Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность Санкт-Петербургского Союза дизайнеров России: проектно-творческая, выставочная, издательская.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Неравномерность развития разных направлений дизайна, региональные особенности отечественного дизайна в конце XX века и начале XXI века. Его перспективы. В конце 80-х начале 90-х годов появляются в нашей стране предприятия частных форм собственности, происходит развитие отношений конкуренции, с одной стороны, и коммерциализация прессы с другой, все это возродило российскую рекламу как одно из важнейших средств массовой коммуникации. Появились чисто рекламные издания («Центр Plus», «Экстра М» и др.) и многочисленные рекламные агентства. Соответствующие отделы были созданы практически во всех средствах массовой информации и крупных фирмах. В связи с этим в значительной степени повысился интерес к дизайну вообще и к графическому дизайну в частности. Общая ориентация на развитие брендов искаженном виде затронули и нашу страну. Большинство «советских брендов» были «раскручены» в условиях монополии государства на их производство и полного отсутствия конкуренции. Среди них пиво «Жигулевское», водка «Столичная», газированная вода «Колокольчик», сигареты «Прима» и другие. 80-90-е годы на международном уровне характеризуются дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. Лозунгом рынка потребления становится слоган: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес – в искусство». Легко можно заметить, что мир погрузился в одно дизайн-пространство. Выработаны общие принципы создания логотипа: он должен быть графичный, легко запоминающийся, тематически выверенный и, конечно такой, чтобы отличался от других. Рекламисты используют одни принципы дизайна графической рекламы. Многие из работ графического дизайна выполняются теперь на компьютерах в одних и тех же программах. Идет продолжение всеобщей глобализации, дизайн во всем мире работает на потребительский рынок. Основной задачей дизайнеров является сохранение собственных культурных ценностей и традиций. С 1990 года в Москве начинает систематически издаваться первый в России специализированный журнал. Вокруг журнала в первой половине 90-х годов консолидируются дизайнеры и дизайн-студии, работающие в сфере упаковки, а также кафедры дизайна ряда ВУЗов. В 1995 году журнал и его партнеры начинают проводить Всероссийский конкурс на лучшую студенческую работу в области упаковки – «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» (с 2003 г. – международный: в нем принимают участие студенты из России, Украины, Белоруссии, Латвии, Армении, Болгарии). Благодаря проведению этого конкурса в России появляется собственная школа дизайна упаковки. В 1992 году начинает свою деятельность Союз дизайнеров России. Это общероссийское общественное творческое объединение, созданное специалистами, работающими во всех областях дизайна. Союз дизайнеров России представляет более 3000 специалистов, живущих и работающих в 64 городах России. Цель этой организации: защита профессиональных интересов, поддержка отечественного дизайна, создание условий для продвижения на потребительском рынке России лучшей продукции. Координацией общественной деятельности Союза занимается выборный Совет Председателей. Союз дизайнеров осуществляет экспертизу качества товаров и дизайнерских услуг. Организует выставки, конкурсы на лучшие произведения дизайна, готовит публикации по профессиональной тематике, занимается издательской деятельностью.
«Оулим», именно так назывался конгресс ИКОГРАДА, Международного совета национальных ассоциаций по графическому дизайну, который прошел в столице Южной Кореи. Наша общественная Академия графического дизайна, созданная в 1992 году, с 1993 года является членом-корреспондентом, а с 1994 – полным членом ИКОГРАДА. На Конгрессе ИКОГРАДА в Сеуле в 2000 году был принят специальный Манифест по дизайнерскому образованию, констатирующий кардинальность происходящих перемен, отсутствие адекватных образовательных концепций и призыв прислушиваться к интуиции молодого поколения, призыв к экспериментам, в ходе которых следует идти не впереди студентов, а рядом с ними. Деятельность Санкт-Петербургского союза дизайнеров. Санкт-Петербургский союз дизайнеров (Общественная творческая региональная организация Союза дизайнеров России) Основан 26 декабря 1987 как Ленинградское отделение Союза дизайнеров СССР; с 1992 — региональная организация в составе Союза дизайнеров России. Объединяет около 500 членов — выпускников СПбГХПА, сотрудников дизайнерских отделов и бюро многих предприятий города, независимых художников, специалистов разных областей дизайна: промышленный дизайн, интерьер и оборудование, графический дизайн и реклама, средовой и арт-дизайн, дизайн моды. Председатели в разные годы — Владимир Трофимов, Людмила Крылова, Владимир Санжаров, Александр Тимофеев. Располагается в здании по адресу: наб. р. Мойка, 8. Ставит целью объединение усилий для защиты профессиональных, экономических и социальных прав своих членов, развитие научного и художественного творчества, расширение международных связей. Организует курсы профессионального обучения, а также учебные курсы по различным отраслям дизайна для детей и любителей. Выступает в качестве одного из организаторов общегородских и международных выставочных мероприятий, в том числе бьеннале «Модулор» (с 1997), Международного фестиваля «Эволюция интерьера» (ежегодно с 1999), международных специализированных выставок «Примтэкс-2002» (2002), «Мебель, интерьер и дизайн» (2003), международного форума «Интерьер и дизайн: Жизненное пространство XXI века» (2003) и др. Проводит конкурсы по различным направлениям дизайна, в том числе ежегодный конкурс на лучшую дизайнерскую разработку. Участвует в проведении всероссийского конкурса дизайнеров «Высокий стиль интерьера» (с 1997). Ряд выставочных мероприятий проходит в собственных выставочных залах. Издается ежегодный «Информационный бюллетень».
27. Основные понятия и термины дизайна, его практики и теории. Сущность определения понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна». Основные рабочие категории дизайна. Основной метод дизайна. Отличие природы творчества дизайнера, художника прикладного искусства, мастера-ремесленника и инженера-конструктора. Расхождение в понимании и неоднозначности толкования понятия «дизайн» в большой мере обусловлены многозначностью английского слова design, ставшего с начала 30-х годов международным термином, обозначающем художественно-конструкторскую, проектно-творческую деятельность и ее результаты. В словаре слово design переводится как замысел, умысел, план, цель, намерение, и как творческий замысел, план, проект, чертеж, расчет, и как проектирование, конструирование. Ёмкость слова design отражает и обыденный, и научный, и технический, и художественный аспекты значений этого термина. В нем отражен реальный синтез науки и практики, техники и искусства в разносторонней дизайнерской деятельности. Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно технического проектирования промышленных изделий, из комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим. Здесь подчеркивается, что термином Дизайн может обозначаться не только сама дизайнерская деятельность, но и ее метод и ее результат. Определяется сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе и художественное, и техническое начала. Индустриальный дизайн не разделяет понятий «практика» и «теория дизайна». В середине 20 века теория промышленного искусства на Западе развивалась стихийно в двух основных аспектах: либо в качестве прикладной эстетики, связанной с методикой разработки и создания дизайн-продуктов, либо во взаимосвязи с общефилософскими и социологическими проблемами эстетики. Самого понятия «теория дизайна» как науки не существовало до начала 60-х годов. В 1954 году чешский дизайнер и ученый П. Тучны ввел термин «техническая эстетика». Он обозначил им теорию художественного конструирования орудий и средств производства, научных методов улучшения условий труда, в частности, улучшения формы различных инструментов на основе данных физиологии и антропометрии. Техническая эстетика – это наука о законах художественного творчества в сфере техники, которые она раскрывает, изучая взаимосвязь между человеком и создаваемыми им предметами материальной культуры в условиях среды, где эта взаимосвязь осуществляется. Эта научная дисциплина комплексно изучает социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технико-технологические аспекты формирования предметной среды в разных сферах жизнедеятельности людей создает научно-методические основы дизайна. Для обозначения «практики дизайна» в русском языке использовался и используется термин «художественное конструирование», означающий метод и процесс деятельности художника-конструктора (дизайнера). Художественное конструирование нацелено на обеспечение удобства пользования объектом разработки, максимального соответствия условиям эксплуатации, создания гармонически целостной и выразительной формы, что обеспечивает эстетическое совершенство изделия, комплекса, ансамбля, предметной среды. Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности. Объектом дизайна может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере и среде жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере) человеческое общение. Чем выше роль этого общения, тем выше потребность в красоте, и наоборот. Методическое рассмотрение дизайн-деятельности задает основные категории проектной деятельности дизайнера, отражающие ее структуру во взаимосвязи базисных форм этой деятельности и художественной идеологии. Такими категориями являются «образ», «функция», «морфология», «технологическая форма» и «эстетическая ценность». «Проектный образ» - идеальное представление об объекте, художественная модель, созданная воображением дизайнера, выражающая его отношение к действительности. Категория «функция» является многозначной. Она означает, прежде всего, работу, которую должно выполнять изделие (или набор, комплект, ансамбль, система изделий). В этом смысле вещь рассматривается как инструмент, орудие деятельности, средство удовлетворения каких-либо утилитарных потребностей, а функция определяется как инструментальная. Помимо этого, вещи или предметная среда способны облегчать процесс адаптации человека, создавая условия для оптимального протекания деятельности, обеспечивая соответствующий уровень комфорта. Эта адаптационная функция вещи (среды). Функция, приобретаемая вещью в процессе знакового закрепления в общественном сознании ее роли и смысла для деятельности человека, определяется как результативная. Функция вещи в системе культуры, проявляющаяся в историческом, социальном контексте, объединяющая качества культуры в целом, называется интегративной. Категория «морфология» означает строение, структуру формы изделия, организованную в соответствии с его функциями, материалами и способом изготовления, воплощающими замысел дизайнера и выявляемыми в процессе анализа формы вещи. Категория «технологическая форма» означает морфологию, воплощенную в способе промышленного производства вещи – объект дизайн-проектирования в результате художественного осмысления особенностей конкретной технологии. Категория «эстетическая ценность» в дизайне выражает особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта эстетического отношения. Основным методом дизайна является – художественно образное моделирование объекта дизайн проектирования, посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, характеризующий из образ жизни, с учетом ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а так же анализа функций объекта, свойств конструкционных и отделочных материалов и технологий изготовления изделий, обусловленной материально техническими возможностями конкретного предприятия.
28. Основная цель и социально значимые задачи дизайна. Их связь с функциями дизайна. Типология дизайнерской деятельности и ее систематизация по областям, направлениям, специализации (по классам, группам и видам объектов дизайна), по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое». Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей. Социально-значимые задачи (группы задач) дизайна определяются системой его социально значимых функций, которые в разном сочетании и во взаимосвязи осуществляются именно в процессе и результатах постановки и решения этих основных групп задач. Социально-значимые задачи: - преобразование предметной среды во всех сферах и областях жизнедеятельности людей с учетом всех сторон человеческого фактора. Адаптация (приспособление предметной среды и ее компонентов) к био-социальным возможностям и социально-культурным потребностям человека. Эта группа делится на 2 подгруппы: 1) Обеспечение удобства и безопасности пользования изделиями и требуемого уровня комфорта среды жизнедеятельности; 2) Обеспечение эстетического и художественного совершенства создаваемых объектов. - обеспечение в комплексных разработках промышленной продукции оптимальности структуры и состава ее номенклатуры и ассортимента, а также высокого уровня потребительских свойств изделий. - обеспечение социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий – объектов дизайна при обязательном учете требований экологии. - обеспечение эффективности потребления (эксплуатации) изделий – объектов дизайна с учетом требований экологии. - повышение общей и художественной культуры, воспитание эстетического вкуса людей, содействие (благодаря знаково-коммуникативной сущности произведений дизайна как носителей определенной системы ценностей культуры) формированию в обществе гуманистических ценностных ориентаций и отношений, способствующих духовному развитию личности. Функции дизайна: - преобразовательная/конструктивно-морфологическая (преобразование и формирование предметной среды как постоянно развиваемого, обновляемого и совершенствуемого мира материально-художественной культуры); - познавательная/гносеологическая (визуальная информативность формы); - аксиологическая/ценностно-ориентационная (отражение в форме вещей общезначимых, групповых, индивидуальных ценностных идеалов, установок, предпочтений); - коммуникативная/ функция общения (способность предметной среды инициировать человеческое общение в процессе использования и зрительного восприятия вещей и выражения отношения к ним, а также к среде в целом). - ф-я социально-экономической эффективности дизайна (проявляется в решении ряда социально-значимых задач дизайна: повышения социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий (их реализации в сфере торговли); повышение эффективности потребления (эксплуатации) изделий; оптимизации структуры и состава ассортимента и обеспечения высокого уровня потребительских свойств промышленных изделий). - экологическая (решение задач защиты окружающей среды и самих людей от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации). - адаптационная (реализует принцип гармонизации предметной среды, понимаемой не только как формально-эстетическое единство всех элементов этой среды в соответствии с определенными эстетическими идеалами, но и как содержательно-эстетическое единство, базирующееся на принципе соответствия предметной среды и ее компонентов мере человека). - воспитательная (произведения дизайна являются носителями определенной системы ценностей (в том числе ценностей эстетических)). - художественная (в форме вещи «кодируется» вся художественно значимая информация, как об эстетических, так и внеэстетических ценностях данного объекта, актуальных для потребителя). - гедонистическая (функция эстетического наслаждения - выражается в способности формы произведения дизайна вызывать у воспринимающего ее субъекта положительные эмоции, чувство наслаждения красотой вещи (или набора, комплекта, предметной среды)). Далее рассмотрим типологию дизайн-деятельности, структурированной по нескольким признакам систематизации для выявления ее областей, направлений, специализаций и видов. Типологическое разнообразие дизайн-деятельности определяет и многообразие типов дизайн-продуктов как результат этой деятельности. Существуют практическая, теоретическая, академическая (учебная), оценочно-критическая и консультативная области дизайн-деятельности. Теоретическая область – предметом является осмысление природы, происхождения, цели, задачи, функции дизайна, исследование его структуры, основных понятий, принципов и закономерностей, разработка методики дизайна как проектно творческой деятельности. Субъектами этой области являются теоретики-методисты. Практическая область-предметом является разработка самых разнообразных объектов дизайна, обладающих гармоничной формой. Субъектами данной области дизайн-деятельности являются практики дизайна – художники-конструкторы. Предметом академической дизайн-деятельности яляется формирование соответствующих научно-методических знаний и практических навыков в процессе обучения будущих профессионалов дизайна разных специализаций. Субъектами этой области деятельности в дизайне являются педагоги. Предметом оценочно-критической, экспертной дизайн-деятельности является анализ и оценка качества объектов дизайна, как средств удовлетворения определенных потребностей людей и артефактов материально-художественной культуры. Субъектами этой области деятельности являются эксперты и критики. Предмет консультативной деятельности в дизайне – это выработка и формирование с позиций дизайна конкретных рекомендаций по различным аспектам планирования, проектирования, производства, сбыта, рекламы разных групп, видов промышленных изделий, повышения уровня их потребительских свойств и достижение эстетического совершенствования. Направления дизайн-деятельности. - дизайн отдельных изделий (массовый и единичный); - дизайн комплектов изделий (наборов) или их ансамблей; - дизайн комплексов (предметных систем) изделий; - дизайн предметно-процессуальных систем (дизайн-программ); Перспективными направлениями дизайна являются: - экологический дизайн (участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды); - биодизайн (проектные разработки морфологически биоподобных структур и форм изделий, по аналогии с архитектурной и инженерной бионикой, на основе систематического и целенаправленного изучения законов и принципов формообразования в живой природе, включающих положения биоморфологии, биомеханики, бионики, этологии (науки о поведении живых организмов в природе) и синергетики (науки о принципах самоорганизации систем); - футуродизайн (перспективное дизайн проектирование, обусловлено научно-технически, социально-культурно и интуитивно-творчески); - кибернетико-эвристический дизайн (целенаправленное использование в инновационном дизайн-проектировании закономерностей и методов дисциплины, способствующей развитию и активизации творческого мышления и повышению эффективности решения проектных задач нестандартными способами, а так же широких возможностей информационных технологий, соответствующей компьютерной техники и специфического дизайнерского программного обеспечения). Существует 12 основных групп в специализации дизайна: - дизайн машин, приборов, инструментов; - дизайн средств транспорта и среды транспортирования; - дизайн изделий быта и культурного назначения; - дизайн мебели; - дизайн одежды, белья, головных уборов, обуви; - дизайн текстиля; - дизайн интерьера (помещений разного назначения); - дизайн игр и игрушек; - дизайн украшений и сувенирных изделий; - дизайн экспозиций, шоу, презентаций, массовых празднеств, спорта; - дизайн городской предметной среды; - дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей.
Систематизация видов дизайна по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое».
29. Научные основы дизайна. Взаимосвязь его теории с другими научными дисциплинами. Принципы и закономерности дизайна. Сущность и определения основных принципов, их связь с закономерностями дизайна. Перспективные направления дизайна. Их сущность и определение. Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей. Дизайнерская деятельность опирается на определенные принципы и связанные с ними закономерности. Осуществление в результате дизайн-проектирования идеи создания гармоничного объекта, в целостной структуре и форме которого воплощаются все общественно необходимые свойства проектируемого изделия как с позиций производства, так и с позиций потребления вещи, обуславливает необходимость объединения в процессе художественно-образного моделирования объекта дизайна научных принципов с принципами художественными, а также разработки и применения специфической методики дизайна, отличающейся от других методов проектирования. В теории дизайна выделяют пять основных взаимосвязанных принципов этой проектно-творческой деятельности, ориентированной на промышленное производство. - Принцип системности предполагает учет при проектировании изделий – объектов дизайна их связей с другими изделиями, со средой функционирования и восприятия этого объекта человеком – потребителем (или группой людей). Дизайн осмысливает, анализирует и синтезирует свои объекты в системе «человек-предмет-среда». - Принцип научной обоснованности заключается в необходимости следовать в процессе дизайн-проектирования общеметодологическим установкам теории дизайна, учитывать положения социологии, психологии, эргономики, экономики, технологии, экологии, кибернетики, эстетики, культурологии. Дизайнерское творчество обусловлено системой сложно взаимосвязанных факторов, отражающих требования производства и потребления изделий, выражающих утилитарно-техническую и духовно-ценностную сторону сущности создаваемых вещей и среды в целом. - Принцип коллегиальности подразумевает участие в проектировании объектов (в зависимости от специфики объекта и степени его сложности, постоянно или периодически) специалистов различного профиля и количества: дизайнеров, конструкторов, технологов, экономистов, эргономистов, экологов, социологов, психологов, товароведов, маркетологов и т.п. Дизайнер призван выступать в роли координатора деятельности коллектива разработчиков проекта и консультантов, так как именно благодаря дизайнеру достигается целостный и всесторонний подход к объекту разработки. - Принцип методической обусловленности заключается в обязательности соблюдения полноты содержания и последовательности этапов процесса дизайн-проектирования, результаты которого воплощаются в соответствующей художественно-конструкторской документации (с учетом специфики объектов разработки и конкретизации общей методики дизайна). - Принцип гуманистической направленности подразумевает гуманизацию предметной среды и ее компонентов в различных сферах и областях жизнедеятельности людей, преобразование «техноформы» (технической структуры и формы) в «антропоформу» объекта проектирования. Принципы дизайна определяют сущность проектирования в целом: 1-ый принцип обеспечивает единство и целостность объектов дизайн-проектирования; 2-ой принцип – высокое качество решения проектных задач в их взаимосвязи; 3-ий принцип – организованность и продуктивность творчества; 4-ый принцип – совершенство сущности и процесса работы на основе единых методологических установок; 5-ый принцип – полноту учета и удовлетворение разнообразных потребностей общества (его макро - и микрогрупп, и индивидов) в соответствии с мерами материально-художественной культуры в ее развитии и мерой человека.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 899; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.012 с.) |