Лекция 2. История социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. История социологии



Учебные вопросы:

1. Основные социально-политические идеи античности.

2. Ученые средневековья и их вклад в развитие социального

знания.

2. Эпоха Возрождения, Нового времени и Просвещения - главные

ученые и их основные труды.

История социологии. Первые упоминания об обществе и

отношениях между людьми зафиксировано в мифах, но в них не

давалось даже примитивного научного объяснения социальных фактов

и явлений.

Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития

человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода

зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в

прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные

знания.

Философия стала исторически первой формой теоретического

знания.

Развитие социологии претерпело множество этапов, но

большинство социологов сводят развитие социологической мысли к

трем основным периодам:

- донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ века),

- классическому (50-е годы ХIХ века – начало ХХ века),

- современному (начало ХХ века – до настоящего времени).

Для каждого этого периода характерны свои особенности.

Первыми социальными философами, которые изучали общество,

его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные

ученые:

1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).

2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).

3. Платон (427-347 до н.э.).

4. Аристотель (384-322 до н.э.).

Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на

дальнейшее развитие науки об обществе.

Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими

методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа,

является основой функционирования общества, а главным в обществе

являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых

осуществил попытку систематизации существующих государств и

управления в них.

Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и

причины возникновения общества, изучить процессы его

функционирования и развития, определить причины и условия

разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал

нравственным качествам граждан, а лучшим государственным

устройством полагал – рабовладельческую демократию.

«Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве

государства, истоках возникновения, развития, путях

совершенствования и построения идеального государства. При этом

Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые

основываются на разделении общественного труда. Управлять

государством, по мнению Платона, должны нравственные,

образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство

должно на законах, а не на воле и власти правителя.

Аристотель утверждает, что главная задача государства –

обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку

стратификации общества, полагая, что в управлении государством

должны принимать участие все слои общества. Государство должно

принимать меры, направленные на образование, воспитание и

нравственное совершенствование граждан. Частная собственность

должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а

значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в

государстве Аристотель отводит среднему классу.

В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в

трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV – Vвв.) и

Фомы Аквинского (ХIII века).

По Августину - противостояние двух начал грешного и

божественного составляет основу общественной жизни. Вся

общественная жизнь зависит от божественного проведения.

Неравенство – необходимое условие существования общества, и

людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой

протест против существующего порядка – великий грех перед

государством и церковью.

Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис –

«Философия – служанка богословия». Во всех своих трудах он

обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность,

закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию

современного ему общества, он утверждал, что это результат

божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия -

греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский

был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента

борьбы за чистоту веры.

Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии

теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах

«Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и

Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и

государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую

силу развития общества, он отказывается от идей приоритета

«божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли –

лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей

– частная собственность.

Любые средства допустимы при достижении цели построения

сильного централизованного монархического государства.

Эпоха Возрождения является временем возникновения нового

направления социально-политической мысли – утопического

социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590-

1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти

ученые осуществили попытку создания моделей социального

государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд

обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и

счастливы.

Люди счастливы и благополучны, потребности их

удовлетворяются за счет равного распределения и рационального

управления производством.

Работа Т.Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная,

как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом

острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому

направлению социально-политической мысли - утопическому

социализму.

Образец идеального общества создал в своем труде «Город

Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо

Компанелла (1568-1639гг.)

Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция

(1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти

социальные философы высказывали идею общественного договора

как причины возникновения государства и послужившей основой

учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший

этап развития общества, которое основывается на юридических

законах, признаваемыми всеми гражданами.

Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых:

Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье (1689-1755гг.), Ж.Ж.Руссо

(1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг),

Гольбаха (1723-1789гг.) и др.

Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так

же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики

немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др.

И.Кант обосновывает в своих работах приоритет

общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной,

центральной.

Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития

общества. Главные среди них – внутренние общественные

противоречия.

Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов -

утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и

Р.Оуэна (1771-1858гг.).

 

Лекция 3. Становление и развитие социологии как науки

Об обществе

Учебные вопросы:

1 О.Конт и его роль в возникновении социологии как науки.

2. Причины возникновения социологии. Г.Спенсер, Э.Дюркгейм,

К.Маркс, Г.Зиммель, М.Вебер – их вклад в социологию как науку

об обществе.

3. Зарождение и оформление национальных школ социологии.

Классический и современный этапы развития социологии и их

особенности.

Сороковые годы 19 века – период становления науки об

обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт

(1798-1857гг.) – французский философ, социолог, основатель

позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные

идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в

дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал

“социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена

в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» -

главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает

«закон трех стадий развития общества» – теологической,

метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой

характеризуется сменой господствующих общественных идей. На

первых стадии – теологической, все явления социальной жизни

объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение

действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия –

метафизическая, является критической по отношению к первой,

божественные силы заменяются разного рода абстракциями,

воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной,

появляется возможность позитивного, научного объяснения

наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития.

О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая

иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию,

к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня.

Которая должна способствовать снижению негативных явлений в

обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения

социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни,

путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя

методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт

подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы

изменения общественных явлений, и социальную статистику,

изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению

О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе

которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается

основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для

придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды

О.Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов,

особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858-

1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта.

Г.Спенсер основатель органической школы социологии, разделил

позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм,

сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое

целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем

Г.Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную

Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму.

В процессе развития общества появляются новые его

структурные единицы, усиливается социальное расслоение,

взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который

лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван

«социальным дарвинизмом».

Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли

основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-

1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на

творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.

Главное место в марксистском учении занимает всесторонний

социально-экономический анализ современного К.Марксу

капиталистического строя.

Сущность марксистской концепции заключается в том, что в

основе развития общества лежит единство и борьба

противоположностей и создание более совершенных структур. Базис

любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а

политика, религия, семья, образование составляют надстройку

общественной системы. Производственные отношения, в которые

вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного

развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет

его сознание. Развитие общества – естественный исторический

процесс, а конфликты и революции являются движущей силой

общественного развития. Впервые 0т были определены и изучены

основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия,

крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капиталистический строй;

- коммунистический строй.

Дано описание основных и не основных классов буржуазного

общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как

непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением

которых является революция и коренное изменение общественно-

политического строя.

Эксплуатацию одного класса другим невозможно

реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда

бесклассовое общество сменит классовое.

Значительной фигурой французской классической школы

социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который

развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных

явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.

Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются

социальные факты, социальная реальность, существовующая

объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые

попытался разработать строгие методы исследования социальных

фактов.

Георг Зиммель (1858-1918гг.) – яркий представитель немецкой

школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые

формы социальности» - предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти

формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель

изучал различные социальные формы:

- конфликты,

- конкуренцию,

- подчинение и другое.

Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель

рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет

и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть

осуществлены другими науками.

Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых-

социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно.

Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил

основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда.

Он основатель “понимающей социологии”. М.Вебер работал в области

политической социологии, социологии права, социологии города. Он

стремился систематизировать и обосновать социологический

понятийный аппарат.

Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной

структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных

групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта.

Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация

социального действия – явления, лежащего в основе социологии, и

выделял четыре идеальных типа действия: традиционное,

аффективное, целерациональное и ценностнорациональное.

Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не

встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов.

М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма,

рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации

и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории

бюрократии”- теории идеального управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.24.82 (0.068 с.)