Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2. История социологииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебные вопросы: 1. Основные социально-политические идеи античности. 2. Ученые средневековья и их вклад в развитие социального знания. 2. Эпоха Возрождения, Нового времени и Просвещения - главные ученые и их основные труды. История социологии. Первые упоминания об обществе и отношениях между людьми зафиксировано в мифах, но в них не давалось даже примитивного научного объяснения социальных фактов и явлений. Основное место в мифах занимают идеи рождения и развития человека, связи его с мирозданием. Наблюдения людей этого периода зафиксированы в древних письменах. Постепенно мифы уходили в прошлое, и им на смену приходили первые примитивные научные знания. Философия стала исторически первой формой теоретического знания. Развитие социологии претерпело множество этапов, но большинство социологов сводят развитие социологической мысли к трем основным периодам: - донаучному (III тыс. до н.э.- 40-е годы ХIХ века), - классическому (50-е годы ХIХ века – начало ХХ века), - современному (начало ХХ века – до настоящего времени). Для каждого этого периода характерны свои особенности. Первыми социальными философами, которые изучали общество, его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые: 1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.). 2. Демокрит (ок. 460 до н.э.). 3. Платон (427-347 до н.э.). 4. Аристотель (384-322 до н.э.). Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки об обществе. Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа, является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых осуществил попытку систематизации существующих государств и управления в них. Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал нравственным качествам граждан, а лучшим государственным устройством полагал – рабовладельческую демократию. «Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве государства, истоках возникновения, развития, путях совершенствования и построения идеального государства. При этом Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые основываются на разделении общественного труда. Управлять государством, по мнению Платона, должны нравственные, образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство должно на законах, а не на воле и власти правителя. Аристотель утверждает, что главная задача государства – обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества. Государство должно принимать меры, направленные на образование, воспитание и нравственное совершенствование граждан. Частная собственность должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в государстве Аристотель отводит среднему классу. В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV – Vвв.) и Фомы Аквинского (ХIII века). По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения. Неравенство – необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка – великий грех перед государством и церковью. Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис – «Философия – служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия - греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры. Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли – лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей – частная собственность. Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства. Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли – утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590- 1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы. Люди счастливы и благополучны, потребности их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством. Работа Т.Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли - утопическому социализму. Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.) Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество – высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами. Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье (1689-1755гг.), Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха (1723-1789гг.) и др. Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др. И.Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной. Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них – внутренние общественные противоречия. Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов - утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и Р.Оуэна (1771-1858гг.).
Лекция 3. Становление и развитие социологии как науки Об обществе Учебные вопросы: 1 О.Конт и его роль в возникновении социологии как науки. 2. Причины возникновения социологии. Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Г.Зиммель, М.Вебер – их вклад в социологию как науку об обществе. 3. Зарождение и оформление национальных школ социологии. Классический и современный этапы развития социологии и их особенности. Сороковые годы 19 века – период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) – французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» - главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» – теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первых стадии – теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия – метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня. Которая должна способствовать снижению негативных явлений в обществе, рационализации и прогрессу. Свои выводы и обобщения социология должна делать на основе наблюдений социальной жизни, путем непосредственной регистрации социальных факторов, используя методы эксперимента и сравнения. Свою социальную теорию О. Конт подразделяет на социальную динамику, изучающую процессы изменения общественных явлений, и социальную статистику, изучающую социальную структуру и ее элементы. По мнению О.Конта, общество представляет собой целостную систему, в основе которой лежит разделение труда. О.Конт по праву считается основателем социологии еще и потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки. Труды О.Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.) и Эмиля Дюркгейма (1858- 1915гг.), которые развили и обогатили теорию О. Конта. Г.Спенсер основатель органической школы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г.Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч.Дарвиным, но применительно к общественному организму. В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван «социальным дарвинизмом». Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818- 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике. Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя. Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества – естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые 0т были определены и изучены основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций: - первобытнообщинный строй; - рабовладельческий строй; - феодальный строй; - капиталистический строй; - коммунистический строй. Дано описание основных и не основных классов буржуазного общества, рассмотрено понятие антагонистических противоречий, как непримиримых классовых противоречий, высшим проявлением которых является революция и коренное изменение общественно- политического строя. Эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое. Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них. Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существовующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов. Георг Зиммель (1858-1918гг.) – яркий представитель немецкой школы социологии, основатель «формальной социологии». «Чистые формы социальности» - предмет социологии по Г. Зиммелю. Эти формы не меняются при всех изменениях общества. Г.Зиммель изучал различные социальные формы: - конфликты, - конкуренцию, - подчинение и другое. Изучая и анализируя социальную дифференциацию, Г.Земмель рассматривал социологию как универсальную науку, которая выявляет и изучает закономерности развития общества, которые не могут быть осуществлены другими науками. Макс Вебер (1864-1920гг.) - один из ярчайших ученых- социологов, философ и историк. Его творческое наследие огромно. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель “понимающей социологии”. М.Вебер работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат. Большое внимание М.Вебер уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта. Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия – явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное. Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов. М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в “ теории бюрократии”- теории идеального управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.013 с.) |