ТОП 10:

Вклад Э Дюркгейма в развитие социологии.



Вклад Э Дюркгейма в развитие социологии.

Эмиль Дюркгейм - наиболее видный представитель коллективно-психологической теории.
Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).
Смысл социологии Дюркгейм видел в том что она помогает проникнуть в особую реальность общества обобщая по определенной методике единичное явление и отдельные социальные процессы.

Самоубийства Э. Дюркгейм рассматривает как социальное явление, как коллективную болезнь общества, а не как «индивидуальный случай».Дюркгейм показал, используя статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания, в следствии чего выделил несколько типов самоубийств, выделил 2 типа социальной солидарности: механическая по принципу «свой -чужой» в примитивном обществе и органическая в более развитом обществе, где люди более отличаются друг от друга и вследствие чего более нуждаются в друг друге. Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни".

 

 

 

7. Сущность понимающей социология М. Вебера.

М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».

М. Вебер ставил в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.
Типология социальных действий:
1)целе-рациональный тип;

2) ценностно-рациональный тип;

3) аффективный тип;

4) традиционный (первичный) тип.

Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие "идеаль-ный тип" (теоретическая схема, идеально-типичная модель, конструкция).

 

 

 

 

Вклад П. Сорокина в развитие социологии.

Социальная мобильность − изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества.

Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид. Положение человека в социальном пространстве определяется:

1) его отношением к социальным группам, с которыми он взаимодействует;

2) отношением групп друг к другу внутри популяции;

3) отношением данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество. Индивиды имеют возможность перемещаться внутри социального пространства.

В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур:

1) закрытый, в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества);

2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса.

Типы (виды) мобильности:

1) вертикальная – перемещение индивида или группы по "социальной лестнице" вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) (первое может быть связано с повышением квалификации, назначением на более высокую должность, получением более высокого дохода, второе – с увольнением, банкротством и т.д.);

2) горизонтальная – изменение социального положения на равноценное (переезд из одного города в другой, переход с одного предприятия на другое без изменения должности и уровня заработной платы и т.д.);

3) межпоколенная, когда дети достигают иного статуса, чем их родители, например, у родителей статус рабочих, а их сын, получив высшее образование, стал инженером;

4) внутрипоколенная, когда человек (или возрастная группа) один и более раз изменяет свой социальный статус на протяжении жизни (бедняк разбогател – его статус повысился, затем обанкротился – его статус понизился);

5) межклассовая, когда индивид или группа совершают межклассовые перемещения (был крестьянин – стал рабочий, был рабочий – стал предприниматель);

6) внутриклассовая – повышение или понижение социального статуса в пределах одного и того же класса (был мелким предпринимателем – стал банкиром);

7) индивидуальная;

8) групповая и др.

По мнению П.А. Сорокина, между стратами нет непроходимых границ, но между восхождением и нисхождением существует некая ассиметрия. Восхождение по социальной лестнице является добровольным, как правило, и осуществляется часто не свободно, а с преодолением некоторых барьеров или выполнением определенных условий, которые высший слой выставляет социальным объектам, осуществляющим данный переход. Нисхождение обычно принудительное.

 

 

Сущность ролевой теории личности.

Исследуя поведение человека, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на слова пьесы Шекспира " Как вам это нравится ":

Весь мир - театр

В нем женщины, мужчины - все актеры.

Каждая роль требует от актера определенного поведения, стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. Можно сказать, что социальная роль - это маска, в которую обличается человек, попадая в люди.

Т. Шибутани различает 2 типа ролей - конвенциальные и межличностные Конвендиальная роль - это предписанный шаблон поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации.

Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям.

Различают три вида социальных структур:

социальные совокупности, объединяемые общим положением в общественной системе;

социальные совокупности, объединённые совместной деятельностью;

социальные совокупности, связанные проживанием и деятельностью на единой территории (социально-территориальные сообщества).

Социальная структура в процессе своего функционирования регулируется только ей самой присущими закономерностями и законами развития, обладает своей собственной детерминированностью (самоопределяемостью). Как следствие, функционирование социальной структуры носит характер саморегуляции, перераспределения наличных ресурсов, сохранения равновесия между составными элементами внутри системы, приспособления к внешним изменениям условий и внутренним изменениям структуры.

Соц. изменения — это важнейшие изменения соц. структур включая последствия и проявления этих изменений в нормах ценностях и культурных элементах и символах. Это определение включает в себя соц. изменения относящиеся к человеческому поведению, культуре и соц. значимым символам человеческой деятельности.

Иначе говоря, социальные изменения – это переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.

Типы обществ:

Традиционное общество – доиндустриальные общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая структурная устойчивость и основанный на традициях способ социокультурной регуляции.

Признаки:

основной сферой экономической деятельности является с/х

очень низкие темпы развития

общество направленно в прошлое, инерционно, боится новввоведений

полное поглощение личности коллективом

общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.

Индустриальное общество – это общество непосредственно определяющееся уровнем технического или индустриального развития.

Признаки:

это общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда

базовой структурой общества становится экономика

основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту

оно стремится к удовлетворению социальных потребностей (т.е. деньги, карьера, качество жизни)

оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту

основной способ принятия решения – эмпирическое исследование

массовость.

Постиндустриальное общество – это общество, основой которого являются не капитал и труд, а информация и знания.

Признаки:

т.к. с/х и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг

главный фактор развития этого общества- теоретические знания или информация

обществоориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы

социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина»

ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.

 

Выборочный метод – это такой метод исследования, который позволяет делать заключения о характере распределения изучаемых признаков всего объекта исследования на основании рассмотрения некоторой его части. Выборочный метод – это определенная разновидность системы сбора данных, которая предусматривает возможность обследовать не весь объект изучения, а только некоторую его часть.

Сущность выборочного метода видна в повседневной жизни: чтобы сделать заключение о качестве (вкусе) меда достаточно попробовать ложку. То есть, когда материал однороден, то для того, чтобы сделать заключение о целом достаточно взять лишь часть этого целого.

Содержание выборочного метода составляет строгая система правил, приемов, способов отбора обследуемой совокупности из всего объекта исследования. Эта обследуемая совокупность получила название – выборка.

Существует большое разнообразие способов, правил, методов отбора выборочной совокупности (некоторой части) из генеральной (объекта изучения). Все множество этих способов, методов принято называть типы выборки. То есть типы выборок основаны на различиях в способах отбора единиц наблюдения из объекта исследования. Принято подразделять все типы выборок на два больших класса: случайный (вероятностный) отбор и целенаправленный (неслучайный) отбор.

1. Случайная выборка основана на принципах теории вероятности, суть данного отбора заключается в том, что все единицам объекта исследования (каждому жителю города, каждому работнику организации) должны быть обеспечены равные шансы попадания в выборочную совокупность.

Механизм попадания каждого элемента генеральной совокупности в выборку обеспечивается за счет так называемой основы выборки.

При составлении основы выборки социолог должен руководствоваться следующими критериями: а) полнотой информации – то есть в список должны быть включены все единицы объекта изучения (жители города, работники предприятия и т.д.) с указанием фамилии, имени и отчества, а также их года рождения и адреса проживания; б) точностью – информация обо всех единицах должна соответствовать действительности; в) адекватностью – список не просто должен быть полным, а составлен в соответствии с целями и задачами данного исследования; г) удобством – то есть простотой работы с данным списком, он должен быть пронумерован и фамилии зарегистрированы по алфавиту.

Относятся: чисто случайная выборка, Гнездовая, Районированная, Типическая.

2). Целенаправленные или неслучайныевыборки характеризуются тем, что к ним не применимы правила теории вероятности, выбор основан на типичных элементах объекта изучения и производится по усмотрению исследователя.

К целенаправленным выборкам следует относить стихийную, квотную, маршрутную выборки и метод основного массива.

Стихийная выборка заключается в том, что исследователь готов иметь дело с максимально доступными единицами наблюдения. Используется подобный отбор из-за ограниченности ресурсов исследователя или в разведывательных целях.

Метод основного массиваиспользуется на небольших объектах исследования, когда стоит задача выявить (очертить) границы объекта, определить его основные характеристики.

Квотная выборка – наиболее применяемый метод отбора и строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде пропорций (квот) распределения признаков объекта изучения. Данный метод используют тогда, когда до начала исследования социолог имеет статистические данные (так называемые параметры) по тем признакам объекта (например, пол, возраст, образование), которые будут выступать в качестве квот.

Выбор методов обработки и анализа информации зависит от целей и задач исследования, а также от способов измерения используемых показателей. Как правило, при решении реальных задач не удается обойтись одним каким-либо методом, поэтому их применяют комплексно - последовательно, на разных стадиях решения задачи, или параллельно, на одной и той же стадии, для более глубокого анализа материала.

-статистический анализ - выявление некоторых статистических закономерностей и зависимостей, которые дают социологу возможность сделать определенные обобщения и выводы;

- интерпретация - превращение социологических данных в показатели, которые являются не просто числовыми величинами, а определенными социологическими данными, соотнесенными с целями и задачами исследователя, его знанием, опытом

Можно выделить два класса процедур анализа: дескриптивные и аналитико-экспериментальные процедуры.

Дескриптивные процедуры включают в себя ряд методов. Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Связывание фактов осуществляется здесь в соответствии с описательной гипотезой относительно ведущего признака группировки (или признака классификации). Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию, по высказанным суждениям и т.д.

Перекрестная группировка - это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить взаимоконтроль показателей, сформировать новый составной показатель, определить направление связей влияния одного явления на другое.

Одна из задач перекрестной классификации - поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления, поиск тенденции, динамики процесса.

Эмпирическая типологизация - наиболее сильный прием анализа по описательному плану. Этот метод можно характеризовать как поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов (или явлений), рассматриваемых в соответствии с описательными гипотезами в нескольких измерениях одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации свойств решают с помощью математических процедур распознавания образов - таксономии и кластерного анализа.

Теоретическая типологизация - обобщение признаков социальных явлений на основе идеальной теоретической модели, по теоретически обоснованным моделям и критериям. Такая типологизация, в отличие от эмпирической, есть условие прямой проверки теории путем сопоставления конструируемых типов с эмпирическими свидетельствами соответствия, или уклонений от идеальной модели. В теоретической типологизации критерии свойств выявляются путем логического анализа. Анализ эмпирических данных, согласно теоретической типологии, предполагает, во-первых, определение частот распределения по каждому типу; во-вторых, изучение распределения отклонений от идеали­зированных моделей по отдельным параметрам и, если возможно, измерение интенсивности и вероятности этих отклонений.

Статистический метод в социологии - совокупность методов и моделей прикладной статистики, используемых в социологии при сборе, обработке, анализе, моделировании и сопоставлении данных разных исследований. Большинство этих методов применяется в ряде социальных и гуманитарных наук, часть из них развита применительно к нуждам социологии. Эти методы можно разделить на две большие группы.

К первой группе можно отнести выборочный метод (выборка), описательную статистику, анализ связей и зависимостей, теорию статистических выводов, оценок и критериев, планирования экспериментов.

Вторая группа включает ряд методов многопеременной статистики, различных методов шкалирования, корреляционный, факторный, причинный анализ, а также большую группу статистических моделей, таксономические процедуры (математико-статистические методы многомерной типологизации социальных объектов, дополняющие корреляционный и факторный анализ).

Использование статистического метода с учетом специфики социологии позволяет проводить обработку больших массивов информации (единиц наблюдения, переменных операций), а следовательно, расширяет эмпирическую базу социологических исследований и сферу их приложения.

 

В социологии под методами анализа и обработки социологической

информации понимают способы преобразования эмпирических данных, полученных

в ходе социологического исследования. Преобразование производится с целью

сделать данные обозримыми, компактными и пригодными для содержательного

анализа, проверки исследовательских гипотез и интерпретации. Хотя

невозможно провести достаточно четкую границу между методами анализа и

методами обработки, под первыми обычно понимают более сложные процедуры

преобразования данных, которые переплетаются с интерпретацией, а под

вторыми — в основном рутинные, механические процедуры преобразования

полученной информации.

Между тем анализ и обработка социологической информации как целостное

образование составляет этап эмпирического социологического исследования, в

ходе которого с помощью логико-содержательных процедур и математико-

статистических методов на основе первичных данных раскрываются связи

исследуемых переменных. С определенной долей условности методы обработки

информации можно разделить на первичные и вторичные. Для первичных методов

обработки исходной информацией служат данные, полученные в ходе

эмпирического исследования, т. е. так называемая "первичная информация":

ответы респондентов, оценки экспертов, данные наблюдения и пр. Примерами

таких методов являются группировка, табулирование, расчет многомерных

распределений признаков, классификация и др.

Вторичные методы обработки используют, как правило, для данных

первичной обработки, т. е. это методы получения показателей, рассчитываемых

по частотам, сгруппированным данным и кластерам (средних величин, мер

рассеяния, связей, показателей значимости и т. д.). К методам вторичной

обработки можно также отнести методы графического представления данных,

исходной информацией для которых служат проценты, таблицы, индексы.

Кроме того, методы анализа и обработки социологической информации можно

разделить на методы статистического анализа информации, в том числе методы

описательной статистики (расчет многомерных распределений признаков,

средних величин, мер рассеяния), методы статистики вывода (например,

корреляционный, регрессивный, факторный, кластерный, причинный,

логлинейный, дисперсионный анализ, многомерное шкалирование и др.), а также

методы моделирования и прогнозирования социальных явлений и процессов

(например, анализ временных рядов, имитационное моделирование, цепи Маркова

и пр.). Методы анализа и обработки социологической информации могут быть

разделены также на универсальные, которые пригодны для анализа большинства

видов информации, и специальные, пригодные лишь для анализа данных,

представленных в специальном виде информации (например, анализ

социометрических данных или контент-анализ текстов).

С точки зрения использования технических средств выделяют два вида

обработки социологической информации: ручную и машинную (с использованием

средств вычислительной техники). Ручную обработку используют в основном в

качестве первичной при небольших массивах информации (от нескольких

десятков до сотни анкет), а также при относительно простых алгоритмах ее

анализа. Вторичную обработку информации проводят с помощью

микрокалькулятора или другой вычислительной техники. Примером

социологических исследований, в которых часто используется ручная

обработка, являются пилотажные, экспертные и социометрические опросы.

Однако основным средством анализа и обработки данных в настоящее время

являются ЭВМ, в том числе персональные компьютеры, на которых

осуществляется первичная и большинство видов вторичной обработки и анализа

социологической информации. При этом анализ и обработка социологической

информации на ЭВМ проводятся, как правило, посредством специально

разрабатываемых машинных программ, реализующих методы анализа и обработки

социологических данных. Эти программы обычно оформляются в виде специальных

наборов программ или так называемых пакетов прикладных программ анализа

социологической информации. В крупных социологических центрах анализ и

обработка социологической информации наряду с пакетами прикладных программ

опираются на архивы и банки социологических данных, позволяющих не только

хранить необходимую информацию, но и эффективно использовать ее при

осуществлении вторичного анализа социологических данных.

 

1. Объект и предмет социологии как науки, ее основные функции.

2. Структура социологического знания, его связь с другими науками.

3. Особенности метода социологического изучения общества.

4. Значение социологии для подготовки современного специалиста.

5. Становление социологии как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер).

6. Вклад Э Дюркгейма в развитие социологии.

7. Сущность понимающей социология М. Вебера.

8. Вклад П. Сорокина в развитие социологии.

9. Макросоциологические теории (Т. Парсонс, Р. Дарендорф).

10. Микросоциологческие теории (Д. Мид, Г. Гарфинкель).

11. Понятие личности, ее социальная структура и типы.

12. Сущность ролевой теории личности.

13. Понятие и основные факторы социализации личности.

14. Социальные сущность и роль культуры.

15. Понятие и типы социальных взаимодействий.

16. Социальное поведение, его виды.

17.Социальная структура, ее основные признаки и виды.

18. Социальные группы и общности, классификация социальных групп.

19. Сущность социальной стратификации, ее критерии и исторические типы.

20. Особенности социальной структуры белорусского общества.

21. Социальная мобильность, ее виды, значение для карьеры специалиста.

22. Понятие и важнейшие элементы социальной организации.

23. Социальные институты, их главные признаки и виды.

24. Семья как базовый социальный институт, основные функции, типы и современные проблемы семьи.

25. Образование как социальный институт, его основные функции и тенденции развития.

26. Понятие социальных изменений, основные типы обществ.

27. Глобализация социальной жизни, ее основные признаки и значение.

28. Понятие, виды и этапы проведения прикладного социологического исследования.

29. Структура и содержание программы социологического исследования.

30. Наблюдение как метод сбора социологических данных, его виды, достоинства и недостатки.

31. Опрос как метод сбора социологических данных, его разновидности, достоинства и недостатки.

32. Структура социологической анкеты, виды вопросов в анкете, техника анкетирования.

33. Выборочный метод в социологическом исследовании, типы выборки.

34. Качественные методы сбора социологических данных, их виды.

35. Методы анализа и интерпретации социологических данных.

 

Вклад Э Дюркгейма в развитие социологии.

Эмиль Дюркгейм - наиболее видный представитель коллективно-психологической теории.
Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).
Смысл социологии Дюркгейм видел в том что она помогает проникнуть в особую реальность общества обобщая по определенной методике единичное явление и отдельные социальные процессы.

Самоубийства Э. Дюркгейм рассматривает как социальное явление, как коллективную болезнь общества, а не как «индивидуальный случай».Дюркгейм показал, используя статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания, в следствии чего выделил несколько типов самоубийств, выделил 2 типа социальной солидарности: механическая по принципу «свой -чужой» в примитивном обществе и органическая в более развитом обществе, где люди более отличаются друг от друга и вследствие чего более нуждаются в друг друге. Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни".

 

 

 

7. Сущность понимающей социология М. Вебера.

М. Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных западных социологических школах и привела в 70-х гг. XX в. к своеобразному «веберовскому ренессансу».

М. Вебер ставил в качестве необходимой предпосылки социологии не общество, а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Вебе-ру общественные институты (государство, право, религия и т. д.) должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идеи, что общество первично в отличие от составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

По мнению Вебера, предметом социологии должно стать не столько непосредственное поведение индивида, сколько его смысловой результат, так как характер массового движения в большей мере определяется смысловыми установками, которыми руководствуются составляющие эту массу индивиды.Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.
Типология социальных действий:
1)целе-рациональный тип;

2) ценностно-рациональный тип;

3) аффективный тип;

4) традиционный (первичный) тип.

Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие "идеаль-ный тип" (теоретическая схема, идеально-типичная модель, конструкция).

 

 

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.037 с.)