Основные группы факторов социального прогресса, обусловившие эволюцию дизайна как вида предметного художественного творчества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные группы факторов социального прогресса, обусловившие эволюцию дизайна как вида предметного художественного творчества.



Влияние факторов научно-технического прогресса на эволюцию промышленных изделий разных видов, последовательно вытесняющихся и заменяемых друг другом. Обусловленность прогрессом науки и техники утилитарно и эстетически значимого формообразования вещей и предметной среды в разных сферах жизнедеятельности людей.

Первая группа факторов представлена факторами научно-технического прогресса – наука, техника и производство. Техника – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники – это облегчение и повышение эффективности человеческого труда, расширение возможностей людей в разнообразных процессах трудовой деятельности.

Развиваясь постоянно совершенствуясь, техника во взаимодействии с наукой является основой научно-технического прогресса общества. Наука в ходе исторического развития постепенно превратилась в производительную силу. Для нее характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развитие фундаментальных и прикладных исследований.

В условиях научно-технического прогресса складывается система «наука-техника-производство», наука все теснее смыкается с производством, которое все глубже и шире использует достижения науки, воплощая их в передовой технике и передовых технологиях. Так наука превращается в производительную силу общества, оказывая влияние на средства производства и людей. В свою очередь, производство все более становится технологическим применением науки, овеществленной силой знаний. Научно-технический прогресс тесно связан с социально-экономической стороной прогресса, основываясь на диалектике производственных сил и производственных отношений.

Влияние факторов научно-технического прогресса проявляется в дизайне технических изделий, формообразование которых в своем развитии обусловлено внедрением в технику новых научных открытий, позволяющих по-новому решать задачи использования новых конструкционных и отделочных материалов, использовать новые технологии, повышая потребительский уровень разрабатываемой продукции. Примерами изделий, испытывающих активное влияние таких факторов на формо- и стилеобразование являются бытовые машины, легковой автотранспорт, приборы различного назначения, мебель и оборудование жилища и зданий общественного назначения. Открытия и изобретения в области записи и воспроизведения звука, применявшиеся в сфере быта, неоднократно изменяли не только техническое устройство, но внешний облик аппарата. Например, фонограф, изобретенный в конце 19 века, был заменен граммофоном, а позже патефон – электрофоном. С начала 60-ых годов электропроигрыватели с грампластинками приобрели иную форму, иное композиционное и стилевое решение. К 90 годам облик лазерных проигрывателей приблизился к облику современных стационарных кассетных магнитофонов.

В дизайне мебели 60-70 годов использовали для ее изготовления различные виды пластмасс, металла, прозрачного стекла, пластика.

В результате достижения в технике, технологии и дизайне промышленных изделий впоследствии были вытеснены другими модными инновациями, базирующимися на социально-культурных факторах.

Следующая группа факторов – это характерные особенности средств и приемов формообразования и стилеобразования различных объектов художественного творчества, порождаемые концепциями тех или иных художественных направлений, течений, школ, индивидуальным стилем творца произведений искусства или дизайна. Эти факторы проявляются в таких традиционных для предметного художественного творчества объектах как ткани, одежда, посуда, украшения, мебель. Несмотря на значительную обусловленность формы многих объектов функцией, конструкцией, технологией, оригинальность их художественно-образного решения зависит от композиционно-стилевых приемов формообразования. Так, Вальтер Гропиус, преподаватели и ученики сформировали направление стилеобразования – стиль Баухауза – и в этом стилевом направлении разрабатывались и выпускались мебель, светильники, посуда, обои, ткани и др.

И последняя группа факторов – это различие утилитарных, эстетических и символических предпочтений разных контингентов потребителей, составляющих основу для формирования поливариантности сменяющих друг друга модных течений, направлений стилеобразования объектов моды. В этих факторах проявляются вторичные, неявные ценности моды, которые в отличие от первичных, представляющих собой внешнее воплощение ценностей моды и разделяемых всеми участниками моды, различны для разных социальных групп общества и индивидов. Новые идеи, предлагаемые дизайнерами должны быть доступными для восприятия тех или иных слоев населения. В большинстве ассортиментных групп и видов изделий бытового назначения объекты дизайнпроектирования должны соответствовать реально существующему разнообразию утилитарных и эстетических запросов потребителей.

 

16.

Влияние факторов социально-экономического прогресса на повышение уровня жизни (при его социально-структурной дифференциации), на развитие массового производства и массового потребления изделий – товаров, расширение и обновление их ассортимента, и повышение уровня потребительских свойств.

Социально-экономический прогресс приводит к повышению уровня жизни общества в целом. Дизайн является одним из факторов социально-экономического прогресса. Цель дизайна как феномена современной культуры - активное содействие повышению качества жизни путем формирования гармоничной предметной среды во всех сферах жизнедеятельности людей, наиболее полно удовлетворяющей их материальные и духовные потребности. Дизайн включен в общий процесс проектирования различных видов изделий – продуктов промышленного производства, и не может игнорировать актуальные для производства и сбыта продукции требования рентабельности, экономической эффективности, прибыльности как промышленных, так и торговых предприятий. Проектирование вещей методами дизайна рассчитано на индустриальное, машинное производство, часто крупносерийное, т.е. массовое. Поэтому продукция дизайна часто обезличена. Дизайнер не знает в лицо своего потребителя, хотя обязательно моделирует в процессе творчества утилитарные и эстетические требования, запросы, предпочтения, ценностные ориентации определенных групп потребителей, на которых рассчитан объект. Так же используется принцип серийности. В условиях массового потребления, при большой конкуренции необходимо учитывать требования унификации, стандартизации, экономичности (минимизация затрат материалов, энергии, труда, эффективное использование технологического оборудования). Активно используются принципы модульных систем как основы комплексных дизайн-разработок, а также принципы комбинаторики, комбинаторного агрегатирования как средства проектирования, связанного с модульностью. Повышение эффективности потребления зависит от надежности и долговечности изделия, и от его безотказной эксплуатации, а так же сокращение расходов потребления на энергию, расходные материалы, комплектующие и пр.

Помимо этого дизайн формирует ассортимент. Методика формирования ассортимента промышленных изделий на базе проектно-технологического подхода к его разработке средствами дизайна. Оптимальный ассортимент – это необходимая и достаточная систематизированная совокупность товаров, соответствующая в данный период времени по структуре, разнообразию моделей и объемам поставок товаров каждой группы, вида, типа оптимальной структуре потребностей населения и платежеспособному спросу. Каждая модель ассортимента по уровню потребительских свойств должна соответствовать комплексу потребительских требований, предъявляемых к изделиям определенного типа и иметь свой потребительский адрес.

Потребительские свойства (надежность в потреблении, эргономика, экологичность, эстетичность). В условиях рыночной социально ориентированной экономики найдены способы повышения уровня потребительских свойств – организация по контролю качества, общества защиты прав потребителя, крупные дизайн-центры, ориентированные на повышение качества отечественной продукции, разработанной методами дизайна.

 

17.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.005 с.)