Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в спб. Деятельность архитектора М. Е. Месмахера – первого директора цутр и создателя музея прикладного искусства при училище. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в спб. Деятельность архитектора М. Е. Месмахера – первого директора цутр и создателя музея прикладного искусства при училище.



 

В 1825 году в Москве гра­фом С. Г. Стро­га­но­вым была осно­вана «Школа рисо­ва­ния в отно­ше­нии к искус­ствам и ремес­лам». Появление подобного учреждения было обусловлено целым рядом предпосылок, сложившихся в России в начале XIX века. В тот период усилилась борьба русских промышленников с иностранными конкурентами, резко повысился массовый спрос на продукцию художественной промышленности, одновременно возросли эстетические требования к художественным изделиям. Однако в стране явно не хватало своих специалистов. Кроме того, в это время стал необ­хо­дим спе­ци­ально под­го­тов­лен­ный худож­ник, кото­рый был бы свя­зу­ю­щим зве­ном между худо­же­ствен­ными ремес­лами с их тра­ди­ци­он­ной схе­мой пере­дачи твор­че­ского мастер­ства «от отца к сыну» и новыми тре­бо­ва­ни­ями быстро раз­ви­ва­ю­щейся нацио­наль­ной промышленности.

Важно отме­тить демо­кра­ти­че­ские основы, зало­жен­ные Стро­га­но­вым: обу­че­ние и пита­ние для боль­шин­ства уче­ни­ков были бес­плат­ными, в учи­лище при­ни­ма­лись дети раз­но­чин­цев и кре­пост­ных, а кри­те­рием зачис­ле­ния на учёбу было не при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние роди­те­лей, а ода­рен­ность посту­па­ю­щего, его спо­соб­но­сти к рисо­ва­нию, худо­же­ствен­ному творчеству.
Школа была рас­счи­тана на 360 чело­век. На началь­ном этапе суще­ство­ва­ния в школе име­лись три спе­ци­а­ли­за­ции: чер­че­ние, гео­мет­рия, рисо­ва­ние машин; рисо­ва­ние фигур и живот­ных; рисо­ва­ние цве­тов и украшений.
Однако уже в 1830 году появ­ля­ется класс тех­ни­че­ского набив­ного рисунка, а в 1837 году — класс «леп­ле­ния из глины укра­ше­ний и фигур». В 1843 году Стро­га­нов пере­дает школу в веде­ние госу­дар­ства. Её пре­об­ра­зо­вы­вают во Вторую рисо­валь­ную школу. В этот период была зало­жена тра­ди­ция ком­плек­та­ции пре­по­да­ва­тель­ских кад­ров из соб­ствен­ных вос­пи­тан­ни­ков.


В 1860 году учи­лище объе­ди­ня­ется с пер­вой рисо­валь­ной шко­лой в «Стро­га­нов­ское учи­лище тех­ни­че­ского рисо­ва­ния». Утвер­жда­ется Устав нового учи­лища, состо­яв­шего уже из 5 клас­сов, в кото­ром послед­ние два года заня­тий были свя­заны со спе­ци­а­ли­за­цией буду­щих худож­ни­ков по тка­че­ству, набойке и «орна­мен­та­ции». В этот период при учи­лище откры­ва­ются ткац­кая, набив­ная, леп­ная, живо­пис­ная и лито­гра­фи­че­ская мастер­ские, а несколько позд­нее — ок. 1867 года — кера­ми­че­ская мастерская.
В 1864 году в учи­лище осно­вы­ва­ется «Худо­же­ственно-про­мыш­лен­ный музей» (пер­вый мос­ков­ский музей, в кото­ром были пред­став­лены при­клад­ные искус­ства), откры­тый для посе­ще­ния широ­кой пуб­лики в 1868 году. В 1872 году Строгановское училище получило новое официальное наименование, отражавшее ее повысившийся статус и авторитет, — Центральное художественно-промышленное училище Строганова. Осуществлявшиеся здесь изыскания в области национального прикладного искусства приобрели международную известность — экспонаты завоевали серебряную медаль на Парижской выставке 1867 года и почетные дипломы на выставке в Вене и Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году. Авто­ри­тет учи­лища как побор­ника нацио­наль­ного искус­ства был под­твер­ждён «Почёт­ными дипло­мами» за экс­по­зи­ции учи­лища на выстав­ках в Вене в 1873 году и на Всемир­ной выставке в Фила­дель­фии в 1876 году.

Худо­же­ствен­ные изде­лия Стро­га­нов­ского учи­лища при­вле­кали вни­ма­ние арти­сти­че­ской пуб­лики, о них появ­ля­ются мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции. Особый успех они имели на меж­ду­на­род­ной выставке в Париже в 1900 году, где за свои работы Стро­га­нов­ское учи­лище полу­чило два Гран-при, три сереб­ря­ных и брон­зо­вую медали.

6 января 1876 года барон Александр Людвигович Штиглиц пожертвовал один миллион рублей — колоссальную по тому времени сумму — на устройство в Петербурге «училища прикладного рисования по примеру существующей в Москве строгановской школы». Известный финансист и промышленник, видный общественный деятель барон Штиглиц одним из первых в России осознал, что русской промышленности необходимы образованные художники, которые обеспечили бы качественным отечественным товарам возможность конкурировать на международном рынке.

За четверть века до этого значительного для русской промышленности события 1851 году в Лондоне открыласьПервая Всемирная промышленная выставка, которую британцы до сих пор называют просто «Великая». Выставка имела огромный успех. Однако наряду с восторженными отзывами раздавались и критические замечания. На основе анализа ее экспозиции известный немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер написал статью «Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по улучшению вкуса народа в связи с Всемирной промышленной выставкой в Лондоне» (1852), в которой предложил пути преодоления отчужденности художника от продукции массового промышленного производства. Выход из кризиса видели в переосмыслении и реорганизации системы обучения художников, способных работать в современной промышленности. Одним из главных направлений подготовки таких специалистов должно быть изучение памятников художественных ремесел прошлых эпох. Осуществить это можно было путем соединения художественно-промышленных учебных заведений и музейных собраний произведений прикладного искусства, представлявших различные отрасли и исторические периоды. Таким образом, создание Санкт-Петербургского Центрального Училища технического рисования было подготовлено временем и дальновидный промышленник Александр Людвигович Штиглиц это хорошо понимал.

Центральное училище технического рисования барона Штиглица (ЦУТР) готовило «ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактур, а также учителей рисования». Его основатель считал главной задачей обеспечить художественную составляющую бурного экономического роста России и воспитать для русской промышленности профессионалов, способных достойно представить отечественные товары на международном рынке. При этом Штиглиц хорошо понимал, что неотъемлемой частью художественного образования всегда были копирование старых мастеров и изучение художественного наследия. А потому одновременно с училищем он создал Художественно-промышленный музей (говоря современным языком, музей дизайна), чьи фонды стали самым серьезным российским собранием предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, металла, керамики и тканей. На его нужды Штиглиц выделил 5 млн. руб. Днем основания музея при Училище принято считать 15 мая 1878 года, когда на одном из первых заседаний Совета Училища был впервые поставлен вопрос о необходимости создания художественной коллекции. Начало музейному собранию было положено летом 1879 года во время длительного заграничного путешествия. Результатом этой поездки стало приобретение музейных экспонатов и учебных пособий. В 1884 году в связи с довольно интенсивным ростом музейных фондов остро встал вопрос о строительстве специального здания для училищного музея, и 14 января 1885 года совет училища принимает решение поручить академику М. Е. Месмахеру составление архитектурного проекта здания музея. С началом строительства музей вступает в следующую стадию своего развития. Его организаторы изменили направленность коллекционерской деятельности: теперь на протяжении ряда лет музеем приобретаются одна за другой большие коллекции предметов прикладного искусства. Одной из характерных черт коллекции музея училища А. Л. Штиглица было то, что в ее собрания наравне с подлинными, уникальными экспонатами входило множество копий с различных произведений искусства, хранящихся в разных музеях мира. Это было связано с главной — учебной и просветительской целью художественно-промышленных музеев, призванных не только сохранять для потомков предметы старины, но и обучать будущих художников-прикладников на доступных им учебных пособиях. В музее, открытом для свободного посещения, хранили около 30 тысяч экспонатов — произведений русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVI–XIX веков, приобретенных в основном на средства жертвователя.

Здание самого училища возвели в 1879–1881 годах по проекту архитекторов А. И. Кракау и Р. А. Гедике. Непосредственное руководство строительством осуществлял опять же Месмахер, который и стал первым директором училища. Максимилиан Месмахер, академик архитектуры и профессор, возглавлял ЦУТР целых 18 лет, успешно сочетая проектную и строительную работу с педагогической деятельностью. В разработанной им программе профессиональное обучение состояло из общеобразовательного и специального курсов и было близко к академическому, рассчитанному на пять лет. Между ЦУТР и Строгановским училищем сразу обозначились отличия: московское тяготело к русской традиции, училище в Санкт-Петербурге, напротив, было западническим. Кроме того, учебное заведение Штиглица было на редкость демократичным — здесь обучались в смешанных группах и мальчики, и девочки. Там изучали все виды графики, живопись, лепку и проектирование для художественной промышленности.

 

10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.005 с.)