Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технический дизайн при проектировании ЭС↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматриваемые вопросы. 13.1. Терминология, применяемая в художественном конструировании ЭС. 13.2. Стандарты и качество изделий применительно к дизайну. 13.3. Художественные вопросы конструирования ЭС. 13.3.1. Композиция. 13.3.2. Гармоничность и пропорциональность. 13.3.3. Масштабность. 13.3.4. Отделка изделий. 13.3.5. Цветовое решение изделия.
Терминология, применяемая в художественном Конструировании ЭС Анализ (в дизайне) - метод исследования различных сторон существующего или создаваемого изделия, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Цель анализа - выяснение соответствия изделия основным конструктивным, технологическим, эксплуатационным, эстетическим, социальным требованиям. Аналоги изделия - изделия, сходные по каким-либо однородным характеристикам: назначению, устройству, форме и т. п. Ансамбль - художественное и функциональное единство группы произведений архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна. Сущность ансамбля заключается во взаимосогласованности, связи отдельных составляющих элементов в гармоническое, стройное целое на основе закономерностей композиции. Антропометрия - количественный метод исследования особенностей строения человеческого тела путем специальных измерений. Данные антропометрии используются при конструировании различных изделий для определения их соизмеримости с человеком с целью повышения удобства работы. Архаичность формы - несовременность приемов, способов и средств выражения нового содержания, назначения вещи. Устаревшие композиционные приемы решения формы обусловливают стилевое старение предметов. Это снижает спрос на изделия, ведет к затовариванию рынка, «засорению» ассортимента, неправильному воспитанию вкуса потребителя. Архаичность ярче всего выражается в устаревших приемах пластического решения предмета - характере профилирования, способах членения, фактуре поверхности и т.п. Архитектоника - построение, система структурных связей художественного произведения в пластических искусствах (архитектуре, декоративно-прикладном искусстве). Архитектоника машин - закономерности гармонического построения формы станков, приборов и других технических изделий, выражающие их функциональные и конструктивные особенности. Ассортимент - состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или в какой-либо группе товаров. Ассортимент продукции характеризует ее состав, сортность и качество. Изменение ассортимента существенно влияет на экономику производства, а его состав имеет огромное значение для всего народного хозяйства страны. Виды композиции - характерные композиционные системы, обусловленные принципами построения или главными структурными художественными свойствами. По приемам построения различают: симметричную, асимметричную, статичную, динамичную и другие виды композиции. По структурно-художественным свойствам различают: линейно-графический, живописно-плоскостной и объемно-пластический виды композиции. Выразительность эстетическая и функциональная – свойства произведений архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна, позволяющие получать от объектов достаточно полную информацию о степени их художественного и утилитарного совершенства. Гармония – важнейшее эстетическое понятие, один из существенных признаков красоты предмета ил явления, заключающийся в полной согласованности, соразмерности отдельных элементов с целым и между собой. В более широком философском смысле гармония понимается как органическая взаимосвязь всех компонентов предмета или явления, как единство многообразия. Декор - эстетическое выражение формы произведения архитектуры, прикладного искусства, дизайна; художественное решение поверхности предмета. Дизайн (от английского «дизайн» - проект, рисунок, чертеж): 1) понятие, аналогичное художественному конструированию; 2) вся область художественно-конструкторской деятельности в промышленности, охватывающая в целом творчество художника-конструктора, результаты его труда (изделия, прошедшие художественно-конструкторскую разработку), а также теорию; 3) сфера комплексного промышленного проектирования, понимаемого как широкое социально-экономическое явление наряду с наукой и производством. Дизайнер: 1) художник-конструктор: 2) промышленный проектировщик, в равной степени владеющий методами технического и художественного конструирования, специалист более универсальный, нежели художник-конструктор. Инженерная психология - специальная отрасль психологии труда, изучающая взаимосвязи и взаимодействие человека и техники, точнее, связи системы «человек - машина». Задача инженерной психологии - изучать возможности работы человека и машины и обеспечить наилучшие условия и результаты труда на высокомеханизированном производстве. Основные проблемы инженерной психологии - сравнительный анализ систем «человек - машина», изучение процессов приема и переработки информации, исследование управляющих действий человека. Интерьер - внутреннее пространство, различные помещения архитектурных сооружений, а также подъемно-транспортных машин и средств транспорта (кабины, салоны, каюты, рубки и др.). Информационно-коммуникативные свойства изделия - совокупность таких свойств изделия, которые, действуя на органы чувств, способны информировать человека о назначении, принципах работы, способах обращения с объектом и т. д., вызывая тем самым определенное отношение к себе (определяют характер взаимодействия человека с изделием). Классификация промышленных изделий - распределение промышленных изделий по группам в соответствии с общностью их назначения, принципов устройства, способов производства (изготовления), области эксплуатации и т. п. (в художественном конструировании осуществляется по степени значимости для проектирования эстетических и функциональных факторов, формирующих предмет). Климат цветовой - колористическая гамма интерьера, обеспечивающая совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека. Композиция: 1) построение произведения, имеющее целью достижение взаимосвязи и гармонического единства всех его элементов; 2) творческий процесс, организация единства и взаимосвязи всех элементов произведения по отношению к целому; 3) дисциплина, изучающая законы, приемы и средства художественного построения предмета. Компоновка - процесс композиционного поиска при создании произведения, соединение отдельных элементов путем использования композиционных средств и приемов в единое целое. Комфорт - комплекс факторов, создающий благоустроенность и уют интерьера зданий, средств транспорта и обеспечивающий оптимальные условия деятельности человека. Красота: 1) объективное эстетическое свойство, обусловленное гармоническим сочетанием объемов, цветов, звуков и других элементов формы, выражающей содержание предметов и явлений действительности; 2) положительное оценочное эстетическое отношение человека к предмету, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением и эстетическим наслаждением, стимулирующим творческую деятельность человека. Культура производства - совокупность наиболее важных достижений в материальной и моральной основах производства, результат научной организации труда (слагается из личной культуры работника, культуры процесса труда, материально-технической культуры предприятия и культуры производственной обстановки, условий труда; обеспечивает благоприятное состояние работника, высокий уровень производительности труда и качества продукции). Лаконизм формы (в художественном конструировании) - предельно простое, краткое и концентрированное выражение конструктивного содержания, назначения и образного начала промышленного изделия. Методика художественного конструирования - совокупность сложившихся принципов и приемов создания промышленного изделия, удовлетворяющих функциональные, эстетические и другие требования. Методика художественного конструирования опирается на закономерности формообразования, используя данные ряда наук (социологии, эргономики, технической эстетики, технологии и др.), составляющих теоретическую основу художественного конструирования. Мода - непродолжительное господство тех или иных характерных форм и стилевых признаков различных изделий, архитектурных и художественных произведений. Моделирование художественно-техническое: 1) процесс создания моделей (в художественном конструировании имеет ограниченные задачи и относительно узкую сферу применения, так как основные работы проводятся на поисковых макетах, а в виде модели выполняется уже законченный проект изделия, поэтому гораздо шире применяется в техническом творчестве, при изготовлении дидактических и экспозиционных объектов); 2) учебная дисциплина. Органолептические свойства - свойства предметов, которые могут быть зафиксированы только непосредственно органами чувств. Оформительство - неглубокий, поверхностный подход к решению художественной стороны предмета. При оформительстве уже готовому изделию путем навески кожухов, яркой, бьющей в глаза окраски придаются внешние красивые черты. Однако само изделие не становится от этого более качественным. Перспективный проект - проект промышленного изделия, рассчитанный на запуск в производство через некоторый срок и учитывающий поэтому определенные требования, которые могут быть предъявлены к данному изделию в момент его выпуска в будущем. Поиск художественно-конструкторский - основной метод работы художника - конструктора на стадии эскизного проекта, заключающийся в разработке нескольких вариантов изделия и творческом выборе наилучшего из них. Потребительские свойства изделия - совокупность свойств, благодаря которым изделие удовлетворяет те или иные материальные и духовные потребности человека. Эти свойства обусловливают общественную полезность изделия, конструктивное, функциональное и эстетическое совершенство и т. д. Прекрасное - одна из важнейших, наиболее широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и положительной оценки наиболее совершенных в эстетическом отношении явлений и предметов действительности, общественной жизни, деятельности людей. Термин «прекрасное» возник в русском языке в глубокой древности и буквально означает «наиболее красивое», «самое красивое» (разновидности прекрасного: изящное, элегантное). Проект - разработанный специалистами план, замысел создания промышленного объекта, воплощенный графическими и пластическими средствами в чертежах и моделях. Производственная эстетика - один из синонимов технической эстетики, относящийся в основном к сфере производства. Производственное искусство - первая историческая форма нового вида художественной деятельности в промышленности, возникшая на базе новых социальных отношений в нашей стране в 20-х и начале 30-х годов XX в. и направленная на достижение органического единства искусства и техники, пользы и красоты в советском промышленном производстве. Производственный интерьер - интерьер зданий различного производственного назначения, помещений заводских цехов, залов технических станций, лабораторий научно-исследовательских институтов и т. п. Производственный фактор в художественном конструировании - возможности производственной базы, где будет изготовляться проектируемое изделие, определяющие степень реальности его исполнения. Промышленная графика - один из видов прикладной графики, произведения которого относятся к сфере производства и торговли (основные произведения: плакаты, проспекты, буклеты, этикетки, а также производственные марки и товарные знаки). Промышленное искусство: 1) современное условное определение всей сферы художественного творчества в промышленности; 2) предметный результат художественного творчества в промышленности, совокупность изделий, созданных методом художественного конструирования, отличающихся высокими эстетическими и функциональными достоинствами и обладающих чертами художественного образца. Промышленная эстетика - один из вариантов названий технической эстетики. Промышленный образец - изделие, которое является эталоном для выпуска серийной продукции в отношении внешнего облика, формы предмета. Прототип (в художественном конструировании) - изделие, являющееся основой или примером для разработки нового изделия, как правило, улучшенного по сравнению с исходным образцом. Психологический фактор в художественном конструировании - психологические особенности человеческого организма, влияющие на определение связей системы «человек - промышленное изделие» при художественном конструировании. Рекламно-сопроводительная документация - комплекс материалов, выполненных средствами промышленной графики - буклет, рекламный проспект, этикетка, товарный ярлык и др., всесторонне характеризующий потребительские свойства промышленного изделия и обеспечивающий полноту и быстроту получения информации о нем. Ритм: 1) закономерное пространственно-временное чередование соизмеримых я чувственно ощутимых элементов; 2) в художественном творчестве - закономерное выделение элементов формы путем их повторения, чередования, нарастания, убывания. Синтез: 1) органическое сочетание, соединение каких-либо компонентов; 2) в дизайне - соединение отдельных элементов в единое целое при проектировании изделия. Современность: 1) в искусстве - отражение художественными средствами актуального содержания эпохи, экономических, политических, этических и эстетических проблем своего времени с идейных позиций, отвечающих его требованиям; 2) в дизайне - современность технико-экономического уровня объекта, выраженная в форме, отвечающей сегодняшним эстетическим нормам. Содержание - совокупность существенных свойств и внутренних процессов, которые составляют основу предмета, явления. Для объектов дизайна - их функция, назначение. Социологический фактор в художественном конструировании - общие и конкретные, социальные условия, определяющие ассортимент изделий, подлежащих художественно-конструкторской разработке (к социальным условиям относятся: рост народного потребления, распределение материальных благ через общественные и индивидуальные фонды, спрос населения, влияние вкуса, моды и т. д.). Для изучения социологического фактора применяются методы конкретной социологии, демографии, социальной психологии и т. п. Стайлинг - вид оформительства в дизайне, заключающийся в частой смене внешней формы промышленной продукции (в связи с модой, конкуренцией фирм, борьбой за господство на рынке преследует цель искусственного увеличения спроса для повышения прибылей капиталистического производства). Стандартизация в художественном конструировании - установление и применение критериев, правил и методов, обеспечивающих высокий уровень художественно-конструкторских разработок. Стилизация: 1) подражание; имитация в искусстве и дизайне внешних признаков какого-либо стиля, подделка под индивидуальную творческую манеру крупного художника или определенной школы; 2) обобщение изображения путем упрощения формы предмета, рисунка, цвета и т. п., например, в произведениях народного творчества. Стилист — художник, манера работы которого состоит в чисто внешнем оформлении, украшении промышленных изделий, уже завершенных в конструктивном и технологическом отношении. Стилист перерабатывает форму изделия не в связи с ее содержанием, функцией, а в зависимости от требований заказчика, создавая фальшивую одежду, не выражающую существа вещи (см. также стайлинг). Стиль - исторически сложившаяся и социально обусловленная относительно устойчивая общность организации формы предметов и явлений. Он характеризует предметы материального творчества, поведение, образ жизни человека. Художественный стиль характеризует и отдельные произведения искусства и все искусство определенной эпохи, творчество отдельного художника или целой группы художников. Техническая эстетика: 1) эстетика техники — раздел марксистско-ленинской эстетики, раскрывающий эстетические закономерности в сфере промышленного производства и разрабатывающий теорию художественного творчества в промышленности. Техническая эстетика в комплексе с эргономикой, социологией и другими науками составляет теоретическую основу художественного конструирования; 2) научная дисциплина, предметом которой является область деятельности художника-конструктора. Она изучает общественную природу и закономерности развития дизайна, основополагающие принципы и методы художественного конструирования, проблемы стиля и мастерства. Техническая эстетика включает и рассматривает широкий круг проблем, связанных с социальными, социально-экономическими, эргономическими, техническими и эстетическими аспектами развития дизайна. Техническое конструирование - система методов и приемов разработки инженерно-конструкторской части технического проекта промышленного изделия на основе принципов технико-экономической целесообразности требований прочности, долговечности, надежности в эксплуатации и т. п. (опирается на положения машиностроения и осуществляется графическими средствами в соответствии с правилами технического черчения и начертательной геометрии). Технологический фактор в художественном конструировании - способы и приемы изготовления и отделки предмета при его проектировании с целью обеспечения простоты и качественности производства. Товарный знак - вид зрительного информационного обозначения, помещаемого на изделии или его упаковке и позволяющего различать однородную продукцию, выпускаемую различными предприятиями. К товарным знакам относятся эмблема предприятия, марка производства. Украшательство - неоправданно обильное, неуместное, бессмысленное применение декоративных элементов, не раскрывающих содержание произведения, а напротив, искажающих его образ и придающих ему черты помпезности, внешней парадности, напыщенности, ложного блеска. Упаковка - временная ограждающая конструкция, служащая для сохранения изделия в период его транспортировки от места изготовления к местам складирования, сбыта и потребления. Упаковка обычно изготовляется из недорогих, но сравнительно прочных материалов (бумага, картон, синтетика и пр.) и снабжается товарными знаками, позволяющими получать необходимую информацию об изделии без вскрытия оболочки. Форма: 1) форма внутренняя - строение, структура, система организации, порядок расположения составных элементов содержания предмета, внутренняя организация, делающая возможным его существование как чего-то качественно определенного; 2) форма внешняя - зрительно воспринимаемый внешний вид, облик предмета. Формообразование - процесс создания оптимальной формы промышленного изделия, отвечающей широкому кругу конструктивных, функциональных и эстетических требований. Функция - деятельность, действие, назначение объекта. Функциональные свойства изделия - свойства, проявляющиеся в процессе взаимодействия с другими объектами и, в конечном итоге, удовлетворяющие трудовые, бытовые, культурные потребности общества. Функциональный фактор в художественном конструировании - специфические особенности работы проектируемого изделия, влияющие на условия эксплуатации. Художник-конструктор - проектировщик, разрабатывающий эстетическую сторону создаваемого технического и промышленного изделия в органичной связи с его конструктивной и функциональной основой и решающий благодаря этому также ряд утилитарных вопросов (удобство пользования, технологичность изготовления и т. п.). Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него совершенных орудий и оптимальных условий труда, т. е. таких условий, которые обеспечивают необходимые удобства, сохраняют здоровье, силы, работоспособность, открывают новые возможности интеллектуального и физического развития человека. Эстетические свойства изделия - свойства изделия посредством чувственно-предметной формы выражать творческий результат труда, предназначенные удовлетворять эстетические потребности людей. Эстетический фактор в художественном конструировании - современные эстетические нормы творчества, обеспечивающие создание изделия, выразительного в архитектурно-художественном отношении и оказывающего положительное эстетическое воздействие на человека. Эстетика - наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности. Этапы художественного конструирования - последовательные стадии процесса проектирования и внедрения в производство художественно-конструкторской разработки промышленного изделия; состоят в основном из четырех последовательных этапов. Исследовательский этап: сбор исходных материалов, анализ, определение требований к изделию и тенденций его развития. Поисковый этап: разработка вариантов эскизного проекта. Проектный этап: разработка художественно-конструкторского технического проекта. Рабочий этап: разработка рабочих чертежей, авторский надзор за исполнением опытного образца, пусковой партией и серийным выпуском изделия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.015 с.) |