Система категорий, выражающих закономерности дизайна



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система категорий, выражающих закономерности дизайна



Во взаимосвязи с его принципами

Из принципа системности дизайна следуют закономерности диалектической взаимосвязи категорий «форма» и «содержание», «структура» и «функция», «система» и «элемент», «связи» и «отношения», «уникальное» и «массовое» («типовое»), имеющих организующее значение для самого дизайна и его продуктов.

Принцип научной обоснованности определяет взаимосвязь закономерностей, выражаемых категориями «эстетическое» и «социальное», «эстетическое» и «экономическое», «эстетическое» и «эргономическое», «эстетическое» и «психологическое», «эстетическое» и «коммуникативное», «эстетическое» и «художественное».

Принцип коллегиальности опирается на взаимосвязанные пары категорий «субъективное» и «объективное», «коммуникабельность» и «конкурентность», «личное» и «обезличенное», «компромиссность» и «неуступчивость», «диалогичность» и «монологичность».

Принцип методической обусловленности проявляется в закономерности отношений следующих пар категорий: «цель» и «средства», «задачи» и «методы», «анализ» и «синтез», «процесс» и «результат», «формообразование» и «смыслообразование», «эстетическое» и «технологическое», «конструктивное» и «декоративное», «изобразительное» и «выразительное».

Принцип гуманистической направленности определяется взаимосвязью таких пар категорий, как «материальное» и «духовное», «культурное» и «природное», «антропономическое» и «техническое», «эстетическое» и «утилитарное», «личное» и «общественное», «национальное» и «общечеловеческое» [12].

Взаимосвязь принципов и закономерностей дизайна представлена в табл. 2.

 

Т а б л и ц а 2 . Взаимосвязь основных принципов

И закономерностей дизайна

Принципы дизайн-деятельности Закономерности дизайна, выражаемые научными категориями
Системность Система и элемент Связи и отношения Форма и содержание Структура и функция Уникальное и массовое
Научная обоснованность Эстетическое и социальное Эстетическое и экономическое Эстетическое и эргономическое Эстетическое и психологическое Эстетическое и коммуникативное Эстетическое и художественное
Коллегиальность (коллективность) Субъективное и объективное Коммуникабельность и конкурентность Личное и обезличенное Компромиссность и неуступчивость Диалогичность и монологичность
Методическая обусловленность Цель и средства Задачи и методы Анализ и синтез Процесс и результат (продукт) Формообразование и смыслообразование Эстетическое и технологическое Конструктивное и декоративное Изобразительное и выразительное
Гуманистическая направленность Материальное и духовное Культурное и природное Антропономическое и техническое Эстетическое и утилитарное Личное и общественное Национальное и общечеловеческое

 

Принципы дизайн-деятельности и ее закономерности, отраженные во взаимосвязи пар категорий, приведенных в табл. 2, вместе с рассмотренными в разд. 3 целью, функциями и основными социально значимыми задачами дизайна формируют его методологическую базу, характеризующую, с одной стороны, особенности этого вида проектно-творческой деятельности, а с другой – свидетельствующую о включенности закономерностей дизайна в систему закономерностей, присущих многообразной человеческой деятельности, проявляющейся в разных формах материальной, духовной и художественной сфер культуры [15].

 

5. Композиционное формообразование в дизайне

5.1 . Сущность и определение художественно-конструкторского формообразования

В подразд. 1.3 основной метод дизайна определяется как «художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования».

Выше упоминалось, что одним из главных принципов дизайна (см. подразд. 4.1) является системный подход к проектированию, заключающийся в рассмотрении объекта (объектов) дизайн-проектирования не изолированно, а в системе «человек−предмет−среда». Из этого принципа следуют закономерности связи формы и содержания, структуры и функции объекта дизайна.

Сам объект проектирования как составной элемент предметно-средовой системы может, в свою очередь, рассматриваться как особая система взаимосвязи элементов формы и содержания (сущности) этого объекта, созидаемого и гармонизируемого в процессе композиционного формообразования [16].

Понятие, характеризуемое термином «формообразование», требует в данном случае уточняющего определения «композиционное», поскольку оно, как известно, означает довольно широкий круг явлений как в природе (во всем многообразии ее форм), так и культуре (духовной, материальной, художественной), в том числе в сфере «второй природы», создаваемой человеком из материалов естественной (неживой и живой) природы.

Кроме того, следует отметить отличие технико-конструкторского формообразования от художественно-конструкторского (композицион­ного) формообразования одного и того же объекта проектирования, рассчитанного на индустриальные способы изготовления.

Техническое формообразование ориентировано на преобразование природного материала (материалов) определенным способом (способами) его переработки (обработки) на основе познанных закономерностей естественной природы с тем, чтобы целесообразно организованная структура (конструкция) наиболее эффективно обеспечивала реализацию заданной рабочей функции объекта проектирования.

Таким образом, целью технического формообразования является осуществление соответствующей рабочей функции, а результатом – конструкция.

Конструкция, оптимально сочетающая функциональность и экономичность, является сугубо утилитарной. Для потребителя утилитарной конструкции прежде всего ценна ее функциональность. Это подразумевает работоспособность конструкции, ее надежность и эффективность использования.

С позиции контактов человека с конструкцией, учитывающей способы использования (эксплуатации) объекта, виды действий человека с ним, к конструкции предъявляются требования эргономичности, заключающиеся в учете психологических и физиологических возможностей человека, его антропометрических характеристик и гигиенических требований к среде жизнедеятельности (в том числе, среде определенных трудовых процессов).

Учет требований эргономики в техническом формообразовании должен обеспечить легкость освоения способов использования изделия (познания особенностей конструкции и овладения ею), приспособленность к человеческому организму, удобство и безопасность обращения с изделием, комфортность его использования, а также ухода за ним, наконец, комфортность обитания человека в соответствующей среде жизнедеятельности.

Проектируя конструкцию, инженер-конструктор (совместно с инженером-технологом) проектирует и ее производственное освоение. При этом учитываются требования, предъявляемые к конструкции основной тенденцией индустриального производства – его рентабельностью, экономичностью.

Это подразумевает стремление к достижению в конструкции минимизации стоимости конструкционных и отделочных материалов, энергозатрат, рабочей силы (трудозатрат) и максимальной эффективности использования технологического оборудования. Продиктованные интересами производства продукции принципы технико-конструкторского формообразования – экономичность, технологичность, конструктив­ность – по сути дела являются различными проявлениями экономии (материалов, энергии, рабочей силы, оборудования, накладных расходов), нацеленной на максимально возможное снижение себестоимости производимой продукции и повышения рентабельности производства для получения прибыли.

Художественно-конструкторское формообразование объектов, ориентированных на промышленное производство, помимо учета рассмотренных выше утилитарно-технических требований к проектируемому изделию, а также эргономических требований, нацелено на удовлетворение социально-культурных (в том числе эстетических) требований человека, базирующихся на его духовных потребностях. Это формообразование в отличие от технико-конструкторского является по существу культуроцентрическим и, следовательно, антропоцентрическим (рассматривающим человека как творца культуры и ее творение). Объект художественно-конструкторского формообразования – это не просто техническая конструкция как средство предметного обеспечения конкретных утилитарных потребностей человека в определенных процессах его жизнедеятельности, в той или иной среде, а вещь, превращающаяся благодаря целенаправленной гармонизации ее структуры и формы средствами и приемами композиции в культурный образец, эстетически значимый компонент материально-художественной культуры предметного мира, окружающего человека.

Формообразование объектов дизайнерского творчества – это категория художественно-технического проектирования, интегрирующего принципы дизайнерского и технического творчества. Она выражает процесс становления и созидания формы изделия в соответствии с общими ценностными установками культуры и определенными принципами, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего произведения дизайна, его функции, конструкции, технологии и материалу.

В процессе формообразования изделия ставятся и решаются задачи разработки функционально-конструктивной, технологической и пространственно-пластически-колористической составляющих его структуры и формы как взаимосвязанных компонентов единого целого (значимого и утилитарно, и эстетически).

Композиционное (художественно-конструкторское) формообра­зование – это процесс пространственно-пластически-колористиче­ской организации элементов структуры и формы изделия, средства и методы которой нацелены на решение задачи привнесения человеческой меры в объекты промышленного производства, выявления культурного смысла проектируемой вещи для человека в определенной среде и сфере жизнедеятельности.

5.2. Система основных факторов композиционного формообразования объектов дизайна

Учет и взаимосогласование различных требований, предъявляемых к объекту дизайн-проектирования как с позиций индустриального производства, так и с позиций различных контингентов потребителей (утилитарные и эстетические запросы, ценностные ориентации, предпочтения которых дифференцированы), возможны лишь на основе усвоения выработанных практикой, методикой и теорией дизайна принципов композиционного формообразования.

Формообразующие факторы (факторы, определяющие процесс целенаправленного созидания целостной, целесообразной, эстетически совершенной формы изделия, в которой образно отражаются все составляющие его сущности) – это предпосылки гармонизации формы посредством средств и приемов композиции на основе ее принципов и закономерностей. Без применения средств и приемов композиции формообразование может быть лишь функционально, эксплуатационно, конструктивно, технологически и экономически целесообразным.

Даже понимание необходимости эстетической направленности формообразования в целях отражения в форме помимо утилитарно-технической, также и социально-культурной (духовно-ценностной) стороны сущности вещи без композиции как инструмента гармонизации формы неосуществимо.

Но и сама по себе композиция (как чисто компоновочная деятельность) без учета принципов и закономерностей формообразования, т. е. без учета закономерных связей факторов формообразования как системы, организующей сущностную структуру объекта проектирования, рискует остаться на уровне формальной организованности внешнего вида изделия (при всех возможных приемах достижения ее оригинальности, новизны, необычности).

Учет факторов формообразования не может быть чисто механическим отражением в структуре и форме вещи требований функциональности, конструктивности, технологичности, экономичности, эргономичности, эстетического совершенства, соответствия стилевым и модным тенденциям формообразования изделий данного вида (типа).

Целостная форма объекта дизайн-проектирования не рождается в результате их простого суммирования. Профессиональный подход к композиционному формообразованию изделий должен базироваться на понимании закономерностей взаимосвязей основных формообразующих факторов (определяющих утилитарно-техническую и социально-культурную составляющие сущности объекта разработки), а также процесса отражения, воплощения, гармонизации и восприятия этой двуединой сущности вещи, выражаемой в особенностях ее структуры и формы [16].

Схема взаимосвязи факторов, формирующих утилитарно-техническую сущность изделия, показана на рис. 1. На рис. 2 показана схема взаимосвязи факторов, формирующих социально-культурную сущность изделия.

Система факторов первой группы определяет формообразование конструкции как результата технической реализации рабочей (инструментальной) функции изделия, его утилитарного назначения и способа использования изделия, предусматривающего определенные виды действий человека с изделием. Безусловно, в конструкции отражаются уровень достижений в соответствующих областях науки и техники, технология изготовления изделия, применяемые материалы, производственно-технические и экономические возможности предприятия, внедряющего конструкторскую разработку.

Система факторов второй группы определяет композиционное формообразование как результат гармонизации структуры и формы изделия.

В композиции изделия учитываются и отражаются такие факторы, как тип социально-культурной сущности вещи (либо преобладание, либо гармония утилитарного, эстетического и символического начал); тип эстетического восприятия вещи потребителем и его эстетическая установка в конкретной ситуации потребления и среде функционирования вещи как культурного образца; эстетические идеалы, ценностные ориентации и предпочтения потребителей (общезначимые, групповые и индивидуальные).

Гармонизация структуры и формы вещи средствами и приемами композиции предполагает отражение и воплощение в них как социально-культурной, так и утилитарно-технической сторон сущности (содержания) объекта разработки. Это достигается в художественном конструировании интегрированием конструкции и композиции, слиянием утилитарного и эстетического начал (пользы и красоты) в целостной форме произведения дизайна [14]. Эта интеграция отражена на схеме, показанной на рис. 3, – этапы творческого процесса разработки и восприятия гармоничной формы изделия, образно отражающей единство утилитарно-технической и социально-культурной сторон его сущности.

Анализируя процесс последовательного становления гармонизируе­мой формы объекта разработки под влиянием системы утилитарно-технических и социально-культурных факторов формообразования (см. рис. 1 − 3), следует иметь ввиду, во-первых, возможность соединения в одном лице инженера-конструктора и дизайнера при проектировании технически несложных объектов (одежды, мебели, посуды, бытовой утвари, ручного инструмента, многих видов игрушек, украшений, сувениров, упаковки товаров, графической рекламы и т. п.), а во-вторых, слияние формы и конструкции в форму-конструкцию, характерную для немалого количества промышленных изделий, не являющихся механизмами, машинами, приборами, т. е. не имеющих в своих конструкциях механических, электромеханических, электрических, электронных и прочих технических устройств.

Опытный профессиональный дизайнер, хорошо знающий особенности конструирования, технологии изготовления, свойств материалов, производственно-экономические требования к освоению тех или иных видов технически несложных изделий, практически способен решать и нередко решает за инженера-конструктора свойственные тому задачи проектирования одновременно с художественным осмыслением двух взаимосвязанных групп факторов формообразования и воплощением двуединой сущности объекта проектирования в гармонизируемой средствами и приемами композиции форме-конструкции создаваемой вещи.

В принципе возможна и противоположная ситуация, когда инженер-конструктор, решая присущие ему задачи технического проектирования, одновременно решает и художественно-конструкторские задачи композиционного формообразования при условии, что он обладает высокоразвитым художественным вкусом и профессионально владеет методами дизайн-проектирования. Однако в реальной практике проектирования вторая ситуация встречается гораздо реже первой.

Процесс разработки конструкции и формы технически сложных (в той или иной степени) объектов проектирования, обусловливающий необходимость участия в нем разных по специализации субъектов проектирования (инженеров и дизайнеров, а при необходимости и других специалистов), предполагает диалогичность и компромиссность их сотрудничества, опирающегося на учет всей системы формообразующих факторов в их взаимосвязи, отбор факторов, определяющих структуру и форму объекта, их соподчинение и взаимообусловленность в решении общей задачи.

Выбранный инженером принцип технического решения задачи реализации рабочей функции изделия и способа его использования (определяющего виды действий человека с изделием) отражается в целесообразной конструктивно-компоновочной схеме объекта разработки, задающей в свою очередь его объемно-пространственную структуру и тектонику.

Задача дизайнера, заключающаяся в гармонизации структуры и формы проектируемого совместно с инженером изделия, решается воплощением в объемно-пространственной структуре, тектонике, пластике, колористике вещи, графических элементах ее формы как утилитарно-технически, так и эстетически значимого содержания объекта разработки.

В результате гармонизации структуры и формы изделия средствами и приемами композиции рождается форма, обладающая композиционной целостностью, художественной образностью и эстетической выразительностью.

При условии точности воплощения проекта в готовом изделии и совершенства промышленного изготовления серийной продукции (обеспечиваемого высокой культурой производства) эстетическое совершенство дизайн-проекта материализуется в промышленном изделии (серии изделий).

Но разработанная субъектами проектирования и реализованная в готовом промышленном изделии эстетически и утилитарно значимая форма является до ее восприятия субъектами эстетического отношения лишь носителем эстетической ценности (равно как и утилитарной ценности). И только восприятие и оценка (в процессе использования) утилитарной и эстетической сторон ценности изделия потребителями позволяют выявить их, т. е. распредметить, поскольку процесс композиционного формообразования, творческого проектирования и промышленного изготовления вещи был ее опредмечиванием [15].

Оценка изделия (изделий) потребителями всегда исходит из меры соответствия объекта восприятия и оценки общезначимым в данное время групповым и индивидуальным ценностным идеалам, установкам, запросам и индивидуальным предпочтениям потребителей. Этот фактор учитывается дизайнерами в процессе композиционного формообразования изделия (см. рис. 2), но степень верности его учета проверяется практикой потребления, отношением реальных контингентов потребителей к созданным для них изделиям.

И как в практике проектирования немаловажное значение для успеха деятельности имеют знания, умения, талант, проектная культура, профессиональный опыт субъектов проектирования – инженеров и дизайнеров, так и в практике потребления (в том числе эстетической оценки) изделий важную роль играют знания, опыт, образ жизни, культура потребления и, безусловно, эстетический вкус тех или иных контингентов субъектов потребления (см. рис. 3).

 


   
 
 
 
Рис. 1.Схема взаимосвязи факторов, формирующих утилитарно-техническую сущность изделия

     
 
 
 
Рис. 2.Схема взаимосвязи факторов, формирующих социально-культурную сущность изделия

субъекты проектирования изделия

(их специализация, знания, умения, талант, проектная культура, профессиональный опыт)

 

Инженеры Дизайнеры

(конструкторы и технологи) (художники-конструкторы)

 


Субъекты потребления изделия

(их контингент, образ жизни, знания, опыт, культура потребления, эстетический вкус)

Рис. 3.Процесс разработки и восприятия гармоничной формы изделия, образно отражающей единство утилитарно-технической и социально-культурной сторон его сущности

 




Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.009 с.)