Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь стиля и моды в дизайне.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По всей многоликости, разноуровневости и разномасштабности проявления моды в самых различных сферах и областях человеческой жизнедеятельности существуют общие закономерности ее функционирования. Основной закономерностью моды является периодичность смены и цикличность развития образцов массового поведения (модных стандартов), реализуемых с помощью объектов материальной, духовной и художественной культуры, в которых и воплощаются определенные ценности моды. Цикличность в развитии модных стандартов и объектов была давно замечена исследователями моды и понятие «модные циклы» ими широко используется. Однако следует иметь в виду, что это понятие может обозначать два разных явления, два вида модных циклов. Первый вид относится к явлению периодических возвратов, повторений, наблюдаемых в развитии стандартов и объектов, к циклическому возвращению того, что было модным когда-то, а по прошествии определенного времени снова становится модным. Второй вид модных циклов представляет собой процесс становления, распространения и последующего упадка отдельных сменяющих друг друга модных стандартов и объектов. Циклы второго вида характеризуют внутреннее развитие каждого отдельного стандарта и объекта. Мода включает ценности как эстетические, так и внеэстетические, равно как и нравственные (этические), и общекультурные. В этом проявляется следующая закономерность моды: категории «модное» и «эстетическое» не совпадают друг с другом, не сводятся друг к другу, но и не исключают друг друга, пересекаясь в отдельных аспектах. Еще одной из закономерностей моды является присущая этому явлению закономерность современности как одного из главных признаков моды. Ценность современности чрезвычайно актуальна и неизменна в структуре ценностей моды. Именно на ней базируется радикальное противопоставление нового (как модного) и старого (как немодного). Модным признается то, что ценностно, актуально именно в данный период времени. Формирование новых направлений в моде происходит под влиянием различных групп факторов. Далеко не все новое в моде является новаторством, инновацией в полном смысле слова. Инновация – это появление (создание) подлинно нового в языке, различных сферах культуры (в том числе в науке, технике, искусствах), жизнедеятельности людей и внедрение, распространение этого в обществе.
Чаще в моде под новым понимается сочетание в объекте новых и прежних элементов, модификация старого, переосмысление и переработка уже существовавшего. Подлинно новое в материально-художественной культуре появляется нечасто. Рассмотрим последовательно основные группы факторов, влияющих на формирование модных инноваций в сфере предметного художественного творчества, в том числе, в дизайне. - К первой группе факторов относятся формирующиеся, развивающиеся и изменяющиеся ценностные ориентации общества в целом, а также его макро- и микрогрупп и индивидов. Эволюция господствующих в культуре общества идеалов, ценностей, мироощущения и миропонимания влияет на стилеобразование предметной среды, проявляющееся в той или иной системе характерных признаков стиля, входящего на определенный период времени в моду. Мода становится одним из условий актуализации и функционирования стиля. Ценностные ориентации общества в отношении образа и стиля жизни являлись факторами, представлявшими собой идейно-смысловую основу формирования, развития и смены «больших стилей» в искусстве. Эпоха Ренессанса – Италия (XIV - нач. XVI в.). Возрождение достижений античного искусства – ценности новой эпохи. В архитектуре, живописи, скульптуре, искусстве мебели, шпалер, одежды, посуды и др. эпохи Ренессанса эти ценности находили свое многообразное воплощение в модных инновациях разных граней стилевого развития. Эпоха Барокко – Европа, Америка (кон. XVI – XVII вв.), Россия (XVIII в.). Пышность форм, прославление монархии, аристократии, церкви. Динамичность, пластичность форм, сложный ритм кривых линий, декоративность, театральность. Визуально преодолевается ощущение неподвижности материи и создается впечатление ее движения. Выдумка, новизна, изобретательность, оригинальность эстетические критерии в художественной программе барокко. Эпоха классицизма. Ищет законы гармонии. Для него характерны симметрия, рациональность, возвышенность художественного языка, что достигалось за счет символических и аллегорических сопоставлений с древнегреческим искусством. Монументальные образы архитектуры – ансамбль в невиданном масштабе.
XX век. Поль Пуаре совершил большую реформу дамского костюма, что привело к выходу из моды и применения корсета. Ливай Страусс создает джинсы (рабочие штаны для калифорнийских золотоискателей). Появление кроссовок. - Второй группой факторов, обусловливающих модные инновации, можно назвать традиционные, классические, ушедшие в прошлое ценности культуры (материальной, духовной, художественной), заново «открываемые» для себя новыми поколениями людей, переосмысливаемые, перерабатываемые и «возвращаемые» в систему новых ценностей культуры, как оригинальные, новые источники модных ретростилизаций. Примерами таких факторов в архитектуре, искусстве одежды, прикладных искусствах XIX века являются разнообразные направления развития стилей прошлых эпох и периодов развития материально-художественной культуры, эстетические признаки которых использовались в творчестве архитекторов и художников прикладного искусства периода эклектики, в творчестве, основанном на подражании старым стилям. В XX веке «арт деко» и «пост модерн» базировались на ретростилизациях, хотя они более оригинальные, смелые, новаторские, чем ретростилизация XIX века периода эклектики. - Третью группу факторов модных инноваций представляют творческие достижения в других областях художественной культуры, используемые в качестве источника этих нововведений в данной области функционирования моды. Примерами, могут служить оригинальные объемно-пластические, живописные, декоративно-графические инновации в модных направлениях дизайна костюма, переносимые из иных областей художественного творчества – архитектуры, живописи, графики, скульптуры, театра, полиграфического искусства. Примерами прямого переноса приемов газетной полиграфии и рекламной фотографии, надписей, лозунгов являлись модели молодежной (чаще всего летней) одежды, распространившиеся в 70-х гг. XX века именно в качестве модной инновации. - Четвертая группа факторов, обусловливающих модные инновации, - это особенности тех или иных сфер какой-либо национальной культуры различных регионов, стран и народов мира, творчески переосмысливаемые в качестве источника модных стилизаций разнообразных характерных признаков этой культуры. Особенности национальной культуры тех или иных направлений народного искусства, профессионального прикладного искусства, искусства орнамента издавна являлись факторами модных инноваций в искусстве текстиля, костюма. Стиль Модерн в конце XIX начале XX вв. Его стилевая оригинальность базировалась на изысканной орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Его творцы подчеркивали новизну своих художественных идей, но в то же время черпали вдохновение в культуре Востока. Архитектор Йозеф Хоффман (Австрия) в декоративном решении интерьеров помимо использования стилистики народного искусства применял мотивы египетского, ассирийского, вавилонского и японского искусств. - Пятую группу факторов модных инноваций в дизайне представляют достижения научно-технического прогресса в той или иной области науки, техники, технологии, создания новых материалов с новыми свойствами. Эти факторы обусловливают достижение действительной новизны формообразования и стилеобразования различных объектов моды, приобретающих ценностное значение символов (знаков) современности.
Примерами изделий, испытывающих активное влияние, таких факторов на формо- и стилеобразование, приобретающее на каждом этапе их эволюции характер модных инноваций, могут служить многие бытовые машины, механизмы и приборы различного назначения, легковой автотранспорт, мебель и оборудование жилища или зданий общественного назначения. Так, открытия и изобретения в области записи и воспроизведения звука, применявшиеся в том числе и в сфере быта, на протяжении XX века неоднократно изменяли (благодаря все новым и новым техническим решениям) не только сами технические устройства, но и объемно-пространственные структуры, внешний облик бытовой аудио-аппаратуры, ее стиль (фонограф (XIX в.; изобретатель Томас Эдисон) – граммофон – патефон – электрофон – электропроигрыватель). Применение новых материалов и технологий для изготовления мебели бытового и общественного назначения явилось в XX веке одним из существенных факторов достижения действительной новизны формообразования этих изделий. Такими факторами модных инноваций в дизайне мебели 60-70-х гг. стало использование для ее изготовления различных видов пластмасс, металла, литого прозрачного стекла, гнуто-клееных деталей из фанеры, слоистого декоративного пластика, разнообразных кожзаменителей. - Шестая группа факторов, определяющих модные инновации – это характерные особенности средств и приемов композиционного формо- и стилеобразования различных объектов художественного творчества, порождаемые концепциями тех или иных художественных направлений, течений, школ, а также индивидуальным стилем творца произведений искусства и дизайна. Эти факторы модных инноваций проявляются ярче всего в таких традиционных для предметного художественного творчества объектах, как ткани, одежда, ее атрибуты, посуда, светильники, украшения. Вместе с тем они могут проявляться и в мебели, в различных видах приборов и машин бытового назначения. Так, новое понимание сущности рационально обусловленной красоты зданий и промышленных изделий, ориентированных на технологии индустриального производства, удовлетворявших требованиям строгой целесообразности, экономичности, типизации, унификации, отразившее творческое кредо Вальтера Гропиуса и его единомышленников – преподавателей и учеников Баухауза, сформировало особое, сугубо функциональное направление стилеобразования, получившее название «стиль Баухауза».
Творческий почерк многих известных модельеров одежды, характеризовавший концепции и композиционно-стилевые приемы в разные периоды их творчества, по-разному воплощавшиеся в тех или иных коллекциях создававшихся ими модных образцов изделий, можно рассматривать в качестве фактора индивидуализации модных инноваций в этой области дизайна (Джанни Версаче (юбки в мужской моде); Жан-Поль Готье (колготки из эластичного кружева); Татьяна Парфенова (концепция того, что женщина может и не иметь юбок в своем гардеробе)). - Седьмой группой факторов, влияющих на модные инновации, являются различия утилитарных, эстетических и символических предпочтений разных контингентов потребителей, составляющие основу для формирования поливариантности сменяющих друг друга модных течений. Направленность моды на широкую, многомиллионную публику, которая по своим средствам и запросам выбирает себе изделия прет-а-порте. Мода прет-а-порте более мобильная и гибкая, чем Высокая мода, нередко она обгоняет ее в том, что престижно, популярно и выгодно, благодаря умению предвидеть и формировать перспективные направления модных инноваций.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.013 с.) |