Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в спб. Деятельность архитектора М. Е. Месмахера – первого директора цутр и создателя музея прикладного искусства при училище.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1825 году в Москве графом С. Г. Строгановым была основана «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Появление подобного учреждения было обусловлено целым рядом предпосылок, сложившихся в России в начале XIX века. В тот период усилилась борьба русских промышленников с иностранными конкурентами, резко повысился массовый спрос на продукцию художественной промышленности, одновременно возросли эстетические требования к художественным изделиям. Однако в стране явно не хватало своих специалистов. Кроме того, в это время стал необходим специально подготовленный художник, который был бы связующим звеном между художественными ремеслами с их традиционной схемой передачи творческого мастерства «от отца к сыну» и новыми требованиями быстро развивающейся национальной промышленности. Важно отметить демократические основы, заложенные Строгановым: обучение и питание для большинства учеников были бесплатными, в училище принимались дети разночинцев и крепостных, а критерием зачисления на учёбу было не привилегированное положение родителей, а одаренность поступающего, его способности к рисованию, художественному творчеству.
Художественные изделия Строгановского училища привлекали внимание артистической публики, о них появляются многочисленные публикации. Особый успех они имели на международной выставке в Париже в 1900 году, где за свои работы Строгановское училище получило два Гран-при, три серебряных и бронзовую медали. 6 января 1876 года барон Александр Людвигович Штиглиц пожертвовал один миллион рублей — колоссальную по тому времени сумму — на устройство в Петербурге «училища прикладного рисования по примеру существующей в Москве строгановской школы». Известный финансист и промышленник, видный общественный деятель барон Штиглиц одним из первых в России осознал, что русской промышленности необходимы образованные художники, которые обеспечили бы качественным отечественным товарам возможность конкурировать на международном рынке. За четверть века до этого значительного для русской промышленности события 1851 году в Лондоне открыласьПервая Всемирная промышленная выставка, которую британцы до сих пор называют просто «Великая». Выставка имела огромный успех. Однако наряду с восторженными отзывами раздавались и критические замечания. На основе анализа ее экспозиции известный немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер написал статью «Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по улучшению вкуса народа в связи с Всемирной промышленной выставкой в Лондоне» (1852), в которой предложил пути преодоления отчужденности художника от продукции массового промышленного производства. Выход из кризиса видели в переосмыслении и реорганизации системы обучения художников, способных работать в современной промышленности. Одним из главных направлений подготовки таких специалистов должно быть изучение памятников художественных ремесел прошлых эпох. Осуществить это можно было путем соединения художественно-промышленных учебных заведений и музейных собраний произведений прикладного искусства, представлявших различные отрасли и исторические периоды. Таким образом, создание Санкт-Петербургского Центрального Училища технического рисования было подготовлено временем и дальновидный промышленник Александр Людвигович Штиглиц это хорошо понимал. Центральное училище технического рисования барона Штиглица (ЦУТР) готовило «ученых рисовальщиков для ремесел и мануфактур, а также учителей рисования». Его основатель считал главной задачей обеспечить художественную составляющую бурного экономического роста России и воспитать для русской промышленности профессионалов, способных достойно представить отечественные товары на международном рынке. При этом Штиглиц хорошо понимал, что неотъемлемой частью художественного образования всегда были копирование старых мастеров и изучение художественного наследия. А потому одновременно с училищем он создал Художественно-промышленный музей (говоря современным языком, музей дизайна), чьи фонды стали самым серьезным российским собранием предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, металла, керамики и тканей. На его нужды Штиглиц выделил 5 млн. руб. Днем основания музея при Училище принято считать 15 мая 1878 года, когда на одном из первых заседаний Совета Училища был впервые поставлен вопрос о необходимости создания художественной коллекции. Начало музейному собранию было положено летом 1879 года во время длительного заграничного путешествия. Результатом этой поездки стало приобретение музейных экспонатов и учебных пособий. В 1884 году в связи с довольно интенсивным ростом музейных фондов остро встал вопрос о строительстве специального здания для училищного музея, и 14 января 1885 года совет училища принимает решение поручить академику М. Е. Месмахеру составление архитектурного проекта здания музея. С началом строительства музей вступает в следующую стадию своего развития. Его организаторы изменили направленность коллекционерской деятельности: теперь на протяжении ряда лет музеем приобретаются одна за другой большие коллекции предметов прикладного искусства. Одной из характерных черт коллекции музея училища А. Л. Штиглица было то, что в ее собрания наравне с подлинными, уникальными экспонатами входило множество копий с различных произведений искусства, хранящихся в разных музеях мира. Это было связано с главной — учебной и просветительской целью художественно-промышленных музеев, призванных не только сохранять для потомков предметы старины, но и обучать будущих художников-прикладников на доступных им учебных пособиях. В музее, открытом для свободного посещения, хранили около 30 тысяч экспонатов — произведений русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVI–XIX веков, приобретенных в основном на средства жертвователя. Здание самого училища возвели в 1879–1881 годах по проекту архитекторов А. И. Кракау и Р. А. Гедике. Непосредственное руководство строительством осуществлял опять же Месмахер, который и стал первым директором училища. Максимилиан Месмахер, академик архитектуры и профессор, возглавлял ЦУТР целых 18 лет, успешно сочетая проектную и строительную работу с педагогической деятельностью. В разработанной им программе профессиональное обучение состояло из общеобразовательного и специального курсов и было близко к академическому, рассчитанному на пять лет. Между ЦУТР и Строгановским училищем сразу обозначились отличия: московское тяготело к русской традиции, училище в Санкт-Петербурге, напротив, было западническим. Кроме того, учебное заведение Штиглица было на редкость демократичным — здесь обучались в смешанных группах и мальчики, и девочки. Там изучали все виды графики, живопись, лепку и проектирование для художественной промышленности.
10.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.009 с.) |