Схема взаимосвязи факторов, формирующих утилитарно-техническую сущность изделия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема взаимосвязи факторов, формирующих утилитарно-техническую сущность изделия.



Схема взаимосвязи факторов, формирующих социально-культурную сущность изделия

Процесс разработки и восприятия гармоничной формы изделия, образно отражающей единство утилитарно-технической и социально культурной сторон его сущности

 

 

31.

Композиция как инструмент гармонизации объектов дизайна. Сущность и определение понятия. Цель и результат композиции в дизайне. Главные категории композиции. Основные виды композиции в искусствах и дизайне. Основные элементы композиции. Основные принципы композиции, обеспечивающие достижение целостности формы объектов дизайна. Формирование художественной образности объектов дизайна.

Слово «композиция» происходит от латинского composition – сочинение, составление, расположение, приведение в порядок.

Композиция в дизайне – методическая система гармонизации формы объекта разработки, позволяющая реализовать принцип органичности формирования объекта как системы взаимосвязанных элементов формы и содержания.

Композиция – это средство, процесс и результат гармонизации структуры и формы разрабатываемого дизайнером объекта – изделия, набора изделий, комплекса, ансамбля, предметной среды.

Целью композиции является достижение целостности (гармонической организованности) формы и ее выразительности – образного отражения в эстетически значимых признаках формы утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности объекта дизайна. А результатом процесса композиции является эстетическое совершенство объекта разработки – единство содержательности, выразительности и образности формы (гармония содержания и формы) с ее композиционной целостностью (гармонической организованностью) при условии совершенства производственного изготовления изделия.

Главными категориями композиции являются:

Объемно-пространственная структура – отражение в форме закономерностей строения объекта дизайна, присущих конструктивно-компоновочной схеме, обусловленной его рабочей функцией, характером использования в заданных условиях и принципом технического решения.

Тектоника – отражение в форме закономерностей работы конструкции и материалов, используемых для создания объекта дизайна. Например, обеспечение прочности, устойчивости, равновесия, распределения и погашения усилий, возникающих при воздействии силы тяжести; при сопротивлении сжатию, растяжению, кручению, изгибу, удару, усилиям среза и т.п. Имеется в виду зрительное впечатление, создаваемое тектоничностью формы.

Колорит – закономерное сочетание цветов в композиции объекта дизайна (по цветовому тону, насыщенности и светлоте) на основе принципов гармонии цветовых отношений и выбора схемы согласования цветов в соответствии с утилитарно-технической и социально-культурной сторонами сущности объекта, условиями и средой его функционирования и восприятия и эстетическим отношением к нему тех групп потребителей, на которых ориентирован объект дизайна.

Существует несколько основных видов композиции, присущих основным пространственным искусствам: архитектуре свойственна пространственная композиция (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная); живописи – живописно-плоскостная, скульптуре объемно-пластическая, станковой и книжной графике – линейно-графическая.

Что касается видов композиции в дизайне, то например, в дизайне пространственной среды могут использоваться все 4 вида композиции; в большинстве трехмерных объектов дизайна (изделия производственного, общественного или бытового назначения) используются 2-3 вида вместе (объемно-пластическая, живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая). В текстиле, прикладной графике, визуальной рекламной информации на плоскости – 1-2 вида вместе (живописно-плоскостная и (или) линейно-графическая).

Основные элементы композиции:

Центр – смысловой и (или) геометрический центр, зрительно подчиняющий все остальные зоны композиции.

Периферия – зоны композиции, подчиненные центру и соподчиненные по какому-либо признаку между собой.

Ось – воображаемая линия координат, определяющая зрительно уравновешенное расположение зон, участков, элементов композиции. Помимо главной оси есть второстепенные, скоординированные между собой.

Звено – какой-либо из соподчиненных элементов композиции: объем, плоскость, фигура, пятно определенной конфигурации, линия, точка.

Основными принципами композиции любых объектов дизайна, учет которых призван обеспечивать достижение их композиционной целостности, являются:

- единство целого и частей формы;

- соподчиненность элементов формы;

- уравновешенность элементов формы;

- соразмерность элементов формы.

Гармонизация формы объекта дизайна достигается путем преобразования исходных физических свойств формы (пространства, объема, конфигурации, величины и др.) в соответствии с основными принципами композиции и ее закономерностями благодаря профессиональному выбору и умелому использованию средств и приемов композиции.

Формирование художественной образности объектов дизайна основано на анализе и учете в процессе проектирования определенной системы факторов, строящих форму, гармонизируемую факторами и приемами композиции так как она – инструмент гармонизации проектируемого изделия.

Благодаря формированию художественной образности объектов дизайна достигается:

- единство содержания выразительности и композиционной целостности;

- отражение в гармоничной форме изделия целостного значения его потребительской ценности;

- единство красоты и пользы.

 

 

32.

Система средств и приемов композиции. Сущность, классификация, определения, взаимосвязь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.007 с.)