Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативные и ненормативные регуляторы

Поиск

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов,

которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на

поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Термин "регулирование" означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.

К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы

уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества - в случае нарушения общепризнанных норм и принципов

международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические,

корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования

общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как

ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически

сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических

установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью

директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.

Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным

вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с

помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в

установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению ("поступай как все"). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие

материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например, невыполнение директив

КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.

 

 

17. Социальные нормы и технические нормы

Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и

технические.

Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической литературе социальные нормы характеризуют как правила поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения.

 

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, - обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие впривычку. Нередко употребляют как равнозначные термины "обычаи", "нравы" и "традиции". Этоблизкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи,имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителейопределенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения,которые унаследованы от предшествующих поколений. Это могут быть идеи, взгляды, вкусы,образ жизни. Но все три категории составляют культурное наследие общества, обладаютустойчивостью, опираются на общественное мнение.

Обычаи и традиции у разных народов получают неодинаковое развитие. Народы Африки, живущие к югу от Сахары (Судан, Сомали и др.), в течение многих веков жили по нормам обычаев, так как уважают память предков. И до сих пор суды многих африканских стран разрешают споры, ссылаясь на обычаи.

Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в

сфере предпринимательства, делового партнерства. Например, предприниматели редко

обращаются в суд для взыскания пени, штрафа за недопоставку, несвоевременную поставку

товаров, так как иначе можно потерять партнера.

Религиозные нормы - разновидность социальных норм, установленных различными

вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В

качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульманских государствах.

Религиозные нормы имеют некоторое сходство с нормами права: они формализованы в известной мере, документально зафиксированы в Библии, Коране, Талмуде и нередко выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе. В Германии и ныне каноническое право служит частью национальной правовой системы.

Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в общественном объединении,

общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Эти нормы:

1) распространяются только на членов данной организации;

2) закрепляются в уставе, положении и принимаются на общих собраниях, конференциях, съездах;

3) определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок

формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни

объединения;

4) обеспечиваются специальными санкциями: предупреждение, выговор, исключение из

организации и др.

Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений.

 

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой,

техникой. Это отношения человек - машина, человек и производство. Технические нормы не

имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии,

катастрофы, подобные чернобыльской.

К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические,

экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создаются людьми, а законы природы существуют объективно, т.е. не зависят от воли человека. Наиболее важные технические нормы закрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанавливается юридическая ответственность. Это Правила противопожарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т.д.

В условиях научно-технического прогресса значение технических норм возрастает, так как

технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам.

Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов. Мораль тесно связана с нормами права: они практически действуют в одних и тех же сферах, поддерживают друг друга, их действие пересекается. Но в то же время они остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений.

 

 

18. Право в системе социального регулирования.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны

всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и

обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их

нарушение.

2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституционные нормы занимают самое высокое положение среди других норм права и им не могут противоречить другие правовые нормы.

4. Качество системности, иначе говоря, право - сложное институциональное образование,

состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей – извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.

Свобода человека - неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное

существование личности, раскрытие его творческих возможностей.

Дореволюционные юристы, например Е.Н. Трубецкой, полагали, что каждый человек должен

обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е.Н. Трубецкой понимал под

внутренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой - отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права.

Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты права, т.е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.

6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее

важные, фундаментальные институты жизни общества - власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.

7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если

право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по

внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления - законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято называть формальной определенностью.

9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и

возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного

воздействия для обеспечения действия права.

10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей

реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.

 

19. Право и мораль.

Всем социальным нормам присущи общие черты:

1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;

2) имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;

3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения

субъектов;

4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих,

заранее не фиксированных случаях;

5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При

отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;

6) преследуют одну и ту же цель - упорядочение общественных отношений, внесение в них

организующих начал.

Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере

сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются,

изменяются, дополняются, поскольку правотворчество - прерогатива государства, а нормы морали- всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признание их государством, достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали - общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;

4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали - нравственными критериями: плохо - хорошо, честно - бесчестно, справедливо - несправедливо и др.;

5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую

ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго

регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа,

дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;

6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;

7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т.д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь - поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом. Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах:

правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу;

реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при:

а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на

избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав

учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей

оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т.д.;

б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т.д.;

в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: "цинизм", "особая жестокость",

"недобросовестное отношение к служебным обязанностям" и др.

Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более

консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние.

Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, некоторые молодые матери

оставляют своих детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает.

Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51 Конституции РФ закреплено: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом".

Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запрещает, и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц и отдельных граждан.

 

20. Право и политика. Право и культура.

Политика, как и право, сложное социальное явление. Она оказы­вает огромное воздействие на все стороны жизни общества и прони­кает во все общественные явления и процессы — идеологию, культуру, семейные, нравственные и иные отношения. Значительно ее влияние и на экономику: политика способна сгладить остроту экономических противоречий, своевременно реагировать на экономические потреб­ности, создавать условия для нормального экономического развития; с помощью политических методов определяются наиболее целесоо­бразные пути развития и применения экономических законов. Осо­бенно это ощутимо в кризисных ситуациях.

В политике принято выделять объективные и субъективные на­чала.

К объективным началам относятся складывающиеся в определен­ных исторических условиях отношения между классами, нациями, государствами. Эти отношения во многом определяются экономиче­ским строем общества и не могут быть произвольно изменены. Каж­дое новое поколение людей вступает в условия уже сложившихся политических отношений классов, наций, государств. Изменить эти отношения кардинальным образом могут только революционные из­менения, когда к власти приходят новые силы.

Субъективные начала в политике составляет практическая дея­тельность классов, наций, государств, политических партий и дви­жений, осуществляющих свои интересы, намеченные цели. В этом случае политика выступает как осознанная волевая деятельность

людей и их объединений.

К субъективным началам относятся и политические идеи, взгля­ды представителей различных социальных групп и слоев общества, отражающие их интересы и выражающие их отношение к другим со­циальным группам, классам, партиям, к государству и т.д.

Политика как социальное явление тесно связана с государствен­ной властью. Напомним, что термин «политика» происходит от гре­ческого «полис», что означает город-государство. Аристотель считал, что политику составляет то, что относится к государству. Многие уче­ные философы и политологи более позднего времени отождествляли политический строй и государство, а политику связывали с деятель­ностью государства. Таким образом, политика фигурирует чаще всего как государственная политика.

Государственная политика проявляется в первую очередь в актах государства. Это нормативные правовые акты, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они прини­маются от имени государства.

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.

Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать обще­ственные отношения, разрешать социальные конфликты.

Вместе с тем это различные явления. Различия между ними за­ключаются в следующем:

1) политика охватывает более широкий круг отношений по срав­нению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т.е. право не исчерпывает всей государственной политики;

2) политика — более динамичное явление, чем право. Полити­ка быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на из­менения в общественных отношениях;

3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму вы­ражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регу­лирования.

Надо отметить, что право не представляет собой пассивной фор­мы политики. Посредством права решаются многие важные, принци­пиальные политические задачи, право активно способствует реализа­ции политики, не растворяясь и не исчезая в политике.

Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например экономические, семейные, рели­гиозные и другие отношения. Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства. Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие-либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.

В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права.

Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.

Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву:

право трактуется как фундамент всех политических процессов.

Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подхо­дить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициато­ром прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических дви­жений и политических деятелей.

Представляется более правильным исходить из того, что политика и право — два способа существования государственной вла­сти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителем политики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функциони­рования права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 6668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.30 (0.011 с.)