Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные связи. Значение опыта восточно-европейского дизайна.

Поиск

Развитие дизайна и его организационных форм в странах Восточной Европы включало несколько этапов – от формирования отдельных дизайнерских служб в конце 1940-ых начале 50-ых годов до создания развитых государственных систем дизайна, активно участвовавших в промышленном производстве и социально-культурной жизни.

ПОЛЬША (народная польская республика). Есть предположения, что дизайн зародился в стране на рубеже 19-20 веков. Определенный интерес наблюдается и 20-30-ые годы 20 века. Так, на Международной выставке декоративного искусства в Париже (1925) польские художники завоевали многочисленные «Гран-при», Золотые медали и дипломы. В 1926 году организуется группа Презенс, которая используя программу и опыт Баухауза, реализует принципы европейского функционализма. Однако целенаправленное развитие художественного конструирования начинается после образования Польской Народной Республики. 1945-1950-ые годы – период прихода художников-прикладников и архитекторов на заводы и фабрики, возникновения первых организаций в области дизайна. Большую роль в этот период сыграло Бюро по надзору за эстетическими качествами продукции (BNEP), которое вначале было подчинено Министерству культуры и искусства, затем существовавшему тогда Министерству промышленности и торговли.

Для 50-ых годов 20 века характерно усиление интереса к дизайну со стороны специалистов разных областей народного хозяйства. Возникает необходимость сосредоточения всех работ в едином научно-исследовательском центре. Таким центром стал созданный в 1950 году на базе BNEP Институт технической эстетики (ИТЭ). Деятельность ИТЭ ПНР в первый период его существования развивалась в трех основных направлениях: координация работ художников, конструкторов, технологов и экономистов в области дизайна; разработка новых образцов изделий; подготовка кадров.

В это время польские художники-конструкторы добились наибольших успехов в разработке образцов товаров широкого потребления – мебели, посуды, столовых приборов, светильников.

К концу 50-ых годов 20 века был создан Комитет по техническому прогрессу, а затем Совет дизайна и эстетики при Председателе Совета министров ПНР. Так в республике начала складываться система государственных организаций в области дизайна. Путь польского дизайна 1960-ых – это переход от художественного конструирования товаров широкого потребления к созданию промышленного оборудования, от модернизации изделий – к разработке новых образцов, от отдельных проектов – к решению комплексных задач.

ЧЕХОСЛОВАКИЯ (чехословацкая социалистическая республика). Дизайн развивался в соответствии с этапами развития экономики, науки и техники страны. В 1950-ые годы основы организационных форм художественного конструирования закладываются в машиностроении. Стимулом этому послужило постановление правительства «О принципах организации и управления художественным развитием в общественном производстве», принятое в 1961 году, в соответствии с этим был утвержден консультативный орган – совет по технической эстетике, который выполнял большой объем работ по пропаганде и координации планов развития дизайна в промышленности.

В 50-ые годы на предприятиях создавались художественные советы, а художники получали возможность экспериментировать в специально созданных для этих целях мастерских. В середине 60-ых был создан Чехословацкий центр строительства и архитектуры, в функции которого входило определение эстетического уровня стационарного оборудования и отделочных материалов, применяемых в строительстве.

Один из наиболее известных дизайнеров в Чехословакии и за рубежом – профессор Зденек Коварж. Свою жизнь Коварж посвятил утверждению престижа профессии дизайнера. Совмещая педагогику с проектирование, в конце 40-ых начале 50-ых он предложил для обувного производства образцы рабочего инструмента, не допускавшего деформации руки.

Еще один чехословацкий дизайнер Ханс Ледвинка отличался талантом быстро и точно набрасывать предлагаемые конструкции так, что чертежники легко могли по ним создавать техническую документацию. Кроме того, не лишено основания бытующее в кругах автомобилестроителей мнение, что одним из нескольких человек, оспаривающих авторство формообразующих идей «фольксваген Жук» Фердинанда Порше – был Ханс Ледвинка. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе 4 его проекта получили Гран-при. В дальнейшем он создал проекты мини-трактора, экскаватора, интерьеры кабины самолета и др.

ГДР. Дизайн в ГДР начал развиваться вскоре после окончания Второй мировой войны. Большую роль в его развитии сыграли традиции, заложенные Баухаузом, а также деятельность таких учреждений как Высшее училище индустриального формообразования в Галле и факультет дизайна Высшего училища изобразительного и прикладного искусства в Берлине. В 1950-ые выпускники этих учебных заведения пришли в промышленность, где на ряде предприятий были организованы первые художественно-конструкторские бюро.

Первой организацией, занявшейся вопросами дизайна, стал Институт интерьера в Веймаре (1951), который был тесно связан с производством. Он проводил консультации для специалистов предприятий, выполнял проекты по договорам, осуществлял авторский надзор, а его сотрудники привлекались для оценки технико-эстетического уровня изделий.

50-60-ые годы - это период выработки высокого профессионализма и рождение оригинальных художественных разработок в области машиностроения, приборостроения (оптические микроскопы, радиоаппаратура, фототехника) и мебели для жилых и общественных зданий.

Практическая, проектная и организационная деятельность ГДР сопровождалась определением и уточнение взглядов на сущность и функции дизайна. Бытовали 2 противоположные точки зрения: первая – дизайн является низшей формой художественного творчества, находящейся на задворках искусства, вторая – высокие технико-эстетические качества промышленного изделия – автоматический результат грамотного конструктивного решения, последовательного учета функциональных требований, роль художника-конструктора сводится к координации процесса создания новых изделий. Особенностью теоретической работы была ее непосредственная связь и с проектированием промышленной продукции, и с практикой управления ее качеством, и с перспективой развития самого дизайна.

Одним из выдающихся специалистов в области технической эстетики был Бегенау, указывавший, что проектируя утилитарное изделие, необходимо, прежде всего, исходить из рациональной организации его структурных и функциональных отношений, превращающей его в целостное единство – и с позиции потребителя, и с позиции производства. Так, по Бегенау, «дизайн – это не внесение в предметы и в их взаимосвязи одних только формальных элементов, а практически-эстетическое упорядочение действительного мира для человека с помощью промышленного производства».

В 1965 году Совет по технической эстетике (дизайну) и Центральный институт технической эстетики объединились с управлением по стандартизации, метрологии и контролю качества товаров.

ВЕНГРИЯ (венгерская народная республика). Организационное оформление дизайна началось в 1950-ые годы. С 1954 года его развитием руководил Совет промышленного искусства, в состав которого входила секция «Промышленная форма». С середины 60-ых в венгерском дизайне стали заметны признаки определенного подъема. Те предприятия, которые на собственной практике или на опыте лучших отечественных и зарубежных производителей убедились в том, какую важную роль может сыграть дизайн в повышении конкурентной способности промышленных изделий, стали шире использовать услуги художников-конструкторов.

Большой опыт был накоплен венгерскими дизайнерами в радиопромышленности – одной из первых отраслей, где началось применение художественного конструирования. Неплохих результатов добивались венгерские художники-конструкторы в разработке конторской мебели и мебели для кухни. Проектировщики работали также над комплексами мебели из комбинируемых и взаимозаменяемых элементов для малогабаритных квартир в домах типового строительства. Успешно проектировали станки и магнитофоны, средства транспорта и энергетическое оборудование.

В Венгрии культура проектирования и производство транспортных средств имеет давние традиции. Автобусы фирмы «Икарус», модели которых систематически улучшались, постоянно пользовались хорошей репутацией

 

 

23

Дизайн в СССР в 40-50-е гг. XX века. Подготовка отечественных кадров-дизайнеров (МВХПУ, ЛВХПУ и другие учебные заведения). Практика дизайна в отдельных областях промышленности. Достижения и недостатки этого периода отечественного дизайна. Факторы, обусловившие отставание в этот период дизайна в СССР от зарубежного дизайна.

С февраля 1945 года в СССР начали выпускать специалистов в области дизайна. Они потребовались для восстановления промышленности, разрушенных городов. Поэтому в первую очередь готовили специалистов мастеровых. Для их подготовки в Москве и Ленинграде воссоздаются высшие художественные учебные заведения. В Москве восстанавливается Строгановское училище (МВХПУ), а в Ленинграде в 1948 году открывается Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное училище имени Мухиной (ЛВХПУ).

После войны в ЛВХПУ стали организовываться многочисленные факультеты. Специалистов готовили на следующих отделениях: монументальной живописи и монументального искусства (живопись, скульптура, мозаика); художественной обработки металлов; прикладные отделения (керамики, текстиля, художественного стекла); чуть позже появляется отделение одежды; кафедра моды (1964); кафедра художественного оформления тканей (1961).

Помимо этого стали организовываться и другие учебные заведения во многих республиках и городах СССР (Белоруссии, Прибалтике, Харькове, Тбилиси, Нижнем Новгороде, Горьком, Свердловске, Екатеринбурге и др.).

После войны в мирную промышленность стали проникать элементы военного формообразования. В 1946 году открывается Архитектурно-художественное бюро в управлении ж/д транспорта. Во главе его становится Юрий Борисович Соловьев.

После войны по стране прошла огромная волна миграции, необходимо было восстанавливать разрушенные города. Люди ехали туда, где требовались рабочие руки, поэтому увеличивается производство транспортных средств, в частности необходимо было проектировать новые ж/д вагоны. По этой причине в 1945 году архитектурно-художественное бюро запускает проект модернизации пассажирского вагона, где впервые были применены принципы наглядного сравнения. В Лианозово под Москвой, было построено 2 варианта интерьеров пассажирских вагонов в натуральную величину. 1-ый – по проекту инженеров, 2-ой – по проекту дизайнеров Ю. Соловьева, Ю. Сомова, при участии Т. Лебедева и И. Кулакова. 2-ой вариант был более светлый, просторный с изящным интерьером. По стилю это геометрический функционализм, с закругленными элементами лавок, светильников, полок, контуров окон. В ситуации крайней затесненности и экономии площади была обеспечена максимальная комфортабельность. Этот проект был принят и практически без изменений выпускается и сегодня.

В 1946 году выходит в производство автомобиль «М 20», «Победа» В. Самойлова. Для них характерна обтекаемая форма, цельный единый кузов, отсутствие подножек.

1950-ый год – это время реализации проекта троллейбуса, интерьеров и общего вида прогулочного речного теплохода, оборудования кают атомного ледокола «Ленин», проектов трансформирующейся мебели. Кроме того это время возрождения работы Аэрофлота и разработки его фирменного стиля. В этот период строятся новые аэропорты в Москве и Ленинграде. Дизайнеры-конструкторы проектируют оборудование, информационные табло, стойки для оформления билетов и сдачи багажа.

Выходят в производство первые реактивные самолеты Ту-104. Однако, несмотря на их сверхсовременный вид, внутри они были оборудованы по типу интерьеров поездов мебелью в русском стиле и с домашними настольными лампами, все было сделано по старому образцу и было крайне не продумано.

В 1958 году в Горьком в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях вышел ряд судов «Метеор», «Вихрь», «Комета». Судно с газотурбинным двигателем «Буревестник», рассчитанное на 150 человек, двигающееся со скоростью 97 км в час.

Однако в период 40-50-х годов в стране не было единого института, который бы руководил дизайнерами. Все дизайн-бюро развивались по отдельности. А изделия народного потребления копировались с немецких трофейных образцов.

В 1959 году в Москве открывается выставка «Дизайн США». Там американцы показали высококачественные созданные ими изделия (машины, технику, бытовые приборы). По этой причине правительство СССР в апреле 1962 года выпускает постановление «Об улучшении качества продукции за счет применения методов дизайна». И с этого времени начинается интенсивное становление государственной системы дизайна в СССР.

Однако в целом в 40-50-е годы дизайн в СССР отставал от зарубежного дизайна. Факторами, обусловившими это отставание, служили международная изоляция СССР, холодная война с США, политическая напряженность впоследствии 1947 года в СССР, ну и конечно то, что это был восстановительный период после войны, когда все силы были брошены на восстановление разрушенных городов, промышленности и инфраструктуры СССР.

 

24.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.009 с.)