принуждения;

4) государство аккумулирует в своих руках через бюджет средства для гарантирования национальной экономической безопасности.
Таким образом, государство способно обеспечить рост экономического потенциала страны и повышение качества жизни общества путем сглаживания негативных последствий перехода к рыночным отношениям.

 

4. Методология теории государства и права

Особенности теории государства и права как науки определяются не только предметом, но и

методом. Следовательно, свой предмет теория государства и права изучает при помощи

определенных методов, которые сформировались в ходе исторического познания. Каждый этап истории общества есть одновременно ступень развития государства и права и вместе с тем ступень их постижения, изучения. Но необходимо знать не только что познается, но и как это делается, т.е. какими методами изучаются такие сложные и противоречивые явления, как государство и право.

Термин "метод" происходит от греческого слова и в переводе означает "способ", "путь

следования". Под методом любой науки понимается совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных (объективно отражающих действительность) знаний.

Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания

действительности принято называть методологией. В литературе встречается и такое определение методологии: это теория, обращенная к практике исследования. Дословно термин "методология" означает учение о методах познания.

В настоящее время все многообразие методов познания государства и права принято располагать по следующим группам:

1) общефилософские, или мировоззренческие, методы;

2) общенаучные (общие) методы;

3) частнонаучные (частные, специальные) методы.

Общефилософские методы служат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права. Исторический опыт вызвал к жизни разнообразные политико-правовые подходы к изучению государства и права, различные научные школы, доктрины, которые в изучении государственно-правовой действительности исходили из разных философских, мировоззренческих основ. Так, некоторые из этих школ базируются на метафизической, материалистической мировоззренческой основе.

Метафизика дословно означает то, что следует после физики. Этим термином обозначается часть философского учения Аристотеля (384 - 322 до н.э.), исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика - это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его

мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их

изменении, развитии.

Материализм представляет собой философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека; материя

первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление - свойство материи.

Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

На основе материалистического и диалектического подходов к исследованию государственно-

правовых явлений формулируются выводы о том, что:

а) государство и право - реально существующие явления;

б) изучая государство и право, надо учитывать их постоянное развитие, изменчивость;

в) следует принимать во внимание многообразные связи между различными государственно-

правовыми, экономическими, политическими, культурными, национальными и иными процессами;

г) государственно-правовые явления следует изучать, ориентируясь на юридическую практику, так как истинность науки проверяется практикой.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма. Отдельные теории базируются на философии объективного идеализма, которая объясняет факт существования государства и права объективным разумом, чем-то наподобие божественной силы. Другое философское направление – субъективный идеализм связывает существование государства и права с сознанием человека.

В отечественной юридической науке долгое время господствовал марксистский подход к

государству и праву, который связывал развитие государственно-правовых явлений

исключительно с экономическими факторами, а сама наука теории государства и права была

идеологизирована. В настоящее время, отказавшись от марксистского подхода к изучению

государства и права как исключительно правильного, универсального, юридическая наука

рассматривает марксистскую теорию как одну из научных школ, теорий, отмечая ее как

отрицательные, так и положительные стороны.

В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к

методологии, наука находится на стадии поиска. Существует мнение, что общефилософским

фундаментом для изучения государства и права остается исторический материализм, который распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во взаимной связи, в движении, развитии, борьбе нового со старым и т.д.

Представляется, что все философские методы имеют право на существование, могут быть

использованы в изучении государства и права. Следовательно, важно исходить из плюрализма в использовании методов для изучения и трактовки государственно-правовой действительности.

Общенаучные методы - это те, которые используются во всех или многих областях научного знания. Среди общенаучных методов принято выделять: исторический, логический, системный и функциональный методы.

Исторический метод требует, чтобы государственно-правовые явления изучались не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, в том числе с учетом исторических традиций, особенностей культуры, обычаев, социокультурных корней.

Логический метод относится к абстрактно-теоретическим и основывается на использовании таких приемов, как анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ представляет собой процесс мысленного или фактического разложения целого на части, что позволяет выявить структуру исследуемого объекта, например логическая структура нормы права с выделением в ее составе гипотезы, диспозиции и санкции. Синтез, напротив, предполагает процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей (элементов). Например, путем объединения признаков права, государства, правоотношения, элементов статуса личности и др. формулируются общие понятия важнейших юридических явлений.

Индукция как логический прием позволяет на основе частного знания получать знание общего, например, изучая формы правления отдельных государств, возможно сформулировать общую модель республиканской или монархической форм правления. Дедукция - это логический прием, который на основе общего знания приходит к знанию частного. Так, на основе общих признаков демократического и недемократического режимов возможно определить политический режим конкретного государства.

В основе системного метода лежит исследование государственно-правовых явлений как систем.

Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других

явлений, и сообщает всему явлению новое качество. Государство и право - сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Функциональный метод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т.д.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход.

Большинство же ученых склонны считать его самостоятельным методом. Комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем, и в этом их близость.

Частнонаучные методы представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. К частным методам чаще относят следующие.

Метод конкретно-социологических исследований -это анализ, переработка и отбор

необходимой информации о важнейших сторонах юридической практики. При использовании

данного метода применяются разнообразные приемы: анализ документов, официальных

сообщений, устные и письменные опросы (интервью, собеседования, анкетирование), изучение материалов судебной и арбитражной практики, общественного мнения о деятельности правоохранительных органов и т.д.

Метод моделирования - один из главных методов изучения государственно-правовой

действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в

моделях, т.е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод - получение количественных показателей государственно-правовых

явлений и процессов. Он в наибольшей мере применяется для характеристики массовых явлений, отличающихся повторяемостью, например для выявления динамики преступности. Современная статистика позволяет на основе количественных данных: а) получить бесспорные доказательства наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями; б) провести анализ факторов, влияющих на данное явление.

Метод социально-правового эксперимента - способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения. В отечественной практике этот метод применялся, например, при проведении выборов по производственным округам в 1989 г., установлении так называемых свободных зон с льготным таможенным и налоговым режимом в Приморском крае, в Калининградской области и др. Данный метод оценивается как перспективный.

Математический метод - способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений. Он применяется главным образом в криминалистике, судебной экспертизе при исследовании следов преступлений и т.д.

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать

государственно-правовые явления. Он сводится главным образом к использованию не только

технических возможностей кибернетики, но и ее понятий - прямая и обратная связь, оптимальность и др. Кибернетика, как известно, занимается разработкой алгоритмов и методов, позволяющих управлять системой, чтобы она функционировала заранее заданным образом. Кибернетический метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для систематизированного учета нормативных правовых актов и т.д.

Синергетический метод в юридической науке стал применяться только в последнее время.

Термин "синергетика" происходит от греческого слова "synergos" и означает

совместнодействующий, эффект взаимодействия различных систем, способных к

самоорганизации, саморегулированию. Синергетика помогает изучению саморегулирующихся систем (в том числе и случайных) и процессов, например рыночных отношений, местного самоуправления, т.е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограниченно.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовой метод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними. Еще древние мыслители утверждали, что истина познается в сравнении. Данный метод применяется при изучении типологии государств, сопоставлении различных правовых систем мира, политических режимов, форм правления, государственного устройства и т.д.

Формально-юридический метод является традиционным для юридической науки и составляет необходимую ступень в научном познании государства и права, поскольку позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

Таким образом, методология теории государства обладает многообразием, богатством приемов и способов познания государственно-правовых явлений. В зависимости от целей исследования возможно применять те или иные методы. При этом не следует считать какие-то из них главными, ключевыми, а другие второстепенными. Каждый из методов полезен при исследовании конкретных государственно-правовых процессов или феноменов.

 

5. Место теории государства и права

в системе общественных и юридических наук

Раскрывая место теории государства и права в системе общественных наук, следует подчеркнуть, что это тоже общественная наука, так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего теория государства и права связана с такими общественными науками, как философия, политология, социология, экономическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения, т.е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета. Так, философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Социология, напротив, более приближена к практике и рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право. Политология изучает политику в целом и шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, средства массовой информации, политическую культуру, нормы политической этики и др.

Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой, поскольку развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов.

Поэтому теория государства и права использует разработки экономической науки, которые

позволяют глубже познать государственно-правовые явления.

Герменевтика - наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры,

используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).

Таким образом, определяя место теории государства и права в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория государства и права делает особый акцент на изучении юридических начал в функционировании государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики, юридических моментов в деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Что касается места теории государства и права в системе других юридических наук, то надо

отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:

1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история

государства и права отечественная и зарубежная, история политических и правовых учений;

2) отраслевые юридические науки, перечень которых постоянно меняется с появлением новых

комплексных образований, со специализацией научных знаний, с дифференциацией научных

направлений и т.д. К традиционным отраслям относятся гражданское, уголовное, конституционное право и др. В последние годы появились новые отрасли и подотрасли, последние выделились из отраслей традиционного характера, например банковское, налоговое право, а в качестве самостоятельных отраслей - экологическое право, право социального обеспечения, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни;

3) прикладные юридические науки, например криминалистика, криминология, судебная

статистика, судебная медицина, судебная психиатрия и др.;

4) так называемые организационные науки, например судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;

5) международные науки, к числу которых относятся международное публичное, международное частное право, морское, космическое право и др.

По отношению ко всем названным юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей наукой, имеющей направляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.

По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная, поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др.

Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками.

Положения теории государства и права наиболее существенны для характеристики основных

тенденций развития государственно-правовых явлений. Но и сама теория государства и права

пользуется разработками отраслевых и иных специальных юридических наук для своих обобщений и выводов, для выявления общих закономерностей в развитии государства и права и связанных с ними явлений. Например, разработки науки уголовного права в области уголовной ответственности, в частности юридического состава преступления, послужили базой для разработки теоретического понятия состава правонарушения вообще. Или понятие

"правосубъектность", разработанное первоначально наукой гражданского права, легло в основу выработки общей теорией понятия "правосубъектность" любых участников правового общения. Таким образом, между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, взаимодействие: общая теория формулирует выводы, которые служат основой для решения специальных вопросов отраслевых наук, а последние поставляют для общей теории фактический материал и являются предпосылкой для теоретических обобщений. Теория государства и права - исходная по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда особая ответственность общей теории за состояние дел в юридической науке и ее задача - аккумулировать новейшие достижения в юридической практике, в других общественных науках, а также в определенной степени и в естественных науках.

Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную,

политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.

 

6. Институты социальной власти и нормативные системы первобытных обществ.

В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества

можно объяснить следующим образом:

1) формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

2) неодинаковым мировоззрением исследователей;

3) сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном

восприятии данного процесса.

Как известно, государство существовало не всегда. Земля образовалась приблизительно 4,7 млрд лет назад, жизнь на Земле - около 3-3,5 млрд лет назад, люди на Земле появились около 2 млн лет назад, человек как разумное существо оформился примерно 40 тыс. лет назад, а первые государственные образования - около 5 тыс. лет назад.

Таким образом, сначала появилось общество/ которое в процессе своего развития пришло к

необходимости создания таких важных общественных институтов, как государство и право.

Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от

появления человека до образования государства, было первобытное общество. Этот этап важен для понимания процесса формирования государства, поэтому рассмотрим его подробнее.

В настоящее время благодаря достижениям в области археологии и этнографии наука располагает обширной информацией о данном периоде человечества. Одним из существенных достижений науки является периодизация первобытной истории, позволяющая четко обозначить:

а) о каком обществе идет речь;

б) временные рамки существования первобытного общества;

в) социальную и духовную организацию первобытного общества;

г) формы организации власти и нормативные регуляторы, использованные человечеством, и т.д.

Периодизация позволяет прийти к выводу, что общество никогда не было статичным, оно

неизменно развивалось, двигалось, проходило различные этапы. Выделяют несколько видов такой периодизации, в частности общеисторическую, археологическую, антропологическую.

Юридическая наука использует археологическую периодизацию, которая выделяет в развитии

первобытного общества два главных этапа: этап присваивающей экономики и этап

производящей экономики, между которыми лежал важный рубеж неолитической революции.

На этой периодизации основана современная теория происхождения государства - потестарная, или кризисная.

Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, ее разложение пришел к формированию государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.173 (0.123 с.)