Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития.



Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере.

При социологических исследованиях культуры необходимо решить следующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) установить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

По субъекту – носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично.

По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами.

По видам культуры принято выделять материальную культуру и духовную культуру. Деление на материальную и духовную культуру условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.

По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной(вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта.

Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни; б) сами виды культуры развиваются неравномерно.

Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Массовая культура и субкультура. Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция- развлекательно - компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры – адаптивная, причем в облегченном поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры.

Период 60-х годов ХХ века можно назвать переломным для содержательной стороны массовой культуры на Западе. Бунт молодежи в западноевропейских странах показал, что массовая культура воздействует на человека не очень эффективно, так как она «безадресна», рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод о том, что одни и те же общественные идеалы следует доводить до различных социальных групп различными способами. И перед социологами встали следующие задачи:

дифференцировать группы по культурному признаку;

выделить их особый круг интересов и найти возможные точки соприкосновения

друг с другом;

определить пути, способы и средства воздействия на ту или иную группу.

Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и контркультура – культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.д. Иначе их еще называют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера декларируемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющей эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни.

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Иными словами, контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.

На сегодняшний день контркультура – это: а) тип протестующего мироощущения; б) альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему; в) антитрадиционные формы художественного творчества.

Учитывая внутреннюю неоднородность культуры, социологи попытались создать многоуровневую модель, по которой смысловое разнообразие культурных изменений обусловлено многообразием «вызовов» культуре со стороны изменяющегося общества. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу субординации, подчинения, а по принципу дополнительности. В данной модели ясно прослеживаются взаимосвязи между социальной структурой, социальным заказом на определенный тип поведения и функционированием культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур, которые вносят свой вклад и без каждой из которых картина культуры была бы неполной. Все культуры взаимонезаменяемы.

 

Основная литература:

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. 171-184.

В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 190-201.

Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 95-118.

Дополнительная литература:

А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.

Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г.

Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.

К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

 

 

Тема 9. Социология образования

Понятие образования

Внутренняя организация и структура системы образования

Функции института образования

Образование - это социальный институт, связанный с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности. Образование, опираясь на культурные традиции и новации, открываемые наукой и практикой, пробуждает у индивида познавательно-практический интерес, желание и способность самостоятельно искать и находить ту информацию, которая нужна для решения конкретных жизненных проблем. Образование - это система образовательных учреждений - дошкольных, средних, средних профессиональных, высших, послевузовских, дополнительных и профессиональных. Образование может быть как государственным, так и общественным, частным и домашним, долгосрочным и краткосрочным, стационарным и дистанционным очным и заочным, с отрывом и без отрыва от производства.

Наряду с мировым опытом образование всегда содержит в национально-специфические черты, использует разные приемы и методики педагогической деятельности. В рамках той или образовательной традиции применяются различные педагогические системы.

Признаками института образования являются:

установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость

символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни

утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы

кодекс устный и письменный - правили учащихся

идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Внутренняя организация и структура системы образования

В социологии система образования и ее главные компоненты - школы и вузы - рассматриваются как типы сложной формальной организации. Казалось бы, невозможно ставить в один ряд школу и промышленную фирму, являющуюся, как известно, образцовой моделью формальной организации, и тем не менее, есть ряд веских оснований для того, чтобы рассматривать систему образования в качестве формальной организации. Во-первых, в ней, как и в любой формальной сложно организованной системе, существует иерархическая система управления, высшим звеном которой является аппарат министерства. Второй этап управленческой иерархии представлен департаментами образования областных административных органов, направляющих и координирующих деятельность школ и профтехучилищ региона. На нижних ступенях управленческой лестницы находятся ректоры и деканы вузов, директора школ и завучи. Во-вторых, системе образования присуща специализация различных видов деятельности, что является обязательным компонентом формальной организации. Учителя, также как и преподаватели вузов, различаются по изучаемым предметам, основным или вспомогательным дисциплинам. Вузы и колледжи и в меньшей степени школы специализируются по своим образовательным и профессиональным программам. Кроме того, в вузе существует четкая статусная иерархия преподавательских должностей и званий: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Здесь, как и в любой сложной формальной организации, существуют возможности для профессиональной карьеры, занятия более высокой социальной позиции.

Третий момент, сближающий образование с формальной организацией, заключается в стандартизации учебного процесса: в каждом учебном заведении имеются типовые (обязательные) учебные планы по различным дисциплинам, процесс обучения разделен по семестрам и учебным годам, каждый учебный день имеет свой график занятий. Деятельности преподавателя в значительной мере присущи элементы административного руководства, так как он организует и направляет учебный процесс в группе. Наконец, в образовательных учреждениях, как в организациях формального типа, важную роль играют неформальные интимно-доверительные отношения (как среди преподавателей, так и среди учащихся), оказывающие заметное влияние на учебно-воспитательный процесс.

Формирование системы образования по принципам сложной формальной организации имеет ряд несомненных достоинств, среди которых следует отметить такие, как повышение эффективности ее функционирования за счет узкой специализации преподавателей и координации различных типов педагогической деятельности; дифференцированная и интегрированная система социальных позиций, четко определяющая объем полномочий и обязанностей администрации, преподавателей и учащихся и т.п. Другим позитивным моментом формальной организации образования является координация и взаимосвязь различных этажей управления, что позволяет весьма эффективно реализовать проводимую государством политику в области образования.

В то же время реальная практика деятельности школ и вузов свидетельствует о том, что им присущи свои уникальные черты, отличающие их от формальных организаций традиционного типа. Так, управление высшей школой предполагает наличие “академических свобод”, верховная “законодательная власть” здесь принадлежит ученому совету, который избирает ректора, присуждает ученые степени и звания, осуществляет процесс конкурсного отбора на преподавательские должности.

Другая важная особенность системы образования заключается в том, что процесс социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика не может быть плодотворным и эффективным, если он протекает в рамках формально трактуемых нормативных требований к этим социальным ролям. Здесь важное место принадлежит “субъективному фактору”, способности учителя к эмфатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентаций и др. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. - №5. - 1992

Функции института образования

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования. Их достаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонах деятельности института образования. Но наибольшую культурную и социальную значимость имеют следующие четыре функции института образования.

Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из функций. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Если признать, что нравственное воспитание и формирование мировоззрения является важнейшим компонентом процесса социализации, осуществляемого современной школой, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, мировой художественной культуры, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе не только школьного, но и вузовского образования, оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественно-научных и технических дисциплин.

Социальная сеТема - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к учащимся с целью отбора наиболее способных и талантливых, получить молодежи тот образовательный статус, который соответствует индивидуальным интересам и возможностям. В нашей стране после обязательного восьмилетнего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища и колледжи, другие продолжают учебу в средней школе, а затем часть из них продолжает учебу в вузах, другие поступают в колледжи и училища. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру и т.п.

Литература

Осик Ю.И., Надыров А.И., Осик Л.Г., Сетевые структуры и проблемы высшей школы // Труды международной научной конференции "Наука и образование" - ведущий фактор стратегии "Казахстан-2030", посвященный 10-летию независимого Казахстана, Караганда, 2001, Выпуск 1.

ЭКСПРЕСС-К, Чтобы не остаться в стороне, №30 (15437) от 14 февраля 2004 года.

PANORAMA, 2004, № 02, январь.

PANORAMA, 2004, № 02, январь

По официальным материалам Министерства образования Республики Казахстан

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Объект познания – все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

Объект социологического познания – то или иное социальное явление: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

Предмет социологии – совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Социальное явление – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Социология - наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений.

Микросоциология – исследование поведения индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в них перемены.

Макросоциология – исследование взаимосвязей между различными частями общества, таких общественных институтов как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй.

Метод – от греч. «путь к чему- либо», конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании.

Познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.

Практическая функция – на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработка практических рекомендаций.

Идеологическая функция – выражение интересов определенных социальных групп, классов, политических партий и движений.

Мировоззренческая функция – формирование у людей системы взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.

Основной закон интеллектуальной эволюции человечества – познавательная деятельность людей и в целом их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

Социальная статика – рассматривает общество с точки зрения его строения, выделения основных элементов структуры общества и их взаимосвязей, определения условий его оптимальной организации, достижения социальной гармонии и общественного порядка.

Социальная динамика – формулирует теорию общественного развития, в основе которой лежит «прогресс духа».

«Органическая теория» Г. Спенсера – все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

Марксизм – в основе общества, законов его развития, по их мнению, лежат не идеи, не революции в умах людей, а способ производства материальной жизни.

Теория социального реализма Э. Дюркгейма – природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами; исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Научный метод в социологии Э. Дюркгейма – явления социальной жизни, исследуемые социологией отдельно друг от друга можно понять лишь в контексте их причинной обусловленности и значения тех функций, которые они выполняют.

Аномия – состояние ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы и ценности уже не работают, а новые пока отсутствуют или еще не работают эффективно.

«Понимающая социология» М. Вебера – социология должна изучать только такое поведения и деятельность человека или группы людей, которые осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это.

Идеальный тип – «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции», некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе.

Эмпирическая социология – выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала.

Бихевиористское направление – изучение поведения отдельного индивида как его реакция на поведение других людей.

Психологическое направление – социология должна исходить из психических отношений между людьми.

Социальная интеракция – социальную жизнь необходимо рассматривать в совокупности межиндивидуальных взаимодействий.

Теория инстинктов – наследуемая или врожденная психофизическая склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует».

Психоаналитическая школа З.Фрейда – все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо).

Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Социальное действие – все виды поведения, которые мотивируются и направляются теми смысловыми значениями, которые придает им действующий субъект как существо культурное, а не инстинктивное и которые ориентированы на поведение другого человека.

Социальное взаимодействие – социальное действие одного индивида с другими индивидами.

Социальная структура – определенная форма устойчивых связей, отношений, приводящих к созданию социальных групп и институтов.

Социальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются с членами этой группы с точки зрения других.

Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

Социальная роль – ожидаемое поведение, связанное с определенными правами и обязанностями.

Ценности – общепринятые в данном обществе убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и средства, посредством которых он должен их достичь.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуры.

Тип общества – это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют в конкретное время и у конкретных народов.

Социальная структура общества – совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических, духовных условий их жизнедеятельности.

Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев населения.

Социальные отношения – специфические отношения, которые складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении.

Большие социальные группы – классы, сословия, профессиональные, демографические, а также национальные общности.

Малые социальные группы – политические партии, профессиональные и молодежные организации, научные общества, клубы по интересам и даже группы людей.

Формальные организации – действуют на основе принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы.

Неформальные организации – действия осуществляются на основе личных контактов, путем организации собраний, конференций, митингов, массовых движений.

Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп и слоев в другие.

Человек – высшая ступень развития живых организмов.

Социальный индивид – отдельный, обособленный член социальной общности.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.

Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Социальная среда – совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

Социальные отношение – это определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Биологизаторский подход – сводят природу человека к животному началу, исходя из того, что он обладает теми же органами чувств, кровеносной, мышечной, гормональной, костной, нервной системами и т.д.

Марксизм – рассматривает личность как продукт, результат существующих общественных отношений, где главными являются материальные отношения.

Аврелий Августин – считал, что освобождение человека от его греховной природы возможно через веру в Бога, являющуюся результатом божественного откровения.

Фома Аквинский – вера в возможность постижения существования Бога возможна с помощью не божественного откровения, а рациональных процессов.

Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.

Социальный статус – социальная позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или в первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Прирожденный статус – положение, которое биологически унаследовано человеком от рождения.

Приписываемый статус – является социально приобретенным.

Достигаемый статус – положение, которое человек получает благодаря собственным усилиям, свободному выбору, собственным усилиям либо благодаря удаче или везению.

Социальная роль- ожидаемое поведение, обусловленное определенным статусом.

Семья – основанная на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Репродуктивная функция – воспроизводство в детях численности родителей.

Воспитательная функция – социализация личности.

Хозяйственно-экономическая функция – ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организация семейного потребления, распределение домашнего труда, поддержка и опека над престарелыми и инвалидами.

Рекреационная функция – духовно-эстетические моменты, организация семейного досуга и отдыха, психологический комфорт, эмоциональная поддержка и сохранение общего жизненного тонуса.

Культура – система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком; совокупность ценностей (духовных и материальных), живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Материальная культура – физические объекты, созданные человеческими руками.

Духовная культура – нормы, правила, образцы, эталоны, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, чувства.

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации - поведение, ориентированное на определенные ценности.

Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения.

Мифы – фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем человека, общества.

Образ жизни – установившиеся стандарты поведения в определенных ситуациях.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих.

Этикет – принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющая единое целое.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять.

Традиция – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды; все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение.

Ритуал – стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

Нравы– обычаи, имеющие моральное значение.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какие-то действия, слово, предмет.

Законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом.

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или пони мание изящного.

Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.

Мода – смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими.

Коммуникативная функция культуры – способность обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей.

Функция социализации – передача социального опыта от одного поколения к другому.

Регулятивная функция – формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид.

Массовая культура – лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа.

Субкультура – культура различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т.п.

Контркультура –комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.

Контркультура – образ жизни, осознанно и целенаправленно противопоставляемый господствующей в данном обществе культуре

Общество - Наиболее крупные объединения людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой

Государство - обособленная территория незасимого переживания данного общества со своими границами и общественным устройством

Страна -политическая организация данного обществ с определеным режимом власти и органами управления

Социальная роль – модель поведения человека, социальная роль - «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус».

Средний класс - социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институте государства.

Индустриальное общество - тип общества, которое достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Эволюция- органический синтез постепенности и скачка при определяющей роли постепенности

Революция - (от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы, или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Реформа- (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.156 с.)